- Если во время медитации открывается рот
- Помогает ли медитация от боли?
- Как переключить внимание на тело и не отвлекаться
- Как добиться максимальной пользы от медитации
- Что важно знать о позе для медитации
- Если вы отвлекаетесь во время медитации
- Что значит прислушаться к телу
- Может ли медитация уменьшить боль
- Если во время медитации открывается рот
Если во время медитации открывается рот
Когда вы практикуете медитацию нельзя сказать наверняка, находитесь ли вы именно в состоянии медитации или нет. Но есть общие косвенные признаки, проявленные в виде ощущений физического тела и изменений в жизни, указывающие на правильную и неправильную практику.
ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Во время практики
1) Замедление дыхания. Дыхание становится медленным, поверхностным, вплоть до чувства остановки.
2) На фоне такого дыхание внезапно может проявляться глубокое дыхание в виде единичного глубокого вдоха и выдоха. После этого дыхание опять затихает.
3) Появляются лёгкие болевые ощущения в голове спереди, сзади, слева, справа. Это не боль в привычном нашем понимании, просто как будто ощущение уплотнения, движения внутри головы. После этих ощущений появляется сонливость.
4) Ощущение глубокой релаксации. Чувство онемения (особенно в конечностях), потеря чувствительности.
5) Ощущение боли в теле, кроме головы. Ощущение внутренней дрожи мышц, хаотичные сокращения мышц (так происходит освобождение от стрессов нашего физического тела).
6) Ощущение естественности, натуральности, лёгкости, простоты во время медитации.
7) Ощущение парения, растворения, потери ощущения границ собственного тела. Ощущение расширения.
В жизни
8) В жизни у вас начинает расти чувство эмпатии, дружелюбия, любви, сострадания, чуткости и трепетного отношения к другим людям и всем живым существам. Появляется желание делиться и отдавать.
9) Уходят депрессии. Появляется ощущение как будто всё встаёт на свои места. Как будто в голове у вас всё раскладывается по своим полочкам.
10) Ваша потребность во сне уменьшается, а энергетические ресурсы тела возрастают. Рост продуктивности.
11) Появляется творческий подход к решению даже самых сложных жизненных задач.
12) Рост стрессоустойчивости и адаптации к изменяющимся условиям жизни.
13) Чувство внутренней гармонии, расслабленности, блаженства, внутренней улыбки.
14) Рост самоосознания и понимания того, что действительно вам нужно. Слой за слоем начинает уходить всё лишнее, ненужное, наносное, выдуманное, навязанное. Изменяются привычки, образ жизни, окружение. Всё становится более здоровым.
15) Синхронизация с пространством, его запросами и нуждами. Чувство пространства, места и времени, уместности и неуместности. Синхронизация с природой.
16) Центрированность. Пребывание в самом себе. Удовлетворённость собой.
17) Отпадает желание искать ответы на свои вопросы во вне. Появляется доступ к внутреннему источнику информации.
18) Рост доверия и принятия, открытости миру. Проживание жизни такой, какая она есть. Такой, какой она приходит во всём многообразии её красок и форм.
19) Открывается видение невидимого порядка вещей и совершенства мироздания.
20) Визуально вы начинаете выглядеть моложе, свежее. Разглаживаются морщинки, глаза становятся более ясными и сверкающими.
21) Уходит суета в движениях. Они становятся более медленными и осознанными.
22) Жизнь больше в ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, чем в воспоминаниях и сожалениях прошлого или грёзах и беспокойствах о будущем.
23) Появляется созерцательное отношение к окружающему. Видение красоты окружающего мира и всех существ, населяющих его.
24) Деавтоматизация сознания. Выход из системы (быть в миру, но не принадлежать ему). Разрушение автоматизированного мышления, ориентированного на привычность и удобство.
25) Мышление становится более целостным, гибким, вариативным, без жёсткой концептуализации и цепляния за те или иные концепции, убеждения.
26) Вы становитесь более внимательными по отношению ко всем и всему, что происходит вокруг вас. Начинаете замечать даже самые незаметные, самые тонкие детали. Ваше восприятие в целом расширяется.
27) Уважение своей собственной свободы и свободы другого человека/живого существа.
Источник
Помогает ли медитация от боли?
