Это физические упражнения перед началом работы для сокращения времени врабатывания

Разминка, врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание»

Роль разминки, в подготовке организма к предстоящей работе велика, т. к. к условно — рефлекторным механизмам предстартовых состояний присоединяются, безусловно — рефлекторные реакции, вызываемые работой мышц.

Разминка– комплекс общих и специальных упражнений, выполняемых перед тренировкой или соревнованием и, способствующих ускорению процесса врабатывания, и повышению работоспособности.

Физиологические эффекты разминки разнообразны. Разминка повышает возбудимость и активность сенсорных, моторных и вегетативных центров, усиливает деятельность эндокринных желез, создавая тем самым условия для более эффективной регуляции вегетативных и моторных функций при последующей работе. Повышенная температура тела и работающих мышц, увеличивает активность ферментов и скорость биохимических реакций в мышечных волокнах, усиливает возбудимость и лабильность мышц, и скорость их сокращения.

Разминка усиливает работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, МОК, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат, повышается (благодаря увеличению температуры тела) интенсивность диссоциации оксигемоглобина в тканях.

Разминка бывает общей и специальной.

Общая разминка представляет собой ряд однотипных упражнений, решающих следующие задачи:

— нормализацию психомоторного состояния;

— постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

Общая разминка должна заканчиваться не ранее потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличивается. В то же время, при повышении температуры тела, более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения работающих тканей.

Специальная разминка решает следующие задачи:
— восстановление двигательного динамического стереотипа:

— подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.

В специальной разминке применяются упражнения, специфичные для данного вида спорта (бег – для бегуна, работа с мячом – для волейболиста, работа на снарядах – для гимнаста). В такой работе оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Так как при выполнении специальных упражнений, в работу будут включаться те отделы опорно-двигательного аппарата, на которые приходится основная нагрузка, то их состояние в большей степени будет приближаться к более эффективному выполнению упражнений. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало

Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными особенностями, погодой, предстартовым состоянием и т.д.

После окончания разминки до начала основной работы походит некоторое время. Период этого времени не должен снижать физиологические функции, но должен сохранять высокую активность терморегуляции и двигательного динамического стереотипа. Этим требованиям соответствует период от 5 до 8 минут (это сугубо индивидуально, зависит от погоды и состояния).

Периоды покоя и работы характеризуются относительно устойчивым состоянием функций организма, с отлаженной их регуляцией. Между ними имеются два переходных периода врабатывания (от покоя к работе) и восстановления (от работы к покою). Постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения спортивных упражнений называется врабатыванием. В это время происходят перестройки нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый, более напряженный, режим деятельности и улучшение координации движений.

Врабатываемостьразличных функций отличается гетерохронностью, т.е. разновременностью, и увеличением вариативности их показателей. Скорость усиления деятельности физиологических систем во время врабатывания неодинакова. Двигательный аппарат, обладающий высокой возбудимостью и лабильностью, на новый рабочий уровень настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Сначала быстро врабатываются двигательные функции, а затем более инертные вегетативные. Из вегетативных показателей быстрее всего нарастают до рабочего уровня частотные параметры — частота сердечных сокращений и дыхания, затем объемные характеристики — ударный и минутный объемы крови, глубина вдоха и минутный объем дыхания. Так, например, во время интенсивного бега максимальная скорость движения достигается к 5-6 секунде. Расширение артериальных сосудов мышц происходит за 60-90 секунд, а ЧСС, СО и МОК достигают максимальных величин только через 1,5-2 минуты. В связи с тем, что транспорт кислорода усиливается постепенно, в начале любой работы сокращение мышц осуществляется в основном в анаэробных условиях. Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При нетяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается во время самой работы. При выполнении субмаксимальных и максимальных физических упражнений, возникающий дефицит кислорода ликвидируется после завершения работы, составляя часть общего кислородного долга. Скорость изменения физиологических функций во время врабатывания зависит от интенсивности (мощности) выполняемой работы. Чем больше мощность, тем быстрее происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При одинаковых по характеру и мощности упражнениях врабатывание происходит тем быстрее, чем выше уровень тренированности человека. Период врабатывания может завершаться появлением «мертвой точки». Она возникает у недостаточно подготовленных спортсменов в результате дискоординации двигательных и вегетативных функций. При слишком интенсивных движениях и замедленной перестройке вегетативных процессов нарастает заметный кислородный долг, возникает тяжелое субъективное состояние. Происходит рост содержания лактата в крови, рН крови снижается до 7,2 и менее. У спортсмена наблюдаются одышка и нарушение сердечного ритма (аритмия, экстрасистолия), уменьшается жизненная емкость легких. В этот период работоспособность резко падает. Она возрастает лишь после волевого преодоления «мертвой точки», когда открывается «второе дыхание», или в результате снижения интенсивности работы. Подобное состояние может неоднократно повторяться во время длительной работы при повышениях ее мощности, неадекватных возможностям спортсмена.

