- Эта медитация специально для тебя
- МЕДИТАЦИЯ: основы практики
- СУТЬ МЕДИТАЦИИ: АКТ ВНИМАНИЯ
- СЛАБЫЕ ТОЧКИ ВНИМАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ
- ОТСЛЕЖИВАНИЕ — ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МЕДИТАЦИИ
- ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
- ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ
- РЕЖИМ ПРАКТИКИ
- «ЛОЖКИ НЕТ» — ВЗЛОМ ПАРАДИГМЫ О «РЕАЛЬНОСТИ»
- ПРАКТИКА ВЗЛОМА «РЕАЛЬНОСТИ»
Эта медитация специально для тебя
Все медитации, очень действенные и сильные. Для реализации их полного потенциала необходимо одно условие — выполнять их! Просто выполнять, не слишком задумываясь над вопросом «поможет-не поможет». Поможет обязательно, если будете делать! Все сбывается, если только вы позволите себе. Для получения наилучших результатов можете выбрать наиболее подходящий вам вариант выполнения медитации:
* прочитать, запомнить основные ключевые моменты и визуализировать их под приятную для вас музыку;
* попросить близкого человека читать текст медитации негромким голосом под спокойную музыку, а вы будете лежать и расслабляться;
*записать текст на кассету и слушать себя, медитируя.
Все средства хороши. Главное — не забывайте о том, что медитация — это один из ключевых моментов, рекомендуемых всеми учителями и просветленными. Это пир для души и наслаждение для разума. Не лишайте себя такого приятного способа, помогающего в достижении самых великих целей. Это не просто мечтание — это процесс творе-ния вашей собственной новой реальности!
И еще один совет, специально для женщин. Используйте время медитации для ухода за собой; наложите на свое прекрасное личико питательную маску, а ручки и ножки смажьте кремом (можете даже надеть специальные белые носочки и перчатки, чтобы крем лучше впитался), после чего положите ножки на подушку, чтобы они как следует отдохнули. Таким образом вы получаете двойную, даже тройную пользу: работаете над собой, ухаживаете за кожей и даете отдых телу! Как это здорово, я горжусь вами!
из книги Наталии Правдиной «Выше нас только звезды»
Медитация «Квантовый скачок»
Примите удобную позу. Включите тихую музыку или побудьте в тишине.
Представьте, что ваше тело наполняется светом. Пульсирует светом. Излучает свет. Вся ваша аура переливается яркими светлыми красками. Представьте свою ауру как живое движущееся облако света. Вы очищаете себя и наполняете светом.
А сейчас вспомните о том идеальном образе самого себя, о котором мы говорили чуть выше. Как бы вы ни отличались от этого образа сегодня, верьте, что вы можете стать таким, каким хотите! Вы способны творить. Вы творите самого себя сейчас.
Постарайтесь почувствовать, что вы уже совершили квантовый скачок в той области, в какой желаете. Нет никаких ограничений. Вы тот, кем хотите стать! Прочувствуйте это состояние. Наполнитесь этими эмоциями. Радость, умиротворение, счастье — испытайте их сейчас! Ответственность тоже, особенно если речь идет о важном посте руководителя. Сила. Уверенность. Насыщенность жизни. Вы излучаете силу.
Подумайте, что вам мешает стать таким, каким вы хотите быть. Превратите эту причину в визуальный образ, в символ. Это может быть стена, гора и т. д. Сконцентрируйте все жизненные препятствия в образе этой стены.
А теперь мысленно отдайте приказ этой стене, горе и т. д. исчезнуть, растаять, разрушиться. Возможно, вы берете в руки волшебную палочку и одним взмахом убираете препятствие. Если вы представили молоток — пусть будет молоток. Все, что вы хотите, лишь бы это работало.
Стена исчезла. Препятствий нет. Ангельский хор приветствует вас в стране ваших грез. Мысленно перешагните (это очень важно!) через бывшую стену и обнимите себя того, сияющего и величественного, каким вы хотите себя видеть! Вы — это он или она. Вы стали тем, кем хотели, кем стремились стать. Почувствуйте радость, наполнитесь вибрациями восторга и успеха и сделайте глубокий вдох.
Откройте глаза. Потянитесь. Улыбнитесь. Знайте, что вы в самом делесовершили квантовый скачок сознания, равного которому нет в мире! А это значит, что перед вами открываются некие невидимые двери в мир вашей мечты.
* Я Есмь сила Господа, и все двери распахиваются перед этой силой!
Я еще раз глубоко осознаю, что в эту самую минуту я достойна всего самого хорошего, что только есть на этой земле. Я отпускаю все обиды и никого не обвиняю. Я начинаю осознавать свою ценность.
Я заключаю торжественный договор с собой и становлюсь самым лучшим другом для себя. Я торжественно обещаю любить себя, оберегать себя, радовать себя и внимательно следить за собственным здоровьем.
Я составляю список тех качеств, которыми хочу обладать. Я создаю в сознании самый лучший и привлекательный образ себя в будущем и начинаю планомерно двигаться к этому образу.
Для того чтобы ускорить движение к своему идеальному образу и положению в обществе, я делаю медитацию «Квантовый скачок», которая помогает мне удалить все внутренние препятствия на пути к реализации моей цели.
из книги Наталии Правдиной «Выше нас только звезды»
Медитация для принятия чудес
Выключите телефон на 20 минут, примите удобную позу, полностью расслабьтесь.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте, что с каждым вдохом вы вдыхаете в себя свет — золотистый, радостный, легкий, кристально чистый свет. Вы наполняетесь светом, а потом — «хоп», взлетаете, как воздушный шарик, который выпустили в небеса, и устремляетесь ввысь, ввысь, все выше и выше. Это ощущение похоже на то, когда вы выныриваете из глубины вверх, вверх, к свету. Стремление — вот что важно!
Вам может показаться, что у вас выросли крылья за спиной,- это так и есть! Вы трансформируетесь в прекрасную птицу, птицу счастья. С каждым мгновением свет становится все ярче, вы постоянно повышаете уровень вибраций, вы чувствуете, что оставляете старую жизнь, утомлявшую вас, далеко внизу. Все темное, тяжелое совсем ушло, оно несовместимо с вашим новым обличьем светлой, яркой птицы. Вы летите и впитываете удивительный, любящий вас свет всеми своими клеточками. Всем своим существом. Вы и свет настолько близки, что постепенно сливаетесь воедино. Вы смотрите на свои руки-крылья и видите, что они сияют и переливаются, как радуга, как кристалл на солнце. Счастье, абсолютное, чистое и незамутненное счастье. И, конечно, любовь. Вас обнимает, окутывает, наполняет бесконечная, безусловная любовь, как мама в детстве. Вы любимы всегда той силой, которая создала вас. Это так. Сейчас вы просто переживаете это. Вы позволяете этой удивительной силе любви войти в вас. Это происходит легко.
А сейчас подумайте о том событии, вещи или человеке, которому вы позволяетевойти в вашу жизнь. Скажите про себя: «Я позволяю (прекрасной любви, удаче, должности директора, „мерседесу», деньгам и т. д.> войти в мою жизнь». Это также происходит легко.
Вспомните о чем-нибудь, что вы недавно получили или купили, и постарайтесь еще раз пережить то чувство радости, которое испытали, когда принимали то, что вам нужно. Это легко.
Пришло время так же легко разрешить тому событию, о котором вы мечтаете, войти в вашу Жизнь. Еще раз позвольте ему прийти в вашу жизнь, испытывая те чувства, которые сопро-вождали вашу недавнюю покупку. Это тоже будет легко.
Наполнитесь ощущением легкости и света.
