Елена ульмасбаева йога год рождения

На своем месте

Мария Романова

Можно ли связать бизнес, духовные практики и материнство? Для чего нужно распространять йогу и как с ее помощью найти себя? На эти и другие вопросы корреспондента Yoga Journal Марии Русаковой ответила директор и основатель сети Yoga Practika Елена Ульмасбаева.

В России Елена Ульмасбаева считается «главной по Йоге Айенгара». Став первым адептом метода в шатающемся СССР и сохранив эту позицию в закладывающей демократические виражи России, она смогла возглавить Центр Йоги Айенгара. В устойчивые двухтысячные Елена пошла дальше — основала сеть Yoga Practika, центры которой на сегодняшний день являются наиболее посещаемыми в Москве.

Yoga Journal: Как вы поняли, что Айенгар — ваш учитель?
Елена Ульмасбаева: Не могу сказать, что 1989 году, когда Айенгар приехал в Россию, я сразу подпала под его очарование. Но потом в Москву стал приезжать его ученик Фаек Бирия, и вскоре мне захотелось сделать карьеру в йоге. Я не очень понимала, куда это все ведет, но чув­ствовала, что это может меня вытянуть из того состояния, в котором я находилась, — на тот момент у меня ни к чему не лежала душа. Я крепко ухватилась за метод и лет 10–15 больше ничего не видела вокруг. А когда открыла глаза — смотрю, все уже по-другому. И я уже другая.

YJ: Смелый поступок по тем временам — полностью уйти в йогу…
ЕУ: Это смелый шаг, когда есть что терять — любимую работу или семью. А мне нечего было приносить в жертву. То, что у меня было тогда, не удерживало. И главное — я всегда знала, что могу заниматься только тем, что наполняет мне сердце.

Читайте также:  Что называют техника физических упражнений

YJ: Вы помните свое первое занятие?
ЕУ: В конце 1989 года, когда я работала в Научно-практическом центре нетрадиционных методов оздоровления, наш руководитель пригласил Индру Деви. Ей тогда было уже 96 лет. Она, естественно, уже не демонстрировала никаких асан, только читала лекции. Но в программе почему-то запланировали занятие. И провести его попросили меня. Я в точности скопировал урок Фаека Бирия. Однако, должна признаться, тогда я повторяла слова и копировала позы, не видя их глубокого смысла. Опыт понимания пришел позже.

YJ: Были ли в вашей жизни события, которые сильно повлияли на практику?
ЕУ: Событие, кардинально повлиявшее на мою жизнь, — рождение сына. Мой ребенок был желанным, однако это было не то, к чему я сознательно стремилась. Это была нечаянная радость. Я увидела мир совсем по-другому. Первое время я сидела дома, немного преподавала. Если честно, я делала это не очень хорошо, потому что мне постоянно хотелось домой, к сыну. Я опаздывала на уроки, оставляла людей в Шавасане и раньше уезжала. Потом мне говорили, что эти занятия были техничны, но в них «не было жизни», так как вся моя энергия была отдана ребенку. Но когда спустя два-три года я стала активнее принимать во всем участие, я увидела, что мир вокруг изменился. Уже сущест­вовал Yoga Journal и произошел переход йоги из категории модного мракобесия в некое социальное занятие. С рождением ребенка возникает потребность правильно организовать жизнь, обустроить дом. И мне захотелось распространить это желание не только на свой быт, но и на ту организацию, которую я создала, — Центр Йоги Айенгара. Йога становилась все более популярной, и нужно было соответствовать веянию времени. В итоге родилась идея создания сети центров Yoga Practika.

Читайте также:  Разминка для лица для актеров

YJ: Расскажите, как развивался этот проект.
ЕУ: Мне становилось немного обидно, когда я узнавала, что в Америке, где Йога Айенгара была очень популярна лет 20 назад, теперь в большем почете авторские направления (когда инструкторы-«звезды» придумывают свои методы). Мне не хотелось, чтобы пропали приложенные мной усилия, а Йогу Айенгара забыли. Основная идея была в том, чтобы сделать метод более открытым и доступным, чтобы человек, который вчера решил пойти в класс, быстро нашел именно Йогу Айенгара. Меня много ругали за то, что я девальвирую идею, что я открыла двери для всех, что йога — это когда долго стучишься, прежде чем тебе откроют. Но мне кажется, что я поступила правильно. Пусть люди сначала придут в класс, а потом сами решат, нужно им это или нет.

