Тренинг здоровья для педагогов «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
консультация на тему
Эту гимнастику часто называют парадоксальной, так как она противоречит классическому варианту утренней зарядки, согласно которому перед упражнением нужно глубоко вдохнуть и широко развести руки, обеспечивая воздуху доступ к легким. В гимнастике Стрельниковой все происходит наоборот: вдох (короткий, энергичный, через нос) совершается одновременно с самим упражнением (например, наклоном), при этом делаются еще и дополнительные движения, на первый взгляд затрудняющие вдох и преграждающие воздуху дорогу в легкие. На самом деле парадокса здесь нет, так как при этом совершаются абсолютно логичные действия, которые способствуют максимальной вентиляции легких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
инструктор по физ.культуре Чиркова В.И.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой)
Эту гимнастику часто называют парадоксальной, так как она противоречит классическому варианту утренней зарядки, согласно которому перед упражнением нужно глубоко вдохнуть и широко развести руки, обеспечивая воздуху доступ к легким. В гимнастике Стрельниковой все происходит наоборот: вдох (короткий, энергичный, через нос) совершается одновременно с самим упражнением (например, наклоном), при этом делаются еще и дополнительные движения, на первый взгляд затрудняющие вдох и преграждающие воздуху дорогу в легкие. На самом деле парадокса здесь нет, так как при этом совершаются абсолютно логичные действия, которые способствуют максимальной вентиляции легких. Форма легких конусообразная: они узкие вверху и широкие внизу, к тому же разделены перегородками на сегменты. При традиционном вдохе, когда руки поднимают вверх или разводят в стороны, заполняются только узкие верхушки легких. Вновь поступивший воздух не тяжелее уже находящегося в легких, поэтому он не может опуститься в нижние отделы и провентилировать их.
При выполнении упражнений «по-стрельниковски», поскольку вдох идет на сжатии грудной клетки, воздух, не помещаясь в узких легочных верхушках, заталкивается туда, где есть объем, — то есть в нижние доли легких, на предельную глубину. При этом происходит не только полноценная вентиляция всего объема легких, но и тренировка внутренней мускулатуры дыхательных путей. А все, что тренируется, — развивается. В результате уходят такие болезни, как аллергия любого происхождения, хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония. Такая гимнастика способствует рассасыванию новообразований, исчезновению воспалительных процессов, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, исправляет деформации грудной клетки и позвоночника, способствует нормализации процессов возбуждения-торможения в коре головного мозга и т. д.
Общее оздоровительное воздействие «стрельниковской» гимнастики абсолютно бесспорно и засвидетельствовано десятилетиями напряженной работы Центра дыхательной гимнастики имени А. Стрельниковой. Благодаря активным вдохам, без лекарств нормализуется давление, исчезают гипертония, вегетативно-сосудистая дистония и спазм мозговых сосудов, утихают головные боли различного происхождения, даже сокращается количество эпилептических припадков. То есть уходят многие проблемы, вызванные состоянием сосудов. Кроме того, насыщенная кислородом кровь улучшает внутритканевое дыхание и более интенсивно питает внутренние органы — печень, почки, желудок, сердце.
Такая дыхательная гимнастика помогает при диатезе, нейродермите, псориазе, угревой сыпи, заикании, аденоидах, гайморите. Астенический синдром, при котором ослабляются память и внимание, наблюдаются раздражительность, плаксивость, нарушения сна (сонливость или бессонница), головные боли, тоже лечится этим способом. Гимнастика улучшает кровоснабжение рук и ног, показана при хронической ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и гипотонии. Она рекомендуется курильщикам с целью замедления прогрессирования воспалительных процессов в бронхах и легких.
Гимнастика оказывает на организм комплексное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, улучшает кровоснабжение;
способствует восстановлению нарушенной болезнью нервной регуляции;
улучшает опорожнение бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
повышает сопротивляемость организма, его тонус;
улучшает нервно-психическое состояние;
устраняет спайки в бронхолегочной системе;
способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легких, устраняет местные застойные явления;
нормализует нарушенные функции сердечно-сосудистой системы.
