Разминка, врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание»
Роль разминки, в подготовке организма к предстоящей работе велика, т. к. к условно — рефлекторным механизмам предстартовых состояний присоединяются, безусловно — рефлекторные реакции, вызываемые работой мышц.
Разминка– комплекс общих и специальных упражнений, выполняемых перед тренировкой или соревнованием и, способствующих ускорению процесса врабатывания, и повышению работоспособности.
Физиологические эффекты разминки разнообразны. Разминка повышает возбудимость и активность сенсорных, моторных и вегетативных центров, усиливает деятельность эндокринных желез, создавая тем самым условия для более эффективной регуляции вегетативных и моторных функций при последующей работе. Повышенная температура тела и работающих мышц, увеличивает активность ферментов и скорость биохимических реакций в мышечных волокнах, усиливает возбудимость и лабильность мышц, и скорость их сокращения.
Разминка усиливает работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, МОК, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат, повышается (благодаря увеличению температуры тела) интенсивность диссоциации оксигемоглобина в тканях.
Разминка бывает общей и специальной.
Общая разминка представляет собой ряд однотипных упражнений, решающих следующие задачи:
— нормализацию психомоторного состояния;
— постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.
Общая разминка должна заканчиваться не ранее потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличивается. В то же время, при повышении температуры тела, более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения работающих тканей.
Специальная разминка решает следующие задачи:
— восстановление двигательного динамического стереотипа:
— подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.
В специальной разминке применяются упражнения, специфичные для данного вида спорта (бег – для бегуна, работа с мячом – для волейболиста, работа на снарядах – для гимнаста). В такой работе оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Так как при выполнении специальных упражнений, в работу будут включаться те отделы опорно-двигательного аппарата, на которые приходится основная нагрузка, то их состояние в большей степени будет приближаться к более эффективному выполнению упражнений. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало
Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными особенностями, погодой, предстартовым состоянием и т.д.
После окончания разминки до начала основной работы походит некоторое время. Период этого времени не должен снижать физиологические функции, но должен сохранять высокую активность терморегуляции и двигательного динамического стереотипа. Этим требованиям соответствует период от 5 до 8 минут (это сугубо индивидуально, зависит от погоды и состояния).
Периоды покоя и работы характеризуются относительно устойчивым состоянием функций организма, с отлаженной их регуляцией. Между ними имеются два переходных периода врабатывания (от покоя к работе) и восстановления (от работы к покою). Постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения спортивных упражнений называется врабатыванием. В это время происходят перестройки нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый, более напряженный, режим деятельности и улучшение координации движений.
Врабатываемостьразличных функций отличается гетерохронностью, т.е. разновременностью, и увеличением вариативности их показателей. Скорость усиления деятельности физиологических систем во время врабатывания неодинакова. Двигательный аппарат, обладающий высокой возбудимостью и лабильностью, на новый рабочий уровень настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Сначала быстро врабатываются двигательные функции, а затем более инертные вегетативные. Из вегетативных показателей быстрее всего нарастают до рабочего уровня частотные параметры — частота сердечных сокращений и дыхания, затем объемные характеристики — ударный и минутный объемы крови, глубина вдоха и минутный объем дыхания. Так, например, во время интенсивного бега максимальная скорость движения достигается к 5-6 секунде. Расширение артериальных сосудов мышц происходит за 60-90 секунд, а ЧСС, СО и МОК достигают максимальных величин только через 1,5-2 минуты. В связи с тем, что транспорт кислорода усиливается постепенно, в начале любой работы сокращение мышц осуществляется в основном в анаэробных условиях. Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При нетяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается во время самой работы. При выполнении субмаксимальных и максимальных физических упражнений, возникающий дефицит кислорода ликвидируется после завершения работы, составляя часть общего кислородного долга. Скорость изменения физиологических функций во время врабатывания зависит от интенсивности (мощности) выполняемой работы. Чем больше мощность, тем быстрее происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При одинаковых по характеру и мощности упражнениях врабатывание происходит тем быстрее, чем выше уровень тренированности человека. Период врабатывания может завершаться появлением «мертвой точки». Она возникает у недостаточно подготовленных спортсменов в результате дискоординации двигательных и вегетативных функций. При слишком интенсивных движениях и замедленной перестройке вегетативных процессов нарастает заметный кислородный долг, возникает тяжелое субъективное состояние. Происходит рост содержания лактата в крови, рН крови снижается до 7,2 и менее. У спортсмена наблюдаются одышка и нарушение сердечного ритма (аритмия, экстрасистолия), уменьшается жизненная емкость легких. В этот период работоспособность резко падает. Она возрастает лишь после волевого преодоления «мертвой точки», когда открывается «второе дыхание», или в результате снижения интенсивности работы. Подобное состояние может неоднократно повторяться во время длительной работы при повышениях ее мощности, неадекватных возможностям спортсмена.