YJ: Изменилось ли с рождением ребенка ваше отношение к миру и йоге?
ЕУ: Я увидела связь между тем, что происходит с людьми в детстве, даже внутриутробно, и тем, какие проблемы возникают во взрослом возрасте. Неудачные роды, небольшая родовая травма — все это потом отрицательно влияет на естественный режим развития. Я разговаривала с одним перинатальным психологом, которая считает, что можно провести связь между особенностями прохождения той или иной стадии родов и тем, какими практиками человек будет заниматься, когда вырастет. Если вдруг по каким-то причинам нарушено осознание тела — например, когда ребенок родился путем кесарева сечения, — то в будущем он будет стремиться к телесным практикам, чтобы вернуть утраченное. Если человек плохо осознает себя, то у него нет ощущения мира и своей роли в нем, которое и делает его цельным существом. Йога восстанавливает телесность.

Читайте также:  Режим тренировки по фитнесу

YJ: Согласны ли вы с мыслью, которую высказывают поклонники ортодоксального индуизма, что современная йога — профанация изначальной идеи?
ЕУ: Айенгар однажды сказал: «Я сделал много для маркетинга йоги». Скорее всего, он сделал это из сострадания к людям. В Индии, как и в других местах на земле, есть люди, которые находятся в постоянном духовном поиске. Они скрыты от мира, но их духовный подвиг влияет на то, что происходит вокруг. Конечно, чтобы примкнуть к этим людям, нужно не только стучаться в дверь, а быть избранным. Но есть вещи, которые должны помогать прямо сейчас. И Йога Айенгара — это скорая и своевременная помощь, ведь Гуруджи по­зволил людям разных сословий, иностранцам и женщинам прийти в зал, где занимаются мужчины-индуисты. Поэтому я не испытываю никаких сомнений относительно того, делать ли йогу открытой для людей. Я стараюсь просто следовать посылу, который идет от Айенгара. Некоторые люди говорят, что наша сеть — это не Йога Аейнгара. Поверьте, это то же самое, просто названо по-другому — Yoga Practika. Для чего мы это сделали? Чтобы смягчить первое столкновение людей с чужой культурой. И мне казалось, что это должно называться как-то очень просто и понятно, чтобы у людей не возникало сомнений. Ведь еще совсем недавно у меня спрашивали: «А йога — это не секта?» Не хочется пугать людей, расписывая все индийским орнаментом и непонятными словами на санскрите. Наша практика ориентирована на то, чтобы максимально социализировать человека. Делать его трезвым, адекватным и саттвичным.

YJ: А вам йога помогла почувствовать почву под ногами?
ЕУ: Практика дала мне характер и сделала из меня профессионала. Безусловно, это не решило всех моих задач. Однако я не в том возрасте, когда подводят итоги, еще многое впереди. Тем не менее я уже могу спокойно выдохнуть. Конечно, осталось много задач, но я чувствую, что они решаемы. И я все больше понимаю, что йога — это духовный путь. На Западе, в том числе и в нашей стране, очень технично занимаются йогой. Мы мотивированы на результат и не склонны менять образ мыслей. Выполняя асану, мы ожидаем, что она сама нас изменит. Но ведь необходимо создавать определенное направление ума в асане, и только тогда произойдут глубокие изменения. Гуруджи пишет об этом в своих книгах. Я тоже стараюсь донести до людей эту мысль, но мне кажется, что не всегда удается. Ведь и я слышала эти вещи раньше, но не могла их понять. Физическое и духовное в нас неразделимы. Поэтому, когда человек выполняет телесную практику, очень важно осознание. Можно двадцать раз покрутить быстро руками, а можно сделать это медленно, прорабатывая каждое движение. Если осознавать дыхание, то можно ощутить свое эмоциональное состояние, какие-то глубинные импульсы, идущие из подсознания.

