- Методическое пособие по дыхательной гимнастике с элементами полного дыхания опубликовано на сайте ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России
- Дыхательная гимнастика комплекс таблица
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Что такое дыхательная гимнастика?
- Рекомендации по проведению
- Упражнения для детей разного возраста
- Дошкольного
- Школьного
- Заключение
- Дыхательная гимнастика
- «Расщепление» кашля
- Вращения плечами
- Диафрагмальное дыхание
- Сжатие лопаток
- Растяжка грудных мышц с руками над головой.
- Быстрое дыхание носом
- Глубокое дыхание 4-8-8
Методическое пособие по дыхательной гимнастике с элементами полного дыхания опубликовано на сайте ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России
Процесс дыхания считается вполне естественным для любого человека, поэтому возникает вопрос о правомерности обучения правильному дыханию.
Оказывается, правильно дышат только маленькие дети, с включением всех видов дыхания (верхнее, среднее, нижнее). С возрастом происходит изменение осанки, ослабевают мышцы и происходят некоторые изменения в организме, поэтому дыхание становится частичным. Легкие начинают работать неправильно, дыхательный цикл становится неполноценным.
При помощи техники полного дыхания возможно привыкание выполнения правильного дыхательного цикла, что позволит усилить кровообращение и движение лимфы внутри тела и приведет к эффективному функционированию всех систем.
Использование полного дыхания, несмотря на всю его эффективность, достаточно ограничено в связи с трудностью освоения сложно-координационных движений, поэтому мы предлагаем новый, вполне доступный способ выполнения этого цикла: не как единого упражнения, а как последовательность трех видов дыхания (верхнее, среднее, нижнее), чередующихся в строгой очередности упражнений с одним видом дыхания.
Также данный комплекс может быть использован для профилактики заболеваний лёгких и реабилитации после пневмонии, он улучшит вентиляцию лёгких во всех отделах, поможет освободить бронхолегочную систему от мокроты, что будет способствовать скорейшему восстановлению дыхательной функции.
Предложенный комплекс успешно используется в лечении стационарных больных с патологией сердечно – сосудистой и дыхательной систем нашего Центра уже не одно десятилетие.
Скачать методическое пособие можно по ссылке
Источник
Дыхательная гимнастика комплекс таблица
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.
Статья:
Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.
Регулярное выполнение упражнений положительно влияет на многие функции организма.
Для получения оптимального результата от занятий необходимо соблюдать общие рекомендации по проведению гимнастики и подбирать комплекс, подходящий для определенной возрастной группы.
Что такое дыхательная гимнастика?
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.
Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.
При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.
СПРАВКА! Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.
Рекомендации по проведению
В детских садах дыхательная гимнастика проводится ежедневно один или два раза в день. Подходящее время для проведения — утренняя прогулка и период после окончания «тихого часа». В школе — на занятиях физкультурой.
Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:
- Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
- Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
- Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
- В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
- Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
- Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.
- Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
- Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
- При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.
ВАЖНО! У дыхательной гимнастики существуют противопоказания. Занятиями запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.
Упражнения для детей разного возраста
Комплекс упражнений для детей разных возрастов различен. Дошкольникам будет легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать. Дети постарше могут более осознанно подойти к гимнастике — упражнения можно проводить в спокойной обстановке, прислушиваясь к своему организму.
Дошкольного
- «Воздушный шарик»
Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах. - «Бегемотик»
Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова:
«Сели бегемотики, потрогали животики.
Животики раздуваются (при этом происходит вдох),
А затем животики сдуваются (выдох).» - «Птички»
Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья». - «Мыльный пузырь»
Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки). - «Погружение под воду»
Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя руками
СПРАВКА! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.
Школьного
- «Дыхание одной ноздрей»
Очень полезное упражнение для улучшения работы мозга.
Встать прямо, тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю пальцем, сделать глубокий продолжительный вдох. Открыть ноздрю и закрыть правую, медленно выдохнуть. Затем сделать в обратном порядке и повторить 5-6 раз. - «Глубокое очищение»
Проводить в любом удобном положении — сидя, лежа или стоя. Сначала максимально выдохнуть воздух из легких, затем медленно и глубоко вдохнуть, выпячивая вперед грудную клетку и стараясь свести лопатки. Через сомкнутые губы сделать три отрывистых сильных выдоха. Повторить упражнение 3 раза. - «Восстановление дыхания»
Базовое упражнение после физической активности. Ребенок вдыхает воздух через нос, максимально наполняя легкие. Задерживает дыхание на несколько секунд и медленно выдыхает через рот. Упражнение повторяется до полного восстановления спокойного дыхания. - «Укрепление легких»
Встать прямо, вытянув руки перед собой, сжать кулаки. Медленно глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Сделать три быстрых движения, разводя руки как можно дальше в стороны и за спину и возвращая их обратно в исходное положение. После этого усиленно выдохнуть воздух. - «Занятие для спортсменов»
Принять положение упор лежа на гимнастической скамейке. Медленно вдохнуть через нос и задержать дыхание. Медленно перевести тело в положение высокой планки, опираясь только на ладони и кончики пальцев ног. Вернуться в исходное положение и медленно выдохнуть весь воздух из легких.