Как переключить внимание на тело и не отвлекаться
Анна Блэк квалифицированный практик с магистерским дипломом в сфере осознанного подхода к образу жизни, ведет мастер-классы и курсы внимательности и осознанности (майндфулнесс) для частных клиентов и организаций
Медитация — такая же необходимая вещь для современного человека, как чистка зубов по утрам, считают многие специалисты. Иначе времени услышать себя может и не представиться — а иногда тело хочет сказать нам что-то важное. Это кажется удивительным, но медитировать можно даже тогда, когда у нас что-то болит — и результатом может стать уменьшение боли. Как это работает?
Регулярная медитация — один из способов развить доброе отношение к себе и другим. Она учит уделять осознанное внимание своему опыту, избегая резких оценок переживаемого, и помогает воспитывать определенные качества, например доброту и сострадание.
Медитацию можно сравнить с походом в спортзал, только вместо тела вы упражняете осознанность и внимание. Медитируя, вы учитесь иметь дело с любым состоянием собственной души и ума. В ходе регулярных занятий вы испытаете их все — беспокойство, раздражение, скуку, покой, блаженство, гнев. Вы попробуете в относительно безопасной среде попрактиковаться в том, чтобы спокойно воспринимать собственные переживания.
Медитируя, мы учимся…
- Замечать, когда нас что-то отвлекает.
- Замечать, что именно нас отвлекло.
- Отпускать то, что нас отвлекает.
- Возвращаться к предмету сосредоточения.
- Выбирать, на что направить внимание.
- Развивать в себе любопытство, терпение, способность отказаться от результатов, принятие, мягкость, ум новичка, доверие к происходящему.
Как добиться максимальной пользы от медитации
- Будьте реалистичны. Начните с коротких сеансов медитации — буквально по несколько минут — и постепенно делайте их длиннее.
- Если хотите медитировать регулярно, впишите сеансы в распорядок дня. Выберите определенную практику, назначьте время и соблюдайте расписание в течение, скажем, одной недели. Тогда вам не нужно будет каждый раз решать, что и когда делать.
- Часто и понемногу лучше, чем редко и подолгу.
- Не ругайте себя, если забудете о сеансе или жизнь нарушит ваши планы. Взлеты и падения неизбежны — как и периоды, когда вам станет трудно заниматься. Но прерванные занятия всегда можно возобновить.
- Откажитесь от любых ожиданий. Стремление к конкретному результату приведет к тому, что вы начнете прикладывать к своему опыту воображаемую мерную ленту и, скорее всего, разочаруетесь. Лучше приступать к любому сеансу так, будто вы медитируете первый раз в жизни и не представляете, что вас ждет. Ум новичка откроет перед вами бесконечные возможности.
- Самое важное: если в какой-то момент вы почувствуете страх, дискомфорт или чрезмерное напряжение, немедленно прекратите практику. Медитация подходит не всем; иногда мы просто приступаем к ней в неудачный момент, и в этом нет ничего страшного.
Что важно знать о позе для медитации
Положение тела может помогать или мешать настраивать сознание на медитацию. Время от времени стоит обращать внимание на свою позу (особенно если вы устали или хотите спать) и менять ее при необходимости.
- Если вы сидите на стуле, поставьте обе ступни на пол (можете подложить под ноги подушку или валик).
- Если сидите на полу со скрещенными ногами, следите за тем, чтобы бедра находились выше колен (например, сядьте на валик или подушку). Если нужно, подложите подушки под колени.
- Если решили медитировать в горизонтальном положении, лягте на спину и вытяните ноги (под колени можно подложить подушку) или согните колени и поставьте ступни на пол.
Если вы сидите, для начала позвольте своему вниманию опуститься к той опорной точке тела, что находится ниже всего, — например, ступням на полу, — а затем мысленно двигайтесь вверх. Как доберетесь до позвоночника, начинайте представлять, что вытягиваете его — крестцовый отдел, поясничный, грудной, шейный и так до самого затылка. Макушкой тянитесь к потолку: так, чтобы подбородок немного «подобрался».
Глаза могут быть открыты или закрыты. Попробуйте так и так. Если чувствуете сонливость, глаза лучше не закрывать. В таком случае направьте взгляд на пол под углом около 45 градусов, но не фокусируйтесь на определенной точке.