Источник

Физическая культура в режиме трудового дня

Особенности целесообразного использования физической куль­туры непосредственно в рамках трудового процесса определяются содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы физи­ческой культуры, которые содействуют повышению производи­тельности и эффективности труда.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая куль­тура представлена главным образом производственной гимнасти­кой, которая имеет в основном три формы: 1) вводная гимнасти­ка; 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки. Для понимания их сути и отличительных особенностей необходимо рассмотреть ди­намику работоспособности человека в течение рабочего дня, по­скольку непосредственный смысл всех этих форм производствен­ной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном опера­тивном управлении динамикой работоспособности, в содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих.

Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при достаточно высоком темпе трудовых действий, при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стаби­лизируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чере­дование трех периодов:

период врабатывания (примерно первые 1—2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настрой­ка в различных системах организма, в частности, концентрирует­ся внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точ­ность рабочих операций;

период стабилизации (средняя продолжительность 4—5 ч). В этот период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности;

период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительно­сти труда.

Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва.

После обеда снова требуется дополнительное время врабаты­вания, которое значительно короче, чем начальное утреннее врабатывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза отно­сительно устойчивого состояния работоспособности более корот­к. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологичес­кая реакция на момент предстоящего окончания работы.

Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер про­изводственной деятельности, психическая нагрузка, гигиеничес­кие условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика).

Вводная гимнастика— организованное, систематическое выпол­нение специально подобранных физических упражнений перед на­чалом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание — это период времени, который необходим для перехо­да с одного на другой, более высокий уровень функционирования.

Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здо­ровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5— 7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6—8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих раз­ностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстано­вить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхожде­нию в темп и ритм рабочих движений.

Физкультурная пауза— выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного от дыха для профилактики снижения работоспособности в течение ра­бочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении пер­вых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при уме­ренной напряженности труда) проводят через 2,5—3 ч после начала работы, а последующую — через 1,5—2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5—7 упражнений. Упражнения должны подби­раться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые дви­жения отличаются большим разнообразием, то широко применяют­ся растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.

Физкультурные минутыпредставляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения. Основное назначение физкультми­нуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить де­ятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковре­менный отдых организму. Число и периодичность включения физ­культминуток в трудовой процесс так же, как и при использова­нии физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режи­ме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики.

Для поддержания высокой работоспособности, активизации вос­становительных процессов и профилактики негативных профессио­нальных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме произ­водственной гимнастики дополнительно предусматриваются заня­тия физическими упражнениями вне рамок процесса труда, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжитель­ные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, обще-развивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в послерабочее время до выхода с территории предприятия (физичес­кие упражнения рекреационного и коррегирующего характера в комп­лексе с сауной, контрастным душем, сеансы психорегуляции и т.п.).

Источник

Значение разминки для врабатывания и формирования состояния устойчивой работоспособности. Физиологические эффекты разминки.

Предстартовое состояние

Физиологиеские механизмы предстартового состояния. До начала мышечной деятельности в организме спортсмена проис­ходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и си­стем. Онизависят от того, насколько трудна предстоящая мы­шечная работа, а также от масштаба и ответственности пред-, стоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающий до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоя­нием.

