Рекомендации для музыкальных руководителей, оздоровительные упражнения (дыхание, артикуляция, мимика)
Людмила Батракова
Рекомендации для музыкальных руководителей, оздоровительные упражнения (дыхание, артикуляция, мимика)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Березка» города Белово комбинированного вида города Белово» Рекомендации для музыкальных руководителей оздоровительные упражнения (дыхание, артикуляция, мимика)Соствила : музыкальный руоводитель Батракова Людмила Владимировна Оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей «Лягушка» К нам лягушка прискакала, Шлепают ладошками по коленям.Тихо-тихо прошептала: — Ква-а-а! Ква-а-а! Шепчут слова. Услыхали комары, Поглаживают носик.Засмеялись: — Хи-хи-хи! Мошки услыхали,Громко зажужжали: _ Ж-ж-ж! Барабанят ладошками по груди. Лягушка не стерпела,Громко так запела: -Ква-а-а! Ква-а-а! Громко проговаривают слова. Дыхательное упражнение «Горячее молоко» Дети складывают ладошки «чашечкой», дуют сначала потихоньку, затем сильнее. Чередуют слабый короткий выдох и сильный длинный. Самомассаж рук «Малыши» Ручками мы хлопнем, хлопнем от души. Шлепают ладошками Будут все здоровыми наши малыши! по всей длине рук. А теперь мы ручки дружно разотрем, Выполняют движения Тихонечко пощиплем, по тексту. Погладим и помнем. Упражнение на укрепление голосовых связок «И-го-го!» М. р. Ребятки, как Лошадка песенки поет? Дети. И-го-го! М. р. Как Лошадка детушек зовет? Дети. И-го-го! М. р. Как Лошадка просит кушать? Дети. И-го-го! М. р. Хочет песенку послушать? Дети. И-го-го! Лошадка. И-гого! Я очень хочу песенку послушать! 1 Музыкально-двигательные упражнения с самомассажем «В лес за елкой». Топ-топ, топ-топ. Дети бодро шагают за воспитателем. По дорожке мы идем. Топ-топ, топ-топ. В лесу елочку найдем. А Дедушка Мороз Останавливаются, поглаживают Морозит деткам нос. Пальчиками носики. Топ-топ, топ-топ. В лесу елочку найдем. А Мороз в лесочке Останавливаются, пощипывают щечки. Щиплет деткам щечки. Топ-топ, топ-топ. Продолжают идти по кругу. По дорожке мы идем. Топ-топ, топ-топ. В лесу елочку найдем. А Мороз-неслушник Растирают ладошками ушки. Дует детям в ушки. Упражнения на развитие мимики 1. Прокалываем язычком (пальцами) щеки. 2. Чистить язычком зубы, помогать рукой (рот приоткрыт). 3. «Едим яблоко! – произносить «ам» и жевать – 3 раза. 4. Цирковые лошадки. Цокать язычком, нижняя челюсть откидывается (показ рукой). 5.Можно пропеть: руки вверху, соединить большой палец с остальными поочередно, в конце руки опустить вниз. На паркете 8 пар, мухи танцевали. Увидали паука, В обморок упали. 2 6. «Грибок». Грибочек, грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, прыгай в лукошко! Рот открыт. Губы в улыбке. Прижат широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержат в таком положении под счет от 1 – до 5 – 10. Язычок будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. В конце щелкнуть. 7. «Надуть щеки». На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Закрыть рот, надуть одновременно обе щеки или по одной. 8. «Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д-д-д…» можно ударять кулачками. 9. «Птенчик». 1). Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 2). Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотом произнести звук «а» на твердой атаке. 3). Открывание рта с поворотом головы. 10. «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной. 3 11. «Покатай во рту конфету». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движением языком вверх – вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась. 12. «Зевок». Позевать, широко открыть рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха. 13. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Упражнение на развитие дыхания. 1. «Надуваем мяч». Надуваем мяч большой, средний, маленький. Щеки должны быть на месте, активно работают губы, показ руками. Взяли маленький мяч в руки, средний, большой. 2. «Муха». Летит муха з-з-з, ловим в кулачок, слушаем как жужжит, отпускаем. Произносим на выдохе звук. 3. «Комарик». То же самое только повыше брать звук з-з-з. 4. «Жук». То же самое только брать ниже звук ж-ж-ж. 5. «Листья на ветру». Поднимаем руки вверх, показываем как шумит листва на деревьях ф-ф-ф (протяжно, не коротко). 6. «Опадают листики». Поднимаем руки вверх, набираем воздуха. На выдохе произносим п-п-п-п-п (коротко, тихо, руки опускаем, показываем как листики падают. 7. «Зима». На звук с-с-с. 8. «Вьюга». На звук у-у-у. 9. «Снежинки». На звук ш-ш-ш. 4 10. «Мышка принюхивается». Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после короткий следует продолжительный равномерный выдох. 11. «Шарик мой воздушный». Шарик мой воздушный, Зачем ты оторвался, Зачем помчался ввысь. Вернись скорее шарик, Вернись! Поднимают, машут руками. Произносят длительный звук ш-ш-ш и руки постепенно опускают. вниз. 12. «Дуем на свечу». Дуем на свечу, но чтобы не задуть ее совсем. 13. «Ветерок на ладошке». 14. «Дуем на горячее блюдце» 15. «Подуй на одуванчик», «Подуй на снежинку». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернут в трубочку, и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 16. «Шарик». Надувала кошка шар,А котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш-ш-ш… Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи, Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох.
Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей в Калининграде 27-28 марта в Калининграде прошёл авторский семинар-практикум.
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ «Праздники в детском саду и их содержание» «Праздники в детском саду и их содержание» Если говорить об особых торжествах, то разумно проводить праздник один раз в квартал. Праздники.
Лэпбук для музыкальных руководителей с элементами УМК «Говорим по-татарски» Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. «Лэпбук» (Lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга».
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ МАСТЕР — КЛАСС «Вокально – хоровая студия в ДОУ, как условия развития певческих навыков у детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые.
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя.
Методическое объединение музыкальных руководителей и руководителей физического воспитания «Вместе весело шагать» Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня мы пригласили вас на необычное методическое объединение. Специфика нашей с вами работы подразумевает.
Презентация «Maam. ru — сайт для музыкальных руководителей» Преимущества Международного образовательного портала «Маам»: Это и информирование об особенностях развития ребенка, рекомендации музыкальных.
Семинар для музыкальных руководителей ДОУ «Развитие танцевального творческого потенциала детей в совместной деятельности» Сценарий семинара для музыкальных руководителей ДОУ: «Развитие танцевального творческого потенциала детей в совместной музыкальной деятельности».
Статья для музыкальных руководителей «Бережное отношение к детскому голосу» Статья для музыкальных руководителей на тему: «Бережное отношение к детскому голосу» Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной.
Источник
Научная электронная библиотека
3.2.2. Дыхательная гимнастика
В широком смысле слова все физические упражнения прямо связаны с функцией дыхания, поэтому любые виды физической культуры можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т.д. В связи с этим под дыхательной гимнастикой в узком смысле слова следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Чтобы научиться правильно дышать, необходимо знать типы и правила дыхания. Существуют три типа дыхания: верхне-грудное (ключичное), грудное (рёберное), брюшное (диафрагмальное). Выделяют также смешанный тип дыхания, и его называют полным.
При ключичном (верхне-грудном) дыхании расширяется, главным образом, верхняя часть грудной клетки. Связано это с преимущественной работой мышц, поднимающих плечи, ключицы, лопатки и рёбра. Грудная клетка при этом вытягивается вверх, а расширяется она, в основном, только в верхней части. Для подъёма кверху плеч, ключиц и лопаток требуются большие затраты сил. Мышцы, участвующие в дыхании, слишком напрягаются и поэтому быстро утомляются. В результате при верхне-грудном дыхании количество воздуха, поступающее в лёгкие при вдохе, минимально, а напряжение дыхательного акта максимально, что приводит к относительному учащению дыхания. При этом вентилируются лишь верхние отделы лёгких, что малорезультативно и требует больших энергозатрат.
При грудном (рёберном) дыхании вдох происходит за счёт увеличения грудной клетки (в основном, в стороны), и выдох выполняется за счёт опускания рёбер и уменьшения объёма грудной клетки. При таком дыхании наполняются воздухом преимущественно срединно расположенные сегменты лёгких, а нижние доли, наиболее богатые альвеолами, вентилируются недостаточно. Кроме того, при грудном дыхании втягивается низ живота, а это вредит работе органов пищеварения (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова, 2003). При этом грудное дыхание более эффективно и менее утомительно, чем ключичное.
При брюшном (диафрагмальном) дыхании вдох осуществляется за счёт сокращения и опускания диафрагмы, а следовательно, увеличения объёма грудной клетки сверху вниз. Выдох осуществляется за счёт уменьшения грудной клетки и поднимания диафрагмы.
В норме дыхание на 80 % должно осуществляться за счёт движения диафрагмы. Её центр поднимается на 2 см и на 2 см опускается, т.е. амплитуда движений диафрагмы составляет 4 см. Если диафрагма участвует в дыхании, то в одну минуту происходит до 18 её колебаний (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова, 2003). Причём при её движении осуществляется своеобразный массаж внутренних органов: печени, селезёнки, кишечника. Тем не менее, при брюшном дыхании грудная клетка расширяется, в основном, за счёт нижней части, и в акте дыхания практически не участвуют верхние и средние отделы лёгких.