Источник
Физическая культура в режиме трудового дня
Особенности целесообразного использования физической культуры непосредственно в рамках трудового процесса определяются содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы физической культуры, которые содействуют повышению производительности и эффективности труда.
Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет в основном три формы: 1) вводная гимнастика; 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки. Для понимания их сути и отличительных особенностей необходимо рассмотреть динамику работоспособности человека в течение рабочего дня, поскольку непосредственный смысл всех этих форм производственной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, в содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих.
Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при достаточно высоком темпе трудовых действий, при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стабилизируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чередование трех периодов:
— период врабатывания (примерно первые 1—2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности, концентрируется внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точность рабочих операций;
—период стабилизации (средняя продолжительность 4—5 ч). В этот период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности;
—период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительности труда.
Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва.
После обеда снова требуется дополнительное время врабатывания, которое значительно короче, чем начальное утреннее врабатывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза относительно устойчивого состояния работоспособности более коротк. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы.
Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер производственной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика).
Вводная гимнастика— организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание — это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования.
Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здоровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5— 7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6—8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений.
Физкультурная пауза— выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного от
дыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при умеренной напряженности труда) проводят через 2,5—3 ч после начала работы, а последующую — через 1,5—2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5—7 упражнений. Упражнения должны подбираться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые движения отличаются большим разнообразием, то широко применяются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.
Физкультурные минутыпредставляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения. Основное назначение физкультминуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. Число и периодичность включения физкультминуток в трудовой процесс так же, как и при использовании физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики.
Для поддержания высокой работоспособности, активизации восстановительных процессов и профилактики негативных профессиональных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме производственной гимнастики дополнительно предусматриваются занятия физическими упражнениями вне рамок процесса труда, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжительные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, обще-развивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в послерабочее время до выхода с территории предприятия (физические упражнения рекреационного и коррегирующего характера в комплексе с сауной, контрастным душем, сеансы психорегуляции и т.п.).
Источник
Значение разминки для врабатывания и формирования состояния устойчивой работоспособности. Физиологические эффекты разминки.
Предстартовое состояние
Физиологиеские механизмы предстартового состояния. До начала мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем. Онизависят от того, насколько трудна предстоящая мышечная работа, а также от масштаба и ответственности пред-, стоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающий до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоянием.
Различают раннее предстартовое состояние, возникающее за несколько дней до соревнований, предстартовое состояние — с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний — и стартовое состояние, возникающее за несколько минут или секунд до старта.
Предстартовые изменения функционального состояния спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которой происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости центральной нервной системы, созданием двигательной доминанты, характерной для данного вида мышечной деятельности. Повышение возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров приводит к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности н изменению состава крови.
Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержания адреналина в крови. В предстартовом состоянии отмечается Парасимпатический эффект в затруднении дыхания и ощущении чувства стеснения в груди вследствие спазма мелких бронхов. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, а повышении концентрации молочной кислоты. Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условно-рефлекторный характер.. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больших полушарий на центры вегетативных функций.
Врожденные рефлексы, связанные с мышечной деятельностью, являются составными элементами в сложной системе управления предстартовыми реакциями. Наряду с обстановочными раздражителями условными сигналами становятся вид тренирующихся, словесная информация о составе команды противника, воображаемые спортивные ситуации. С видом потенциального или уже известного соперника связано проявление страха, неуверенности в собственных силах.
Подобное состояние характерно и для тех случаев, когда спортсмен готовится выполнить технически сложное упражнение. Мысленное его воспроизведение, с опасением за возможный срыв в наиболее сложной» части (например, выполнение соскока в гимнастической комбинации), может привести к разрушению сложившейся двигательной структуры. Такие случаи иногда наблюдаются при выполнении упражнений на гимнастическом бревне или на коне; неудачное выполнение упражнения первым гимнастом вызывает неуверенность у остальных гимнастов, с возможными последующими срывами.