Различают раннее предстартовое состояние, возникающее за несколько дней до соревнований, предстартовое состояние — с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний — и стартовое состояние, возникающее за несколько минут или се­кунд до старта.

Предстартовые изменения функционального состояния спорт­смена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которой проис­ходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризу­ются повышением возбудимости центральной нервной системы, созданием двигательной доминанты, характерной для данного вида мышечной деятельности. Повышение возбудимости дыха­тельного и сосудодвигательного центров приводит к увеличе­нию легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности н изменению состава крови.

Мобилизация функций желез внутренней секреции, в част­ности надпочечников, сопровождается увеличением содержания адреналина в крови. В предстартовом состоянии отмечается Парасимпатический эффект в затруднении дыхания и ощущении чувства стеснения в груди вследствие спазма мелких бронхов. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, а повышении концентрации молочной кислоты. Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условно-рефлекторный характер.. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с дви­гательных зон коры больших полушарий на центры вегетатив­ных функций.

Врожденные рефлексы, связанные с мышечной деятельно­стью, являются составными элементами в сложной системе управления предстартовыми реакциями. Наряду с обстановочными раздражителями условными сиг­налами становятся вид тренирующихся, словесная информация о составе команды противника, воображаемые спортивные си­туации. С видом потенциального или уже известного соперника связано проявление страха, неуверенности в собственных силах.

Подобное состояние характерно и для тех случаев, когда спортсмен готовится выполнить технически сложное упражне­ние. Мысленное его воспроизведение, с опасением за возмож­ный срыв в наиболее сложной» части (например, выполнение соскока в гимнастической комбинации), может привести к раз­рушению сложившейся двигательной структуры. Такие случаи иногда наблюдаются при выполнении упражнений на гимнасти­ческом бревне или на коне; неудачное выполнение упражнения первым гимнастом вызывает неуверенность у остальных гимна­стов, с возможными последующими срывами.

Мысленное воспроизведение реальных двигательных ситуа­ций используется спортсменами непосредственно перед выпол­нением упражнений. Эта своеобразная двигательная настройка на предстоящую деятельность также носит условнорефлектор­ный характер. Условными раздражителями в этом случае явля­ются мысленные представления о движении. Второсигнальные раздражители, опосредованные мышечными ощущениями, ста­новятся для человека не менее сильными, чем внешняя среда, раздражителями.

Двигательные представления, возникающие как результат сознательного (т. е. облеченного словом) воспроизведения дви­гательной ситуации, вызывают изменения вегетативных функций, подобные тем, которые возникают во время мышечной работы. Сознательное воспроизведение двигательных действий вызывает изменения в функциях внутренних органов в том случае, если человек никогда в подобных ситуациях не находился.

Условнорефлекторные изменения могут носить специфиче­ский характер. Так, чем интенсивнее предстоящая работа, тем интенсивнее и предстартовые сдвиги. Отмечено, что у прыгунов в высоту пульс тем чаще, чем выше поднята планка. Содержа­ние глюкозы и молочной кислоты в крови в предстартовом со­стоянии нарастает тем больше, чем интенсивнее предстоящая мышечная деятельность.

Влияние социальных и психических факторов на выражен­ность предстартовых реакций. Специфичность предстартовых изменений в ряде случаев затушевывается влиянием эмоцио­нальных факторов. Социальная значимость соревнований, от­ветственность за командные результаты вызывают большой эмо­циональный накал вне зависимости от предстоящей мышечной работы. Это приводит к сглаживанию специфичности реакций со стороны внутренних органов. В таких условиях, например, у метателей диска и бегунов на дистанцию 1500 м может не на­блюдаться существенных различий в стартовых изменениях ве­гетативных функций. Отчетливая разница в величине сдвигов вегетативных функций наблюдается перед соревнованиями пе­ред тренировочными занятиями. Психологически предстартовое состояние может проявляться в виде боевой готовности, стартовой лихорадки или стартовой апатии. Состояние боевой готовности характеризуется умерен­ным повышением возбудимости и лабильности нервных цент­ров. Функциональное состояние отдельных органов и систем на­ходится на оптимальном уровне, обеспечивающем готовность к выполнению работы.