YJ: Каков ваш прогноз развития йоги в нашей стране?
ЕУ: Развитие любого явления во многом определяется историей и ментальностью страны. На Западе очень индивидуализированное сознание. Особен­но в Америке, где много эмигрантов и где все привыкли быть каждый за себя. К тому же там нет единой традиции, и мода на разные направления вполне понятна. Наши люди уважают традиции. У нас есть понимание того, что правильное — это исконное. И это вселяет надежду, что у нас еще долго будут популярны традиционные направления. Настоящая йога родилась не в степях Украины, а в Индии. Никто не спорит, что какой-то человек может придумать много интересного и полезного. Только не надо называть это йогой. А еще в России очень любят Индию. И я тоже ее люблю. Попав туда, чувствую, что приехала домой. Думаю, это ощущают многие соотечественники. Благодаря йоге у меня есть еще одна возможность признаться в любви к этой стране и ее культуре. Моя любовь так глубока, что, когда я слышу индийский гимн, я плачу.

Источник

Елена Ульмасбаева: «Следую советам Аюрведы и собственной интуиции»

Репост

Елена Ульмасбаева, основательница сети Yoga Practika, поделилась с нами, каких правил в питании она сейчас придерживается, рассказала, какими видит счастливые отношения в семье, и что думает о современных направлениях йоги.

Как вы могли бы объяснить преобладание вегетарианцев среди людей, практикующих йогу?

Популярность вегетарианства среди практикующих йогу на Западе очень понятна, ведь древние тексты йоги говорят о вегетарианстве как о естественном типе питания для тех, кто идет этим путем. Надо сказать, что традиционно йоге обучались представители браминских каст, которые были и остаются вегетарианцами. Для кшатриев вегетарианство предписывалось в период ученичества. В наши дни обучение йоги открыто для всех, независимо от типа питания.

Каких принципов питания вы придерживаетесь, как это влияет на самочувствие?

В своем питании я следую советам Аюрведы и собственной интуиции. Я ем три раза в день – завтракаю, обедаю и ужинаю. Утром пью воду, теплую или даже горячую, в зависимости от сезона, 0,5 литра или больше (тоже в зависимости от сезона). Согласно Аюрведе, лучше пить кипяченую воду, особенно если у вас слабое пищеварение или вы хотите снизить вес. На ужин, как правило, я ем только овощной суп. Готовлю всегда сама.

Поделитесь любимым рецептом?

Половина пиалы манки, одна небольшая луковица, пол чайной ложки семян горчицы, острый перец чили (небольшая часть, 2 см), соль, 2 ст.л. гхи.

Предварительно тонко нарезать лук и чили. На сковороде обжарить манку до кремового цвета (можно без масла) и отложить. Помыть сковороду, разогреть на ней гхи и кинуть семена горчицы. Через 1 мин. добавить тонко нарезанный лук и перец чили. Пассеровать минут 5 все время помешивая. Посолить. Влить горячую воду и сразу всыпать манку. Воды должно быть раз в 5 больше, чем манки. Держать на среднем огне 3-5 минут и все время мешать. Выключить и закрыть крышкой. Через 5 мин есть. Это очень питательный завтрак.

Многие замечают, что от практики йоги люди становятся менее эмоциональными. Что на самом деле происходит с эмоциональной сферой человека, практикующего йогу?

Мне кажется, что люди, практикующие йогу, становятся более спокойными. Человек может быть эмоциональным, но его эмоции гармоничны, и он выражает их ровно и адекватно. Все как будто становится на свои места. Не стоит подавлять свои эмоции. Практикующий йогу учится наблюдать за собой, за своим телом, за чувствами. Наблюдение позволяет увидеть причинно-следственные связи, понять, почему вы чувствуете боль или гнев в той или иной ситуации. Порой этого достаточно, чтобы изменилась ваша реакция. И еще, практика йоги снимает общее напряжение и усталость нервной системы.

Существует мнение, что йога – практика для мужчин, а женщинам больше подходят танцы. Как вы считаете, что на самом деле дает практика йоги женщинам? В чем особенность женской практики йоги?

Словом «йога» называют самые разные вещи – например, одни люди сидят, скрестив ноги и закрыв глаза, а другие прыгают до седьмого пота, но почему-то про тех и про других говорят, что они занимаются йогой. Очень много направлений, некоторые придумали буквально вчера. Традиционно йога была занятием для мужчин. Женщины занимались йогой до замужества (но женщина могла отказаться от замужества и посвятить себя йоге). Особенности практики для женщин были всегда, так как женщины и мужчины различны по своей физической природе. Женщина должна учитывать физиологический ритм своего организма, выстраивать практику в зависимости от цикла. Есть особенности женской практики в период менструации, во время беременности, в период после родов, во время лактации, в период менопаузы. А танцы – очень хорошо, но ведь они тоже бывают разные.

