Дыхательная гимнастика для ринолалика

Логопедические занятия при ринолалии у детей

Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.

Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Занятия с логопедом целесообразно начинать проводить еще до операции. На этом этапе специалист приложит усилия для постановки имеющихся в «арсенале» ребенка звуков, уделит внимание общему речевому развитию, правильному дыханию. Так как после оперативного вмешательства основной упор будет сделан на развитие новых возможностей артикуляционного аппарата, вначале нужно добиться устранения неправильных движений лицевых мышц и подготовить навыки правильного дыхания и артикуляции.

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Читайте также:  Что делать если не хватает энергии для тренировок

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Логопедические занятия — основное «оружие» для коррекции ринолалии, вызванной функциональными нарушениями, и ничуть не менее важное, чем скальпель хирурга при ринолалии органической. Регулярные упражнения помогут восстановить речь ребенка и дать ему все возможности для успешного общение и обучения.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

А вот многие упражнения вполне можно повторять и дома. Частые «тренировки» помогут ребенку освоиться быстрее. Однако важно соблюдать основные правила:

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Дыхательные упражнения

Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом.
Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма.
Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно.
Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

  1. Изображение процесса пережевывания пищи.
  2. Питье воды маленькими глоточками.
  3. Частое покашливание.
  4. Полоскание горла небольшими порциями теплой воды.
  5. Упражнения на сопротивление: рука педагога на лбу ребенка — надо опустить голову вниз, рука на затылке — запрокинуть голову назад, рука на подбородке — открыть рот, опустив нижнюю челюсть.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

  1. «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
  2. «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
  3. «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
  4. «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
  5. «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

  1. Произнесение звука один раз на выдохе.
  2. Через некоторое время педагог предлагает увеличить количество повторений за один выдох.
  3. Чередование сочетаний гласных — ребенок произносит слитно освоенные уже звуки.
  4. В процессе отработки дети произносят звуки «разными голосами» — низко (как волк или медведь), высоко (как птичка или зайчик), на обычном уровне.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Упражнения на развитие фонематического слуха

  1. «Кто здесь?» — ребенка просят закрыть глаза и на слух узнать музыкальные инструменты, звучащие игрушки, голоса людей. Важно: все эти звуки он должен хорошо знать ранее.
  2. «Повторяшки» — педагог предлагает ребенка повторить за ним набор одинаковых слогов с ударением на первом гласном (мА-ма-ма), затем на втором (ма-мА-ма) и на третьем.
  3. «Найди ошибку» — дети очень любят «поправлять» взрослых, так что эта игра обычно пользуется популярностью. Педагог читает текст, а ребенок должен «уличить» автора в ошибке. Например: У нашего Мишки на лбу большая фишка (шишка).

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

Дата публикации: 31.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Ринолалия

Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.

Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.

Одним из речевых нарушений, требующих коррекции, является ринолалия (от греческого rhinos — «нос» и lalia — «речь»). Для этого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения и анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Данное нарушение отличается патологическими модификациями резонирования носовой полости при произношении звуков, в результате чего создается назальность речи. Иными словами, при звукопроизношении появляется характерная «гнусавость» (в народном обиходе это состояние называется именно так).

Характерные особенности ринолалии

При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.

Для этого нарушения характерно:

  • Неправильное произношение гласных (они приобретают неестественный оттенок звучания).
  • Дефектность произношения носовых согласных звуков ([м], [м’], [н], [н’] звучат как ротовые [б], [б’], [д], [д’].

Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Органическая закрытая ринолалия, вызванная анатомическими патологиями, бывает двух видов:

  1. Передняя. Для этого нарушения характерна непроходимость носовых полостей (возникает на фоне искривления носовой перегородки, полипов, хронического насморка).
  2. Задняя. Носоглоточная полость уменьшена вследствие фибром, разрастания аденоидов или других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия может характеризоваться более сильным нарушением тембра гласных и носовых звуков, чем при органической форме. При этом наблюдается нормальная проходимость носа, но есть другие проблемы, на фоне которых развиваются функциональные нарушения. В частности, речь идет о различных невротических расстройствах.

Открытая ринолалия

Для открытой ринолалии характерно состояние, когда проход в носовую полость остается постоянно открытым. В этом случае не только носовые звуки М и Н, но и все ротовые гласные и согласные звуки приобретают носовой оттенок.

Она бывает нескольких видов:

Открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне врожденных нёбных расщелин (а также отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочения мягкого нёба, наличия скрытой расщелины твердого нёба).

