- Дыхательная гимнастика для детей
- Комплекс дыхательных упражнений игрового характера для детей:
- «Курочки»
- «Пчелка»
- «Выйдем покосить траву»
- «Мышка и мишка»
- «Ветер-ветерок»
- «Чух-чух, паровоз!»
- «Гуси полетели»
- «Кипящая каша»
- «Семафор, или насос»
- «Маятник»
- «Сильный дровосек»
- «Конькобежец»
- «Лягушонок»
- «Мельница»
- «Ходьба»
- Памятка для родителей «Дыхательная гимнастика в воде и на суше»
Дыхательная гимнастика для детей
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок не болел. Необходимо развивать дыхательную систему ребенка, тем самым укрепляя защитные силы организма. Также дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы, улучшает пищеварение. Занятия дыхательной гимнастикой необходимы детям часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами.
Дыхательная гимнастика проводится в виде игры. Малыша просят изображать различных животных и выполнять действия. Во время этого включается вспомогательная дыхательная мускулатура, активно работает диафрагма, происходит правильный вдох и усиленный выдох. Все это улучшает состояние дыхательной системы и организма в целом. Упражнения надо повторять 6–8 раз, вдох делать только носом, а выдыхать полностью.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно не переусердствовать, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова, то необходимо сложить ладошки вместе («ковшиком»), поднести их вплотную к лицу и несколько раз глубоко подышать в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
В комплексном лечении детей с респираторными заболеваниями, дыхательная гимнастика может стать хорошим помощником на пути к выздоровлению. Специальный комплекс упражнений способствует освобождению бронхов от мокроты, уменьшению воспаления, облегчению состояния ребенка.
Комплекс дыхательных упражнений игрового характера для детей:
«Курочки»
Ребенка просят изображать кур, которые то спят, то хлопают крыльями. Это можно делать под ритмичные простые стихи, в виде игры. Когда курочки спят, то малыш стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. А когда они хлопают крыльями, ребенок должен похлопывать себя по коленкам и на выдохе говорить «тах-тах-тах». После этого нужно, чтобы он поднял вверх руки и сделал глубокий вдох.
«Пчелка»
Для этого упражнения требуется особое исходное положение. Ребенок должен сесть на стул прямо, опустить голову и обхватить свою грудную клетку, скрестив руки. Необходимо поочередно изображать, как жужжит пчела и как она летает. На продолжительном выдохе ребенок произносит «ж-ж-ж», сжимая скрещенными руками свои ребра. А на вдохе через нос он раскидывает выпрямленные руки в стороны и максимально расправляет плечи. Чтобы выполнение упражнения стало более интересным, можно попросить малыша «полетать» по комнате с разведенными руками.
«Выйдем покосить траву»
При этом упражнении ребенок изображает движения косаря. Сначала он стоит, поставив ноги на ширине плеч и опустив руки. На вдохе он отводит руки вправо, скручивая тело и как бы замахиваясь косой. На выдохе он машет руками влево, говоря «зу-зу-зу».
«Мышка и мишка»
Ребенок должен показать, какие дома у зверей и как мышка и мишка ходят в гости друг к другу (ходьба на носочках). У мишки дом большой, поэтому ребенок встает на носочки, тянется руками вверх и делает вдох. А у мышки домик маленький. Чтобы это изобразить, нужно сесть на корточки, опустить голову между колен и при этом сделать выдох со звуком «ш-ш-ш».
«Ветер-ветерок»
Ребенка просят изображать ветер, который дует в разные стороны. Вдох делается через нос, стоя, голова прямо. Сильный выдох осуществляется через сложенные трубочкой губы. При этом на каждый выдох лицо поворачивается в сторону, поднимается вверх или направляется вниз. Эти движения чередуются с вращением руками, когда малыша просят разогнать тучи.
«Чух-чух, паровоз!»
Веселая и полезная игра. Ребенок ходит по комнате, имитируя согнутыми в локтях руками размашистые движения колес паровоза. При этом нужно, чтобы малыш на выдохе произносил «чух-чух», стараясь максимально полно освободить легкие от воздуха, и потом делал носом сильный вдох.
Малыш должен присесть на корточки, как бы сворачиваясь в клубок подобно сердитому ежику. На выдохе он говорит «пф-ф-ф», изображая рассерженное фырканье колючего зверька. Погладьте ребенка, пусть он теперь на выдохе произносит «фр-р-р», как будто ежик успокоился и доволен.
