Спортивная подготовка по волейболу
Волейболу в нашем государстве уделяется большое внимание, мужскому и женскому. Но достижению показателей предшествует огромная работа на начальном и последующих этапах тренировки.
Этапы обучения игре
Спортивная подготовка по волейболу занимает длительное время и делится на стадии:
- Начальная– длительность 3 года.
- Спортивная специализация – 5 лет.
- Совершенствование спортивного мастерства – время не ограничено.
- Высшее спортивное мастерство – длительность не ограничена.
Главное место занимает начальная программа подготовки по волейболу, именно на этой стадии формируется каждый спортсмен, как личность, так и команда в целом.
Начальная подготовка по волейболу
Этот этап подразумевает приобщение молодежи к спорту в целом и разделяется на такие моменты:
- Теория игры
- Техника
- Физическая подготовка
- Тактика
- Интегрирование
- Воспитание морально-волевых качеств
Последняя подразумевает воспитание не только личных качеств, но и командного духа. Спортсмен учится выполнять подачу, анализировать ситуацию, обладать тактикой, как нападения, так и защиты. Группа начальной подготовки по волейболу состоит из 15 человек и тренируется 6 часов в неделю, занятия длятся 2 часа. Главная задача, которую выполняет начальное обучение – привлечение большего числа молодых людей.
Урок по отработке техники приема мяча в пляжном волейболе
Техническая подготовка
Для волейбола — это важнейшая часть тренировок, которая позволяет молодому спортсмену получить необходимые навыки. Спортсмен учится владеть техникой действия не только с мячом, но и без него. Изучает стартовую стойку, перемещения и все манипуляции с мячом. В игоровой технике нужно уметь передавать мяч сверху двумя руками над собой, находясь на месте или передвигаясь. Важно не только уметь подавать, но и принимать его, программа обучения по учит и этому.
На техническом этапе тренировок спортсмены учатся удару сильнейшей рукой, удару через сетку, когда партнер подбрасывает теннисный мячик. Благодаря маленькому размеру вырабатывается хорошая реакция. Техника защиты не менее актуальна, поэтому тренера этому моменту уделяют огромное внимание. Дети учатся правильно блокировать с использованием «ласт» или гимнастической скамейки.
Тактическая подготовка
Чтобы добиваться высокого результата важнейшим моментом является изучение тактики игры. Она характеризуется:
- Умением проводить анализ игры, переключатся в ходе матча с одних действий на другие.
- Большой соревновательной активностью.
- Отличным ориентированием на игровой площадке.
- Применение эффективных тактических приемов.
Занятия по совершенствованию тактики проводятся как индивидуальные, так и командные. Этому предшествуют упражнения, развивающие скорость реакции и правильные перемещения по площадке, задания на распределение и своевременное переключение внимания. Для лучшего развития тактического мастерства применяется просмотр видеозаписей игр лучших команд, различные схемы и сигналы, а также определенные ориентиры.
Чтобы волейболисты применяли все навыки им не обойтись без хорошей физической формы. Все этапы тренировки дополняют друг друга, и только правильный системный подход может обеспечить достижение высоких результатов.
Огромное вам спасибо за это чудесное мероприятие! Всё было просто здорово! Теперь разгорается желание поехать с Sunny wind за новыми приключениями. 🏐☀
Источник
Тренировки по волейболу
Тренировки на любительском уровне проходят 2-3 раза в неделю под руководством тренера. Профессионалы тренируются по 2 раза в день и регулярно посещают спорт-зал.
Волейбольная тренировка обычно состоит из четырех частей:
- Физическая разминка
- Отработка техники соло и в парах
- Групповая отработка техники: нападающий удар, прием, работа в связке, подача
- Игра
Физическая разминка — упражнения
Делаем три круга по залу.
Разминаем руки: делаем махи руками в одну сторону и в разные. Разрабатываем кисти.
Разминаем ноги: приседания, растяжка.
Тянемся к ныскам. Подъемы на прес. Отжимания.
