Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Наталья Морозова
Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

У детей с общим недоразвитием речи мы как правило наблюдаем:

— малый объём лёгких;

— слабую дыхательную мускулатуру;

— неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха;

— слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных).

Задачи, которые решаются в процессе коррекционной работы по формированию речевого дыхания

• Формировать сильный, плавный, целенаправленный выдох

• Подготовить отдельные элементы для постановки звука

• Улучшить чёткость дикции

• Формировать просодическую сторону речи (это совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр).

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

— нормальное функционирование голосового аппарата;

— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

— способствует сохранению плавности речи;

— способствует правильному использованию интонационных средств выразительности;

— способствует правильному соблюдение пауз.

Неправильное речевое дыхание нередко является:

— причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе);

— позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях ускорения темпа речи;

— неправильного использования интонационных средств выразительности;

— нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки.

Требования к выполнению дыхательной гимнастики:

• перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности

• одежда не должна стеснять движений

• не рекомендуется выполнять упражнения после приема пищи

• необходим контроль за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, воздух набирали через нос, чтобы не надували щёк, поэтому на начальном этапе можно прижимать их руками)

• упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы, т. к. они быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение

• лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Для развития силы воздушной струи, в работе используются следующие игры

— Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения

— Подуй на одуванчик

— Дуй через трубочку в мыльный раствор

— Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки

— Сдуй бумажку с трубочки

— Выдуй мячик из стаканчика

— Игры с сайта Мерсибо «Сдуй снежинки», где ребёнок через микрофон дует на снежинки, которые разлетаются и мы видим, что за ними был спрятан предмет, который нужно будет отдать тому персонажу, который появится в конце игры на экране. Следующая игра «Помоги мышонку». У мышонка получается тащит сосиску, только тогда, когда ребёнок с помощью силы голоса и дыхания говорит слово «сосиска», если ребёнок говорит тихо и слабо, то сосиска остаётся на месте.

— Пособия «Времена года», тоже способствуют развитию силы воздушной струи, на нитки дуть тяжелее, чем на дождик. Также используются утяжелители: листочки и бабочки.

Для развития длительности воздушной струи используются следующие игры и упражнения.

— Дуй на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится.

— Дуй на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.

— Духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, губные гармошки и их аналоги.

Мыльные пузыри лучше использовать на улице, музыкальные инструменты в домашних условиях, в группе и в кабинете подойдут разные вертушки.

Игры и упражнения на развитие целенаправленности воздушной струи.

— Игра «Задуй в ворота гол», которая развивает и силу воздушной струи тоже.

— Сюжетные картинки с персонажами на ниточках, на которые ребёнок дует. Например, сдуй бабочку с цветка и т. д.

Таким образом, были представлены игры и упражнения на развитие силы, длительности и целенаправленности воздушной струи, которые используются в коррекционной работе.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода — научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Источник

Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях у дошкольников

Ирина Чмурова
Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях у дошкольников

Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

Дыхательная гимнастика для дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОО используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

4. Тренированность дыхательноймускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

5. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение

6. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Дыханиебывает следующих видов:

• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное»дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя) ;

• среднее или «реберное»дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;

• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного — средняя часть) ;

• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Для успешного овладения дыхательной гимнастикойнеобходимо соблюдать следующие основные правила:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

— дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

— необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на ОД по физическому развитию и физкультминутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности; на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используют 1- 2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки. На прогулке или после ОД по другим видам деятельности в группе в хорошо проветренном помещении можно проводить целые комплексы дыхательной гимнастики.

Перед выполнением упражнений необходимо позаботится о создании условий:

• Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы) ;

Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;

• Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут.

— Проводя дыхательную гимнастику с группой детей,необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении.

— Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.

— Сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОО, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачев

Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.

Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.

Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.

Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.

Это гимнастика для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии.

Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастикеСтрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания методику Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему по нему необходимые полезные и питательные вещества.

Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Для освоения комплекса упражнений стрельниковской дыхательной гимнастики,рекомендовано начать с первых трех упражнений:

Ладошки«, «Погончики», и «Насос».

Все упражнения стрельниковской дыхательной гимнастикивыполняются в ритме строевого армейского шага: как маршируют солдаты, видели все.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений. Соотношение общеукрепляющих и дыхательныхупражнений может составлять 2:1. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо, шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох, то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части). Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос. Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям.

Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикойнеобходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

3. Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.

4. Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.

5. Дышать надо носом.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

— все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;

— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).

Заниматься желательно в удобной спортивной одежде.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастикаможет быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть непосредственно образовательной деятельности по ОО «Физическая культура» и «Музыка» после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в процессе логопедической ритмики; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях.

Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко выполняют их по показу.

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Конспект занятия по нормализации речевого дыхания у дошкольников с использованием элементов дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой

— научить детей глубоко дышать;

– тренировать диафрагму, создавая «диафрагмальную

– — учить смыкать голосовые связки во время фонации. Ход

Организационный момент. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А отправимся мы туда, как вы думаете на чём?

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём!

Дети: Это велосипед.

Воспитатель: Правильно! Путешествовать мы будем на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустились, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину.

