Дыхательная гимнастика это закаливание

Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста

Шафикова Ирина Михайловна

Инструктор по физическому воспитанию, МАДОУ детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово, МР Белебеевский район, Республики Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шафикова И.М. Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 30.09.2021).

Дыхание – это жизнь!

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – является залогом хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Читайте также:  Приложение для отметки тренировок

Давайте рассмотрим — каково же положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека.

В первую очередь дыхательная гимнастика влияет на обменные процессы в организме ребёнка, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. А умение человека управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

В целях систематического использования дыхательных упражнений их необходимо включать в комплексы: утренней гимнастики, физкультурных занятий, занятий по обучению плаванию, в подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, звуковые дыхательные упражнения.

Техника выполнения упражненийдыхательной гимнастики для детей

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

— не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20 – 30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия – от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле, либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».

Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения и проводить гимнастику в игровой форме: обыгрывая с малышами упражнения, «превратившись»в жука, пчелу, ежа, самолет, паровоз, часы; не просто выполняя упражнение на задержку дыхания, а предложив «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятаться от гусей-лебедей, волка и т.п.

Для поддержания интереса следует объединять упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию, например: отправиться в путешествие по сказкам, поехать в деревню к бабушке. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе мы используем наглядность – декорации, костюмы, различные атрибуты и физкультурный инвентарь.

При разработке комплексов надо учитывать:

— эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

— доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

— степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Для примера, предлагаю комплекс упражнений для развития носового дыхания.

  1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
  2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
  3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
  4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).
  5. Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
  6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Для часто и длительно болеющих детей рекомендую использовать следующие упражнения дыхательной гимнастики :

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.

«Трубачи»

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.

«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.

«Каша кипит»

Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и

набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот –

выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

«Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.

«На турнике»

Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

«Регулировщик»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.

«Летят мячи»

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.

«Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.

«Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

Повторять 1,5 – 2 минуты.

«Маятник»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят»

Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.

Литература:

  1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. 1997. № 2. С. 14-20.

Источник

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.

Елена Масалова
Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.

Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма к различным вирусам и инфекциям, физическая и умственная деятельность, трудоспособность и выносливость.

Дети болеют очень часто, и страдают при этом в первую очередь органы дыхания. Дыхательная система малышей несовершенна, поэтому грипп, ОРЗ, ОРВИ – первые в списке детских заболеваний.

Всем известна ценность дыхательной гимнастики и её большая роль в закаливании ребёнка. Очень важно, нам взрослым понимать, принимать и ответственно подходить к вопросу оздоровления детей.

• повысить жизненный тонус организма;

• предупредить заболевания дыхательной системы;

укрепляет дыхательную мускулатуру и сопротивляемость детского организма;

• стимулировать обмен веществ и кровообращение;

• максимально насытить организм кислородом, то нам необходимо системно и регулярно проводить дыхательные упражнения с детьми.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикойнеобходимо соблюдать основные правила:

• дышать носом и медленно,

• концентрировать внимание на выполняемых действиях,

• выполнять каждое упражнение с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

• все упражнения выполнять легко, свободно, без напряжения,

• следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

Для того, чтобы детям интереснее было выполнять дыхательные упражнения я изготовила несколько тренажеров простых, красочных и ярких. Используя их дети с удовольствием и непринуждённо выполняют упражнения, возвращаясь к ним снова и снова.

Надеюсь, что кто-то из вас, дорогие коллеги, найдёт для себя что-либо интересное.

Дыхательная гимнастика как средство развития речи Дыхательная гимнастика, как средство развития речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Босоножие для закаливания организма ребенка Закаливание детей дошкольного возраста рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Осуществлять.

Дыхательная гимнастика ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Карточка №1 «Покатай карандаш» Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу.

Дыхательная гимнастика При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить.

Дыхательная гимнастика для детей В нашей группе есть центр по развитию речи. Хочу поделиться нестандартным оборудованием для дыхательной гимнастики. Чтобы ребенок правильно.

Дыхательная гимнастика для детей с ОНР Дыхательная гимнастика для детей с ОНР. Существует очень много различных упражнений для развития речевого дыхания,я представлю лишь малую.

Дыхательная гимнастика «Футбол» ДЫхательная гимнастика «Футбол».Во второй половине дня мы с детьми проводим вот такую гимнастику!Дети в восторге!Это очень просто и задорно!В.

Конспект занятия. «Средства закаливания и оздоровления организма человека» Конспект интегрированного занятия для средней группы «Средства закаливания и оздоровления организма человека» Филимонова А. В. Задачи:.

Детский проект «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья» Она актуальна тем, что нынче многие дети не здоровы. Они часто болеют. У нас в школе тоже есть ученики, которые часто болеют. Они пропускают.

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Я не боюсь еще и еще раз повторять, забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Источник

Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей

Ольга Анашкина
Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей

«Роль дыхательной гимнастики

в закаливании и оздоровлении дете й»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действие частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценном физическому развитию детей, является профилактикой заболеваний дыхательной системы. Также дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости,закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

При составлении комплексов дыхательной гимнастикинеобходимо учитывать:

• эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

• доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

• степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

Дыхательные упражнения могут приводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выходом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков (ах, ух, фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).

Помещение, в котором находится ребенок,всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения.

Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Комплекс упражнений для развития носового дыхания.

1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (наоборот).

2. Вдох одной ноздрей (другая прижата, выдох другой (первая прижата).

3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).

5. Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Перечень упражнений дыхательной гимнастики для частого и длительно болеющих детей:

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая,произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпрямить живот — выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф». повторить 3-4 раза.

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с!» Выпрямление — вдох, наклон в другую стороны с повторением звука. Повторить 6-8 раз.

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 секунд.

Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки — вдох, пачку опустить назад на лопатки — длительный выдох с произнесение звука «ф-ф-ф-ф». повторить 3-4 раза.

Стоя, палка (ружье) в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-6 шагов — выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ше».

Повторить в течении 1.5 минут.

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одну ногу поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при вдохе длительное «у-х-х-х». повторить 5-6 раз.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох. Опустить руки вниз, опустить на всю ступню — выдох. Произнести «у-х-х-х». повторить 4-5 раз.

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м». повторять 1.5 минуты.

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох с произнесением звука «т-у-у-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». повторить 1-2 минуты.

Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с». Повторить -4 раза.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста «ЧАСИКИ» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая.

Картотека дыхательной гимнастики для детей с ОВЗ Картотека дыхательной гимнастики для детей с ОВЗ: Звук «А» (картинка бегемотика) Сел наш «бегемотик», потрогал он животик. (ребенок на.

Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы Картотека дыхательной гимнастики для детей средней группы Дыхательная гимнастика «Ворона» Цель: укреплять физиологическое дыхание.

Картотека дыхательной гимнастики для средней группы для детей 4–5 лет Дыхательная гимнастика «Комарики» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести: «з-з-з-З-З-З».

Картотека дыхательной гимнастики для старшей и подготовительной группы для детей 5–7 лет ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ «Разминка». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты.

Картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе для детей 3–4 лет Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот.

Комплексы дыхательной гимнастики для детей с ОНР в старшей логопедической группе ДОУ Сентябрь. 1 комплекс. «Надуваем щечки» Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки. «Говорок».

Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.

Роль дыхательной гимнастики «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников» .Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание — это.

Роль гимнастики после дневного сна в оздоровлении детей раннего возраста Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано это со стабильной тенденцией ухудшения.

Источник

Оцените статью