Состояние стартовой лихорадки отличается от состояния боевой готовности повышенной возбудимостью, раздражитель­ностью, склонностью к конфликтным отношениям с преподава­телем и товарищами. Объективно отмечается уменьшение латентного периода простого двигательного рефлекса и ослабле­ние дифференцировочного торможения, выражающегося в растормаживаинии дифференцировок.

Чрезмерное стартовое возбуждение может перерасти в свою противоположность — стартовую апатию. В этом случае начи­нают преобладать процессы охранительного торможения. Дея­тельность внутренних органов угнетается. Понижаются показа­тели двигательных функций: увеличивается скрытое время двигательного рефлекса, ухудшается последовательное и дифференцировочное торможение. Наблюдается и понижение уров­ня окислительных процессов.

Как чрезмерное возбуждение, так и стартовая апатия может быть нормализована комплексом психогенных факторов: созда­нием спокойной рабочей обстановки, упорядоченным ходом со­ревнований, своевременной целенаправленной разминкой. Важ­ное значение в нормализации психического состояния спорт­смена имеют элементы внушения и самовнушения (аутогенная тренировка). Особое значение аутогенная тренировка приобре­тает в нормализации физиологических и психических функций в раннем предстартовом состоянии.

В отличие от предстартового состояния, возникающего при действии как первосигнальных, так и словесных раздражите­лен, раннее предстартовое состояние связано главным образом с мысленным воспроизведением предстоящей спортивной борь­бы. Слово в данном случае является главным раздражителем, вызывающим изменения в функциях человеческого организма. Эти изменения могут носить и отрицательный характер <рас­стройство сна, потеря аппетита, нарушение деятельности сердеч­но-сосудистой системы).

Предстартовые реакции изменяются с возрастом. У детей младшего школьного возраста и подростков не всегда удается установить закономерные связи между степенью предстартовых изменений и величиной предстоящей нагрузки. В юношеском возрасте величина предстартовых изменений тем больше, чем сложнее предстоящая работа или соревнова­ния. Это является следствием повышения роли второсигнальных раздражителей в регулировании функционального состояния.. Неадекватность или меньшая выраженность предстартовых из­менений у детей младшего школьного возраста и подростков связана с недостаточным опытом, необходимым для упрочения и тонкого дифференцирования условнорефлекторных двигатель­ных реакции.

Разминка

Как бы благоприятны и значительны ни были предстарто­вые сдвиги, они не обеспечивают ту степень работоспособно­сти, которая необходима спортсмену в условиях предстоящей мышечной деятельности. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей работе достигается разминкой. Раз­минка имеет важное значение и в регуляции предстартового со­стояния. Если в предстартовом состоянии у спортсмена преоб­ладают тормозные процессы, мышечная деятельность, повышая общую возбудимость центральной нервной системы, способству­ет снятию тормозного состояния, обеспечивает повышение обме­на веществ. Разминка снимает и чрезмерное возбуждение, ха­рактерное для стартовой лихорадки.

Разминка делится на общую и специальную части. Средства­ми общей части могут быть упражнения, неспецифические для данного вида спорта. Упражнения специальной части по своей структуре, темпу, ритму, величине мышечных усилий должны соответствовать соревновательным. В результате разминки по­вышается теплопродукция, уменьшается вязкость разогревших­ся мышц, увеличивается эластичность связочного аппарата.

Специальная часть разминки, помимо общего воздействия на организм, должна создавать оптимальные предпосылки для повышения возбудимости тех звеньев нервно-мышечного аппа­рата, которые заняты в выполнении основного соревновательно­го упражнения. Разминка имеет специфические особенности в зависимости от интенсивности предстоящей работы.

Основной задачей разминки перед работой максимальной и субмаксимальной мощности является мобилизация процессов анаэробного обмена, повышение возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата. Разминка перед работой умерен­ной и большой интенсивности должна способствовать более быстрому развертыванию аэробных процессов обмена и наступ­лению устойчивого состояния на дистанции.

