Дыхательная гимнастика форма урока

Дыхатательная гимнастика на уроке физической культуры
материал по физкультуре на тему

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной системы, мускулатуры.

В данном материале приведены несколько видов дыхательных упражнений, а также памятка по проведению дыхательной гимнастики.

Скачать:

Вложение Размер
dyhat._gimnastika_na_uroke_fiz.kultury.docx 29.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем перейти к мастер-классу, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

«Для чего нужен кислород?».

Кислород участвует во всех процессах, которые проходят внутри человека. Особенно опасно, когда дефицит в питании кислородом ощущает именно детский организм. Потому что он активно растет и развивается.

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему:

«Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».

Цель данного мастер-класса ознакомить педагогов с вариантами проведения дыхательной гимнастики на уроке физической культуры, обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.

Задачи состоят в следующем:

— использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с учащимися.

— показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний.

Многие школы хотят идти в ногу со временем и значительно расширяют программу занятий, факультативов и различных семинаров. В то же время, не все школьники, могут приспособиться к школьной нагрузке.

Причиной данного состояния может быть возраст, так как учащиеся младших классов еще не полностью адаптировались в школьной среде, значит, большая учебная нагрузка приводит к перенапряжению систем организма.

С таким явлением сталкиваются не только младшие школьники, но и их более старшие товарищи. Ведь усложнение школьной программы автоматически приводит к тому, что на дом задается больше заданий, на выполнение которых требуется дополнительное время. Значит, школьник пренебрегает прогулками и физкультурными занятиями. Получается, что недостаток кислорода ему обеспечен.

Дыхательные упражнения для школьников несут несколько важных функций. Во время проведения такой гимнастики организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям школьники быстрее растут и правильно развиваются. Регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.

Хочу добавить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и поднимают настроение у детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.

Поэтому я считаю, что дыхательная гимнастика является обязательной на уроке физической культуры.

Но стоит заметить, что неправильная техника выполнения дыхательной гимнастики может дать противоположный результат, а именно навредить здоровью ребенка. Интенсивные физические нагрузки, создаваемые при занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Т.е. нельзя злоупотреблять дыхательными упражнениями. Так, например, чрезмерное учащение и углубление дыхания может повлечь за собой нежелательные последствия – слабость, головокружение и даже обморок.

Для закрепления выше сказанного предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений, которые я использую на своих уроках.

Но для начала мы разделимся на 2 группы: команда № 1, команда № 2.

(Деление на группы. Каждая команда выбирает капитана. Каждый капитан получает карточку с заданиями).

По характеру движений разделила упражнения на три группы:

1 группа – неподвижные (выполняются в неподвижном положении стоя или сидя).

а. “Звуки животных”.

(Проводит команда №1)

Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы – мууууу…).

Выполнить 5-6 раз .

(Проводит команда №2)

Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

Дождь поет песню…

Дождь поет песню осени

Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»

Парк, слушай песню…

Парк, слушай песню ветра…

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»

Выполнить 2 раза .

2 группа – движения на месте (выполнятся на месте без продвижения вперед).

(Проводит команда №1)

И.П.: стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).

Выполнить 4 раза.

(Проводит команда №2)

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем — вдох, выпрямляемся – выдох.

Выпрямляясь произносить – «с-с-с».

Выполнить 4 раза.

3 группа – с продвижением вперед (выполняются при ходьбе).

Шаг правой вперед, руки согнуты впереди на уровне живота, ладони верх – вдох через нос; шаг левой вперед, руки опустить, ладони вниз – выдох через рот звук «Ха». Выполнять в среднем темпе. Повторить 6-8 раз.

Показ упражнения (видеоролик).

Руки к плечам, ноги скрестно – вдох; задней ногой шаг в сторону, руки опустить – выдох. Выполнять в медленном темпе. Повторить 6-8 раз.

Показ упражнения (видеоролик).

Эти полезные упражнения помогают мне сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Я считаю, что необходимо научить детей управлять своим дыханием, выработать привычку. Ведь правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний.

Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть постулат «Не навреди!» . И поэтому предлагаю Вам памятки по подготовке к проведению дыхательной гимнастики. Спасибо за внимание!

По сигналу руководителя капитан проводит упражнение на своей команде.

Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы – мууууу…).

Выполнить 5-6 раз.

По сигналу руководителя капитан проводит следующее упражнение на своей команде.

И.П.: стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).

Выполнить 4 раза.

По сигналу руководителя капитан проводит упражнение на своей команде.

Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

Дождь поет песню…

Дождь поет песню осени

Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»

Парк, слушай песню…

Парк, слушай песню ветра…

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»

Выполнить 2 раза.

По сигналу руководителя капитан проводит следующее упражнение на своей команде.

  1. Упражнение « Насос ». В стихотворной форме.

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем — вдох, выпрямляемся – выдох.

Выпрямляясь произносить – «с-с-с».

Выполнить в среднем темпе 4 раза.

Памятка по проведению дыхательной гимнастики :

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:

  • учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох;
  • затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.

10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Ритмическая гимнастика2. Содержание упражнений ритмической гимнастики3. Технология конструирования комплексов упражнени.

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и.

Методическая разработка урока по физической культуре для детей 10-12 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии.

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике).

Материал можно использовать на выступления на родительском собрании, при изучении теоретических сведений. Материал содежит теоретические сведения онарушениях осанки, меры профилактики и коррекции.

Источник

Открытый урок — Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_lfk.docx 26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Хотьковская общеобразовательная школа-

интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В 5-А; 5-Б классах

Учитель: Дорофеева Татьяна Борисовна

Дата проведения: 04.12. 2018 года.

Тема урока: « Дыхательная гимнастика способствующая развитию речи »

Цель : Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.

Оборудование урока: спортивный инвентарь предназначенный для упражнений на развитие правильного речевого дыхания.

Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.

Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильного речевого дыхания. Обучение правилам самоконтроля.

Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Коррекционные — выработка правильного речевого дыхания. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного с использованием дополнительного инвентаря.

Используемые технологии: Информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, групповые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Сообщение учащимся о цели урока и задачи урока – 2 минуты.
  3. Разъяснение и выполнение упражнений – 30 минут.
  4. Подведение итогов, обсуждение прошедшего занятия -5 минут.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее общение.

Методы обучения на уроке:

Словесный — объяснение правил выполнения упражнений.

Наглядный – показ выполнения упражнений. Контроль самостоятельного выполнения учениками упражнений

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

Соблюдение гигиенических требований к залу – чистота, свежий воздух. Благоприятный психологический и эмоциональный настрой. Смена деятельности. Доверительное отношение между учителем и учениками.

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Нарушения устной и письменной речи учащихся отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи у учащихся

Исправить возникшую ситуацию и вернуть дыхание в нормальное, естественное состояние возможно с помощью специальных дыхательных упражнений. Лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом в процессе коррекции речевых недостатков.

Выполнение упражнений, предложенных далее, позволит быстрее и легче добиться постановки нарушенных звуков, усвоить лексический материал, развить связную речь, закрепить полученные на занятиях с логопедом навыки.

При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические и практические цели.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