Некоторый дискомфорт при медитации неизбежен, но помните, что даже в это время нужно практиковать доброе отношение к себе.
Если вы отвлекаетесь во время медитации
Нашим мыслям свойственно блуждать — не стоит даже пытаться сдержать их или перестать думать. Если заметили, что отвлеклись, не ругайте себя, а лучше поздравьте — значит, вам удается присутствовать в моменте! Признайте, что задумались, постарайтесь понять, что вас отвлекло, а затем вернитесь к тому, на чем были сосредоточены, — ритму дыхания или физическим ощущениям.
Разумеется, ваши мысли еще не раз унесутся прочь, так что эти шаги придется повторять снова и снова. В том и заключается суть практики. Вы учите подсознание ловить разбегающиеся мысли; подмечать, чем обыкновенно занят ваш ум; отпускать то, что вас отвлекает; выбирать, на что обратить внимание; приправлять все это изрядной порцией доброты, тем самым вознаграждая бессознательную часть своего разума за бдительность.
Что значит прислушаться к телу
Мы так привыкли обдумывать происходящее, что редко позволяем себе его почувствовать. У такой оторванности от физических переживаний могут быть разные причины. Кто-то из-за болезни или возраста считает, что тело подводит его, кому-то не нравится собственная внешность. Неприятные телесные ощущения воспринимаются болезненно, и мы стараемся от них отгородиться.
Увы, тем самым мы лишаем себя ценнейшего источника информации. Тело способно многое сообщить о вашем физическом и психическом состоянии.
Кроме того, тело может помочь нам справиться с тяжелыми переживаниями. Как правило, мы пытаемся обуздать эмоциональный стресс посредством логики, но из-за такого подхода порой проблема лишь обостряется, и нас надолго затягивает в круговорот неотвязных мыслей.
Вместо этого стоило бы переключить внимание с разума на тело и попытаться подметить, как эмоции проявляются на физическом уровне: какие ощущения мы испытываем, где они сосредоточены и что с ними происходит с течением времени.
Кроме того, мы учимся принимать неприятные ощущения, например зуд на кончике носа. Обращать внимание на них, дышать вместе с ними, пробовать побыть какое-то время в дискомфорте, почувствовать его. Практику можно воспринимать как тренировку в учебном зале, которая позже позволит справиться в том числе и с острой физической болью.
Может ли медитация уменьшить боль
Боль — это сигнал, который подает организм, если что-то идет не так. Она может оповещать о травме, о болезни или о том, что в силу возраста организм функционирует уже не так хорошо, как хотелось бы. Мы часто говорим, что боль нужно «побороть» или «победить», то есть отделаться от нее любым доступным способом; такое сопротивление физическому переживанию и есть главная причина страданий. Однако иногда избавиться от боли мы не можем. Что же делать?
Нечто прямо противоположное. Отказаться от сопротивления (поскольку оно бесполезно) и позволить физическим ощущениям быть. Направьте внимание туда, где присутствует боль, проявите к ней интерес. Что вы замечаете?
Когда человеку больно, мышцы вокруг пострадавшего места обычно напряжены. Он стискивает зубы и внутренне борется со своими ощущениями, отчего напряжение лишь возрастает.
У него возникают мысли: насколько сильна эта боль? сколько продлится? не становится ли хуже? что она означает? Все эти вопросы подпитывают его страхи и тревоги. Нередко мы бросаем все дела, чтобы из-за движений вдруг не обострилась боль. Бездействие порождает новые проблемы; таким образом боль сковывает нас и физически, и морально.
Отношение к боли можно изменить, в том числе при помощи медитации. Однако сделать это не всегда просто, так что начинать лучше с ощущений, которые вызывают легкий дискомфорт: с зуда на кончике носа, скованности в шее и плечах и т.п. Очень важно опираться на дыхание и физические ощущения, пусть они послужат своего рода якорем или фокусом внимания.
К боли нужно подступать медленно и осторожно — ненадолго переключаться на нее, а затем возвращаться к дыханию. Концентрироваться на его ритме столько, сколько нужно, а затем, почувствовав в себе силы на это, на секунду-другую снова открыться навстречу боли. Проявите доброту к себе и не торопитесь.
Такая практика поможет справляться и с мелкими повседневными неприятностями — если болит голова или зуб или ушиблен палец ноги. Принцип во всех случаях один.