Пусть такое состояние будет вашим постоянным спутником. Скажите себе, что ваши вибрации значительно повысились и обрели удивительную способность привлекать в вашу жизнь все то, что вам нужно. Все, о чем вы только подумали, вскоре становится реальностью. Вы окружены сияющим ореолом света и любви, который отныне всегда с вами, где бы вы ни были. Этот ореол света и любви воспринимается людьми как ваше обаяние, очарование и сила.
Отныне вы умеете силой своего светлого сознания создавать все, что вам нужно в этой жизни!
Постепенно приходите в себя, и пусть ощущение светлого, сверкающего силового поля вокруг вас станет для вас постоянным и волшебным помощником в построении той жизни, о которой вы мечтаете.
Пожалуй, самое главное, что я хочу выделить,- это умение расслабиться и позволить чуду произойти. Если вы научитесь это делать — у вас не будет никаких препятствий!
Баш звездный путь к успеху
Я верю в себя и укрепляю эту веру аффирмациями и постоянным положительным настроем. Я знаю, что могу изменить свою жизнь к лучшему, а затем к наилучшему путем работы над собой.
Отныне я сама создаю свой мир, а значит, я могу расслабиться и получить все то, о чем мечтаю. Спокойно. Легко. Достойно. Радостно. Благодарно.
из книги Наталии Правдиной «Выше нас только звезды»
Медитация «Внутренний магнит»
Примите удобную позу; если вы лежите, подложите под колени подушечку. Расслабьтесь, закройте глаза.
Все ваше тело окутывает золотой свет. Вы находитесь в центре, где царят безопасность и покой. Вы всегда везде защищены этим золотистым светом. Вы делаете вдох — и вдыхаете легкую золотистую субстанцию, которая наполняет ваше тело. При выдохе уходят все тревоги, все огорчения, все неприятности. Вдох — свет. Выдох — очищение. Подышите так некоторое время. Вскоре вы полностью расслабитесь.
Представьте, что из космоса опускается луч золотой энергии. Он проходит через высшую чакру — сахасрару, спускается вниз, проходя по позвоночнику, и концентрируется в центре Дань-тьян,.то есть в районе солнечного сплетения. Это наиважнейший центр жизненной энергии. Представьте, что золотой луч начал свое приятное для вас движение по часовой стрелке. Вы даже можете испытать некоторое ощущение щекотки в этом месте. Прекрасно, значит, все работает! Позанимайтесь подольше с этим центром, сконцентрируйте в нем как можно больше энергии. А теперь представьте, что из вашего солнечного сплетения выделяется золотой шар. Он начинает расти и расширяться, он становится все больше и больше. И вот он распространяется на тех людей, с которыми вы общаетесь, даря им вашу светлую энергию. Если вы хотите найти любовь, то пусть он охватит того, кого вы еще не знаете, но привлекаете к себе. Если вы мечтаете о славе, распространите свет вашего шара на ваших потенциальных поклонников, пошлите им свое благословение и любовь. Если вам нужны материальные блага — накройте энергией шара эти конкретные вещи. Главное — ощущение покоя,защищенности, любви, гармонии и силы. Все возможно, когда намерения ваши чисты.
Побудьте в этом состоянии столько времени сколько вам хочется, после чего постепенно воз-вращайтесь в свою комнату. Откройте глаза, улыбнитесь, потянитесь и знайте, что вы значительно увеличили свою силу, свой внутренний магнетизм.
Эта медитация несет в себе огромный потенциал и раньше была доступна лишь для крута избранных, посвященных. Теперь она может работать и для вас. Только делайте, делайте, делайте! Никто за вас ничего не будет делать. Ваша жизнь дана вам для того, чтобы вы сами ее прожили. Извлеките максимум пользы из древних и современных знаний!
из книги Наталии Правдиной «Выше нас только звезды»
Медитация «Река жизни»
Итак, устройтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и остановите бег мыслей, концентрируя внимание на дыхании. Спокойный глубокий вдох, медленный плавный выдох, снова вдох-выдох…
Теперь, когда ум успокоился, представьте широкую полноводную реку с живописными берегами. Только вместо воды в этой реке течет жизненная энергия, а вместо холмов и долин ее окружают галактики и созвездия. Как вы уже поняли, это и есть единый поток жизни. Он несет свои неторопливые воды к океану Божественного Начала. И из него же вновь начинает свое плавное течение!
Итак, вы осторожно ступаете в этот поток. Вы чувствуете, как нежно и мягко касается волна ваших ног. Ее прикосновение так легко и воздушно, что вы почти не ощущаете его. Вы заходите все глубже и глубже в чудесную реку жизни. Окунайтесь в нее с головой! Не бойтесь — в жизненной энергии утонуть невозможно. Не задерживайте дыхание — каждый ваш вдох наполнен этой невидимой энергией!
Вы чувствуете, как постепенно все тело наполняется живительной силой, активной энергией обновления, исцеления и вечной молодости. Каждая клеточка начинает сиять. От вас исходит прекрасный золотистый свет.
Вы раскрываете руки, словно крылья, и начинаете свободно парить в потоке, расслабленно и спокойно следуя его течению. Вы знаете, что эта бесконечная созидающая и организующая энергия мягко направляет вас именно туда, где вы хотите очутиться. Поэтому вы с радостью доверяетесь потоку и наслаждаетесь тем, с какой легкостью и простотой дается любое ваше движение.
Прочувствуйте это глубокое умиротворение, полную открытость и доверие жизни. Вы — частица единого потока. Все хорошо, спокойно и гармонично у вас в душе. Вы едины со всем сущим, вы находитесь в согласии со всей Вселенной! Запечатлейте это великолепное мгновение в сердце.
Теперь можно постепенно возвращаться к реальности, открывать глаза. Отныне в любой момент, когда вы почувствуете, что начинаете сопротивляться течению жизни, можете вспомнить то чудесное ощущение единства и согласованности всего сущего, которое вы испытали во время медитации. Увидите, насколько изменится ваше отношение к сложной ситуации!
Если у вас нет возможности помедитировать, что ж, постарайтесь по крайней мере на какое-то время остаться наедине с собой. Просто помолчите, расслабьтесь, отпустите мельтешащие мысли, уйдите в себя. Вы — частица единого потока Божественной жизни! Окунитесь в спокойствие, любовь и доверие к себе. Такое безмолвное общение с собой позволит выйти на связь с голосом внутренней мудрости — со своим высшим «Я», а значит, соединиться с Божественным источником жизни!
из книги Наталии Правдиной «Выше нас только звезды»
Источник
МЕДИТАЦИЯ: основы практики
Посчитал важным создать простой, понятный и исчерпывающий мануал о такой важной и фундаментальной практике, как медитация. Поскольку в целом все основные методы работы с собой и любой человеческой деятельности вообще базируются на процессах, рождающихся в медитации и тренируемых с ее помощью, понимание сути этого явления и умение легко и просто с ним обращаться является стратегически значимым. Как и в любом прочем вопросе, здесь существует много усложнений, заблуждений и иллюзий — поэтому в данном материале я изложу простые основы, объясню их доступным языком без лишних концепций и нагромождений, и дам ключи, с помощью которых можно сразу начинать продуктивную практику.
СУТЬ МЕДИТАЦИИ: АКТ ВНИМАНИЯ
Прежде всего, если не усложнять излишне, медитация — это даже не какое-то особое упражнение или практика. Это основной процесс деятельности сознания, известный как внимание. Внимание есть способность воспринимать объекты. Поскольку абсолютно вся наша сознательная жизнь представляет собой череду воспринимаемых нами опытов, можно сказать, что абсолютно любой акт восприятия является медитацией. Поэтому чтение текста, созерцание природы, просмотр фильма в кинотеатре, прослушивание музыки или прокручивание мыслей и воспоминаний в голове является в широком смысле медитацией. Если мы осознаем что-то — значит это уже медитативный процесс. Воспринимая что-либо, мы неизбежно медитируем.