  1. Построение в шеренгу. Расчет на первый , второй. Перестроение в две шеренги. Руки вдоль корпуса, на выдохе наклон головы вперед, на вдохе подъем головы вверх. Вдох совершается через нос, выдох через рот.
  2. Повороты головы влево и вправо.
  3. Наклоны головы вбок (ушком тянемся к плечику).
  4. Прокатывание головы от одного плеча к другому через грудину.
  5. Подъем плеч к ушам.
  6. Круговые движения плечами вперед и назад.
  7. Движения плечами в разных направлениях.
  8. Руки поднимаем на уровне плеч, совершаем круговые движения в локтевых суставах.
  9. Руки остаются в том же положении. Пальцы рук направляем то вверх, то вниз.
  10. Зажимаем пальцы в кулак, совершаем круговые движения в запястьях вперед и назад.
  11. Ставим руки на пояс, левая рука вытягивается в верх, тянемся за рукой растягиваем боковую поверхность туловища. Тоже самое с правой рукой. Выполняем упражнение 3-4 раза на обе руки.
  12. Ставим ноги на ширину плеч, совершаем наклоны корпуса в стороны, противоположной рукой тянемся через голову в сторону наклона. Выполняем упражнение по 3 раза в каждую сторону.
  13. Совершаем наклоны вперед, стараемся дотянутся пальцами рук до пола, колени не сгибаем.
  14. Поднимаем поочередно ноги, колено сгибаем на 90%.
  15. Стоим на одной ноге, совершаем круговые движения от коленного сустава, меняем ногу.
  16. Стоим на одной ноге совершаем круговые движения в голеностопном суставе вовнутрь и наружу, меняем ногу.
  17. Подъем на носки, перекат с носков на пятки. Руки на поясе.
  18. Стоим на цыпочках совершаем круговые движения в голеностопных суставах сначала в одну сторону затем в другую.

Основная часть занятия:

  1. Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулаки. Повороты корпуса вместе с руками влево и вправо, имитируем движение косаря. Совершаем вдох носом, выдох со звуком через рот.
  2. Ноги на ширине плеч, руки сложены в замок. Поднимаем руки вверх над головой. Делаем вдох через нос, рубящее движение, наклон вниз с выдохом через рот со звуком.
  3. Сделать шаг вперед, на вдохе сделать пружинистое приседание с перекатом на впереди стоящую ногу, затем на ногу стоящую сзади, свободная нога при этом сразу выпрямляется. Вдох выполнять на каждом приседании.
  4. На вдохе сделать пружинистый шаг в сторону, высоко поднимая колено вверх. Носок поднятой ноги направляется вниз. Шагаем поочередно, то в одну сторону, то в другую.
  5. На вдохе сделать не глубокое приседание с поворотом корпуса то в одну сторону, то в другую. При каждом повороте-вдохе руками делаем хватательные движения на уровне пояса.
  6. Руки согнуты в локтях на уровне плеч. На вдохе обнять плечи и запрокинуть голову, смотреть вверх, делаем вдох. На выдохе опускаем руки вниз.
  7. Сделать наклон с вдохом, подъем корпуса на выдохе, обнимаем плечи, запрокидываем голову делаем вдох.
  1. В пластиковый прозрачный стаканчик наливаем воду до половины, просим детей через трубочку дуть в стаканчик, то сильно, то тихо. Дети сами контролируют силу выдоха по силе бурления воды.
  2. Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается шарик от пинпонга. Дети дуют на шарик стараясь закатить его на территорию противника.
  3. Раздать надувные шары, надуваем шары, кто быстрее.
  4. Делим класс на две группы. Одной группе выдаем тюбики с мыльными пузырями. Другая группа дует на мыльные пузыри не давая им опустится на пол. Затем группы меняются местами.
  1. Построение в шеренгу.
  2. Расчет на первый, второй.
  3. Вторые номера делают 2 шага в перед.
  4. На вдохе руки поднимаем вверх, на выдохе свободно опускаем руки вниз вместе с наклоном корпуса вперед.
  5. Поднимаем руки вверх тянемся за руками, поворачиваемся вокруг своей оси.

Благодарим за хорошее выполнение упражнений. Отвечаем на возникающие вопросы. Индивидуально прорабатываем сложные упражнения с учениками которым не удается выполнить задание сразу. Урок окончен.

Пособия для учителей физкультуры и инструкторов по ЛФК.

Составители – Макарова Т.П., Афонасенко А.М., Спирягина Л.П., Абрамович В.В., Янкевич Д.С., Шевцова Е.Е., Попова М.Э., Садовникова Л.В., Заводова С.Г., Кандратьева С.Ю., Осипова Е.А.

Источник

Читайте также:  Плечи лопаточный периартрит комплекс упражнений попова
Оцените статью