Смешанным типом дыхания, то есть полным и наиболее правильным, естественным дыханием необходимо овладевать сознательно большинству людей. Если преобладает один тип дыхания, нужно учиться двум другим.
Освоение типов дыхания. Ключичное дыхание можно осваивать в положении сидя, откинувшись на спинку стула, вытянув ноги и положив одну руку на грудь, другую на живот. Руки контролируют подъём грудной клетки на вдохе и опускание её на выдохе. И вдох, и выдох лучше делать через нос. Тренировку грудного дыхания рекомендуется проводить, сидя на краешке стула либо стоя, при этом кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки. Руки контролируют расширение нижнебоковых отделов грудной клетки на вдохе, а на выдохе сдавливают её. Вдох происходит через нос, а выдох через рот. Диафрагмальному дыханию лучше всего обучаться в положении лёжа на спине, слегка согнув ноги. Одну руку положить на грудь, другую на живот. Во время вдоха рука, лежащая на животе, поднимается вместе с брюшной стенкой, другая остаётся неподвижной. На выдохе живот втягивается, рука соответственно надавливает на живот. Нужно выполнить вдох через нос, выдох через рот (губы сложить трубочкой). Поскольку это самый неэкономичный тип дыхания, то людям, у которых он преобладает, полезно научиться расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса, прежде чем осваивать полное дыхание.
Следует знать, что вдох, в основном, на 80 % осуществляется за счёт диафрагмы. При этом мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены. выдох по продолжительности в 2 раза дольше, чем вдох (на 1–2 счёта – вдох, на 3–5 счётов – выдох; вариант: на 4 счёта вдох, на 6 счётов выдох). Вдох делается, когда грудная клетка расправлена, а выдох – когда она сдавлена, например, при наклоне.
При смешанном (полном) дыхании вдох и выдох происходят при увеличении и уменьшении объёма грудной клетки вперёд-назад, в стороны и сверху вниз. Это наиболее целесообразный тип дыхания. Позволяющий более глубоко и полноценно дышать.
Для освоения полного дыхания сначала надо сделать выдох и выдержать паузу до того момента, когда захочется вдохнуть. И тогда следует медленно вдыхать через нос. В начале вдоха живот начинает выпячиваться («впустить воздух в живот»), далее начинает расширяться грудная клетка («впустить воздух в грудь») и наконец, в конце вдоха должны приподняться плечи, а живот уже слегка втягивается. Во время выдоха всё происходит в той же последовательности. Живот несколько втягивается, затем расслабляются межрёберные мышцы, грудная клетка опадает, плечи опускаются. Перед вдохом делают паузу, т.к. непривычное полное дыхание может привести к головокружению, в глазах темнеет, и в некоторых случаях происходит потеря сознания.
По вышеуказанной причине увеличивать продолжительность и интенсивность дыхательных занятий следует постепенно: начинать с 2–3 полных вдохов и выдохов и только через 3–4 недели доводить это количество до 10–15. Тренировать полное дыхание надо натощак либо через 2–3 часа после еды.
Примерные упражнения для освоения разных типов дыхания
И.П. – сидя на стуле. Поднять плечи вверх и максимально напрячь мышцы. Затем расслабиться и отдохнуть 2–3 с. Повторить 8–10 раз.
И.П. – сидя на стуле. Наклонить голову вперёд и медленно перекатывать её от плеча к плечу.
Можно выполнить самомассаж мышц шеи и плеч.
Все виды дыхательных упражнений можно разделить по принципу выполнения на четыре группы (Е.Г. Попова, 2000).
Первая группа упражнений характеризуется углублённым вдохом и выдохом. Достигается это путём рационального сочетания грудного и брюшного дыхания. Например, выполнение общеразвивающих упражнений в среднем темпе. Вторая группа упражнений характеризуется определённым ритмом – стабильным (например, «ритмичное дыхание»), замедленным («дыхание с паузами») или ускоренным (например, в беге). Третья группа упражнений отличается повышенной интенсивностью вдоха, а выдох совершается толчком. Это достигается за счёт вовлечения в дыхательный акт некоторых дополнительных групп мышц, например, при проговаривании слов «Ух!», «Ах!», «Ох!» и т.п. Четвёртая группа упражнений основана на изменении просвета воздухоносных путей – например, дыхание через одну ноздрю.
При выполнении общеразвивающих упражнений нужно научить пациента следить за ритмом дыхания (вдох-выдох) и определять, в каких случаях пользоваться тем или иным типом дыхания:
Ø При умеренной работе, в которой участвуют мышцы всего тела, рекомендуется пользоваться смешанным типом дыхания.
Ø При больших напряжениях брюшного пресса целесообразно грудное дыхание, а при напряжении мышц плечевого пояса – брюшное дыхание.
Грудной и брюшной типы дыхания существуют специально для тренировки дыхательных мышц, для развития подвижности грудной клетки.