Мысленное воспроизведение реальных двигательных ситуаций используется спортсменами непосредственно перед выполнением упражнений. Эта своеобразная двигательная настройка на предстоящую деятельность также носит условнорефлекторный характер. Условными раздражителями в этом случае являются мысленные представления о движении. Второсигнальные раздражители, опосредованные мышечными ощущениями, становятся для человека не менее сильными, чем внешняя среда, раздражителями.
Двигательные представления, возникающие как результат сознательного (т. е. облеченного словом) воспроизведения двигательной ситуации, вызывают изменения вегетативных функций, подобные тем, которые возникают во время мышечной работы. Сознательное воспроизведение двигательных действий вызывает изменения в функциях внутренних органов в том случае, если человек никогда в подобных ситуациях не находился.
Условнорефлекторные изменения могут носить специфический характер. Так, чем интенсивнее предстоящая работа, тем интенсивнее и предстартовые сдвиги. Отмечено, что у прыгунов в высоту пульс тем чаще, чем выше поднята планка. Содержание глюкозы и молочной кислоты в крови в предстартовом состоянии нарастает тем больше, чем интенсивнее предстоящая мышечная деятельность.
Влияние социальных и психических факторов на выраженность предстартовых реакций. Специфичность предстартовых изменений в ряде случаев затушевывается влиянием эмоциональных факторов. Социальная значимость соревнований, ответственность за командные результаты вызывают большой эмоциональный накал вне зависимости от предстоящей мышечной работы. Это приводит к сглаживанию специфичности реакций со стороны внутренних органов. В таких условиях, например, у метателей диска и бегунов на дистанцию 1500 м может не наблюдаться существенных различий в стартовых изменениях вегетативных функций. Отчетливая разница в величине сдвигов вегетативных функций наблюдается перед соревнованиями перед тренировочными занятиями. Психологически предстартовое состояние может проявляться в виде боевой готовности, стартовой лихорадки или стартовой апатии. Состояние боевой готовности характеризуется умеренным повышением возбудимости и лабильности нервных центров. Функциональное состояние отдельных органов и систем находится на оптимальном уровне, обеспечивающем готовность к выполнению работы.
Состояние стартовой лихорадки отличается от состояния боевой готовности повышенной возбудимостью, раздражительностью, склонностью к конфликтным отношениям с преподавателем и товарищами. Объективно отмечается уменьшение латентного периода простого двигательного рефлекса и ослабление дифференцировочного торможения, выражающегося в растормаживаинии дифференцировок.
Чрезмерное стартовое возбуждение может перерасти в свою противоположность — стартовую апатию. В этом случае начинают преобладать процессы охранительного торможения. Деятельность внутренних органов угнетается. Понижаются показатели двигательных функций: увеличивается скрытое время двигательного рефлекса, ухудшается последовательное и дифференцировочное торможение. Наблюдается и понижение уровня окислительных процессов.
Как чрезмерное возбуждение, так и стартовая апатия может быть нормализована комплексом психогенных факторов: созданием спокойной рабочей обстановки, упорядоченным ходом соревнований, своевременной целенаправленной разминкой. Важное значение в нормализации психического состояния спортсмена имеют элементы внушения и самовнушения (аутогенная тренировка). Особое значение аутогенная тренировка приобретает в нормализации физиологических и психических функций в раннем предстартовом состоянии.
В отличие от предстартового состояния, возникающего при действии как первосигнальных, так и словесных раздражителен, раннее предстартовое состояние связано главным образом с мысленным воспроизведением предстоящей спортивной борьбы. Слово в данном случае является главным раздражителем, вызывающим изменения в функциях человеческого организма. Эти изменения могут носить и отрицательный характер <расстройство сна, потеря аппетита, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы).
Предстартовые реакции изменяются с возрастом. У детей младшего школьного возраста и подростков не всегда удается установить закономерные связи между степенью предстартовых изменений и величиной предстоящей нагрузки. В юношеском возрасте величина предстартовых изменений тем больше, чем сложнее предстоящая работа или соревнования. Это является следствием повышения роли второсигнальных раздражителей в регулировании функционального состояния.. Неадекватность или меньшая выраженность предстартовых изменений у детей младшего школьного возраста и подростков связана с недостаточным опытом, необходимым для упрочения и тонкого дифференцирования условнорефлекторных двигательных реакции.