Разминаем шею, и голеностопы. Чем лучше будут разогреты мыщцы, тем ниже вероятность травмы
Отработка техники соло и в парах
Отрабатываем верхний прием соло: чеканка мяча над собой. Чеканка над собой с разворотом: прием спереди, прием сзади. В
Отрабатываем нижний прием соло: чеканка над собой, чеканка от стенки. Чеканка мяча одной рукой.
Отработка нападающего удара и подачи соло: чеканим мяч об стену, тренировка нападающего удара с мячом на резинке или при помощи специального тренажера.
Отрабатываем верхний прием, нижнюю передачу и нападающий удар в парах: сначала пасуем только сверху, потом только снизу, затем играем «на три»: навес-пас-удар.
Отрабатываем задний пас: навешиваем мяч над собой, разворачиваемся и пасуем партнеру. Партнер принимает, навешивает над собой, разворачивается и так же спиной навешивает вам. И так далее.
Групповая отработка техники
Отрабатываем нападающий удар: по обеим сторонам сетки становится по лучшему распасовщику, которые навешивают мяч на удар остальным игрокам. Здесь же можно отработать прием: сразу после удара игрок переходит на противоположную половину поля и ловит мяч следующего бьющего. Здесь же отрабатываем блок.
Отработка связки: с одной стороны стоят 6 игроков. Задняя линия участвует в приеме, передняя в пасе и нападении. С другой стороны площадки собрались остальные игроки и подают подачи. Главная задача подающих: разработка подачи. Главная задача принимающих: принять мяч и разыграть его на удачное нападение.
Разбиваемся на две команды и играем около 40 минут-часа. Если игроков больше 12 человек, игра идет с заменами. Именно в процессе игры закрепляются материал и разрабатывается умение взаимодействовать с напарником.
Источник
Особенности спортивной тренировки волейболистов
Общие положения
Спортивная тренировка — это систематический круглогодичный, многолетний педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов.
Результат процесса тренировки обычно связывают с биологическими (морфологическими, функциональными) приспособительными из-
менениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок’.
Тренировочная нагрузка — это общее суммарное воздействие на организм спортсменов выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, убыстряющих процесс восстановления.
Выполненная тренировочная работа (упражнение, серия упражнений) вызывает ответную реакцию организма, т.е. создает срочный тренировочный эффект (реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение). Изменение состояния спортсмена после тренировочного занятия — отставленный тренировочный эффект; суммирование всех тренировочных эффектов создает кумулятивный тренировочный эффект 2 .
Тренировочный эффект упражнений определяется соотношением количественных значений компонентов физической нагрузки:
— видом применяемых упражнений;
— интенсивностью их выполнения;
— продолжительностью их выполнения;
— величиной интервалов отдыха;
— числом повторений упражнения.
Вид применяемых упражнений предопределяет количество участвующих в работе мышц и режим их деятельности (например: основные упражнения волейболистов вызывают более локальные изменения в мышцах, чем, скажем, кроссовый бег, ходьба на лыжах).
Интенсивность влияет на характер энергетического обеспечения. При средних скоростях выполнения упражнений активным является аэробный механизм энергообеспечения; при высокой интенсивности — анаэробный механизм.
Продолжительность выполнения упражнения определяется длительностью физической нагрузки и интенсивностью выполнения.
Величина интервалов отдыха между упражнениями определяет как характер ответных реакций на тренировочную нагрузку, так и их величину.
Выполнение умеренной нагрузки в паузах отдыха после интенсивной мышечной работы ускоряет протекание восстановительных процессов.
Число повторений упражнения определяет величину воздействия нагрузки на организм. Увеличение числа повторений выполнения упражнений со средней интенсивностью активизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а увеличение числа повторений выполнения с высокой интенсивностью приводит к исчерпыванию энергоресурсов и спортсмен либо снижает интенсивность, либо прекращает работу.
‘Современная система спортивной подготовки (под ред. Ф.С.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина) М., СААМ, 1995.
