- Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет
- «Чудо – нос»
- «Ныряние»
- «Ветерок»
- «Паровоз»
- «Шарик»
- «Лес шумит»
- «Подуем на колобок»
- «Регулировщик»
- «Здравствуй, солнышко!»
- «Свеча»
- «Цветок»
- «Насос»
- «Один, два, три, четыре, пять!»
- Комплексы дыхательной гимнастики для детей
- Основные правила и меры предосторожности
- Примеры игр на дыхание
- Меры предосторожности
- Противопоказания
- Гимнастика по Стрельниковой
- Поверхностное дыхание Бутейко
- Видео
Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет
Наталья Плотникова
Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет
Упражнение на восстановление дыхания
При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических способностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развития и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятиях. Все упражнения проводят в хорошо проветренном помещении или открытой форточке, окне, фрамуге.
Правила дыхания при выполнении упражнений
Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические – сопровождаются движениями.
• Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.
• Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.
• Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.
• Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.
• Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.
«Чудо – нос»
Речь: Носом я дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Содержание движений: После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
«Ныряние»
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Речь: В бассейн ныряем. Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать.
Содержание движений: «Нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
«Ветерок»
Речь: Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь и выпятить живот при выдохе губы сделать «трубочкой» — подул тихий ветерок. Можно взять полоску бумаги и дуть на нее легонько.
Содержание движений: Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох.
«Паровоз»
Речь: Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!
А колеса стучат,
А колеса говорят:
Содержание движений: Предлагаем сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
«Шарик»
Предлагаем детям представить, что они воздушные шарики.
Речь: Вот мы шарик надуваем.
А рукою проверяем:
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
На счет 1,2,3,4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 – 8 медленно выдыхают.
Содержание движений: Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
«Лес шумит»
Речь педагога: А я с рыженьким хвостом,
Но живу не под кустом,
Прыгаю по веткам,
Несу орешки деткам,
Приходите дети в лес,
Сколько он таит чудес!
Содержание движений: И. п. – о. с., руки вверх. Наклон вправо (вдох, и в и. п. (выдох, то же влево.
«Подуем на колобок»
Речь педагога: Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
Содержание движений: В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку – теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
«Регулировщик»
Речь педагога: Вдох носом и во время удлиненного выдоха произносить р-р-р-р.
Содержание движений: Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Затем поменять положение рук.
«Здравствуй, солнышко!»
Речь педагога: Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох; — вдох.
Содержание движений: И. п. – о. с. : ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Вернуться в и. п. Повторить 4 – 5 раз.
«Свеча»
Речь педагога: Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Содержание движений: Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушить свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
«Цветок»
Речь педагога: Ребята, давайте понюхаем цветочки!
Содержание движений: Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
«Насос»
Речь педагога: Представьте, что мы с вами накачаем сейчас колесо насосом. Поставьте руки на пояс, слегка приседаем и выпрямляемся.
Содержание движений: Вдох, выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Один, два, три, четыре, пять!»
Речь педагога: Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Содержание движений: И. п. : основная стойка. По окончанию слов дети выполняют вдох-выдох.
Дидактическое пособие для упражнений дыхательной гимнастики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.
Фотоотчет о проведении с родителями мастер-класса по дыхательной гимнастике и использованию тренажеров Существуют разнообразные формы работы с родителями: традиционные и нетрадиционные. Цель любой формы работы – привлечь родителей к взаимодействию.
Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей. Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.
Комплексы общеразвивающих упражнений на занятиях и утренней гимнастике «Зоопарк», «На птичьем базаре» Комплекс общеразвивающих упражнений на занятиях с 1 октября по 15 октября и утренней гимнастики с 15 октября по 31 октября «Зоопарк» РЕЧЕВКА:.
Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике Видео Проблема формирования речевого дыхания – одна из актуальных в педагогической науке, обусловленная значимость процесса формирования готовности.
Мастер-класс по изготовлению тренажера «Весёлый ветерок» для упражнений по дыхательной гимнастике Чтобы дети росли здоровыми очень важно научить их правильно дышать!Для упражнений по дыхательной гимнастике в нашей группе я изготовила.