СПРАВКА! Занятия со школьниками, начиная с первого класса, проводятся в течение 10-30 минут.
Заключение
Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях. Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить здоровье ребенка.
Источник
Дыхательная гимнастика
В этом материале описаны упражнения для дыхательной гимнастики, которые помогут растянуть и укрепить дыхательные мышцы. Выполнение этих упражнений поможет вам быстрее восстановиться после инфекционных заболеваний, вызывающих проблемы с дыханием, таких как пневмония, бронхит и COVID-19.
Проконсультируйтесь со своим медицинским специалистом о необходимости соблюдения каких-либо специальных мер предосторожности, прежде чем приступать к любым физическим упражнениям. Если легкий дискомфорт переходит в болезненные ощущения, обратитесь к своему медицинскому сотруднику.
Диафрагма, стенка грудной клетки (грудная клетка) и мышцы брюшной стенки (брюшной пресс) помогают вам дышать.
- Диафрагма — это мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. На вдохе она сокращается. Делая очень глубокие вдохи, вы можете укрепить эту мышцу.
- На выдохе мышцы грудной клетки и брюшной стенки сокращаются, особенно при кашле. Интенсивный выдох через сложенные в трубочку губы (как при задувании свечей) помогает укрепить эти мышцы.
Если у вас обнаружили COVID-19 или другие респираторные инфекции, выполняйте эти упражнения, исключительно находясь в одиночестве. Глубокое, интенсивное дыхание высвобождает в воздух бактерии и вирусы, которые могут заразить людей поблизости.
«Расщепление» кашля
Прижимание подушки к животу при кашле поможет вам как следует откашляться и сделает этот процесс менее болезненным. Это называется «расщепление» кашля. Этот прием можно использовать всякий раз, когда вам нужно покашлять, в том числе когда вы делаете эти упражнения (см. рисунок 1).
Рисунок 1. «Расщепление» кашля
Вы можете выполнять каждое из упражнений 3 раза в день (утром, днем и вечером).
Вращения плечами
Вращение плечами — хорошее упражнение для разминки, так как при его выполнении происходит легкая растяжка грудных и плечевых мышц.
- Удобно сядьте или лягте на спину на кровати, руки расслаблены и находятся вдоль туловища.
- Круговым движением переместите плечи вперед, вверх, назад и вниз (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Вращения плечами
Постарайтесь сделать как можно больший круг и двигать обоими плечами одновременно. Если вы ощущаете некоторую сдавленность в груди, начните с меньших кругов и увеличивайте их по мере расслабления мышц.
Диафрагмальное дыхание
Это упражнение может помочь расслабить стенку грудной клетки и мышцы живота.
- Лягте на спину или сядьте на стул со спинкой.
- Положите одну или обе руки себе на живот (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Диафрагмальное дыхание
Сжатие лопаток
Сжатие лопаток — хороший способ расширить стенку грудной клетки и расправить ребра, чтобы сделать более глубокий вдох.
- Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
- Исходное положение — руки вдоль туловища, расслаблены, ладони направлены вверх. Осторожно сведите лопатки и опустите их вниз (см. рисунок 4). При этом ваша грудь должна выпятиться колесом.
Рисунок 4. Сжатие лопаток
Растяжка грудных мышц с руками над головой.
Упражнение для растяжки грудных мышц с руками над головой отлично расслабляет мышцы грудной клетки и позволяет воздуху свободно входить и выходить из легких. Это помогает увеличить уровень кислорода во всем организме.
- Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
- Осторожно сведите лопатки и опустите их вниз.
- Сцепите руки в замок и медленно поднимите руки над головой, так высоко, как сможете, делая при этом глубокий вдох (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Растяжка грудных мышц с руками над головой.
Быстрое дыхание носом
Это упражнение может помочь укрепить диафрагму и вдыхать больше воздуха.
- Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
- Сделайте глубокий вдох носом, затем быстро вдохните носом еще минимум 3 раза (не выдыхая) (см. рисунок 6).
Рисунок 6. Быстрое дыхание носом
Глубокое дыхание 4-8-8
Это упражнение повышает уровень кислорода во всем организме.
- Сядьте на стул со спинкой или лягте на спину на кровать.
- Вдыхайте через нос в течение 4 секунд.
- Постарайтесь задержать дыхание на 8 секунд (см. рисунок 7).
Источник