Разминка
Как бы благоприятны и значительны ни были предстартовые сдвиги, они не обеспечивают ту степень работоспособности, которая необходима спортсмену в условиях предстоящей мышечной деятельности. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей работе достигается разминкой. Разминка имеет важное значение и в регуляции предстартового состояния. Если в предстартовом состоянии у спортсмена преобладают тормозные процессы, мышечная деятельность, повышая общую возбудимость центральной нервной системы, способствует снятию тормозного состояния, обеспечивает повышение обмена веществ. Разминка снимает и чрезмерное возбуждение, характерное для стартовой лихорадки.
Разминка делится на общую и специальную части. Средствами общей части могут быть упражнения, неспецифические для данного вида спорта. Упражнения специальной части по своей структуре, темпу, ритму, величине мышечных усилий должны соответствовать соревновательным. В результате разминки повышается теплопродукция, уменьшается вязкость разогревшихся мышц, увеличивается эластичность связочного аппарата.
Специальная часть разминки, помимо общего воздействия на организм, должна создавать оптимальные предпосылки для повышения возбудимости тех звеньев нервно-мышечного аппарата, которые заняты в выполнении основного соревновательного упражнения. Разминка имеет специфические особенности в зависимости от интенсивности предстоящей работы.
Основной задачей разминки перед работой максимальной и субмаксимальной мощности является мобилизация процессов анаэробного обмена, повышение возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата. Разминка перед работой умеренной и большой интенсивности должна способствовать более быстрому развертыванию аэробных процессов обмена и наступлению устойчивого состояния на дистанции.
Для достижения высокой лабильности нервно-мышечного аппарата и развертывания анаэробных процессов в разминку включаются преимущественно интенсивные упражнения с короткими интервалами отдыха. Мобилизация аэробных процессов достигается сочетанием скоростных упражнений с продолжительными, малоинтенсивным и упражнениями.
Время разминки колеблется от 10 до 30 мин. Оно подвержено значительным индивидуальным колебаниям. Желательно добиваться в разминке обильного потоотделения. Вместе с тем разминка не должна сопровождаться утомлением. Интервал отдыха между окончанием разминки и стартом колеблется в зависимости от интенсивности разминки от 1—2 до 12—15 мин. От продолжительности отдыха между окончанием разминки и соревновательным упражнением зависит степень успешности его выполнения.
Наряду с физическими упражнениями средством разминки может служить согревающий и разминочный массаж. Для снятия чрезмерного предстартового возбуждения полезен успокаивающий массаж, а при возникновении апатии — мобилизирующий массаж. Эффективность физиологического воздействия массажа повышается при использовании средств психорегулирующей тренировки.
Врабатывание
Врабатывание — это процесс постепенного повышения работоспособности, наблюдающийся при выполнении физических упражнений. В результате врабатывания организм приспосабливается к выполнению предстоящей работы. Постепенное нарастание работоспособности объясняется инертностью отдельных органов и систем. Снятию этой инертности способствует усиление импульсов с проприоцепторов мышц. При этом происходит сонастройка ритмов активности корковых, стволовых и спинномозговых нервных центров.
В основе врабатываемости лежат процессы, связанные с изменением функционального состояния нервных центров, формированием характерной для данного вида мышечной деятельности двигательной доминанты, а также физиологические изменения в двигательных и вегетативных функциях, ведущие к повышению работоспособности. Врабатывание отдельных систем человеческого организма происходит неравномерно. Двигательный аппарат достигает оптимальной работоспособности быстрее, чем вегетативные системы. Частота сердечных сокращений может достигать близких к предельным значений уже к концу 1-й минуты. Однако наибольший минутный объем крови наблюдается только к 3—5-й минуте работы,
Период врабатываемости зависит от интенсивности работы. При кратковременной работе большой интенсивности период врабатываемости короче, чем при работе умеренной интенсивности. Это объясняется тем, что достижение максимальной анаэробной производительности, за счет которой осуществляется энергетическое обеспечение кратковременной мышечной работы, происходит значительно быстрее, чем развертывание реакций дыхательного фосфорнлнровання.
Время достижения относительно стабильной частоты пульса при выполнении циклических упражнении большой мощности колеблется в пределах 3—4 мин (через 3—4 мин бега на 5000 м частота сердечных сокращений отличается от ее значений на финише на 9—10%). Не отмечено существенной разницы во времени врабатывания при пробегании дистанции 5000 м в условиях соревновании и тренировки.
Спортсмены высокого класса в соревнованиях быстрее, чем спортсмены низших разрядов, достигают относительно стабильной частоты пульса Частота пульса во время пробегання дистанций 100 ч 1500 м как в условиях соревнований, так и на тренировке увеличивается до конца пробега.