Обычная дыхательная гимнастика — это дыхание в благоприятных, облегченных условиях, а гимнастика Стрельниковой — своего рода тренировка с отягощением. Такая гимнастика сходна с тренировками, которые проводят спортсмены в среднегорье, а также при плавании. И здесь и там несколько затрудненное дыхание является превосходным тренирующим средством. Известно, что наибольшие показатели жизненной емкости легких пловцы имеют прежде всего благодаря тому, что постоянно выдыхают в воду, то есть дышат с сопротивлением. Эта гимнастика предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию, что достигается обратной согласованностью движений с дыханием. Мышцы рук и груди создают дополнительное сопротивление дыхательным мышцам. Им приходится работать с полной нагрузкой и при этом, разумеется, они развиваются, крепнут. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием. Исследования эффективности дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой показали, что у совершенно неподготовленного человека после нескольких минут занятий жизненная емкость легких возрастает сразу на 10-15%, а это огромный прогресс. Для объективности следует констатировать, что «стрельниковская» дыхательная гимнастика подвергалась критике некоторых ученых за то, что вследствие высокого темпа вызывает избыточную вентиляцию, вымывание двуокиси углерода из крови, а это ведет к появлению головокружения, головной боли, слабости. В то же время другие исследователи констатируют, что эти претензии безосновательны, так как избыточную вентиляцию вызывают чрезмерные усиленные выдохи, а в гимнастике Стрельниковой выдохи как раз очень ограничены; они даже более экономны, чем при обычном нормальном дыхании, что способствует сохранению или даже накоплению двуокиси углерода. В свою очередь форсированные вдохи обеспечивают дыхание повышенными дозами кислорода.
Противопоказаний к выполнению гимнастики А. Стрельниковой немного: инсульт и тяжелые нарушения сердечной деятельности. Следует знать, что при повышенном артериальном и внутриглазном давлении, камнях в печени, почках и близорукости более 5 диоптрий нельзя низко наклоняться; при сердечно-сосудистых заболеваниях не рекомендуется высоко поднимать ноги. Строгого запрета на выполнение упражнений после еды нет, и все же удобнее делать их натощак. Очень осторожно нужно заниматься при тромбозе глубоких вен нижних конечностей — есть вероятность, что усилившийся кровоток может оторвать тромб. Поэтому занятия лучше проводить сидя и после консультации с врачом.
Правила выполнения упражнений
“1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — предельно активный, шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
Вы как бы шумно, на всю квартиру, нюхаете воздух. Специально плотно сжимать губы в момент вдоха нельзя, они смыкаются слегка, абсолютно свободно и естественно. Помогать вдоху мышцами лица (гримасничать) категорически запрещается! Запрещается также в момент вдоха поднимать нёбную занавеску, посылать воздух в глубь тела, выпячивая при этом живот. Не думайте о том, куда идет воздух (куда надо, туда и пойдет!), думайте только о том, что вы шумно и коротко (как хлопок в ладоши) нюхаете воздух. Плечи и грудная клетка в акте дыхания не участвуют. Если в момент вдоха у вас плечи все-таки поднимаются, а грудь выпячивается, встаньте перед зеркалом и, делая подряд по 4 шумных, коротких вдоха носом в упражнении «Ладошки» постарайтесь насильственно удерживать плечи в спокойном состоянии.
2. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Выдох — абсолютно пассивный, желательно через рот (не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
Комплекс дыхательной гимнастики ( по Стрельниковой)
Встать прямо, согните руки в локтях (локти внизу) и «покажите ладони зрителю» — поза экстрасенса. Делайте шумные, ритмические, короткие вдохи носом, и одновременно сжимайте ладони в кулак («хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха (т.е. шмыгните 4 раза) затем руки опустите и вдохните 3 – 4 секунды – пауза.