Для достижения высокой лабильности нервно-мышечного аппарата и развертывания анаэробных процессов в разминку включаются преимущественно интенсивные упражнения с ко­роткими интервалами отдыха. Мобилизация аэробных процессов достигается сочетанием скоростных упражнений с продол­жительными, малоинтенсивным и упражнениями.

Время разминки колеблется от 10 до 30 мин. Оно подверже­но значительным индивидуальным колебаниям. Желательно до­биваться в разминке обильного потоотделения. Вместе с тем разминка не должна сопровождаться утомлением. Интервал от­дыха между окончанием разминки и стартом колеблется в зави­симости от интенсивности разминки от 1—2 до 12—15 мин. От продолжительности отдыха между окончанием разминки и соревновательным упражнением зависит степень успешности его выполнения.

Наряду с физическими упражнениями средством разминки может служить согревающий и разминочный массаж. Для сня­тия чрезмерного предстартового возбуждения полезен успокаи­вающий массаж, а при возникновении апатии — мобилизирующий массаж. Эффективность физиологического воздействия массажа повышается при использовании средств психорегулирующей тренировки.

Врабатывание

Врабатывание — это процесс постепенного повышения рабо­тоспособности, наблюдающийся при выполнении физических упражнений. В результате врабатывания организм приспосаб­ливается к выполнению предстоящей работы. Постепенное на­растание работоспособности объясняется инертностью отдель­ных органов и систем. Снятию этой инертности способствует усиление импульсов с проприоцепторов мышц. При этом проис­ходит сонастройка ритмов активности корковых, стволовых и спинномозговых нервных центров.

В основе врабатываемости лежат процессы, связанные с из­менением функционального состояния нервных центров, фор­мированием характерной для данного вида мышечной деятель­ности двигательной доминанты, а также физиологические изме­нения в двигательных и вегетативных функциях, ведущие к по­вышению работоспособности. Врабатывание отдельных систем человеческого организма происходит неравномерно. Двигатель­ный аппарат достигает оптимальной работоспособности быст­рее, чем вегетативные системы. Частота сердечных сокращений может достигать близких к предельным значений уже к концу 1-й минуты. Однако наибольший минутный объем крови наблю­дается только к 3—5-й минуте работы,

Период врабатываемости зависит от интенсивности работы. При кратковременной работе большой интенсивности период врабатываемости короче, чем при работе умеренной интенсив­ности. Это объясняется тем, что достижение максимальной анаэробной производительности, за счет которой осуществляет­ся энергетическое обеспечение кратковременной мышечной работы, происходит значительно быстрее, чем развертывание ре­акций дыхательного фосфорнлнровання.

Время достижения относительно стабильной частоты пульса при выполнении циклических упражнении большой мощности колеблется в пределах 3—4 мин (через 3—4 мин бега на 5000 м частота сердечных сокращений отличается от ее значений на финише на 9—10%). Не отмечено существенной разницы во времени врабатывания при пробегании дистанции 5000 м в ус­ловиях соревновании и тренировки.

Спортсмены высокого класса в соревнованиях быстрее, чем спортсмены низших разрядов, достигают относительно стабиль­ной частоты пульса Частота пульса во время пробегання дистанций 100 ч 1500 м как в условиях соревнова­ний, так и на тренировке увеличивается до конца пробега.

Возрастные изменения врабатываемости и проявляются в от­носительно меньшем периоде вхождения в работу у детей школьного возраста по сравнению со взрослыми спортсменами. Этому способствуют высокая возбудимость и функциональная подвижность нервной системы у детей. Определенное значение для ускорения врабатываемости у детей имеют более значитель­ные, чем у взрослых, величины легочной вентиляции и минут­ного объема крови на 1 кг массы, а также более широкий по сравнению со взрослыми относительный просвет капиллярного русла.

При работе на велоэргометре подростки 12—14 лет достига­ют стабильности в показателях легочной вентиляции и потреб­лении кислорода на 2—3-й минуте. У взрослых эта стабильность наступает значительно позже. В плавании на 400 м скорость и длина гребка у юных спортсменов стабилизируются к 50—75 м дистанции. У взрослых спортсменов стабилизация тем­па, скорости и длины гребков отмечается только через 150—200 м.

