Дыхательная гимнастика по сидерскому

Дыхательные методики при COVID-19

Научной группой под руководством Академика РАН К.В. Лядова подготовлен видео-курс по дыхательной реабилитации пациентов с COVID-2019, как находящихся в стационаре, так и проходящих лечение амбулаторно. Курс рассчитан на самих пациентов, их родственников, медицинских работников. В разработке курса учитывался ряд особенностей клинического течения COVID-2019 – пациенты нуждаются в упражнениях без повышенного давления в конце выдоха, со сниженным нагрузками, с активным включением вспомогательной мускулатуры.

Дыхательная гимнастика для профилактики осложнений бронхолегочной системы

В этом видео Константин Викторович Лядов покажет эффективные приемы и упражнения, которые помогут увеличить дыхательный объем и глубину дыхания за счет улучшения работы основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры.

Вы сможете ознакомиться с техникой правильного выполнения дыхательной гимнастики, которую можно выполнять при амбулаторном лечении или лечении в стационаре.

Эту гимнастику можно выполнять, когда вы чувствуете себя относительно комфортно, испытываете незначительную слабость, сухой кашель, а температура не превышает 37,5 градусов.

Упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, число повторений каждого упражнения 4-6 раз.

Движения должны быть безболезненными, при появлении боли необходимо сократить амплитуду движения.

Занятия лучше проводить 2-3 раза в день по 10-15 минут.

Дыхание носоглоточное: вдох носом- выдох ртом. Выдох должен быть длиннее вдоха в два раза. При выполнении упражнений про себя подсчитывайте: «1-2-3» и Вдох, «1-2-3-4-5» и Выдох.

Необходимо расслаблять мышцы плечевого пояса в конце каждого упражнения.

Техника выполнения дыхательной гимнастики при наличии влажного кашля

В этом видео Константин Викторович Лядов — Академик РАН, заслуженный врач РФ, хирург, реабилитолог — познакомит вас с техникой правильного выполнения дыхательной гимнастики при наличии влажного кашля, как при амбулаторном лечении, так и лечении в стационаре.

Выполняемые процедуры позволят эффективно вывести мокроту из легких.

Важно, после длинного выдоха необходимо делать паузу комфортной продолжительности, рядом должен быть лоток или салфетки, куда можно сплевывать отходящую мокроту из легких.

Техника выполнения дыхательных упражнений у пациентов реанимационного отделения

Это видео было создано для врачей, специалистов и медицинских сестер.

В данном видео Константин Викторович Лядов покажет техники дыхательных упражнений, рекомендованные к выполнению у пациентов реанимационного отделения на кислородной поддержке , без ИВЛ, с индексом оксигенации более 200.

Команда наших специалистов подобрала наиболее эффективные упражнения, которые можно выполнять пациентам для увеличения дыхательного объема и глубины дыхания. Сейчас эти упражнения особенно необходимы, во время распространения коронавирусной инфекции.

Источник

Как «продышать» легкие при коронавирусе. Медики советуют дыхательные упражнения

Врачи республиканского геронтологического центра (активного долголетия) записали видео с упражнениями, которые помогут «продышать» легкие.

Зачем нужна дыхательная гимнастика?

Дыхательные упражнения помогают задействовать нижние отделы легких, которые хуже вентилируются, а также укрепить дыхательную мускулатуру. Гимнастику можно проводить с первого дня заболевания. Однако если вы очень плохо себя чувствуете, например у вас повысилась температура, давление, — можно отсрочить выполнение упражнений до момента, когда показатели стабилизируются, рассказывают медики республиканского геронтологического центра.

При коронавирусе они советуют делать упражнения, которые проходят с задержкой дыхания и не практиковать резкие вдохи и выдохи. Важно делать вдох через нос — постепенно, медленно. А выдох должен быть глубоким, длительным, при этом желательно создать для него препятствие, например сложив губы в трубочку.

Занятия должны начинаться с нескольких упражнений и подходов в день, постепенно можно нарастить нагрузку и делать по 8−10 повторений каждого упражнения. Такая дыхательная гимнастика подойдет для тех, у кого отходит мокрота (если она обильная — лучше перед занятием положить рядом с собой салфетку).