Источник
Комплексы дыхательной гимнастики для детей
Основные правила и меры предосторожности
В идеальном варианте дыхательная гимнастика для детей должна проводиться инструктором, который имеет соответствующее образование. Если это невозможно, то родителям рекомендовано освоить основные правила и принципы упражнений самостоятельно.
Комплексы дыхательной гимнастики подходят детям различных возрастов
Любой комплекс включает в себя выполнение правильного вдоха и выдоха – носом и ртом. Щеки лучше придерживать ладошками, чтобы они не сильно раздувались. Со временем детки привыкнут к этому. Занятия проводятся дважды в сутки, в теплое время года – на улице, зимой – в чистом и проветренном помещении.
Гимнастику выполняют через час после еды или перед проведением зарядки после сна. Важно понимать, что многие упражнения деткам покажутся трудными, поэтому нужно заранее придумать, как заинтересовать ребенка для того, чтобы он выполнял данный комплекс. Одним из вариантов может быть выполнение гимнастики всей семьей или приобщение к процессу игрушек. Для детей дошкольного возраста прекрасно подходят игровые формы занятий.
Примеры игр на дыхание
Для детей в возрасте 3-4 лет рекомендованы следующие упражнения:
- «дерево», когда малыш сначала стоит ровно, его ноги находятся вместе. Во время вдоха нужно очертить листву дерева, ручки поднимаются снизу вверх, а во время выдоха они возвращаются в исходное положение, по швам;
- «волны»: сначала ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища. Во время вдоха они направляются вверх и немного назад, а при выдыхании воздуха идут тем же путем обратно;
- «шарик», когда в исходном положении малыш так же лежит на спине, но руки находятся на животе ладонями вниз. Во время вдоха нужно надуть живот, при выдохе – сдуть. Это техника абдоминального дыхания, которая очень тяжело дается взрослым, но при рождении все люди дышат животом;
- «рыбка»: в исходном положении ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Упражнение заключается в задержке дыхания после максимально глубокого вдоха.
К рекомендованным упражнениям для деток 5-6 лет относятся:
- «хомячок»: сначала ребенок стоит, во время вдоха надувает щеки и выполняет несколько шагов вперед. Затем нужно нажать на щечки, сдувая их во время выдоха;
- «гашение свечи»: в исходном положении малыш стоит ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Необходимо сделать глубокий вдох, затем размеренный и длительный выдох, как будто нужно погасить горящую свечу. Это упражнение некоторые специалисты называют одуванчиком. Его смысл меняется в том плане, что ребенку нужно представить, будто он сдувает белые парашютики с цветка;
- в комплексе для деток старше 5 лет есть упражнение «дракоша». В исходном положении ребенок стоит ровно, руки вдоль тела. Ему нужно представить себя драконом, извергающим языки огня из носа. Для этого следует дышать поочередно разными ноздрями, при этом «нерабочую» часть носа зажимают пальчиком;
- «курочка наседка»: в исходном положении малыш сидит на табуретке, руки располагаются вдоль туловища и направлены вниз. Нужно сделать быстрый вдох, во время которого ладошки подтягиваются к подмышечным впадинам. Таким образом изображаются куриные крылышки. На выдохе конечности опускаются вниз;
- «мячик»: в исходном положении руки над головой, фиксируют мяч. При вдохе нужно опустить его до уровеня груди, а при выдохе с силой толкнуть вверх, произнося «ух!». Эта игра несколько сложнее остальных, поэтому рекомендована для деток, которые уже скоро пойдут в первый класс.
Все комплексы упражнений необходимо выполнять не менее четырех раз. Но когда гимнастика только начинается, можно просто показывать малышам правильную технику и не требовать от них повторений.
Меры предосторожности
Нужно внимательно следить за ребенком во время выполнения комплекса упражнений. Особенно это важно для деток 2-3 лет, когда они не в состоянии сказать словами о своем плохом самочувствии. Если у ребенка определяются изменение окраски кожных покровов или посинение носогубного треугольника необходимо незамедлительно прекратить упражнения.