«Гуси полетели»
Ребенок медленно и размеренно ходит по комнате, на вдохе плавно поднимая руки, как крылья, а на выдохе резко опуская и громко произнося «га-а-а».
«Кипящая каша»
Это упражнение может не сразу получиться у ребенка. Ведь живот должен выпячиваться (надуваться) на выдохе и втягиваться на вдохе. На выдохе дополнительно нужно продолжительно произносить «ф-ф-ф», изображая выход пара. Упражнение делается сидя. Одна рука на груди, другая – на животе.
«Семафор, или насос»
Исходное положение – стоя с опущенными руками. На вдохе руки поднимаются вверх, на длинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются.
«Маятник»
Для выполнения этого упражнения потребуется гимнастическая палка или что-нибудь ее заменяющее. Ребенок должен держать ее за головой и тянуть к плечам, сводя лопатки. Из такого положения ребенок должен на выдохе наклоняться поочередно в обе стороны, произнося «ту-у-ух». На вдохе нужно, чтобы малыш принял исходное положение.
«Сильный дровосек»
Малыша просят на вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор. На выдохе вытянутые руки резко опускаются вниз между ног, тело при этом наклоняется. Ребенок будто бы рубит бревна, говоря на выдохе «бах».
«Конькобежец»
Ноги малыша стоят на ширине плеч, тело выпрямлено, а разогнутые руки заведены назад и сцеплены в замок. Ребенку необходимо подражать движениям конькобежца, на выдохе слегка приседая на сгибаемую ногу и произнося при этом «кр-р-р».
«Лягушонок»
Это упражнение особенно понравится ребенку. Слегка присев и сделав при этом вдох, нужно прыгнуть вперед, будто бы на другую болотную кочку. Приземлившись, на выдохе ребенок должен громко и сильно квакнуть.
«Мельница»
Малыша просят встать, соединить вместе стопы, вытянуть вверх руки и вращать ими, как лопастями ветряной мельницы, произнося на длинном выдохе «ж-р-р». Постепенно ускоряя движения, необходимо увеличивать громкость этих звуков.
«Ходьба»
Начинать и завершать комплекс гимнастических упражнений можно ходьбой. При этом дыхание должно быть ритмичным, с полными вдохами через нос. Ребенка просят ходить на носочках (одновременно вытягивая руки вверх), на пятках, на внешнем и внутреннем сводах стопы. Обязательно нужно следить за осанкой, чтобы плечи были опущены и отведены назад, лопатки сближены. Такое положение разворачивает грудную клетку и заставляет диафрагму активно участвовать в дыхании.
Гимнастику можно делать под ритмичную музыку или под специально подобранные стихи. Лучше выполнять часть упражнений вместе с ребенком, подавая ему пример и имитируя игру. Нужно следить, чтобы ритм дыхания малыша совпадал с движениями, все подъемы рук делались только на вдохе, а наклоны и приседания – на выдохе. Это поможет увеличить объем экскурсий грудной клетки, позволит участвовать в дыхании всем отделам легких. Вдох должен осуществляться только через нос, чтобы не пересыхала слизистая оболочка рта, а воздух согревался и очищался.
Регулярно выполняемая гимнастика способствует общему укреплению организма, развитию дыхательной мускулатуры и повышению эффективно используемого объема легких. Приучившись вдыхать только носом, ребенок получит дополнительную защиту от простудных заболеваний и респираторных инфекций.
Не стоит пренебрегать дыхательной гимнастикой и общеразвивающими упражнениями. Это отличный способ повысить иммунитет ребенка и поддержать его физическое развитие.
Источник
Памятка для родителей «Дыхательная гимнастика в воде и на суше»
Екатерина Бережнова
Памятка для родителей «Дыхательная гимнастика в воде и на суше»
«Дыхательная гимнастика в воде и на суше»
Инструктор –методист: Бережнова Екатерина Николаевна
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба,делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Качели вверх (вдох, Качели вниз (выдох,Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» —ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову –выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья,медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика для детей до трех лет Дыхательная гимнастика эффективна только тогда, когда дети правильно в спокойном темпе выполняют упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Играя лечимся Дыхательная гимнастика благоприятно влияет на здоровье всего нашего организма: • Востанавливает нарушенное носовое дыхание • Улучшает функцию.
Источник