Однако сам факт неизбежности определенного действия, его фундаментальность и распространенность использования еще не говорят о мастерстве. Например, любой человек, имеющий ноги и способный ими передвигать, может бегать. Но лишь немногие умеют бегать правильно, быстро, далеко и с минимальными затратами усилий. Любой человек в сознании способен думать и размышлять, анализировать информацию, но лишь единицы способны делать это по-настоящему эффективно. Это справедливо в отношении любых действий, и медитация здесь не является исключением.
Воспринимает каждый, но не каждый воспринимает достаточно глубоко, точно, устойчиво и контролируемо. Внимание доступно нам как базовая функция, но только тренируя использование этой функции, можно улучшить и расширить ее возможности за пределы «базовой комплектации». Именно для этого и нужна специальная практика медитации.
Внимание — пожалуй, это основной ресурс, доступный нам. За этот ресурс круглосуточно ведется война — потому что мы находимся именно там, куда направлено наше внимание. Туда уходят все наши силы, время, мотивы — все, из чего состоит наша жизнь. Поэтому, чтобы завладеть человеком, достаточно завладеть его вниманием. При этом внимание большинства людей сейчас настолько слабо и недоразвито, что захватить его можно без особых трудов, чтобы далее легко им манипулировать. Когда наше внимание плохо тренировано, оно начинает играть против нас, вместо того, чтобы быть точным и эффективным инструментом в наших руках и нейронах. Можно выделить несколько особенно слабых точек в навыке внимательности у большинства современных людей. О них подробно — далее.
СЛАБЫЕ ТОЧКИ ВНИМАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ
- Неспособность концентрироваться — фокусироваться на чем-то одном в течение длительного времени. Именно концентрация является необходимым условием для прогресса в любом деле и навыке, однако если мы привыкли постоянно отвлекаться и не можем усидеть на одном месте — это нас ослабляет и делает предельно неэффективными. Мы становимся похожи на капризных детей, которые не могут сделать дело до конца, и всегда так и норовят ускользнуть куда-то в другую сторону. Большинству людей не хватает банальной дисциплины для того, чтобы держать себя в нужных рамках, когда это действительно оправдано и необходимо.
- Неумение осознанно выбирать объект для внимания. Осознанно выбирать объект, на который ты направишь свое внимание — означает управление своим вниманием, когда ты сам решаешь, что именно и под каким углом будешь воспринимать. Неумение делать это превращает тебя в легкую жертву манипуляций — тебе очень легко подсунуть объекты, выгодные кому-то другому, тем самым полностью захватив твое внимание и управляя им, как угодно. В этом случае за тебя решают, что ты будешь воспринимать и под каким углом. Ярким примером являются манипуляционные приемы средств массовой информации — закидывая те или иные данные, преподнесенные конкретным образом и под конкретным углом, они способны управлять твоим настроением и отношением к тем или иным явлениям так, как это выгодно. Через это можно легко запутать, запугать или соблазнить. Реклама, завязанная на привлечении внимания яркими и возбуждающими психику триггерами, мимо которых нетренированный мозг просто не сможет пройти — тоже достаточно очевидный пример из реальности.
- Гипертрофированная направленность внимания во внешний мир, недостаток направленности внимания вовнутрь. Результат — большинство людей в своих мотивациях, решениях и поступках опираются именно на внешние ориентиры, которые могут быть весьма обманчивы, особенно если не кажутся таковыми. Многие люди даже не подозревают, что происходит у них внутри, какие ценности и смыслы находятся в них самих, каковы их настоящие желания и потребности — вместо этого они направлены на то, что скажут на этот счет окружающие люди, устоявшиеся нормы и правила, и прочие внешние авторитеты.
- Малая емкость внимания во времени и пространстве. Об этом мало кто вспоминает, но поле внимания обычного человека очень узко, оно охватывает только очень малую площадь, выхватывая только очень малые отдельные фрагменты. Это похоже на то, как если бы мы смотрели на мир через дверной глазок, вместо того, чтобы охватывать всю картину объемным полем зрения. Речь не только о пространстве, когда мы не видим, что происходит левее, правее, выше или ниже объекта, на который мы смотрим — но и о времени, когда мы не способны воспринимать одновременно следы прошлого и перспективы будущего вместе с наблюдаемым настоящим. Это приводит к тому, что подавляющая масса людей неспособна оценивать далеко идущие последствия своих поступков, грамотно планировать или делать выводы из закономерностей событий, уже пережитых в прошлом.
- Невнимательность к мелочам, к мелким, но значимым деталям. Как говорят — дьявол кроется в мелочах, и это совершенно верно. Мы зачастую настолько невнимательны, что не замечаем стратегически важных деталей. Как, например, в игре в шахматы — сильно увлекаясь тем, что происходит в одной части шахматной доски, мы можем забыть про стратегию в совершенно другой ее части, забыть про присутствие на ней важных фигур, возможностей и рисков, и пропустить очень важный ход, потеряв инициативу или даже необратимо потеряв шанс на победу. Или при решении задачи — можно поспешить и потерять из виду важную деталь, что в конечном счете приводит к неверному решению.
- Непонимание ключевой роли восприятия во всем, что мы делаем и как мы это делаем. От нашего восприятия явления будет напрямую зависеть то, как мы с ним будем взаимодействовать — какую модель взаимодействия с ним мы выберем. А уже от этого будет зависеть результат такого взаимодействия. На простом примере — если человек в военное время идет по дикому лесу и встречает незнакомого вооруженного человека, и воспринимает его априори как врага, он попытается пристрелить его первым. Если он воспримет его как друга — они могут помочь друг другу выжить в лесу, однако второй может оказаться врагом и убить первого, воспользовавшись его дружественным настроем. Если же первый воспримет второго как незнакомого человека, который может оказаться кем угодно, то он сначала примет осторожные меры по прощупыванию уместного способа взаимодействовать с этим человеком, а уже потом примет решение, как поступить. Но все начинается с восприятия — какое оно будет: враждебное, дружественное, осторожное или какое-либо иное? Мало кто отдает себе в этом отчет и пробегают этот этап неосознанно, действуя уже внутри рамок случившегося шаблона восприятия. Однако понимая, что шаблон не просто «случается», а является следствием конкретного выбора воспринимать нечто определенным образом, можно сильно расширить поле возможных действий и избежать многих ошибок, находя нестандартные и более эффективные пути.
Целенаправленная практика медитации позволяет найти эти слабые точки и закрыть их, значительно повысив уровень твоей внимательности. Я бы рекомендовал относиться к развитию любых навыков, как в компьютерной игре жанра RPG — прокачивать навык, повышая его уровень и получая за счет этого больше возможностей. Думаю, практическая польза этого предельно очевидна.
Медитация как упражнение присутствует практически в каждом учении или системе работы с собой, и при этом может преследовать как возвышенные, мистические и эзотерические цели (просветление, возвышение духа, единение с сущим и прочие категории подобного рода), так и бытовые и приземленные (расслабление, стрессоустойчивость, отдых). Все эти цели имеют право на существование, однако я бы порекомендовал поставить акцент именно на цели закрыть «слабые точки» — научившись концентрироваться, осознанно выбирать объект для внимания, смотреть внутрь себя, расширять поле своего восприятия, замечать мелочи и видеть значение восприятия во всех аспектах своей жизни. Все это более чем поспособствует продвижению в сторону как высоких эзотерических целей, так и приземленных бытовых.
Главный вопрос — как именно практиковать медитацию, чтобы решить эту задачу. Принцип до безумия прост.