Другим важным моментом является дрожь в конечностях или их онемение. Это указывает на то, что ребенок очень часто дышит. Это может негативно сказаться на его состоянии. В таком случае нужно попросить малыша подышать глубоко около минуты.
Цель дыхательной гимнастики — укрепление иммунитета ребенка.
Противопоказания
Даже с учетом неоценимой пользы дыхательной гимнастики для детей она способна навредить малышу. Занятия противопоказаны или требуют разрешения педиатра при следующих состояниях:
- повышенное внутричерепное давление;
- постоянные носовые кровотечения;
- остеохондроз;
- бронхит или пневмония в острой стадии.
Возможно, врач не отменит упражнения полностью. Специалист даст рекомендации относительно тех, которые будут полезны.
Гимнастика по Стрельниковой
Комплексы упражнений разрабатываются длительное время различными специалистами. Наиболее эффективными считаются дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. и Бутейко К.П.
Методика Стрельниковой приобрела популярность в середине второй половины ХХ века. Она обладает общеукрепляющим эффектом, а также применяется для лечения хронических заболеваний дыхательных путей – бронхиальной астмы, хронического бронхита. Отличительная черта – во время вдоха детки выполняют физические упражнения, из-за чего грудная клетка не может расширяться. Всего гимнастика включает 14 техник, но 3 из них – самые главные, и именно с них начинают тренировать малышей.
1. Ладошки. Рекомендуются после 4-х лет. Исходное положение – стоя, ладони развернуты. Необходимо выполнять короткие шумные вдохи, во время которых сжимать кулаки, а во время выдохов – разжимать. Каждые 4 вдоха чередуются с перерывом около 5 секунд. Одна тренировка включает 2-4 подхода;
2. Погончики. Также рекомендуется после 4-х лет. Исходное положение такое же, только руки сжаты в кулаки. Во время громких и коротких вдохов ладошки разжимаются, как будто что-то бросается на пол. Выполняется 8 подходов по 12 раз;
3. Насос. Исходное положение – ноги на ширине плеч, вдох сопровождается неглубоким наклоном к полу, голова несколько опущена, спину нужно округлить. Возвращение в исходную позицию происходит вместе с выдохом. Выполняется 12 подходов по 8 раз.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой подходит взрослым, детям и пожилым людям. Это первый комплекс упражнений, где нужно резко и шумно вдыхать. Темп очень ритмичный, некоторые специалисты сравнивают его со строевым шагом.
Комплекс дыхательных упражнений подбирается с учетом возраста.
Поверхностное дыхание Бутейко
Советский врач утверждал, что большинство заболеваний связано с неправильным дыханием. В результате этого отмечался дефицит углекислого газа и избыток кислорода. По мнению специалиста гипервентиляция негативно сказывается на состоянии здоровья. Поэтому Бутейко утверждал, что необходимо научиться дышать поверхностно, делая незначительные паузы между вдохами. Он разработал специальную систему упражнений для обучения этому процессу.
Такая гимнастика рекомендована пациентам от 4-х лет. Упражнения:
- сначала необходимо задержать дыхание на максимально возможное время, а затем дышать без движения грудной клетки;
- после этого упражнения усложняются. Такое же дыхание выполняется при движении по комнате с последующей задержкой дыхания;
- поверхностное дыхание с контролем движения грудной клетки с постепенным увеличением интервала до 10 минут.
Также Бутейко разработал специальный тест задержки дыхания. Согласно ему, если человек после максимального выдоха может не дышать:
- 3-5 секунд – он болен;·
- до полуминуты – относительно здоров;
- свыше 60 секунд – здоров;
- 3 и более минут – показатель отличного здоровья.
Врач рекомендует периодически проводить такой тест и фиксировать результаты.
Дыхательная гимнастика для детей – прекрасная возможность укрепить здоровье и провести профилактику целого ряда патологий дыхательной системы. Она также служит примером хорошего отношения к своему организму. Важно понимать, что никогда не поздно начать выполнять упражнения.
Видео
Источник