Упражнения для развития речевого дыхания
Екатерина Мерзлякова
Упражнения для развития речевого дыхания
Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи.
Цель дыхательной гимнастики: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать длительный,плавный выдох.
Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
1. «Бегемотик»Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
А) Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Б) Упражнениеможет выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох)
2.«Сдуй ватку с ладошки»Цель: развитие речевого дыхания. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого взрослого.
3. «Подуй на одуванчик»Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Ребенок стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик,
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее.
4. «Листопад»Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.
5. «Воздушный футбол»Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: «мячи» из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
6. «Загони мяч в ворота»Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
7. «Задуй свечу»Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (можно использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
8. «Горох»Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох. На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья
9. «Фокус»Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох. Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
10. «Мыльные пузыри»Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
Игровые упражнения на развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ Упражнение № 4.1 «Подуй на вертушку». Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на вертушку, произнося звук (Ф, вырабатывая.
Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания Игровые упражнения в стихах для развития речевого дыхания учитель-логопед Еловикова И. Г. Физиологическое дыхание – рефлекторное действие,.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Правильное речевое дыхание — один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет.
Игры и упражнения для развития дыхания Консультация для педагогов Игры и упражнения для развития дыхания Каждое упражнение отрабатывается такое количество раз, сколько нужно.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Петрова Лилия Владимировна Представляю.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует.
Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.
Шпаргалка логопеда для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи» Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи. 1. «Листопад»: Сдувать листочки с ладони или листочки закреплённые.
Упражнения на развитие речевого дыхания Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной.
Источник
Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания»
Надежда Божко
Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания»
Дыхание, одна из жизненно необходимых функций человека. Дыхание в норме – ритмичное, глубокое, соответствует потребностям организма. В норме вдох, активнее выдоха. Правильное, диафрагмальное дыхание. Дети, по мере физиологического развития, дышат грудобрюшным способом. Ошибки в дыхании детей: говорят на вдохе, на остаточном выдохе, набирают воздух при произнесении каждого слова. Задача педагогов, научить глубоко вдыхать, рационально использовать воздух при выдохе и произнесении.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:
Мыльные пузыри – легкие, воздушные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг, причем не только у детей, но и у взрослых. У каждого человека, наверное, они ассоциируются с детством. Помните, как весело и интересно лопать мыльные пузырьки или просто наблюдать за ними?
100 гр. средства для мытья посуды
50 мл. глицерина
Всё компоненты размешайте и мыльные пузыри готовы!
300 мл горячей воды
10 капель нашатырного спирта
150 мл. глицерина
25 гр. моющего средства в виде порошка
Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем раствор профильтруйте через марлю и поставьте в холодильник на 12 часов.
Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.
50 мл прозрачного геля для душа (можно детского)
Все перечисленные компоненты нужно соединить, и можно творить чудеса!
Что можно делать с мыльными пузырями?
Процесс надувания мыльных пузырей очень увлекателен. Однако можно сделать его разнообразным. Например, можно купить плавающие свечи, налить полную ванну воды, выключить свет и пускать мыльные пузыри. Необыкновенно красивое зрелище!
Малышам можно предложить рисование мыльными пузырями. Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски. Затем в стакан опускается трубочка и надувается мыльные шары. Лист бумаги просто прикладывается к их поверхности. Поколдуйте таким образом, над каждым стаканчиком и получите необыкновенно красивый, замысловатый узор.
Очень увлекательно надувать пузыри в зимнее время на улице. Интересно, что при температуре -7 °С они могут замерзнуть. Чтобы это произошло, нужно аккуратно положить на пузырь снежинку или опустить его на снег. Чтобы повторить такой фокус, придется потрудиться, однако результат оправдает затраченное время!
Можно осуществить и другой трюк. Плоскую тарелку предварительно смочите мыльным раствором. При помощи трубочки надуйте большой пузырь таким образом, чтобы он был на ее поверхности. Затем аккуратненько отсоедините трубочку от стенки пузыря, чтобы она осталась внутри. Надуйте второй пузырь. Если вы сделаете все правильно, получите мыльную «матрешку».
Удачной развлекательной программой для детей может стать шоу мыльных пузырей. Это необыкновенно красивое и волшебное действие, которое принесет детям необыкновенное удовольствие! Можно пригласить специалистов, а можно попробовать организовать шоу самостоятельно, подучившись определенным трюкам.
Таким образом, приготовить безопасные мыльные пузыри для детей очень просто, вам не понадобится много времени. При этом вы сможете доставить вашим деткам (и себе, конечно) немало радостных минут!
Игры с водой в тазике: «Футбол»
с использованием мяча для настольного тенниса, трубочек для коктейля; «Морской бой»
с использованием сложенных детьми бумажных корабликов; «Корабль в порт»; «Укрась дно водоема», с использованием мелких ракушек; с мыльными пузырями «Надуй пышную пену»
с использованием прозрачных пластиковых стаканов и бутылок. В этих играх дети развивают жизненную емкость лёгких, умение делать глубокий вдох, регулируют силу и интенсивность выдоха, упражняются вдох носом, выдох ртом, умение задерживать дыхание. Также можно использовать варианты и усложнения на усмотрение педагога, согласно задачам и замыслам.
Упражнения,используемые в НОД по плаванию: «Труба», «Жук», «Пароход», где дети произносят определенный звук. Сядь на дно, нырни в тоннель и т. д. на задержку дыхания.
Фотоотчёт «Тренировка правильного речевого дыхания» Для голосообразования необходимо дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания С детьми моей группы я часто провожу игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Это во время гимнастики, физкультуры такие упражнения.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.
Изготовление дидактического материала в технике декупаж «Птенчик» для развития правильного речевого дыхания у детей Изготовление дидактического материала «Птенчик» для развития правильного речевого дыхания у детей в технике декупаж. [/h3][/h3] Задача:.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из бумаги для развития речевого дыхания «Дракончики» Подготовила воспитатель Петрова Наталья Ивановна. Всем известно, что дыхание бывает двух видов: физиологическое (наше обычное дыхание).
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.
Мастер-класс «Сухое плавание» — как эффективный метод формирования правильного дыхания» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 121 ГОРОДА ТЮМЕНИ Мастер-класс.
Развитие речевого дыхания Выполнила учитель-логопед Панина Ольга Владимировна Развитие речевого дыхания. Правильное речевое дыхание является основой звучащей.
Развитие речевого дыхания. Правильное дыхание — основа жизни,здоровья. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно.
Источник
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Юлия Мусс
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях,главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.
Какова же польза дыхательной гимнастики?
При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно — сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).
У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.
Как проводить занятия с ребенком?
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.
Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Дыхательные упражнения и игры
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.Взрослый произносит рифмовку:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.
«Ныряльщики за жемчугом».
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Дыхание«.
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя.Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише — громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
«Мой воздушный шарик».
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..
Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения для дыхательной гимнастики. «Дыхательная система ребёнка устроена Природой сложно и мудро.
Дыхательная гимнастика для дошкольников Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно — оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме.
Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.
Дыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.
Игра с пользой для организма «Вертушка». Дыхательная гимнастика Игра с пользой для организма » Вертушка» Кто бы мог подумать, что пускать мыльные пузыри или дуть через соломку для малышей так же полезно,.
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.
Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.
Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у’же.
Источник