Поделитесь, пожалуйста, своим взглядом на современную семью. В каком виде возможны осознанные счастливые отношения между мужчиной и женщиной?

Мне так и не удалось это понять, хотя порой я очень старалась. У меня восточные корни и для меня семья – это не только муж, жена и дети, но и дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д. Это большая семья, много родственников. В современной семье отношения мужчина-женщина излишне актуализированы, поэтому она так непрочна. На протяжении тысячелетий семья была необходимым условием физического выживания, семья служила интересам сообщества, а не интересам отдельной личности. Сейчас все изменилось, общество очень индивидуализировано. Уже никто не хочет быть зависимым, ущемленным, все хотят быть счастливыми и реализованными. Необходим диалог между мужчиной и женщиной, чтобы, по крайней мере, попытаться понять, кто что хочет, в чем идея того, что эти люди решают жить вместе.

Тогда можете ли вы предположить, как выстроить гармоничный диалог между мужчиной и женщиной? Есть ли основные правила «разговора»?

Правила зависят от общей культуры мужчины и женщины, чем выше уровень культуры, тем больше шансов договориться. А гармония будет только в том случае, если люди подходят друг другу. В индийской культуре выбор жениха и невесты начинается с анализа их гороскопов. Смотрят, насколько благоприятным будет союз, будут ли дети, достаток, мир в семье и т д. Как это ни странно, но в джьотише все это видно. Есть люди с благоприятными показателями для брака, а есть с такими, что в брак лучше не вступать или крайне тщательно выбирать партнера, вступать в брак по расчету. Конечно, это очень трудно признать, но не все люди могут быть счастливы в браке, так же, как и не все могут быть успешны и богаты. У каждого свои задачи и возможности в этой жизни, главное понять, что тебе дано, а что нет. И чем раньше это произойдет, тем лучше.

Как прийти к состоянию контакта с телом, когда тело само сможет решать, что и когда съесть и какую асану выполнить? Сколько времени на это уходит?

Нужно развивать интуицию. Есть счастливцы, которые всегда знают, что им на самом деле нужно, но их не так много. Обычно люди хотят, чтобы им точно сказали, что есть, какой комплекс асан выполнять, чем что лечить и т.д. Сложность в том, что для каждого рекомендации должны быть индивидуальны, каждому надо что-то свое. Но начать можно с общей дороги, например, прийти заниматься в общий класс и следовать программе, которую преподаватель дал для всех. В еде придерживаться общих принципов здорового питания. Постепенно, по мере продвижения в практике, по мере того, как будет меняться ваше мировоззрение – понимание и чутье будут развиваться.

Йога – оздоровительная практика, практикуя много лет, пользуетесь ли вы услугами современной медицины, медикаментами?

Если есть необходимость, я обращаюсь к помощи Аюрведы или гомеопатии. Медикаментами не пользуюсь.

Есть ли у вас какой-то универсальный способ повысить жизненную энергию, если чувствуете упадок сил?

У меня их несколько. Можно сделать восстанавливающие позы и глубокую шавасану, желательно с бандажом на голове. Можно принять солевую ванну минут на 40. Можно сделать «масляную ванну» – Абъянгу, тоже минут на 40, только это лучше в первой половине дня. И главное – пораньше лечь спать! Чтобы проснуться рано-рано утром, и тогда все хорошо!

Какие книги вы читаете, что могли бы порекомендовать?

Иногда я с удовольствием перечитываю русскую классику – Тургенева, Достоевского, Лескова. А порекомендовать хочу книги Роберта Свободы «Пракрити» и «Жизнь, здоровье, долголетие». Очень полезные книги для тех, кто хочет улучшить качество своей жизни.

Елена традиционно примет участие в фестивале Free Spirit 2016, который пройдет с 15 по 17 июля 2016 года, где любой участник сможет посетить ее мастер-класс.

Источник

Оцените статью