ОТСЛЕЖИВАНИЕ — ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МЕДИТАЦИИ
Начнем с того, что существует бесчисленное количество самых разнообразных видов медитации. Сидячая медитация дхьяна, медитация в движении (в танце или в бою, например, как в боевых искусствах), медитация на смерть из бусидо, медитация на седьмой план бытия из тета-хилинга, медитация на дыхание, медитация на течение мыслей — перечислять можно бесконечно. Важно понимать одно — при всей кажущейся непохожести друг на друга, все эти виды медитации отличаются друг от друга только лишь объектом твоего внимания, а ключевой и основополагающий принцип везде один и неизменен.
Можно смотреть на красивую женщину, можно — на звездное небо, или на утреннюю пробку в мегаполисе, во всех этих случаях ты получаешь разный опыт, поскольку смотришь на разное, однако во всех же этих случаях ты делаешь одно и то же — смотришь.
С медитацией все точно так же. Главный вопрос, который возникает у человека, когда он учится чему-то новому — это «что конкретно мне нужно делать?». В целом, здесь ответ крайне прост. Ключевое действие, которое составляет основу любого акта восприятия и медитации как практики — это так называемое «наблюдение». Тебе нужно наблюдать за выбранным объектом и делать это внимательно. Однако я считаю, что здесь есть определение, которое гораздо точнее определяет суть медитативной практики, чем слово «наблюдение».
Медитация — это в большей степени охота, чем наблюдение. А охота — это отслеживание добычи. Если ты относишься к объекту своего внимания, как охотник относится к своей добыче, отслеживая ее через прицел своего ружья — ты предельно внимателен и присутствуешь в этом.
Алгоритм медитации состоит из двух шагов. Деление на шаги очень схематично и нужно лишь поначалу, чтобы объяснить и освоить механику процесса — далее никакого деления на шаги уже не будет нужно, процесс будет происходить так же естественно, как ходьба или рукопись.
1 ШАГ. Выбрать «добычу» — объект для отслеживания. Это может быть что угодно — от собственного дыхания или болевого ощущения в теле до конкретной идеи или мысли в голове, звука или состояния.
2 ШАГ. Отслеживать любые изменения в выбранном объекте. Следить за тем, как меняется этот объект, что с ним происходит, какие детали в нем претерпевают изменения.
Все, больше в медитации ничего нет. Если ты освоил этот принцип — ты можешь использовать его для медитации на что угодно. Однако, второй шаг требует дополнительных разъяснений.
ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Обычно в инструктажах для медитации говорят о том, что нужно просто наблюдать за объектом. Например, классическое упражнение во многих школах — когда ты рисуешь на листе бумаги черную точку и смотришь на нее долгое время, начиная хотя бы с десяти минут. Новички терпеть не могут это упражнение, а опытные практики вспоминают его с кислой миной, но при этом соглашаются — без тренированной концентрации в мире продвинутых техник делать нечего.
Если просто пытаться удержать внимание на статичной точке, как везде и рекомендуют — ты потратишь огромное количество сил и твое внимание всегда будет убегать от точки. Также при этом достаточно быстро возникает эффект «засыпания», когда внимание начинает засыпать — и ты вроде физически продолжаешь смотреть в точку, но само сознание при этом находится в заснувшем состоянии, теряется бдительность и возникает слепое пятно во внимании, которое может сыграть злую шутку, если возникнет в ответственный момент.
Однако на деле необходимо, чтобы внимание было максимально бдительно, чтобы оно было включено и не засыпать. Это очень важно понимать — потому что сейчас мы разберем, как вообще работает внимание человека.
Внимание человека не статично, оно динамично. Более того, оно работает не как непрерывный направленный луч. На самом деле внимание работает, как переменный ток. Иначе говоря — оно больше «мерцает» или «вибрирует», чем постоянно светит. Однако есть одно сравнение, которое сразу дает понимание устройства нашего внимания.
Внимание — это детектор движения. Иначе говоря, оно включается на малейшее изменение обстановки.
Внимание не улавливает статику. Оно улавливает лишь динамику. Иначе говоря, оно включается именно на изменения, и потому способно засекать малейшие изменения в любом объекте.
Это касается не только внимания. В целом, в мире нет ничего статичного. Только динамика позволяет существующему существовать. Даже те объекты, которые кажутся нам статичными — на деле состоят из динамических проявлений. Твердый недвижимый стол, или стена, или черная точка, нарисованная на листе бумаги — они лишь кажутся неизменными, а на деле состоят из постоянного движения, из параметров, которые постоянно меняются. Даже горы, которые кажутся ярчайшим примером стабильности — если посмотреть на них в ускоренном времени, то мы увидим, что горы — это волны, просто очень медленные. Но их движение непрерывно, и прямо сейчас горы продолжают двигаться.
Поначалу это кажется лишь теоретическим тезисом, однако при углублении в медитативную практику ты получаешь реальный опыт понимания этого. Дело именно во внимательности.
Нам легко заметить изменения в том, что постоянно и очевидно движется. Например, если мы смотрим за бегущим человеком или видим покачивание листвы на дереве от ветра. Но чтобы заметить НЕОЧЕВИДНЫЕ изменения, нужно свою внимательность тренировать, поскольку нетренированное внимание просто не сможет «засечь» такие детали. Однако если внимание достаточно тренировано, оно может отслеживать то, что недоступно для восприятия обыкновенных людей.
Человек, чья внимательность заточена на общение с людьми, их невербалику, может по малейшим и невидимым для остальных признакам определить настроение другого человека, его намерения и ход мыслей. Также, опытный автомеханик может определить тип неполадки в автомобиле еще до того, как залезет под капот. Хороший единоборец может предугадать действия противника еще до их начала, а боец спецподразделения сразу видит на локации укрытия, открытые места и углы возможного обстрела. Примеров может быть очень много — и все они следствия тренированной внимательности. Определенная деятельность, особенно если мы посвящаем ей немалое время — заставляет нас быть внимательными к ней, что автоматически позволяет нам углубляться в восприятии важнейших нюансов, составляющих ее основу. Это уже само по себе частный случай медитации.
Однако тренируя медитацию специально, осознанно, мы тренируем свою внимательность не только в каком-то узком спектре возможных применений и деятельностей, а внимательность в общем, которая универсально может быть использована в любом направлении и любой необходимой сфере.
Медитируя, мы учимся замечать малейшие изменения в объекте. Даже если эти изменения настолько малы и тонки, что с материальной точки зрения можно усомниться в их существовании. Но важно, что когда мы понимаем, что внимание работает подобно детектору движения, мы сразу настраиваем его на то, на что оно заточено изначально по своей природе. И мы отслеживаем не статичный объект, а изменения в этом объекте.
Нарисуй на листе бумаги черную точку — это будет твой объект. Далее, приступай ко второму шагу — отслеживай любые изменения в этой черной точке. Практически сразу после начала практики ты действительно начнешь замечать изменения. У кого-то точка начнет даже немного менять форму или размер. У кого-то — изображение начнет плыть или слегка вибрировать. У кого-то внутри точки могут возникнуть еле заметные движения или изменения оттенка черного. И задача заключается в том, чтобы просто отслеживать каждое изменение.
Поупражнявшись с точкой и убедившись на своем опыте, что даже нарисованная точка не является на деле статическим объектом, а по факту постоянно меняется в том или ином своем параметре — ты сможешь легко использовать в качестве цели отслеживания что угодно.