2 Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. (учебник для институтов физкультуры), М., ФиС, 1991.
Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется волевым напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, сенсорной напряженностью. Успешно реализовать достигнутый уровень физической, технической, тактической подготовленности спортсмен сможет только при мобилизации важных психофизиологических функций организма.
Для регулирования процесса тренировки следует прежде всего учитывать объем, интенсивность нагрузки и меры, способствующие восстановлению организма.
Объем нагрузки — это суммарное количество выполненной тренировочной работы, выраженное временем выполнения упражнений, количеством повторений упражнений, количеством занятий, числом дней :
тренировок, соревнований, отдыха. Без длительной объемной работы невозможно создание прочной функциональной базы для роста интенсивности нагрузок, для развития специальной подготовленности волейболистов.
Для каждого этапа подготовки необходим оптимальный объем тренировочной работы с учетом уровня подготовленности спортсменов.
Интенсивность нагрузки — количество тренировочной или соревновательной работы в единицу времени. В волейболе целесообразно интенсивность разделять на интенсивность выполнения упражнений и интенсивность тренировки, а по скорости выполнения — на малую, среднюю, высокую.
Для технико-тактических действий интенсивность определяется по количеству действий в единицу времени или по количеству занятых в упражнении спортсменов. Например: 13-14 нападающих ударов в минуту (при большем количестве нарушается техника выполнения приема) — высокая интенсивность; 6-7 нападающих ударов — средняя интенсивность; менее 6-7 нападающих ударов — малая;
или: защитные действия в поле одного спортсмена при приеме нападающих ударов — высокая интенсивность; двух спортсменов — средняя интенсивность; трех спортсменов — малая.
При физической подготовке, а также при технико-тактическом совершенствовании для определения интенсивности можно использовать и показатели частоты пульса:
пульс 140 уд/мин и менее — малая интенсивность;
пульс 150 — 160 уд/мин — средняя интенсивность;
пульс 170 — 180 уд/мин — высокая интенсивность.
В практике волейбола используется и бальная оценка интенсивности (табл. 12).
Интенсивность и объем тренировочных нагрузок не существуют раздельно. При выполнении любого упражнения проявляются две его взаимосвязанные стороны: количество и качество, продолжительность и интенсивность. Чем выше интенсивность тренировочных нагрузок, тем меньше объем, и наоборот. Изменением объема и интенсивности тре-
Интенсивность | Баллы | Виды упражнений |
Высокая | 10-8 | Календарные игры, контрольные встречи, упражнения на специальную выносливость |
Средняя | 7-5 | Игры уменьшенными составами, индивидуальная тренировка в защите и нападении, скоростно-силовые упражнения |
Средняя | 7-5 | Тактические комбинации и спортивные игры |
Малая | 4-2 | Упражнения на общую выносливость, разучивание техники, разминка, кроссы |
нировочных нагрузок можно целенаправленно влиять на тренировочный эффект используемых упражнений.
Важной характеристикой тренировочной нагрузки являются меры, способствующие восстановлению организма спортсмена между выполнением упражнений, между тренировочными занятиями, между микроциклами. В практике волейбола для этих целей применяются педагогические, психологические, медицинские средства восстановления и различные формы активного и пассивного отдыха.
1. Педагогические — правильное чередование нагрузок и отдыха (соблюдение дозировок физической нагрузки в упражнениях определенного тренирующего воздействия); варьирование нагрузок (высокие, низкие); регуляция дыхания в процессе нагрузок и отдыха; полноценная разминка и др.
2. Психологические (учитывать тип нервной деятельности спортсменов)— организация интересного отдыха, учет психической совместимости; аутогенная тренировка; душ, теплые ванны и др.
3. Медицинские — вибро— и гидромассаж; водные процедуры (солевые, углекислые, хвойные ванны); электростимуляция; свето— и теплопроцедуры; правильное питание; витаминизация; растирочные и фармакологические средства; климатические факторы и др.
Психологические и медицинские средства рекомендуется применять под наблюдением специалистов — спортивных психологов и медиков.