- Замечайте и признавайте саму боль, а также ваше внутреннее сопротивление.
- Обращайте внимание на свою реакцию, например напряжение мышц.
- Представляйте, что вдыхаете и выдыхаете через больное место, или сосредоточьтесь на груди или животе, но в то же время отмечайте и болезненные ощущения. Пусть ритм дыхания станет вашим «якорем».
- Проявляйте интерес к боли. Как бы вы описали свои ощущения? Где они сосредоточены? Меняются ли место, интенсивность, характер? Что еще о них можно сказать?
- Напоминайте себе, что вы не пытаетесь отделаться от боли. Старайтесь пребывать вместе с ней — открыться ей навстречу, потому что она уже стала частью вашего опыта.
- Успокаивайте себя, как утешали бы плачущего ребенка.
Источник
Если во время медитации открывается рот
6) погружение (чэнь);
7) твердость (цзянь);
8) мягкость (жуань).
Вы должны понимать, что для практики цигун все эти ощущения являются вполне нормальными; они возникают иногда даже у новичков. Если вы почувствуете нечто подобное, проанализируйте свое ощущение, чтобы определить его источник или причину. Если окажется, что это естественное явление или результат перераспределения ци, не переживайте из-за этого, позвольте всему идти своим чередом. Если же явления вызваны какими-то другими причинами — исправьте положение, избавьтесь от обстоятельств, их породивших.
Не стоит ожидать этих явлений и надеяться на их появление (как, впрочем, и беспокоиться по этому поводу). Просто следуйте природе, не вмешиваясь в ее дела. Воспринимайте происходящее с легким сердцем, продолжая занятия; держите разум в ясности и спокойствии, стараясь ни на что не отвлекаться.
2. Ощущение движения или вибрации
Это ощущение отличается от описанной ранее дрожи. Оно возникает в области Даньтяня во время неподвижной медитации. Позанимавшись неподвижной медитацией некоторое время, вы поначалу можете ощутить теплоту в нижней части живота. Через пару недель вы можете почувствовать, что область Даньтяня начинает самостоятельно вибрировать — это значит, что «нижний котел» наполнен ци и пора использовать свой И, чтобы направить эту ци по Малому Кругу. Как правило, это ощущение одним из первых приходит к начинающим заниматься неподвижной медитацией. Оно подтвердит вам правильность практики и наличие определенных успехов.
3. Ощущения внутри живота
Как только вы почувствуете теплоту и вибрацию в Даньтяне, мощный поток ци распространится по животу. Движения передней стенки живота во время дыхания стимулируют циркуляцию ци в кишечнике. Иногда это вызывает различные звуки или способствует освобождению от газов. Через некоторое время после того, как это произойдет, вы почувствуете тепло и различные ощущения в животе, почувствуете вашу ци, текущую равномерно и сильно. Иногда это приводит к усиленному потоотделению. После регулярных занятий в течение некоторого времени эти ощущения исчезнут, поскольку все каналы в нижней части живота откроются и ци сможет двигаться беспрепятственно.
4. Ощущение воздушности
По завершении Малого Круга, когда ци внутри вашего тела движется равномерно, вы можете почувствовать, что в состоянии глубокой медитации ваше физическое тело как бы исчезает, становясь легким и воздушным. Это ощущение действительно приятное; однако стоит вам отвлечь свой разум на это ощущение, как воздушность тут же исчезнет. Вы должны просто осознавать происходящее, не обращая на него внимания. Как правило, чтобы достигнуть этого состояния, вы должны вначале привести свое тело в состояние глубокого расслабления, когда ритм дыхания и сердцебиение снижены до минимума, а разум находится в состоянии покоя и умиротворения.
5. «Белый вид» («облака») в пустой комнате
Находясь в состоянии глубокой медитации, вы иногда можете пережить ощущение исчезновения вашего физического тела, после чего ваша ци сольется с ци окружающего пространства. Когда это происходит, кажется, что вся комната внезапно становится пустой, наполняясь белыми облаками или туманом. Если вы попытаетесь сосредоточиться на созерцании, картина тут же исчезнет, поскольку разум не знаком с состоянием абсолютной пустоты и тут же начнет генерировать образы знакомых физических предметов, чтобы заполнить ее.