Важно, что когда ты изначально нацелен на отслеживание малейших изменений — твое внимание находится на пике бдительности. Подобно состоянию охотника, который выслеживает добычу и следит за ней через прицел — или состоянию снайпера. Это предельная концентрация, которая при этом динамична и готова ко всему. Именно это состояние и нужно почувствовать, а потом тренировать. В этом состоянии ты максимально устойчив, тонко настроен и способен улавливать малейшие колебания обстановки, подобно хищнику, который чувствует лес вокруг на сотни метров.
Это ключ, который сразу позволяет тебе практиковать медитацию на полную мощность.
В общем и целом, этот принцип несет в себе не только практическую ценность, но и мировоззренческую. Когда ты видишь, что действительно все в этом мире постоянно находится в движении и в процессе изменений, ты постепенно перестаешь цепляться за статичные изображения и начинаешь жить в реальном времени, где ничто не стоит на месте и ничто не остается тем же, чем было мгновение назад. В этот момент весь мир превращается в полигон для тренировки твоей внимательности — потому что медитировать в прямом смысле можно на что угодно. Дальше будут приведены примеры возможных объектов для медитации.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ
При выборе объектов для медитации проблем возникнуть не должно — для этого можно взять абсолютно любое явление или аспект окружающей реальности. Важно также понимать, что с практической точки зрения не так важно, на чем именно ты тренируешь внимательность — поскольку тренируешь ты ее в целом. Однако углубление в те или иные объекты, помимо общего повышения уровня внимательности, может приносить и дополнительные бонусы, которые могут иметь немалую ценность. Далее при перечислении примеров различных объектов медитации я буду также говорить о тех дополнительных преимуществах, которые даст практика отслеживания именно этих объектов.
- Ощущения тела. Для начала можно брать не тело в целом, а конкретную его часть, поскольку проще отслеживать изменения на небольшом поле, нежели на большом — хотя тенденцию увеличения размеров поля твоего внимания нужно поддерживать. Например, отслеживай изменения в области глаз. Продолжая это делать, ты сможешь почувствовать, что оказывается, у глаз слегка может меняться температура, что постоянно меняется их влажность — поверхность глаз то становится более сухой, то более влажной, что глаза постоянно совершают непроизвольные микродвижения в разные стороны, даже когда ты специально ими не двигаешь. Какую бы часть тела ты для этого ни выбрал, ты узнаешь о ней много нового. Ведь ранее ты просто не имел возможности заметить, насколько бурные и разнообразные процессы здесь происходят. Можно даже сказать, что для тебя это будет первое настоящее знакомство со своим телом. Я сильно рекомендую попрактиковать хотя бы по несколько минут с каждой частью тела по очереди, таким образом погружаясь в нее и знакомясь. Например: сердце, внутренности живота, кожа лица, зубы, позвоночник, внутренности черепа, половые органы, подошвы стоп в соприкосновении с землей, внутренняя поверхность ладоней. Потом постепенно переходи к отслеживанию тела в целом. Что дает практика на теле? Прежде всего, ты сможешь действительно улучшить самочувствие на телесном уровне. Увеличивается проводимость нервных волокон, снимаются многие мышечные блоки и блоки на уровне органов, поскольку любой блок — в первую очередь это блокировка нервных сигналов, а уже потом блокировка биомеханического движения, кровотока и лимфотока. Еще один бонус — управляемость твоего тела сильно повысится. Ты сможешь управлять телом более точно, что особенно важно для спортсменов и тех, кому важно двигаться и развиваться во владении своим телом.
- Дыхание. Хотя это можно отнести к ощущениям тела, медитация именно на дыхание является классикой. Потому как в течение жизни мы дышим постоянно, и этого невозможно не заметить. Даже самый нечувствительный человек в мире может почувствовать свое дыхание. Поэтому в большинстве традиций именно дыхательная медитация является основой основ, ведь она доступна каждому. Самое простое — просто отслеживай изменения в своем дыхании. Не просто наблюдай за дыханием — потому что здесь можно легко заснуть в бдительности, а именно отслеживай изменения в дыхании. Например, где-то на вдохе может возникнуть углубление, где-то на выдохе посередине может быть небольшая пауза в несколько миллисекунд, прежде чем выдох продолжится, и так далее. Двигаясь дальше, можно практиковать на отдельных элементах дыхания. Например, отслеживать изменения только в выдохах, или только во вдохах, или только в промежутках между вдохом и выдохом (медитация на промежуток между вдохом и выдохом — древнейшая классика). Дальнейший уровень — это медитация в сочетании со специальными дыхательными техниками, когда мы используем разные схемы дыхания — например, длинный глубокий вдох и три коротких резких выдоха. Медитация на дыхание позволяет сделать дыхание более глубоким и естественным, что улучшает насыщение кислородом тканей тела, в особенности — мозга, что по первой поре может привести к эйфорическим ощущениям за счет непривычно увеличившегося объема кислорода, доступного мозгу, а в длительной перспективе — естественно улучшает работу нервной и сердечно-сосудистой систем в первую очередь.
- Боль. Хотя это тоже можно было бы отнести к ощущениям тела, здесь имеется в виду не только физическая боль, но и эмоциональная. Боль — это неотъемлемая часть жизни, она всегда в той или иной мере сопутствует нам и показывает нам, что мы живы. Многие воспринимают боль, как проклятие, однако мудрый человек может увидеть боль, как возможность — как минимум, возможность для практики. Это позволяет практиковать и развиваться, даже если твое тело и душа кровоточат и разваливаются на части. Суть проста — отслеживать изменения в месте, которое болит. Проще всего понять для начала на примере физической боли. Следи за очагом болевых ощущений и бдительно замечай любые малейшие изменения в нем. Например, если болит колено — можно сначала увидеть, что боль пульсирует в точке, а потом точка очага смещается на пару миллиметров вправо, затем вовсе словно вытягивается в струну и возникает ощущение небольшого растяжения. То же самое с эмоциональной болью. Прежде всего, любая эмоциональная боль всегда находит свое отражение в теле, и можно отслеживать именно ту точку тела, в которой отражается эта боль — например, боль предательства близким человеком. Однако можно отслеживать изменения и в самой боли — несмотря на то, что сам очаг не локализован где-то в физическом пространстве, тем не менее мы можем нащупать этот очаг и следить за ним. И увидеть, что, к примеру, боль то ослабевает практически до нуля, то снова возрастает, что меняет свои оттенки с обиды на злобу, со злобы на жалость к себе — и это только малая часть того, что можно увидеть и понять. Медитация на боль способствует развитию твоей личностной зрелости — в первую очередь, это говорит о том, что ты перестал убегать от боли и избегать ее, а стал достаточно храбр и смел, чтобы решительно смотреть ей прямо в глаза, не отрываясь. Это воспитывает в тебе истинное бесстрашие и дарует волю, которая поможет тебе двигаться вперед, даже если очень больно и жутко. Также медитация на боль — это хороший способ терапии. Зачастую у нас где-то болит там, где сильно не хватает нашего внимания. И поскольку зачастую мы глухи к самим себе, к своему телу и своим чувствам, иногда острая боль становится единственным способом привлечь наконец наше внимание к этой точке. Когда мы даем боли свое внимание, она начинает нами проживаться, что очень важно. И часто происходит так, что прожив всю боль, мы от нее избавляемся, происходит исцеление. На это не нужно чрезмерно надеяться, однако однозначно можно рассчитывать на улучшение. Более того, когда мы внимательны к боли, к проблеме — мы начинаем также видеть более глубокую картину ее причин, а значит — воспринимать намеки о том, как наиболее эффективно эту проблему решить. Это дает нам информацию, с помощью которой мы можем реально решить проблему, причиняющую нам боль.