Встать прямо, кисти сожмите в кулак и подожмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в и.п. на уровне пояса. Плечи расслаблены – выдох. Выше пояса кисти не поднимать. Сделайте подряд уже не 4 вдоха – движения, а восемь . Затем отдых 3 – 4 секунды. И снова 8 вдохов — движений
Встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища (о.с.) Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь (но не выпрямляйтесь) и снова наклон и короткий шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте себе, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны выполняются ритмично, легко. Низко не наклоняйтесь спина круглая (а не прямая), голова опущена. 12 раз по 8 вдохов движений.
Приседание с поворотом
Основная стойка (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и короткий, шумный вдох носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое , неглубокое). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот выполняется только в талии. 12 раз по 8 вдохов – движений.
Вдох на сжатой грудной клетке
Встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «пошмыгайте» носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу, а не крест накрест, ни в коем случае их не менять ( все равно, какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка) 12 раз по 8 вдохов – движений.
Насос + обними плечи
Основная стойка. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад, руки обнимают плечи. И тоже вдох. Наклоняйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох «с пола – вдох с потолка». Выдох уходит в промежутки между вдохами сам ( не задерживайте выдох). 12 раз по 8 вдохов – движений.
Литература: Методическое пособие Айрис дидактика М.Н. Щетинин Стрельниковская
дыхательная гимнастика для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результ.
От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика Дыхание — это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько ме.
Гимнастика Александры Стрельниковой сейчас очень популярна. Она может быть профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на ул.
Источник
Мастер-класс для воспитателей по дыхательной гимнастики «Вместе весело дышать»
Надежда Александровна Юдина
Мастер-класс для воспитателей по дыхательной гимнастики «Вместе весело дышать»
астер-класс для воспитателей «Вместе весело дышать»
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
Дыхание- одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся:
— дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи).
Различают два вида дыхания:
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
— Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.
— Занятия проводить до еды.
— Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
— Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.
— Выдох должен быть длительным, плавным.
— Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
— В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
— Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.
— Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции!Наступле ние гипервинтиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
— Дозировать количество и темп проведения упражнений.
— После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.
Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.
-Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки;
-Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете.
С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы
«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу.
Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
II.Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания.
1. Поддувать вверх пушинку, ватку.
2.«Загони мяч (ватку) в ворота».
3. «Покорми животных животных».
III.Цель: обучение на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов, сложных слов, фразы
Следить за непрерывностью выдоха.
1. Произношение 4-6 отдельных слогов ;
2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т. п.);
3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох.
IV.Цель: обучение дифференцированного дыхания.
Использовать для наглядности какой-нибудь легкий предмет (вата, лоскуток легкой ткани и т. п.)
— Вдох ртом, выдох ртом;
— Вдох ртом, выдох носом;
— Вдох носом, выдох ртом;
— Вдох носом, выдох носом
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос.Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»— ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
У каждого ребенка индивидуальные шарики.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
В данном случае предоставлена гимнастика по временам года,подуй и посмотри, что там за карттинка
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче.
Использование дыхательной гимнастики в ДОУ Внедрение ФГОС требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять.
Картотека дыхательной гимнастики 14.1. «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы.
Конспект спортивного развлечения в подготовительной группе «Вместе с мамой, вместе с папой дружно, весело играем» ЦЕЛЬ: — Создать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. — Привлечь родителей к участию.
Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми» Цель мастер-класса: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики. Задачи: -рассказать о необходимости регулярного.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.
Мастер-класс «Рукавичка для дыхательной гимнастики» Дыхательная гимнастика — это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. В чём.
Мастер-класс «Волшебные рукавички для дыхательной гимнастики» Мастер-класс «Волшебные рукавички (для дыхательной гимнастики)» Воспитатель: Хайруллина Ирина Владимировна ЦЕЛЬ : Нестандартных подходов.
Оздоровительная гимнастика с применением дыхательной гимнастики по Бутейко Залогом прочного здоровья является хорошо развитая грудная клетка и формирование правильного дыхания. С этой целью я использую в оздоровительной.
Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз Миронова Елена Николаевна Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. В своей группе я использую нетрадиционные пособия.
Роль дыхательной гимнастики на занятиях Дыхательные упражнения — способствуют углублению дыхания, развитию газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить.
Источник