Выполняется дыхательное упражнение по А. Н. Стрельниковой «Насос».

И. п. : встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз,к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот. Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова 8 поклонов- вдохов. Норма – 12 раз по 8 вдохов.

Воспитатель: Вот наши велосипеды и готовы в путь. Поехали!

Дети имитируют езду на велосипеде: садятся на стулья (спинка стула впереди, держась за спинку, как будто за руль велосипеда; попеременно отрывают пятки ног от пола, носки

при этом неподвижны.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и приехали. Как вы думаете, что

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Воспитатель: Правильно! Мы приехали в лес. А в лесу свежо и очень чистый воздух. Дышится легко и свободно. Давайте насладимся этим свежим воздухом и глубоко подышим.

Выполняется дыхательное упражнение по А. Н. Стрельниковой «Обними плечи»

И. п. : встаньте прямо, руки

согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причём какая над какой – всё равно. Главное – помнить, что в течении всего упражнения положение рук менять не следует. Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исход-ного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди – образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся – получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.Норма: 12 раз по 8 вдохов движений за одно занятие.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо подышали. А теперь давайте погуляем в лесу, и, чтобы не заблудиться будем перекликаться друг с другом.

Выполняется голосовое упражнение по А. Н. Стрельниковой.

Дети становятся лицом друг к другу. Одни произносят громко [а], другие в ответ, как эхо отзываются [а]. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания [ау], [уа], [иа], [ио] и т. д.

Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Садитесь на велосипеды, и поедем обратно в детский сад.

Дыхательная гимнастика

(по А. Н. Стрельниковой).

«Ладошки». И. п. : Встать прямо, согните руки в локтях (локти внизу) и «покажите ладони зрительно» — поза экстрасенса. Делайте шумные ритмические короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулак (хватательное движение). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха (т. е. шмыгните 4 раза). Затем руки опустите и сделайте вдох 3-4 сек. – пауза.

Сделайте еще 4 вдоха и снова пауза.

«Погонщики». И. п. : Встать прямо, кисти сожмите в кулак и подожмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаками вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в и. п. на уровне пояса. Плечи расслаблены – выдох. Выше пояса кисти не поднимать. Сделайте подряд уже не 4 вдоха – движения, а 8. Затем отдых 3-4 сек. И снова 8 вдохов – движений.

«Насос» (накачивание шины). И. п. : Встать прямо, ноги у. д., руки вдоль туловища (о. с.). Сделайте легкий наклон вперед (руки тянутся к полу, но не касаются его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь (но не выпрямляйтесь) и снова наклон на и короткий шумный вдох «с пола». Возьмите в руки палку и представьте себе, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны выполняются ритмично и легко. Низко не наклоняйтесь. Спина круглая (а не прямая, голова опущена. Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Кошка» (приседание с поворотом). И. п. : Основная стойка (ступни в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий выдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий шумный вдох носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, неглубокое). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот выполняется только в талии.

«Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И. п. : Встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки на встречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «пошмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест – накрест, ни в коем случае их не менять (все равно, какая рука сверху, — правая или левая, широко в стороны не разводить и не напрягать.

ОД по образовательной области «Музыка».

Дыхательные упражнения.

Для профилактики заболеваний органов дыхания в процессе музыкальной образовательной деятельности следует уделять внимание формированию физиологически правильного дыхания: выполнять необходимые дыхательные упражнения.

Упражнение 1. Дышим тихо, спокойно, плавно. «Романс». Муз. Г. Свиридова.

Цель: расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

И. п. — сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать дыхание. Плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе.

Упражнение 2. Дышим одной ноздрей. «А я по лугу. «. Русская народная мелодия.

Цель: укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п. — сидя или стоя. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. То же другой ноздрей.

Упражнение 3. «Мы отдыхаем«, «Море». Муз. Н. Римского-Корсакова.

Цель: укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.

И. п. — сидя или стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнить выдох и вдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Упражнение 4. «Ветер». Музыкальное сопровождение (по выбору).

Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

И. п. — сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4 с. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Певческие упражнения также имеют большой потенциал для оздоровления детей, так как они позволяют видоизменить темпоритм дыхания и нормализовать этим все обменные процессы организма.

Дыхательная гимнастика для детей «Пузырики» Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить.

Дыхательная гимнастика для детей ДОУ (3–7 лет) Дыхательная гимнастика- [/b] это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой Комплексы дыхательной гимнастики Стрельниковой. Вводная часть Начинать занятия надо с изучения первых трех упражнений комплекса. В первый.

Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников» Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Подготовила воспитатель.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 3 «Мы строим дом» 1. «Поднимаем кирпичи». И. п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «На прогулке» Дети выполняют комплекс под музыку. 1. «Поза дерева». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «Снова в лес» 1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. – основная стойка. 1 – вдох — руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «Пожарные» 1. «Лезем по пожарной лестнице вверх». И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «На море» Сюжет 5 1. «Какое море большое». И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников «В зоопарке» Сюжет 6 1. «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк). И. п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1.

Источник

Читайте также:  Секретная тибетская гимнастика рашида шамдан
Оцените статью