Органическая открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной формы, как правило, является расщепление мягкого и твердого нёба в период эмбриогенеза. Приобретенная форма возникает на фоне травм носовой и ротовой полости.

Функциональная открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне парезов и параличей мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия может быть:

  • обусловлена гипокинезом мягкого неба
  • вследствие частых заболеваний носоглотки
  • вследствие слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости
  • обусловлена нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе
  • обусловлена подражанием назальной речи.

При сочетании непроходимости носовой полости и недостаточно нёбно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. Для этого нарушения характерен назальный оттенок голоса, а также отсутствие носовых звуков.

Основные симптомы

У детей с ринолалией проявляется различная симптоматика, в зависимости от конкретной формы данного нарушения. В частности, при открытой органической форме у ребенка с первых дней его жизни страдают важные функции питания. Во время кормления молоко вытекает через нос, поэтому ребенок недополучает необходимые вещества и микроэлементы, при этом наблюдаются проблемы с набором веса.

К другим характерным признакам относятся:

  • Недоразвитие грудной клетки, а также поверхностное физиологическое дыхание с выраженным дисбалансом. Дети с подобными нарушениями предрасположены к возникновению бронхита, отита, пневмонии и других похожих заболеваний (объясняется тем, что при этом дефекте отсутствует возможность очищения и согревания выдыхаемого воздуха).
  • Состояние интеллекта может быть разным – от нормального состояния до задержки психического развития.
  • Недоразвитие зубочелюстного аппарата (сужение верхней челюсти, патологии зубного ряда и т.д.).
  • Запаздывание речевого развития – первые слова дети начинают произносить только после двух лет. Сама речь маловыразительна, невнятна, поэтому окружающие практически не понимают ее.
  • Наблюдается выраженное нарушение артикуляции и звукопроизношения. Корень языка постоянно приподнят, а кончик находится в опущенном состоянии. Это приводит к тому, что большинство согласных звуков приобретает заднеязычный оттенок, напоминая [Х]. Ребенок старается произносить звуки более внятно, напрягая мышцы губ, языка, мимическую мускулатуру, что приводит к образованию гримас.
  • Осознание того, что он разговаривает неправильно, может развить в ребенке ряд дополнительных признаков, вроде повышенной раздражительности, он старается вообще не разговаривать, становится замкнутым.
  • У большинства детей встречается неврологическая симптоматика (боли в голове, депрессии, тики, нарушения сна).

У детей дошкольного и школьного возраста с ринолалией наблюдаются следующие проблемы звукопроизношения:

  • Гнусавость, охриплость и другие нарушения тембра голоса.
  • Нарушение произношения носовых звуков М и Н, а также их замена (М на Б, Н на Д).
  • Звуки Д и Т заменяются на похожие, но сильно искаженные звуки – Г и К.
  • Звук Р отсутствует. Звук Л может пропадать, либо заменяться на краткое У.

Основные причины возникновения ринолалии

Появление детей с ринолалией обусловлено несколькими провоцирующими факторами, поэтому нельзя назвать какую-то одну причину возникновения этого речевого дефекта.

Факторы окружающей среды:

  • Внутриутробные инфекции. Особенно опасны: грипп, сифилис, токсоплазмоз, хламидиоз, а также другие инфекции, которые передаются половым путем.
  • Контакт с вредными химическими веществами.
  • Воздействие лекарственных препаратов (цитостатики, барбитураты, различные гормоны, психотропные и другие вещества).
  • Употребление алкоголя и курение во время беременности. Доказано, что вероятность рождения детей с расщелиной верхней губы и нёба у курящей матери больше на 25%, чем у некурящей.
  • Множественные аборты.
  • Пожилой возраст родителей. Риск повышается, если родителям больше 40 лет.

Наследственные факторы также относятся к одним из причин возникновения ринолалии. В частности, при наличии этого речевого дефекта хотя бы у одного из родителей, риск его возникновения у ребенка составляет от 2 до 5%. Риск появления ринолалии возрастает в разы, если данное нарушение было сразу у обоих родителей.

Диагностика

Обследование детей с ринолалией проводится целой группой специалистов, среди которых ЛОР-врач, невролог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед, дефектолог и психолог.