- Эмоции. Мы постоянно испытываем эмоции, и каждая эмоция — это сила огромных масштабов. Эмоции поднимают в нас потоки энергии разнообразных направлений и содержаний, они вносят свои коррективы в наши мысли, действия, поведение. Отслеживать можно любую эмоцию и состояние (поскольку каждое состояние имеет свой эмоциональный фон, здесь я для простоты ставлю знак равенства между эмоцией и состоянием). Гнев, спокойствие, усталость, радость, ожидание, разочарование. Все, что угодно. Отслеживая малейшие изменения в эмоциях, мы можем узнать, что оказывается, очень часто одна эмоция незаметно переходит в другую, или маскируется под другую, лишь делая вид, что она является одной эмоцией, а по факту являясь совершенно иной, что эмоции могут менять свое направление и рождать разные желания внутри тебя, что у них есть свой «голос», который общается с тобой языком состояний и может донести до тебя определенную информацию. Все это полезно тем, что ты повышаешь свою так называемую эмоциональную осознанность — или эмоциональный интеллект. Будучи более чувствительным к своим собственным эмоциям, ты начинаешь лучше понимать себя и видеть, что действительно происходит внутри, не пытаясь это отрицать и заглушить. Это даст тебе доступ к пониманию своих настоящих желаний, а также к возможности выходить из-под чрезмерного влияния эмоций — когда ты осознаешь ту или иную эмоцию и ее поведение в реальном времени, она уже не способна тобой управлять. Следующий момент — понимая свои эмоции, ты сможешь лучше понимать и эмоции других людей, что способствует развитию здорового сострадания и навыка общаться более гармонично, слышать окружающих и уметь с ними договариваться.
- Мысли. Мысли не имеют такой явной силы, как эмоции, однако именно это делает их еще более влиятельными — они влияют косвенно и «из тени». Подобно эффекту бабочки, каждая мысль, изначально представляя из себя сущую мелочь, разворачивается далее в процессы масштабов глобального порядка. Один из простейших способов медитации на мысль — просто отслеживать любые мысли, которые возникают в голове. Каждая мысль — это изменение в ментальном пространстве, возмущение или колебание своего рода, и внимательность к этому позволяет нам замечать любые возникающие мысли. Здесь не нужно пытаться вмешиваться в поток мыслей или влиять на него — достаточно просто отслеживать, какие мысли возникают и о чем они говорят. Более глубокий уровень — отслеживать промежуток между мыслями. А еще более интересный — нащупать точку, из которой все мысли возникают, и отслеживать изменения уже этой точки. Медитация на ментальное пространство дает огромное количество информации о ходе твоего мышления, о стратегиях, которым ты следуешь и о программах, которые управляют тобой. Это очень важно, потому что выследив эти программы, поймав их с поличным, ты получаешь возможность выходить из-под их управления. Отслеживая ход мыслей, ты можешь увидеть, что наши мысли в целом постоянно зациклены и состоят из одних и тех же элементов — иначе говоря, в нашей голове постоянно крутится ограниченное количество одинаковых мыслей, которые постоянно перезапускают себя заново. Увидев это, ты можешь выйти из этого замкнутого круга, что полезно как для принятия новых решений, так и для восприятия в целом.
- Окружение. В окружающем нас мире постоянно что-то происходит. В некотором смысле окружение можно назвать интерфейсом прямого взаимодействия с самыми неосознанными нашими частями. Потому как еще хуже, чем свое, мы осознаем чужое. Чужое таким образом выступает источником бессознательного, и взаимодействуя с ним, изучая его, мы получаем новую информацию и расширяемся сознанием. Не нужно прогибаться под окружение, не нужно и беспочвенно постоянно ему сопротивляться, но одно точно — к окружению нужно быть внимательным. Отслеживать можно все, что вокруг. Звуки, события, предметы, тенденции. И конечно же, другие люди. Отслеживая все изменения в людях вокруг, ты внезапно начинаешь чувствовать их движения, их дыхание, их настроение, их намерения и тенденции к принятию решений. Как только ты начинаешь медитировать на изменения в окружающих тебя людях, ты начинаешь получать огромные объемы информации. Как ими воспользоваться — уже твое дело. Я думаю, что здесь даже не нужно объяснять, какие бонусы и преимущества даст прокачанная внимательность в этой сфере.
- Абстрактные понятия и высокие материи. У многих людей велик соблазн начать практику именно с этого и вообще ограничиться только этим, однако я настоятельно рекомендую даже не приближаться к этой части до тех пор, пока описанное выше не станет знакомым и уже весьма неплохо освоенным этапом. Это важно, поскольку на этом уровне информация — самая тонкая и самая неоднозначная, грань между правдой и ложью, реальностью и выдумкой очень размыта и крайне сложно уловима. Если у тебя нет большого опыта внимательности к более явным и материальным вещам — вроде своего тела, дыхания, процессов окружающего мира — то тебе будет легко запутаться и потеряться в мире «тонкого», не умея отличить пустое от имеющего смысл. Вместе с тем, именно на этом уровне находятся продвинутые практики. Например, медитация на аспект времени. Медитация на множественность Я. Медитация на смертность. И так далее. Люди, которые осознанно приходят сюда и приходят сюда тщательно и фундаментально подготовленными, сами прекрасно понимают, для чего им это нужно и что им это может дать. Поэтому в данном случае этот пункт я тоже опущу.
Как ты можешь видеть, практиковать медитацию можно самыми разнообразными способами. Выбери тот объект, который для тебя наиболее актуален и начинай осваивать его, внимательно отслеживая в нем малейшие изменения. Я рекомендую осваивать уровни объектов именно в том порядке, в котором я перечислил их выше: тело — дыхание — боль — эмоции — мысли — окружение — абстрактное.
Теперь, когда с техническими вопросами (что делать и каким образом) мы разобрались, настало время разобрать также, как выстроить свою практику во времени, чтобы прогрессировать.
РЕЖИМ ПРАКТИКИ
Как выстроить свой режим медитативной практики, чтобы прогрессировать? Большинству людей кажется, будто нужно ежедневно выделять себе конкретное время, когда тебя никто не будет отвлекать, чтобы сесть и медитировать в специальных для этого условиях. Это не совсем верно.
Я за естественность и простоту. Если для медитации тебе нужно создать какие-то особые условия — сесть в определенную позу, изолироваться от влияния окружения, или включить особую медитативную музыку, или медитировать только в какое-то конкретное время суток и в течение какого-то конкретного времени — то твоя практика скорее искусственна. Она не вплетена в твою жизнь, ты не сделал из нее игру и не сделал ее частью себя. Ты относишься к ней механически, а значит, соответственно будешь ее и выполнять. Результатов это, скорее всего, не даст.
Я за то, чтобы практиковать в любом месте и в любое время. Усвой, пожалуйста, этот важнейший принцип:
Медитировать можно где угодно и когда угодно. В любом состоянии, в любом месте, среди любых событий и во время любого действия. Медитировать можно сколько угодно — от одной секунды до бесконечности. Не нужно делать разницу между обычной жизнью и медитацией. Медитируй прямо посреди своей обычной жизни, так же, как ты дышишь.
Для начала тебе нужно попробовать медитацию и почувствовать вкус внимательности, когда ты бдительно отслеживаешь малейшие изменения и чувствуешь значительно больше, чем обычно. Этот вкус не похож ни на что другое. Однажды глубоко почувствовав состояние медитации, ты его не забудешь — оно уже само в тебе пустит корни и начнет развиваться в тебе самостоятельно, проявляясь все чаще и чаще. Однако не всегда все будет просто — особенно в сложные моменты жизни, когда страшно или больно, или просто устало. В такие моменты нужно совершить некоторое усилие, чтобы пойти вниманием во все, что причиняет тебе дискомфорт. Для этого нужна определенная дисциплина. Но чтобы ее натренировать, не нужно титанических сверхусилий. Достаточно обычных усилий, повторяемых регулярно и ежедневно.