Комплекс дыхательных упражнений, которые можно выполнять на кровати

1. Согнуть ноги в коленных суставах. Одну руку положить на грудную клетку, другую — на живот. Выполнять вдох носом, а выдох — ртом. При вдохе надуть живот (грудная клетка при этом неподвижна), при выдохе вернуться в исходное положение и напрячь пресс.

2. Руки расположить вдоль туловища, лежа на спине. При вдохе поднять плечи, свести лопатки, выпятить грудь вперед. На выдохе вернуться в исходное положение.

3. Руки развести в стороны, лежа на спине. Сделать глубокий вдох, левой рукой потянуться к правой ладони, выдохнуть полностью воздух. Вернуться в исходное положение. Повторить то же самое, но с другой рукой.

4. Ноги согнуты в коленях в положении лежа на спине. Руки положить на бедра. В таком положении сделать глубокий вдох, а на выдохе потянуться руками к коленям и выдохнуть. Вернуться в исходное положение.

5. Руки развести в стороны, лежа на спине. На раз сделать глубокий вдох, на два — правое колено прижать к груди, обнять руками и сделать выдох, на три — вернуться в исходное положение. Повторить со вторым коленом.

6. Занять коленно-кистевое положение (на четвереньках). На раз сделать вдох, округлить спину, подбородком потянуться к груди. На два — выдохнуть, прогнуть спину и подбородком потянуться вверх.

7. Сесть на пятки, руки сложить вместе. Сделать глубокий вдох, а на выдохе протянуться руками к противоположному углу кровати, стараясь полностью выдохнуть воздух. Вернуться в исходное положение.

8. Сесть на пятки. На раз встать на колени, руки развести в стороны, сделать глубокий вдох, на два — вернуться в исходное положение и выдохнуть.

Комплекс дыхательных упражнений, которые можно выполнять на стуле

1. Одну руку положить на грудную клетку, вторую — на живот. Сделать глубокий вдох носом — живот надуть. Выдохнуть ртом, втянув живот.

2. Опереться на спинку стула. Делать повороты головы: вдохнуть, повернуть голову, потянуться подбородком к плечу и выдохнуть. Вернуться в исходное положение и повторить поворот ко второму плечу.

3. Опереться на спинку стула. Развести руки в стороны, сделать глубокий вдох и вращать руками, делая выдох на каждое вращение. Сразу выполнить вращение руками вперед, а затем — назад.

4. Вытянуть ноги, руки положить на колени. Сделать глубокий вдох, затем потянуться руками к пальцам ног и совершить полный выдох.

5. Опустить руки, сделать глубокий вдох, правой рукой потянуться к полу и сделать выдох. Вернуться в исходное положение и повторить со второй рукой.

Источник

Дыхательная гимнастика по сидерскому

Современный хоккей с шайбой – вид спорта, требующий от хоккеистов демонстрации высоких скоростей передвижения на льду на протяжении всей игры. Согласно данным B.J. Peterson et al. (2015), во время нахождения игроков на льду интенсивность их физической работы вызывает активизацию систем аэробного энергообеспечения, близкую к максимальной [12]. Кроме этого, есть основания считать, что высокие аэробные способности позволяют снизить степень локального утомления мышц хоккеистов и сдвиг рН крови, которые напрямую влияют на результативность игровых действий. В работах ряда исследователей [6; 9] показано, что недостаточная функциональная мощность аппарата внешнего дыхания квалифицированных спортсменов может явиться причиной артериальной гипоксемии. Многочисленными исследованиями [8; 11] подтверждено положительное влияние различных схем использования естественной и искусственной гипоксии на все звенья системы транспорта и утилизации кислорода у спортсменов различной спортивной квалификации, включая представителей спорта высших достижений. В частности, выявлено, что так называемая интервальная гипоксическая тренировка позволяет улучшить результаты в специфических тестах спортсменов в игровых видах спорта [7; 10].