Среди инструментальных исследований проводятся:

  • Назометр. Он представляет собой компьютерный прибор, который собирает акустические данные из носовой и ротовой полости во время речи.
  • Видеофлюороскопия. Это рентгенографический метод, который позволяет увидеть движение и длину мягкого нёба, а также стенки глотки во время речи.
  • МРТ. Данный метод обладает высокой степенью информативности, позволяя визуализировать область носоглотки для точной диагностики.
  • Риноскопия. Малоинвазивная процедура, которая предусматривает визуальный осмотр внутренней назальной поверхности, околоносовых пазух, носоглотки.
  • Фарингоскопия, в ходе которой врач осматривает корень языка, боковые и заднюю стенки глотки, нёбные миндалины, мягкое нёбо и т.д.

В процессе логопедического обследования детей с ринолалией особое внимание уделяется оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, нарушений голоса.

Проба Гуцмана – это один из способ диагностики открытой ринолалии. Этот метод предполагает поочередное открытие и закрытие носовых ходов с произношение [А] и [И]. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, а специалист ощупывает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Помимо этого, оценивается состояние лексики, грамматики, просодическая стороны речи, произношение согласных и гласных. У детей школьного возраста оценивается состояние чтения и письма. На основании всех исследований составляется дальнейший план коррекции.

Коррекция ринолалии

При органических формах необходимо устранить имеющиеся анатомические дефекты. Проводится аденотомия, удаление новообразований глотки, а также хирургическая коррекция деформаций лица:

  • Уранопластика. С помощью этой операции сужается средний отдел глоточного кольца, устраняется расщелина, удлиняется мягкое нёбо. Лучше всего делать в дошкольный период, чтобы оставалось время для постановки правильной речи перед поступлением в школу.
  • Хейлопластика верхней губы. Может проводиться сразу после рождения, либо по показаниям после 6 месяцев.

При функциональной ринолалии основными методами коррекции являются физиотерапия и психотерапия.

Логопедическая работа при ринолалии

Специфика логопедического воздействия при данном речевом нарушении, как правило, основывается на организации чистого звучания, а также работе с ребенком для его успешной социализации.

В ходе беседы выясняется круг интересов ребенка, особенности его личности. Устанавливается личный контакт, ребенку объясняется необходимость проведения логопедической работы и упражнений.

Проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является активизация и восстановление правильной работы всех органов артикуляционного аппарата. Важно исключить из образования звуков компенсаторные механизмы. Особое место отводится дыхательной гимнастике, необходимой для получения длительного ротового выдоха под контролем брюшного пресса и движений диафрагмы.

Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа – до и после операции (уранопластики). С рождения и до года, а также от года до 3 лет, работу проводят родители и воспитатели под контролем логопеда.

  • Стимулирование гуления и лепета, а также взаимное подражание.
  • Нужно уделять максимальное внимание моторике правой руки. Нужно проводить пальчиковую гимнастику, вкладывать в руку погремушки, сжимать и разжимать пальцы.
  • Обеспечивать правильное речевое окружение.
  • Развитие ротового дыхания (надувание шариков, дуть на бумажный кораблик, который находится в воде и т.д.).

С 3 лет занятия проводятся с логопедом в специальном детском саду, либо в поликлинике. Задача – подготовка к операции (уранопластике).

  • массаж твердого нёба по краям расщелины;
  • массаж на границе твердого и мягкого нёба (пассивный и активный);
  • гимнастика задней стенки глотки и мягкого нёба;
  • развитие нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и речевого);
  • дифференциация носового и ротового дыхания;
  • мимическая гимнастика;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • работа над голосом, интонацией.

После проведения операция наступает восстановительный период. К занятиям можно приступать на 20 день (с разрешения врача).

Проводится следующая коррекционная работа:

  • Продольный массаж, разглаживание рубца.
  • Ребенок должен носить спецпластинку, которая регулирует рост твердого нёба и верхней челюсти.
  • Гимнастика и массаж задней стенки глотки и мягкого нёба.
  • Занятия с физической нагрузкой.
  • Проведение артикуляционных упражнений для изучаемого звука.
  • Постановка нижнедиафрагмального дыхания.
  • Формирование речевого дыхания с помощью придыхания.
  • Дифференциация ротового и носового дыхания.
  • Массаж, развитие мимики.

После операции должны заново прорабатываться те звуки, которые ставились до операции. Объясняется это тем, что артикуляционные условия изменились, поэтому ребенку нужно к ним привыкнуть.

Следующий этап – это голосовые упражнения. Пение песен, чтение стихов, вокальная гимнастика, использование игровых занятий, направленных на развитие высоты голоса – все это помогает изменить назальную окраску голоса. Ведется комплексная работа над постановкой звуков с их дальнейшей автоматизацией (в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи).

Источник

Оцените статью