Начни с того, что будешь медитировать по одной минуте (точно засекать необязательно, достаточно примерно и субъективно брать минуту), но «на ходу», не создавая для этого особых условий. Например, помедитировать на свои мысли, пока моешь посуду. Отслеживать ощущения в стопах во время бега. Отслеживать состояния других людей во время разговора с ними. Отслеживать свои эмоции во время ссоры. Отслеживать ход своих мыслей во время работы над проектом. Тебе не нужно заставлять себя медитировать часами в позе лотоса — достаточно начать с одной минуты, но в любых условиях и в любое время. Делай так по пять раз в день — и ты уже на пути.
Тебе важнее не научиться медитировать часами в одной позе (это потом), а научиться медитировать хотя бы короткое время, но в любых условиях. Научившись этому, ты сделаешь свою практику естественной. И медитация будет вплетена в твою жизнь так, что ты уже не сможешь сказать, где проходит грань между медитацией и всем остальным. Все превратится в медитацию — со временем, если ты приложишь некоторые усилия для поддержания режима, описанного выше.
Подобный подход справедлив не только для медитации, но и для обучения любому другому навыку. Чем естественнее процесс обучения, тем он качественнее. Многие люди пытаются делать все искусственно, неправильно подбирая нагрузки и задачи, просто потому, что не знают альтернативы. Я за искусство маленьких шагов. Лучше делать по несколько коротких шагов ежедневно, чем неделю ежедневно пробегать марафоны, возненавидеть все и выпасть из процесса на пару лет или на всю жизнь.
На этом основная часть мануала завершена. Далее я дам материал более продвинутого уровня. На уровне теории в отрыве от практики он не имеет никакого смысла, поскольку на словах невозможно узнать ничего нового — новое узнать можно лишь на опыте, а опыт приобретается через практику. Без закрепленного навыка внимательности я не рекомендую читать дальше. Тем же, кто на практическом, а не только умозрительном, уровне готовы — следующая глава станет достойным дополнением для углубления опыта.
«ЛОЖКИ НЕТ» — ВЗЛОМ ПАРАДИГМЫ О «РЕАЛЬНОСТИ»
Один из основополагающих принципов нейро-лингвистического программирования гласит: «карта не есть территория». Здесь под «картой» имеется в виду символ, которым мы обозначаем нечто, существующее в реальности, а под «территорией» — сама реальность, которую мы обозначаем с помощью символа. Мы живем в мире символов и постоянно окружены ими. Символ — это единица передачи информации, поэтому мы общаемся, думаем, действуем с помощью символов. Мы настолько привыкли к символам, что априори ставим знак равенства между символом и тем, что он обозначает. Жизненный опыт говорит о том, что подобное отношение приводит к многочисленным ошибкам и заблуждениям.
Наличие в мире такого явления, как «ложь», является ярчайшим примером такой ошибки. Я могу сказать тебе что-то, но будет ли это означать, что сказанное мной — правда? Далеко не всегда. Слово не гарантирует того, что в реальности существует нечто, обозначаемое этим словом. Поэтому принцип «карта не есть территория» говорит о том, что нам следует отличать символ от его значения, и постоянно сверять карту с территорией, чтобы избегать ошибок.
Однако допущение о том, что мы действительно имеем доступ к реальной «территории», чтобы сравнить ее с «картой», сильно преувеличено. Поскольку у нас нет ни одного стопроцентного доказательства того, что то, что мы называем «территорией» — не является еще одной «картой». Мы не можем быть уверены в том, что вообще имеем доступ к реальной «территории», чтобы сравнить с ней и оценить подлинность своих «карт».
Здесь мы подходим к вопросу о том, что есть реальность и существует ли она в принципе.
Я могу сказать тебе, что у меня есть сознание, однако будет ли это означать, что я в действительности им обладаю? Нет. На деле никто не сможет дать стопроцентного доказательства наличия у меня сознания — ни я, ни ты, ни кто-либо другой. Мы можем в это верить или не верить. И на самом деле, так же неоднозначно все обстоит не только с эфемерными понятиями вроде «сознания», «души» и так далее, но и с абсолютно ясными на первый взгляд вещами — вроде материальных объектов.
Например, я вижу перед собой материальный объект. Я также могу его потрогать, услышать — и так далее. Иначе говоря, я могу воспринять его пятью своими органами чувств ярко и конкретно. Означает ли это, что данный объект действительно существует — то есть, объективно? Существовать объективно — означает существовать за пределами моих ощущений. Есть ли у нас стопроцентное доказательство того, что этот объект существует вне моих ощущений этого объекта?
Первое, что могут сказать — нужен еще один человек. Если он точно так же видит и ощущает этот объект — значит, объект существует вне моих ощущений. Однако на деле — есть ли доказательство того, что сам этот человек, подтверждающий, что тоже ощущает этот объект, существует вне моих ощущений этого человека и его подтверждений? Помимо всего прочего — даже если этот человек тоже ощущает этот объект, разве это доказывает объективное существование данного объекта? Это доказывает лишь существование ощущений этого объекта у двоих. Но от того, что это ощущает не один человек, а двое — реальность объекта не становится более очевидной. Это вообще не зависит от количества человек. Существуют индивидуальные галлюцинации, а существуют и групповые — перестать считать групповые галлюцинации галлюцинациями исключительно потому, что их разделяет большее количество человек — тоже ошибочно.
Самым ярким примером того, о чем я сейчас пишу, являются сны. Во снах мы очень ярко и явно все ощущаем. Мы можем видеть, трогать, слышать — мы чувствуем во снах боль, движение, удовольствие, страх, все по-настоящему. Если во сне мы трогаем стену — она твердая, крепкая, как настоящая, и если ее ударить во сне — можно почувствовать боль от удара (за исключением осознанных сновидений, где абсолютно любой параметр реальности внутри сна можно взломать). Внутри сна, если мы не осознаем, что это сон, у нас не возникает сомнений в реальности происходящего. Именно поэтому внутри сна мы можем по-настоящему бояться, хотеть чего-то или погружаться в сюжеты. Но когда мы просыпаемся — мы понимаем, что в «реальности» этого ничего не было. Это были просто ощущения. Какова гарантия, что с нашей «реальностью» все не происходит точно так же?
Конечно же, «реальность» вне снов повторяется и разделяется огромным количеством людей — но внутри сна мы также можем проходить разные циклы «сна во сне» и пробуждения, и внутри сна все участники сюжета тоже разделяют происходящее.
Существует рациональное объяснение тому, как все это происходит. Есть некий внешний раздражитель, который возбуждает сенсоры и передает сигналы в головной мозг. Сам головной мозг при этом обрабатывает сигналы и генерирует некую картинку реальности, в которой мы находимся. Это происходит и во время сна, и во время бодрствования. При этом признано, что внешний раздражитель — объективная реальность, на которую реагируют наши сенсоры — вовсе не обязан соответствовать картинке, которую генерирует наш мозг. Поскольку наши пять чувств сильно ограничены и не могут воспринимать многие спектры информации. Однако само объективное существование некоего «внешнего раздражителя» при этом не подвергается сомнению — и это едва ли имеет под собой достаточное обоснование. Единственная причина так считать в том, что так удобно считать.
Достаточно известная теория «мозга в банке» говорит о том, что возможно, мы все есть мозги, расположенные в банках с питательным веществом, к которому по проводам проходят сигналы, на основе которых мозг генерирует картинку того, как мы живем в нашей реальности в качестве людей — прямо как в «Матрице». Но даже эта теория достаточно наивна, потому что у нас нет никаких стопроцентных оснований считать, что такое явление, как мозг, вообще существует — ведь если все остальное иллюзия, то почему и мозгу не быть такой же иллюзией? Нет оснований считать также, что объективно существует некий источник сигнала, который отправляет информацию, которая мозгом обрабатывается в картинку «реальности».