К восстановительным мероприятиям относят пассивный и активной отдых, массаж и паровую баню.
Пассивный отдых — это прежде всего ночной сон 8—9 часов в условиях чистого воздуха и тишины. Если спортсмены тренируются два раза в день, то им рекомендуется дневной сон продолжительностью 1,5 — 2 часа. Кратковременный пассивный отдых между высокоинтенсивными упражнениями (расслабленное лежание на полу, ку-
шетке) способствует восстановлению организма спортсмена, как и отдых в воде, не делая никаких движений.
Активный отдых — это смена нагрузок и видов деятельности. Этот вид отдыха может использоваться после соревнований (или нескольких недель напряженной тренировки) и в тренировочных занятиях между упражнениями.
Формы активного отдыха — выполнение упражнений из любого вида спорта (только не «своего») с низкой интенсивностью, а также слушание музыки, чтение книг и др., выполнение упражнений на расслабление. Активной отдых снижает психическое напряжение, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, протекание обменных процессов в организме, вызывает положительные эмоции.
Отдых после любых нагрузок должен быть достаточно длительным, чтобы обеспечить протекание восстановительных процессов.
Массаж благотворно влияет на эластичность и работоспособность мышц, на нервную и кровеносную системы. Ежедневный массаж оказывает наибольший эффект на восстановление работоспособности. Делать его надо в вечерние часы, после тренировок или игр, чтобы снять утомление.
Кроме этого, спортсмены должны владеть основными приемами самомассажа и делать его ежедневно после тренировок или незадолго до сна.
Паровая баня дает большой восстановительный эффект (расслабляет мышцы, ускоряет вывод продуктов распада и др.). Рекомендуется посещение бани один раз в конце микроцикла. Перед баней и после нее тренировочную нагрузку надо снизить, т.к. парная воздействует на организм, как тренировка со средней интенсивностью. Продолжительность непрерывного пребывания в парилке — не более 10 минут. Процедуру повторить 2-3 раза. Посещение бани целесообразно совмещать с массажем.
В паузах между упражнениями целесообразно применять активный отдых (смена нагрузок и видов деятельности), а также встряхивания, свободное размахивание (покачивание) конечностями тела, расслабленный бег и легкие прыжки с ноги на ногу, спокойная ходьба с восстановлением дыхания (глубокие вдохи и выдохи).
После тренировочного занятия более быстрому восстановлению функций организма спортсменов способствуют массаж, психологические и медицинские средства восстановления, а также правильно организованный пассивный отдых.
В конце каждого микроцикла помимо перечисленных средств восстановления, рекомендуется посещение паровой бани.
Диагностика физической, функциональной и уровня технико-тактической подготовленности волейболистов позволяет судить о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи. С помощью педагогических и медико-биологических ме-
тодик должны осуществляться комплексное, этапное, текущее обследование волейболистов согласно плану подготовки команды.
Задачи учебно-тренировочного процесса:
1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.
2. Совершенствование двигательных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др.
3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести, быстроты реакции и перемещений, скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости.
4. Повышение функциональных возможностей организма спортсменов.
5. Последовательное овладение техникой игры и ее совершенствование.
6. Последовательное овладение тактикой игры и се совершенствование.
7. Целенаправленное воспитание психических и волевых качеств, обеспечивающих максимальную концентрацию усилий спортсмена на тренировках и соревнованиях.
8. Приобретение теоретических знаний, тренировочного и соревновательного опыта, позволяющих рационально строить тренировку, стратегически и оперативно управлять тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов.
9. Создавать условия для предупреждения травм, перенапряжений и проведение восстановительных мероприятий.
Задачи тренировки могут решаться параллельно и последовательно на протяжении тренировки, микроцикла, года и ряда лет.
Пример параллельного решения задач: совершенствование техники игры и одновременное развитие двигательных качеств.
Пример последовательного решения задач: сначала развитие общей выносливости, затем специальной выносливости или деление годичного цикла подготовки волейболистов на этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки.
Источник