В связи с этим мы предположили, что дыхательные упражнения, выполняемые по методике А.В. Сидерского [2; 5], широко используемые в подготовке фридайвингистов (например, многократными рекордсменами мира по фридайвингу Н. Молчановой и А. Молчановым), и в том числе создающие в организме условия артериальной гипоксемии (рис. 1), могут оказать положительное влияние на результаты в специфических тестах квалифицированных молодых хоккеистов в возрасте 16-19 лет, отражающих их специальную выносливость.

Рис. 1. Индивидуальные максимальные и минимальные показатели насыщения крови кислородом (SpO2%) хоккеистов экспериментальной группы (n=10), зафиксированные при выполнении ими дыхательных упражнений по методике А.В. Сидерского

Дополнительным доводом в поддержку выдвинутой гипотезы явились полученные нами результаты о достаточно высокой корреляционной связи между жизненной емкостью легких (ЖЕЛ), на которую положительно воздействуют упражнения А.В. Сидерского [4] и временем пробегания ледового челночного теста 4х54 м (рис. 2) у спортсменов данной возрастной группы.

Рис. 2. Корреляционная взаимосвязь (r=0,68) показателей относительной жизненной емкости легких (ЖЕЛотн, мл/кг) и результатов ледового «челночного» тестирования хоккеистов (n=60)

Методика исследования. В исследовании приняли участие 30 хоккеистов (15 человек составили экспериментальную группу и 15 человек – контрольную) в возрасте 16-19 лет – игроков молодежной и юниорской команд СДЮШОР № 85 г. Москвы.

В качестве метода физиологического воздействия на организм спортсменов был использован комплекс дыхательных упражнений, выполняемый по методике А.В. Сидерского, направленный на развитие функций внешнего дыхания и создание в организме условий периодической гипоксии. Комплекс состоял из следующих 6 упражнений в одном цикле: выравнивающее дыхание (медленное дыхание через нос); очистительное дыхание (дыхание через нос); упражнения с задержкой дыхания после полного вдоха носом; «ступенчатое» дыхание с акцентом на максимальный выдох (несколько раз подтягивается диафрагма); задержка дыхания после выдоха с втягиванием живота; полный вдох носом и «свистящий» выдох. Всего использовалось 5 циклов общей длительностью 25-30 минут.

Такая тренировка применялась трижды в неделю в течение 3–4 недель на специально-подготовительном этапе подготовительного периода годичного цикла подготовки хоккеистов возрастной группы 16-19 лет. Дыхательные упражнения выполнялись в покое перед основной тренировочной работой на льду, частично замещая нагрузку, направленную на повышение общей физической подготовленности спортсменов.

Основные параметры тренировочного процесса спортсменов контрольной и экспериментальной групп имели незначительные различия и в сравнительном виде представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Общая характеристика тренировочных нагрузок хоккеистов контрольной (n=15) и экспериментальной (n=15) групп на специально-подготовительном этапе (3 недельных микроцикла) подготовительного периода годичного цикла подготовки

В качестве контрольной процедуры до и после периода применения дыхательных упражнений использовался ледовый челночный тест 4х54 м. В данном педагогическом тестировании оценивали уровень скоростной выносливости хоккеистов в беге на коньках с использованием тестового упражнения: «непрерывное «челночное» пробегание с максимальной скоростью на коньках 4 отрезков по 54 метра». Тестирование проводили в начале и по окончании эксперимента; после дня отдыха, в начале тренировки, после разминки. Одновременно тест выполняли 3 спортсмена. Стартовой отметкой являлась линия ворот, началом выполнения теста служил свисток стартера. После пробегания каждого отрезка длиной 54 м хоккеисты выполняли торможение с касанием клюшкой борта. Финишной отметкой являлась линия ворот, с которой начинался старт. Фиксация пересекания финишной линии осуществлялась по положению конька испытуемого.

Результаты. На рисунке 4 представлены результаты сопоставления относительных среднегрупповых показателей ЖЕЛ хоккеистов контрольной и экспериментальной групп, зафиксированных в начале и в конце трехнедельного эксперимента.