Само представление о существовании мозга, принципах его работы — собрано на основе исследований, результаты каждого из которых даны в ощущениях исследователей. Можно поспорить, сказав, что существуют приборы, способные получать данные, которые недоступны нашим органам чувств. Например, приборы, способные уловить инфракрасное излучение. Приборы, способные измерить электрическую активность мозга. И так далее.
Однако сами эти приборы и результаты их деятельности тоже даны нам в наших ощущениях. Ощущения приборов не гарантируют их существования в реальности, ощущения результатов действия этих приборов не гарантируют существования этих результатов и соответствия этих результатов истинному положению вещей.
Итог данного размышления заключается в том, что мы не можем быть стопроцентно уверены в существовании реальности. Нет доказательств, которые были бы окончательными в пользу существования объективной реальности.
Однако есть кое-что, в чем мы можем быть более уверены, чем в остальном — в том, что у нас есть ощущения. И ощущения — это все, что у нас есть. Поэтому все, что у нас есть — это ощущения.
Существует такое философское направление, как солипсизм. Солипсисты утверждают, что нет ни одного доказательства существования объективной реальности, потому реальность иллюзорна, а существует лишь только их личное восприятие. Они убеждены в том, что поскольку для себя они являются единственными субъектами восприятия, то так на самом деле и есть — и в их картине мира существует только их Я, воспринимающее все остальное. Прочие люди — это боты, модели, которые маскируются под жизнь, на деле не обладая своим Я, а только изображая его.
У многих людей существует большой соблазн удариться в это учение. Которое, конечно, имеет определенный смысл — особенно, если учесть, что оно во многом основано на многих древних практиках и системах, изучающих иллюзорность мира. Во многих направлениях йоги и тантры, например, изучался этот вопрос.
Речь там шла о следующем. Если я не могу быть уверен в реальности, то в чем я могу быть уверен? Как минимум я могу быть уверен в том, что Я воспринимаю это, вне зависимости, реальность это или иллюзия. Поэтому Я — реален, потому что для того, чтобы было что-то воспринято, необходим воспринимающий.
Эти мысли кажутся достаточно убедительными, и поэтому они с древних времен получили немалое распространение. И до сих пор среди многих эзотериков распространен концепт о том, что «Я есть» — это единственная реальность, и на деле все есть иллюзия, кроме наблюдателя, которые все это воспринимает. Практика медитации многих приводит именно к этому ощущению.
В предыдущем предложении указано наиболее точно то, что упускают все эти люди.
В 2009 я разработал на базе идей, описанных выше, систему упражнений, с помощью которых меня в первый же день практики на продолжительный период времени (несколько месяцев) выбросило в состояние, где я действительно видел иллюзорность мира, ощущая его, как Нео, в потоке символов. Это был круговорот иллюзий, вращающийся вокруг центра, точки отсчета, которой было мое «Я есть», тот самый «наблюдатель». Поначалу это вводит в эйфорию, однако потом я почувствовал себя очень одиноко, такой мир был лишен жизни и вместе с ним жизни оказался лишен и я сам. Только потом я смог ухватить ключевой момент, который тогда упустил. Именно его упускают и солипсисты, и последователи концептов про «наблюдателя».
Мы говорили о том, что есть ощущения реальности, и мы не знаем ничего, кроме этих ощущений. Мы говорили также о том, что есть кто-то, кто воспринимает все эти ощущения.
Ключ заключается в том, что воспринимающий ощущения — это тоже ощущение. Оно отличается от остальных ощущений, но не превосходит их своей природой — это тоже лишь ощущение. У солипсиста нет способа проверить, что у другого человека есть сознание — потому что есть только комплекс ощущений о проявлениях этого человека, который не способен доказать наличие сознания. Но если быть честным в этом же принципе — то у солипсиста на деле нет способа доказать также и наличие сознания у самого себя. У него есть лишь комплекс ощущений обладания сознанием, но это не говорит о том, что это сознание в действительности имеет место быть.
Нет действительных оснований считать, что для ощущений нужен воспринимающий. Что, если ощущения способны существовать сами по себе — в виде ощущений, не требующих для своего существования ни «внешнего раздражителя», ни «воспринимающего наблюдателя»?
Примерив такую возможность, можно превратить ее в практику, которая способна взломать твою существующую реальность.
ПРАКТИКА ВЗЛОМА «РЕАЛЬНОСТИ»
Все ощущения, которые приходят к тебе — это ощущения, которые реально проживаются, но именно как ощущения. Нет объектов, нет фактов — есть лишь ощущения этих фактов и этих объектов. Попробуй смотреть на весь мир таким образом.
Не земля под ногами, а только лишь ощущение земли под ощущением ног.
Не гром и дождь, а ощущение звука грома и прикосновения ощущений капель дождя к ощущению тела.
Потому что не тело, а ощущение тела.
Внезапно мир превращается из стабильной твердой структуры в нечто подвижное, расплывчатое и очень живое, напрямую проживаемое. Здесь есть еще один уровень — во взаимодействии с людьми.
Взаимодействуя с другим человеком — воспринимай и его, и себя, как ощущения. Не просто «я испытываю этого человека и его голос как просто ощущение человека и голоса», это солипсизм, в котором нет жизни. А «ощущение меня испытывает ощущения голоса этого человека и присутствия этого человека рядом с ощущением моего тела».
Когда ты понимаешь, что наличие в мире реальных фактов, объектов и событий — это лишь вывод ума, который никак эмпирически и экспериментально не доказуем, а мир дан лишь в ощущениях — причем не мозгом это понимаешь, а через практику получаешь опыт этого, то ты выходишь в состояние, равного которому не испытывал никогда. Главное, помнить, что это состояние — тоже генерируемое ощущение. Тогда ты начинаешь видеть иллюзорность мира.
Ложки нет, Нео. Есть только ощущение ложки.
Боли нет. Есть только ощущение боли.
Страха нет. Есть только ощущение страха.
И даже твоего Я нет. Есть только ощущение Я.
Это понимание является апгрейдом медитативной практики, которую я давал в основной части мануала. Суть ее заключалась в выборе объекта и отслеживании изменений в этом объекте. Сейчас мы понимаем, что любой объект — это именно ощущение объекта, и мы сразу отслеживаем изменения именно в ощущении объекта. Отслеживая изменения в ощущении своего тела, в ощущении происходящих вокруг событий, в ощущении черной точки, нарисованной на листе бумаги.
В чем смысл этого на практике? Твое восприятие становится более пластичным. У людей, которые мыслят фактами, объективность которых сильно преувеличена, восприятие ригидное, неповоротливое и очень поверхностное. У людей, которые видят мир как комплекс ощущений (причем не «своих», потому что ощущение того, что данное ощущение именно «твое» — тоже лишь ощущение принадлежности) — восприятие живое, гибкое и глубокое. Ты начинаешь получать больше информации и жить в целом начинаешь совсем по-другому.
Когда ты понимаешь вещи, описанные выше, не умозрительно, а на практике, у тебя открывается значительно больше возможностей. Ты понимаешь, что пределов нет — и это не означает, что ты прямо сейчас нарушишь все законы физики, суть вовсе не в этом. Однако ты получишь возможность воспринимать все шире и многомернее, что откроет для тебя новые решения и лишит силы то, что сдерживало и сковывало тебя ранее. Описывать это не имеет никакого смысла — но если ты поработаешь над этим, ты однозначно почувствуешь то ощущение, из которого я об этом написал.
Источник