Возрастные изменения врабатываемости и проявляются в относительно меньшем периоде вхождения в работу у детей школьного возраста по сравнению со взрослыми спортсменами. Этому способствуют высокая возбудимость и функциональная подвижность нервной системы у детей. Определенное значение для ускорения врабатываемости у детей имеют более значительные, чем у взрослых, величины легочной вентиляции и минутного объема крови на 1 кг массы, а также более широкий по сравнению со взрослыми относительный просвет капиллярного русла.
При работе на велоэргометре подростки 12—14 лет достигают стабильности в показателях легочной вентиляции и потреблении кислорода на 2—3-й минуте. У взрослых эта стабильность наступает значительно позже. В плавании на 400 м скорость и длина гребка у юных спортсменов стабилизируются к 50—75 м дистанции. У взрослых спортсменов стабилизация темпа, скорости и длины гребков отмечается только через 150—200 м.
Форсирование процесса врабатывання сопровождается нарушением согласованности в работе двигательного аппарата и внутренних органов. Это проявляется, в частности, в возникновении экстрасистолической аритмии у отдельных спортсменов в период врабатывания.
«Мертвая точка» и «второе дыхание»
При выполнении длительной мышечной работы может возникнуть состояние резкого понижения работоспособности, сопровождающееся субъективными ощущениями полного изнеможения и невозможности продолжать работу. Это состояние получило название «мертвой точки».
Падение скорости, а следовательно, и мощности работы сопровождается параллельным возрастанием потребления кислорода. Это свидетельствует о снижении экономичности мышечной деятельности: энергетическая стоимость единицы работы повышается. Дыхание учащается, глубина его понижается. Частота сердечных сокращении возрастает, максимальное артериальное давление достигает 220—240 мм рт. ст. В крови резко увеличивается парциальное давление СО;— результат нейтрализации продуктов неполного обмена буферными «системами крови.
Снижение буферных резервов крови сопровождается нарушением кислотно-щелочного равновесия со сдвигом реакции крови в кислую сторону. Изменение реакции внутренней среды организма приводит к расстройству функций внутренних органов и к рассогласованности в работе двигательного и вегетативного аппарата.
Физиологической основой «мертвой точки» является несоответствие между мощностью работы и возможностями ее вегетативного обеспечения вследствие расстройства центральных механизмов регуляции двигательных и вегетативных функций. Электроэнцефалографические исследования, проведенные в состоянии «мертвой точки», свидетельствуют о преобладании тормозного процесса в корковых центрах. В электроэнцефалограмме наблюдается отчетливое подавление синхронизированной медленной фоновой активности и появление асинхронной высокочастотной активности.
Изменению баланса нервных процессов в высших регуляторных центрах способствуют сдвиги во внутренней среде организма, возникающие при накоплении недоокисленных продуктов обмена в крови. По физиологическим механизмам развития «мертвая точка» не имеет принципиальных отличии от утомления н может рассматриваться как одна из форм его проявления.
Тяжесть протекания «мертвой точки» находится в зависимости от уровня тренированности спортсмена. Чем более тренирован спортсмен, тем легче протекает у него это состояние. Слабо выраженные субъективные признаки протекания «мертвой точки» дают основании говорить об ее отсутствии у высококвалифицированных спортсменов.
Если спортсмен продолжает работу во время «мертвой .точки», то это состояние сменяется «вторым дыханием». Субъективно «второе дыхание» воспринимается как резкий спад напряжения, появление необычной легкости движений, готовности продолжать работу. Объективно отмечается установление глубокого и ритмичного дыхания, восстановление кислотно-щелочного равновесия крови, ритмичности и высокой эффективности движений. Нормализуются регуляторные влияния со стороны центральной нервной системы.
Снижение мощности работы во время «мертвой точки» — одна из главных причин появления «второго дыхания». Восстановлению нормального соотношения в функциях вегетативного и двигательного аппарата способствуют гуморальные сдвиги. Накопление СО2 в крови повышает возбудимость дыхательного центра. Появление ритмичного и глубокого дыхания сопровождается выведением избытка СО2, восстановлением нормального кислотно-щелочного равновесия крови. Это прежде всего отражается на функциональном состоянии центрального аппарата регуляции вегетативных и двигательных функций.
Наступление «второго дыхания» не всегда связано с уровнем тренированности. Некоторые хорошо тренированные спортсмены никогда не испытывали этого состояния. В то же время у спортсменов с низкой степенью тренированности как субъективно, так и объективно наблюдались отчетливые признаки «второго дыхания».
Источник