Рис. 4. Сопоставление относительных среднегрупповых показателей ЖЕЛ (%) хоккеистов молодежной и юниорской команд контрольной (n=15) и экспериментальной (n=15) групп, зафиксированных в начале и в конце трехнедельного эксперимента

Подтверждено достоверное положительное влияние (при P

Источник

Пульмонолог: Простая гимнастика поможет восстановить легкие

Без дыхательной гимнастики тут не обойтись. Авторы документа говорят: заниматься нужно не менее 3-4 раз в неделю (а лучше, конечно, каждый день), начать с 10-15 минут, постепенно увеличивая нагрузку.

Даже при плохом самочувствии дыхательные и простые физические упражнения можно выполнять прямо в постели, лежа. Кстати, в документе написано, что после окончания лечения нужно соблюдать изоляцию еще 14 дней — самое время заняться собой. Минздрав рекомендует поликлиникам проводить занятия дистанционно — с помощью телемедицины. Но если ваша не настолько продвинута, в интернете можно найти записи дыхательных практик. А некоторые ресурсы по подписке проводят онлайн-занятия.

Согласно документу для окончательного выздоровления пациенты могут быть отправлены в санаторий, если это предусмотрено в региональных дорожных картах по лечению COVID-инфекции. Но и тут можно действовать самим: свежий воздух, прогулки где-нибудь в сосновом лесу или, если удастся, поездка к морю всегда на пользу.

В рекомендациях минздрава есть комплексы лечебной гимнастики для пациентов с разным уровнем состояния. Упражнений несколько десятков. Мы выбрали для примера несколько простых и универсальных.

Как заниматься дома

На что обратить внимание, восстанавливаясь после COVID-19, «РГ — Неделе» рассказала наш постоянный эксперт, врач-пульмонолог Пироговского центра (КДЦ Арбатский) Ольга Богуш.

— Сейчас уже ясно, что даже при легком течении заболевания многим не удается избежать осложнений. У некоторых наблюдается фиброз — поражение легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы. В результате уменьшается дыхательная поверхность легких. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.

Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются. На это, например, направлены йоговские практики.

Многие мои пациенты, которые сейчас приходят ко мне на консультацию, занимаются по методике Бутейко — это особое «поверхностное» дыхание, при котором идет накопление углекислого газе в организме. Говорят, что им помогает. Но все же постковидным пациентам я прежде всего рекомендую «парадоксальную» гимнастику, которую много лет назад разработала Александра Стрельникова.

Эти упражнения хорошо работают при астме, других хронических заболеваниях легких. В рекомендациях минздрава, кстати, указано, что можно практиковать йоговское дыхание — и диафрагмальное, и так называемое полное. По способу выполнения эти дыхательные практики отличаются, но на состоянии легких хорошо сказываются и та и другая.

Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Есть специальные дыхательные тренажеры — они полезные, хотя и довольно дорогие. Думаю, вполне можно обойтись и подручными средствами.

Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее.

Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед.

Иногда пациенты сами затягивают процесс восстановления. Например, у них сохраняется остаточный кашель, и они делают ингаляции с муколитиками — лазолваном или каким-то другим аналогичным препаратом. Этого без назначения врача делать не надо. Ингаляции для увлажнения дыхательных путей полезны — с минеральной водой, физраствором. Но если добавлять муколитики, это будет провоцировать кашель.

Хочу предупредить: если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться.

Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких.

Наконец, важный совет: я всем своим пациентам, в том числе и старшего возраста, рекомендую обязательно привиться не только от гриппа, но и против пневмококка. Такая прививка защитит от вторичной бактериальной пневмонии. Кстати, из примерно 40 моих пациентов с хроническими заболеваниями легких, которые были в этом сезоне привиты от пневмококка, коронавирусом заразился только один и переболел довольно легко. Так что, возможно, эта прививка, стимулируя иммунитет, помогает защититься и от коронавируса.

Методические рекомендации по реабилитации для больных COVID на сайте Минздрава предназначены прежде всего для врачей, но в конце документа приведено несколько полных комплексов лечебной и дыхательной гимнастики — взять их на вооружение может любой человек.

Источник

Читайте также:  Йога для улучшения работы печени
Оцените статью