Дыхательная гимнастика для старшей логопедической группы

Дыхательная гимнастика для старшей логопедической группы

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха .

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев).

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

Читайте также:  Какие виды спортивной гимнастики есть

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания . Параметры правильного ротового выдоха:

— выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

— выдох происходит плавно, а не толчками;

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

— выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики—«снег»— и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источник

Дыхательные упражнения для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями

Светлана Альянова
Дыхательные упражнения для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями

Дыхательные упражнения и игры для развития дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

При выполнении дыхательных упражненийнеобходимо соблюдать следующие требования:

-не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

-одежда не должна стеснять движений;

-не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Объясните ребенку, что необходимо;

-нельзя поднимать плечи при вдохе;

-при дыхании должен быть задействован живот.

Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь«и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики,

То животик поднимается, то животик опускается.

Предложите ребенку рассмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках.Дайте инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос«и расскажите стишок:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

Вовлечение в работу нижних конечностей, движений туловищем (наклоны, сгибание и разгибание, вращение) способствует укреплению мышц диафрагмы и вспомогательных мышц. Для того, чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения,предлагается вспомнить героев сказок: Буратино, Чипполино, Мальвину и др. Показать рисунки, сказать, что сказочные герои решили заниматься гимнастикой и предлагают ребятам поддержать их.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Упражнениеможет выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох)

Упр. «Дыхание«.

Ребенок находится в положении сидя.Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох, Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

Упр. «Ныряльщики за жемчугом».

Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Упр. «Воздушный футбол».

Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.

Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.

Упр. «Лети, перышко!».

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Упр. «Мой воздушный шарик».

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Упр. «Лесная азбука».

«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

«А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

«Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з».Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з — комар летит,

З-з-з — комар звенит.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж».Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактическое пособие «Паровозик» для детей с речевыми нарушениями старшего и подготовительного дошкольного возраста Пояснительная записка к методической разработке Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего.

Дыхательные упражнения для дошкольников ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для дошкольников «Ветер и листья» Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми.

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗАГАДКИ О ГРИБАХ» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию «Загадки о грибах». Угадывание загадок о грибах.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями Тема. Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениямиЦель: Активизировать речевую деятельность детей путем применения на занятии.

Комплексный коррекционно-развивающий проект для детей с речевыми нарушениями «Песочная страна» Тематика проекта: Комплексный коррекционно — развивающий проект для детей с речевыми нарушениями. Название проекта: Песочная страна Целевая.

Семинар-практикум для родителей «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями» Семинар – практикум Тема: «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями». Цель:способствовать формированию у родителей представлений об.

Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных.

Источник

Оцените статью