- Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР методическая разработка (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3–4 года с задержкой психического развития
- Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года с задержкой психического развития
Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР
методическая разработка (старшая группа)
Целью артикуляционных игр является формирование правильных
движений и нужных для произношения положений речевых органов,
тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные
простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционные игры — это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционные и дыхательные игры
для дошкольников с ЗПР
Артикуляционные игры — это упражнения, направленные на развитие
артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц,
участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и
координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней
челюсти и особенно языка.
Целью артикуляционных игр является формирование правильных
движений и нужных для произношения положений речевых органов,
тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные
простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного
Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком
для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов
Проводить гимнастику надо ежедневно, поначалу даже несколько раз в
день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,
становились более прочными, дифференцированными. Ее можно делать
перед утренней зарядкой или завтраком, а также вечером, в течение 3-5
минут. Следует идти от простых упражнений, доступных для ребенка, к
более сложным, требующим тренировки и определенных усилий с его
стороны. Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для
каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения
подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков,
нарушенных у ребенка. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально,
в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе
движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных
Упражнения можно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети
должны видеть лицо взрослого и свое лицо.
Взрослый должен уметь показать правильное выполнение упражнения, а
ребенок, следуя его образцу и словесной инструкции, старается верно
повторить. Постепенно, когда ребенок научится чувствовать движения и
положение речевых органов, зеркало можно убирать и добиваться
правильного выполнения упражнений с помощью наводящих вопросов
взрослого: где находятся его язык, губы, что он(и) делают, какие они и т. д.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: правильностью
и точностью, плавностью и темпом, устойчивостью и легкой
переключаемостью с одного движения на другое, а также дозирует
выполняемое упражнение, не допуская переутомления. Поначалу количество
повторений ограничивается до 2-3, что связано с повышенной
утомляемостью мышц, а в дальнейшем увеличивается до 8-10-15 с
Работа над каждым упражнением идет в определенной
последовательности: рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов, показ упражнения, выполнение упражнения ребенком
перед зеркалом, проверка правильности выполнения, тактичное указание на
ошибки, выполнение упражнения без зеркала. В начале занятий с ребенком
может наблюдаться замедленность, напряженность движений языка, губ. По
мере тренировки мышц напряжение исчезнет, движения станут свободными
Главная задача взрослого — вызвать у ребенка интерес к упражнениям,
стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться
правильности и точности артикуляционных движений.
В ходе игры можно использовать элемент соревнования между детьми,
предусматривать награды за успешное или лучшее выполнение упражнения,
подбадривать, ценить достижения и усилия ребенка.
Используются два вида упражнений: статические и динамические, с
Статические упражнения направлены на удержание определенного
положения, динамические — требуют ритмического повторения (примерно 6
раз) движений, координации, хорошей переключаемое™.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: от
простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных
усилий с его стороны. Желательно, особенно на начальном этапе, выполнять
упражнения несколько раз в день.
Можно поделить их на группы по 3-4-5 упражнений (в зависимости от
возможностей ребенка) и выполнять с перерывами в течение дня.
В ходе выполнения упражнений, особенно требующих подъема языка, можно
помочь ребенку механически: для этого использовать шпатель, ручку чайной
ложки или зубной щетки или любой другой чистый предмет с округлым
краем, помогая ребенку прогнуть язык посередине, передвинуть его в
нужную сторону, поднять вверх и т. д.
Статические артикуляционные упражнения
«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю
губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-
«Чашечка» — рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь
передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам,
но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Иголочка» — рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким
и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.
«Горка» — рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть,
удерживать язык в этом положении 15 секунд.
«Трубочка» — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх,
прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе
Динамические артикуляционные упражнения
«Часики» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к
правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,
проделать 15-20 раз.
«Качели» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то
к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
«Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать поочередно
верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
«Змейка» — рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь,
сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь
рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
«Катушка» — кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края
языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать»
вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения
«Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
«Маляр» — рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от
верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к
левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.
«Лошадка» — прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно,
тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не
удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается
сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.
«Грибок» — прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10
секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,
выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок
«Фокус» — научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот
приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы
потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике
носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее
можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.
«Индюк» — приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем
языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,
добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
«Орешек» — рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и
правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно
приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут
самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и
раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.
Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых)
на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери
грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в
вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева
упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»;
«Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место
«задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со
взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает
ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости,
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и
объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать
вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать
нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается
общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.
Список использованной литературы.
1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. Дидактические
материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
2. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой
дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.
4. Дидактические игры в коррекционной педагогике //
Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6.
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /
Н.В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционные и дыхательные упражнения: Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.Для губ.Для языка.
Методические реомендации для педагогов и родителей.
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить.
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно.
Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников.
материал для педагогов дошкольных учреждений, в котором предоставлены комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики по различным возрастам.
Источник
Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3–4 года с задержкой психического развития
Александра Сибирёва
Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3–4 года с задержкой психического развития
Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года с задержкой психического развития
! В конце каждого комплекса проводим предложенные пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Дыхательная гимнастика
Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе — через нос, задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.
Пальчиковая гимнастика
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
Вот, вот, вот! показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
Вот, вот, вот! показать ушки
Комплекс № 1
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
Комплекс № 2
1. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.
2. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
3. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
4. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны, затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.
Комплекс № 3
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
Дыхательная гимнастика
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Пальчиковая гимнастика
Заведу мою машину «мотор»
Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать
Крепко-крепко руль держу «держать руль»
На педаль ногою жму. топать правой ногой
Комплекс № 1
1. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
2. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.
3. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
4. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с
Комплекс № 2
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
Комплекс № 3
1. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
2. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево, вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
3. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно, быстрее, быстро, медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
4. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
Дыхательная гимнастика
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Пальчиковая гимнастика
У вороны голова, руки на голове,
Ва-ва-ва-ва 4 хлопка
Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»
Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,
Оги-оги-оги-оги 4 хлопка
Комплекс № 1
9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево, вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно, быстрее, быстро, медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
Комплекс № 2
9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево, вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно, быстрее, быстро, медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
Комплекс № 3
1. «Птенчик» — широко открыть рот (3-5 секунд) – закрыть. Следить, чтобы язык был расслаблен, не втягивался вглубь ротовой полости. Повторить 2-3 раза.
2. «Лягушка» — широко улыбнуться, показать зубки («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза.
3. «Смешная песенка» — указательным пальцем правой руки перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…». Движения пальца сверху вниз.
— улыбнуться, приоткрыть рот;
— положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд;
— затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика
Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.
Пальчиковая гимнастика
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку
Комплекс № 1
1. «Лошадка» — пощёлкать кончиком языка, как лошадка копытами. Упражнение выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язык, при необходимости держать подбородок рукой. Повторить 4-6 раз.
2. «Слоник» и «Лягушка» — в спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения (улыбка – трубочка, удерживая каждую артикуляционную позу по 2-3 секунды. Повторить движения 4-8 раз.
3. «Поцелуй» — губы сомкнуть, вытянуть немного вперёд, втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух (удерживать 2-3 секунды, затем с усилием разомкнуть губы, слегка причмокнув. Следить, чтобы нижняя челюсть была опущена, а губы сомкнуты. Повторить 2-5 раз.
– улыбнуться, открыть рот;
– положить широкий язык «лопаточкой» на нижнюю губу, произнести «ААААА…» и прикусить широкий кончик языка зубами («поймали мышку за хвостик»). Повторить 2-5 раз
Комплекс № 2
1. «Орешки» — рот закрыть. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи к щеке.
2. «Часики» — улыбнуться, высунуть изо рта как можно дальше длинный и тонкий язык, плавно двигать его из одного уголка рта к другому и обратно. Проделать 4-8 движений. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть оставалась неподвижной, если необходимо, фиксировать её рукой. Язык должен не облизывать, а передвигаться по нижней губе, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
— приоткрыть рот, улыбнуться;
— положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу («Лопаточка», а затем отодвинуть язык за нижние зубы
— «язычок спрятался». Рот не закрывать. Выполнить 3-5 движений.
4. «Качели» — открыть рот, поднять язычок за верхние зубы, опустить за нижние зубы. Поочерёдно менять положение 4-6 раз.
Комплекс № 3
— слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;
— затем прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами. Повторить 2-5 раз.
2. «Слоник» и «Лягушка»: — в спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения (улыбка – трубочка, удерживая каждую артикуляционную позу по 2-3 секунды. Повторить движения 4-8 раз.
— губы сомкнуть, вытянуть немного вперёд, втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух (удерживать 2-3 секунды, затем с усилием разомкнуть губы, слегка причмокнув. Следить, чтобы нижняя челюсть была опущена, а губы сомкнуты. Повторить 2-5 раз.
— закрыть рот, губы сомкнуть;
— достаточно сильно подуть через губы так, чтобы воздушная струя заставила их вибрировать. Дуть следует на одном дыхании как можно дольше. В результате получается звук, похожий на «тпру-у-у». Если не получается выполнить это упражнение, то нужно крепче сомкнуть губы и посильнее подуть через них.
1. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» — М. : Астрель, 2006.
2. Бардышева Т. Ю. Артикуляционная гимнастика. — М. : Карапуз, 2005.
3. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития»// ТЦ «Сфера», 2007.
4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. — М. : Детство-Пресс, 2009.
5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. — М. : Литера, 2004.
6. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. — М. : Просвещение, 2010.
7. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М. : Просвещение 2007.
8. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. — М. : Просвещение, 2007.
9. Комарова Л. А. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. — М. : ГНОМ и Д., 2008.
10. Косинова Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. — М. : Эксмо, ОЛИСС, 2008.
11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения — М. : ГНОМ и Д, 2005.
12. Костыгина В. Н. Артикуляционная гимнастика. — М. : Карапуз, 2003.
13. Костыгина В. Н. Артикуляционная гимнастика. — М. : Карапуз, 2007.
14. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — Спб. : Корона-Принт, 2007 — 80с.
15. Краузе Е. Н. Артикуляционная гимнастика. — Спб. : Корона-Принт, 2009.
16. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. — М. : ГНОМ и Д., 2009.
17. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках — М. : ГНОМ, 2007.
18. Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. — М. : Просвещение, 2006.
19. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — М. : Детство-пресс, 2009.
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.
Комплексы дыхательной гимнастики для часто болеющих детей дошкольного возраста Комплекс 1. «Каша кипит». И. п. — сидя на скамейке (стуле) поднять руки вверх (вдох, медленно опустить руки вниз (выдох) с произношением.
Комплексы «Дыхательной гимнастики» для детей дошкольного возраста Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика оздоравливает все системы организма: эндокринную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную,.
Комплексы гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста Комплексы гимнастики после сна для детей (старший возраст) Сентябрь «Дружные ребята» Мы, все дружненько проснулись Улыбнулись, потянулись,.
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. Подготовила:Тимофеева Ю. А. Актуальность занятий. Очень актуально.
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,.
План-конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития «Посуда» Форма проведения: подгрупповая. Дата проведения: 9.11.17. Возраст: 5-6 лет. Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи,.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной.
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.
Источник