Форсирование процесса врабатывання сопровождается на­рушением согласованности в работе двигательного аппарата и внутренних органов. Это проявляется, в частности, в возникно­вении экстрасистолической аритмии у отдельных спортсменов в период врабатывания.

«Мертвая точка» и «второе дыхание»

При выполнении длительной мышечной работы может воз­никнуть состояние резкого понижения работоспособности, со­провождающееся субъективными ощущениями полного изнемо­жения и невозможности продолжать работу. Это состояние по­лучило название «мертвой точки».

Падение скорости, а следовательно, и мощности работы со­провождается параллельным возрастанием потребления кисло­рода. Это свидетельствует о снижении экономичности мышечной деятельности: энергетическая стоимость единицы работы повышается. Дыхание учащается, глубина его понижается. Частота сердечных сокращении возрастает, максимальное арте­риальное давление достигает 220—240 мм рт. ст. В крови резко увеличивается парциальное давление СО;— результат нейтра­лизации продуктов неполного обмена буферными «системами крови.

Снижение буферных резервов крови сопровождается наруше­нием кислотно-щелочного равновесия со сдвигом реакции кро­ви в кислую сторону. Изменение реакции внутренней среды организма приводит к расстройству функций внутренних органов и к рассогласованности в работе двигательного и вегетативно­го аппарата.

Физиологической основой «мертвой точки» является несоот­ветствие между мощностью работы и возможностями ее веге­тативного обеспечения вследствие расстройства центральных механизмов регуляции двигательных и вегетативных функций. Электроэнцефалографические исследования, проведенные в со­стоянии «мертвой точки», свидетельствуют о преобладании тор­мозного процесса в корковых центрах. В электроэнцефалограм­ме наблюдается отчетливое подавление синхронизированной медленной фоновой активности и появление асинхронной высо­кочастотной активности.

Изменению баланса нервных процессов в высших регуляторных центрах способствуют сдвиги во внутренней среде организ­ма, возникающие при накоплении недоокисленных продуктов обмена в крови. По физиологическим механизмам развития «мертвая точка» не имеет принципиальных отличии от утомле­ния н может рассматриваться как одна из форм его проявления.

Тяжесть протекания «мертвой точки» находится в зависимо­сти от уровня тренированности спортсмена. Чем более трениро­ван спортсмен, тем легче протекает у него это состояние. Слабо выраженные субъективные признаки протекания «мертвой точ­ки» дают основании говорить об ее отсутствии у высококвали­фицированных спортсменов.

Если спортсмен продолжает работу во время «мертвой .точ­ки», то это состояние сменяется «вторым дыханием». Субъек­тивно «второе дыхание» воспринимается как резкий спад на­пряжения, появление необычной легкости движений, готовности продолжать работу. Объективно отмечается установление глу­бокого и ритмичного дыхания, восстановление кислотно-щелоч­ного равновесия крови, ритмичности и высокой эффективности движений. Нормализуются регуляторные влияния со стороны центральной нервной системы.

Снижение мощности работы во время «мертвой точки» — одна из главных причин появления «второго дыхания». Восста­новлению нормального соотношения в функциях вегетативного и двигательного аппарата способствуют гуморальные сдвиги. Накопление СО2 в крови повышает возбудимость дыхательного центра. Появление ритмичного и глубокого дыхания сопровож­дается выведением избытка СО2, восстановлением нормального кислотно-щелочного равновесия крови. Это прежде всего отра­жается на функциональном состоянии центрального аппарата регуляции вегетативных и двигательных функций.

Наступление «второго дыхания» не всегда связано с уров­нем тренированности. Некоторые хорошо тренированные спорт­смены никогда не испытывали этого состояния. В то же время у спортсменов с низкой степенью тренированности как субъек­тивно, так и объективно наблюдались отчетливые признаки «второго дыхания».

Источник

Читайте также:  Как проснутся утренняя зарядка
Оцените статью