Столкнувшись с ощущением белой пустоты, просто почувствуйте ее, не концентрируя на ней внимание. Подобные явления возникают лишь при условии идеальной уравновешенности разума, приводящей его в состояние повышенного расслабления и концентрации. Даос У Ицзы говорил: «(Если ты) желаешь наполнить живот (ци), вначале опустоши (отрегулируй) синь. (Если ты) желаешь вызывать Белое, вначале опустоши комнату». Это высказывание означает, что для наполнения живота энергией ци человек вначале должен опустошить свой эмоциональный разум. Другими словами, вы должны регулировать свой синь до тех пор, пока он не исчезнет, — лишь после этого ваш разум сможет сконцентрировать И на Нижнем Даньтяне, чтобы он «разжег огонь» (начал создавать ци). В данном случае белый цвет символизирует простоту, чистоту, легкость, связанные с исчезновением физического тела. Чтобы заставить собственную ци слиться с окружающей, вам прежде потребуется избавиться от всех объектов в «комнате» вашего разума, включая физическое тело.
6. Шесть других ощущений
Достигнув высших уровней медитации в цигун, вы можете столкнуться с шестью другими часто встречающимися ощущениями. Вот они: а) жар в Даньтяне, словно он объят огнем; б) (внутренние) почки словно опущены в кипяток; в) из глаз бьют лучи света; г) за ушами возникают порывы ветра; д) над головой слышится клекот орла; е) ваше тело наполнено энергией так, что даже нос дрожит. Все эти явления даос Юй Цзу назвал «Шестью Доказательствами», поскольку они подтверждают правильность пути в практике медитации.
7. Шесть перемещений
Когда вы овладеете уровнем, позволяющим регулировать ваш шэнь, вы сможете повысить его, а сверхъестественная сила лин поможет вам достигнуть того, что недоступно обычному человеку. При этом ваш разум сможет общаться с шестью природными силами.
А. Видение настоящего
Ваш разум настолько прояснен, что способен анализировать и понимать события максимально глубоко и точно. Это происходит потому, что вы научились регулировать свой разум и способны видеть предметы или события с беспристрастной точки зрения, не испытывая смущающего влияния синь. Поскольку большинству людей это недоступно, вы сможете видеть лучше их.
Б. Понимание прошлого и видение будущего
Ваш разум способен понимать прошлое и предсказывать будущее. Поскольку ваш разум прояснен, вы сможете анализировать происходящее, понимать причины и видеть результаты. Поскольку ваш опыт объективного анализа будет накапливаться, вы сможете видеть, что произойдет в будущем, ведь человек остается человеком, а история всегда повторяется.
В. Видение всей Вселенной
На высших стадиях медитации ваш дух сможет ощущать всю Вселенную. Вы сможете увидеть (духовно) горы, небеса, реки, моря и т. п. На этой стадии ваша ци объединится с ци Вселенной, так что вы обретете способность свободно обмениваться информацией.
Г. Звуки Вселенной
При помощи своего духа вы сможете слышать и понимать все звуки, возникающие от вариаций природной ци, включая ветер, дождь, волны и т. п. Вы также сможете слышать духов и общаться с ними.
Д. Видение судьбы
Ощутив все изменения в природном поле ци, накопив все прошлые знания, относящиеся к человеку, вы сможете видеть разум человека, его личностные качества, истинную природу. Это позволит вам видеть его судьбу. Вы даже сумеете определить его духовное будущее, т. е. ожидают ли человека в дальнейшем радости (рай) или страдания (ад).
Е. Узнавание мыслей других
Поскольку вы наполнили свой дух и головной мозг энергией, приведя их в состояние повышенной чувствительности, ваш мозг сможет воспринимать значительно более широкий спектр волн. Научившись настраиваться на волны, испускаемые мозгом других людей, вы сможете видеть их мысли.
Даосский мудрец У Чжэньжэнь сказал: «Возвратись в пустоту, чтобы объединиться с Дао; после того как ты достигнешь устойчивости и (твой дух) сможет покинуть (твое тело), (твой дух) сможет внезапно проникать (в твое тело) и так же внезапно покидать его». Это и будет тем состоянием буддовости, или просветлением, находясь в котором вы сможете отделиться духом от тела, соединившись с природой.
Источник