Упражнения для формирования различных типов дыхания
Упражнения с постепенным увеличением продолжительности выдоха и вдоха. Выполняется в различных И.П. – стоя, сидя, лёжа.
вдох – 2 счёта, выдох – 2 счёта
вдох – 2 счёта, выдох – 3 счёта
вдох – 3 счёта, выдох – 4 счёта и т.д.
Упражнения на обучение диафрагмальному дыханию.
И.П. – лёжа на спине, ладони на животе (пальцами контролировать напряжение живота)
1–3 – вдох, выпячивая живот (брюшное дыхание)
4–8 – выдох, напрягая мышцы живота и втягивая живот.
И.П. – стоя ноги врозь с полунаклоном, руки за голову
1 – продолжать вдох, выпрямляясь
2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот
4 – начать выдох, полунаклоняясь
5–7 – продолжать выдох, втягивая живот
8 – закончить выдох и начать вдох, полувыпрямляясь в И.П.
Упражнения на обучение смешанному дыханию.
И.П. – сидя, подложив подушку сзади
1 – продолжать вдох, ложась на спину (на подушку)
2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот и расширяя грудную клетку
4 – начать выдох, садясь
5–7 – продолжить выдох, наклоняясь вперёд
8 – закончить выдох и начать вдох, выпрямляясь
Динамические дыхательные упражнения. Ходьба в медленном темпе 2–3 минуты, сочетая смешанное дыхание с шагами: 3 шага – вдох, 5 шагов – выдох.
Упражнения с пружинящими движениями на выдохе.
И.П. – стоя ноги врозь с полунаклоном, руки к плечам
1 – продолжать вдох, выпрямляясь
2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот
4–7 – пружинящие наклоны с выдохом толчком на каждый счёт
8 – начиная вдох, полувыпрямиться в И.П.
Дыхание через одну ноздрю.
И.П. – сед по-турецки. Правым большим пальцем закрыть правую ноздрю и медленно вдыхать и выдыхать через левую ноздрю (10–15 раз). Повторить то же с другой руки в обратную сторону.
Кузнечный мех (позволяет быстро насытить организм кислородом).
И.П. – сед по-турецки. Спокойно сделать выдох, втягивая живот. После этого сделать 7 циклов вдох-выдох через нос с активной работой живота (на вдохе – вперёд, на выдохе – втянуть). После 7 циклов сделать полный вдох на 5–7 с и вернуться к обычному дыханию.
И.П. – стоя, сидя или лёжа. Вдох через нос, делая глотательное движение и сокращая мышцы гортани, выдох – свободно через рот. Повторить 4–5 раз. Дыхание полное (объединённое) или брюшное (нижнее).
И.П. – стоя, сидя или лёжа. Вдох носом, выдох – через рот, проговаривая: «ха-ха-ха», «хо-хо-хо» или «хи-хи-хи». Повторить 5 раз. Тренируется полный выдох. Дыхание полное или нижнее.
Дыхание с задержкой.
И.П. – стоя, сидя или лёжа. Выполнить вдох животом, мысленно произнося фразы, постепенно увеличивая количество слов в фразе (от 3 примерно до 9), например:
ü Я ровно дышу (3 слова)
ü Мне надо дышать спокойно, ровно (5 слов)
ü Спокойное, ровное, ритмичное дыхание помогает мне успокоиться (7 слов)
Упражнение активизирует выдох, очищает организм.
Все упражнения дыхательной гимнастики можно условно разделить на статические, динамические и специальные.
Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при выполнении которых дыхание осуществляется без сопутствующих движений руками, ногами, головой и туловищем. Они применяются для обучения правильному дыханию, а также для урегулирования сердечно-сосудистой системы на занятиях повышенной двигательной деятельности.
Динамические дыхательные упражнения характеризуются тем, что дыхание при их выполнении осуществляется одновременно с движениями конечностями, головой, туловищем. Они могут выполняться в положении стоя, сидя, лёжа, на месте и в движении. При их проведении необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. В противном случае дыхание или движения будут затруднёнными. При динамических дыхательных упражнениях вдох производится одновременно с движениями, связанными с подниманием и расширением грудной клетки, выпрямлением туловища. Выдох делается при движениях, связанных с опаданием грудной клетки в момент её опускания, при сгибании тела, при подтягивании ног к животу.
Нельзя допускать задержки дыхания при выполнении физических упражнений. Дыхание должно быть свободным и спокойным. Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки и более полному вдоху. Ряд таких упражнений помогает осуществлению более полного выдоха.
Специальные дыхательные упражнения имеют особую направленность на получение нужного терапевтического эффекта при том или ином нарушении дыхательного аппарата (плеврит, затруднённое носовое дыхание и т.п.). Подбираются специальные упражнения, например, с нажимом на грудную клетку при выдохе, наклоны в стороны.
Источник