- Артикуляционная и дыхательная гимнастика для постановки звука [Ш] методическая разработка по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]»
- Коррекционно-образовательные:
- Коррекционно-развивающие:
- Коррекционно-воспитательные:
- Ход занятия:
- «Слуховая разминка».
- «Найди и обведи все буквы Ш»
- Артикуляционные упражнения.
- Работа над дыханием.
- Дыхательные упражнения:
- УПРАЖНЕНИЕ «Ступеньки».
- Игра «Эхо».
- Развитие мелкой моторики руки с шариком Су-Джок.
- Игра «Четвёртый лишний».
- Итог занятия.
- Дыхательная гимнастика для постановки шипящих звуков
Артикуляционная и дыхательная гимнастика для постановки звука [Ш]
методическая разработка по логопедии
Брошюра в помощь родителям при проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики для постановки звука [Ш] в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_i_dyhatelnaya_gimnastika_dlya_postanovki_zvuka_sh.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жили-были змеи. Больше всего на свете они любили петь. А пели они
вот так: Ш-Ш-Ш. Но у одной маленькой змейки эта песенка никак не получалась. Тогда старая змея ей сказала: «Чтобы научиться шипеть, как все змеи, ты должна каждый день тренировать свои губки и язычок с помощью специальной гимнастики».
А ты хочешь научиться петь, как все змеи? Тогда выполняй эти упражнения каждый день.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот:
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА . пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ . .
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем
Чтобы научиться шипеть, как змея – Ш-Ш-Ш, нужно научиться правильно и сильно дуть. Тебе помогут два дыхательных упражнения: «Загони мяч» и «Фокус». Выполняй их ежедневно.
Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
- Сделай вдох через нос.
- Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Следите, чтобы ребенок дул с силой, резко. Если слышится что-то похожее на звук [X], значит, ребёнок дует неверно: воздушная струя слишком рассеянная и «фокуса» не получится — ватка не полетит вверх.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28
Артикуляционная и дыхательная гимнастика для постановки звука [Ш]
Источник
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]»
Мелихова Ирина Валерьевна
Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]»
Коррекционно-образовательные:
–уточнение артикуляции звука [ш];
— Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
— Воспитание самоконтроля, самостоятельности и активности в течении всего урока.
Ход занятия:
— Какое у тебя сегодня настроение?
— Давайте настроимся на урок, улыбнёмся друг другу.
— Собери картинку и узнаешь над каким звуком мы будем работать сегодня.
(ребенку дается разрезная картинка на которой предмет начинается на звук Ш — шары, шуба)
-Какой первый звук в слове шары?
— Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.
А, Ш, П, Т, Ш, С, Н, Ш, С, Г, О, Ш, У,С.
-Услышишь слоги со звуком Ш топни.
СА, НО, ША, АМ, СУ, ОШ, АС, АВ, ШУ, ЫШ.
«Слуховая разминка».
— Подними картинку, когда я правильно произнесу слово.
(картинка с шишкой у ребенка в руках)
«Найди и обведи все буквы Ш»
Ш У А П Ш И П Ш Э И Ш П У П Э Ш И П А Ш Э А
— Сколько всего букв Ш?
Массаж лица. (Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее).
Ручки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим мы умываем.
Ушки растираем вверх и вниз.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Артикуляционные упражнения.
«Блинчик», «Чашечка», «Индюк», «Грибочек», «Маляр»,«Чистим зубки».
Работа над дыханием.
Упражнение «Фокус». 3 раза.
1. Сделайте «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положите маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделайте вдох через нос.
4. Сильно дуйте через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Дыхательные упражнения:
«Загони мяч». — Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).
Профиль артикуляции звука Ш: Рот приоткрыт, губы округлены и выдвинуты вперёд. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
УПРАЖНЕНИЕ «Ступеньки».
(Чередование «Чашечка» на верхней губе —
«Чашечка» на верхних зубах –
«Чашечка» вверху за зубами)
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок —
Попросить ребёнка произнести слог [СА], а зондом-вилкой (или пальцем) придерживать передний край языка у верхних альвеол.
Как змея шипит: Ш___ Ш__ Ш__
Помоги змейке добраться до домика.
Игра «Эхо».
ША – ШО, ШУ – ША, ША — ШЭ
Развитие мелкой моторики руки с шариком Су-Джок.
Выполнять движения согласно тексту:
Этот мячик не простой
Колючий и твердый такой!
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто – бы сметаю крошку,
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук!
Игра «Четвёртый лишний».
— Назови картинки, найди лишнюю. (ШАПКА, ШУБА, ШАРИК, ШАРФ)
— Почему эта картинка лишняя?
Итог занятия.
— Как ты сегодня занимался, оцени себя. Что тебе понравилось на занятии? Что нового ты узнал на уроке? С каким настроением ты уходишь с урока?
— Молодец, ты хорошо говорил и внимательно слушал! Старался правильно выполнить все задания.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ж] «В гости пришел ёжик» Задачи: 1. Автоматизировать звук Ж в слогах и словах. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать навык словообразования (слова с суффиксом.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении изолированного.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении изолированного.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — упражнять в правильном произношении звука [ш].
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: — закрепление правильного произношения.
Источник
Дыхательная гимнастика для постановки шипящих звуков
1. «Загнать мяч в ворота».
Цель : вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание : вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
2. Аналогичный вариант: «Лыжник».
Воздушной струёй провести бумажного лыжника по трассе.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Длительно произнося звук, похожий на ф, сдуть ватку с ладони, положенной под подбородок.
Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не х, на ладони должна ощущаться узкая холодная струя.
Упражнение для губ.
Цель : Вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.
Описание: Максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
Цель: Вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд длинной трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Цель: Вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность. Научить дифференцировать положение губ.
Описание: Чередовать движения растягивания губ в стороны и вытягивание губ вперёд. Движения выполнять под счёт с фиксацией артикуляционных позиций.
Цель: Укреплять мышцы губ и вырабатывать их подвижность.
Описание: Зубы сомкнуты. Приподнять верхнюю губу, обнажить верхние зубы, держать пять – десять секунд. Вернуться в исходное положение. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажив нижние зубы, держать пять – десять секунд. Вернуться в исходное положение.
Методические рекомендации: 1. Следить, чтобы губы не подворачивались. 2. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. 3. При затруднении опускания нижней губы, можно слегка оттянуть её пальцами. 4. При затруднении поднимания верхней губы слегка приподнять пальцем кончик носа.
Упражнения для языка.
1. «Наказать непослушный язык».
Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при открытом рте под счёт до пяти – десяти.
Цель : Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык узким и напряжённым.
Описание: Открыть рот, узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.
Цель: Вырабатывать умение расслаблять и напрягать мышцы языка.
Описание: . Чередовать положения широкого и узкого языка.
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Цель: Учить дифференцировать движения кончика языка вверх-вниз.
Описание: Приоткрыть рот. Широкий кончик языка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы, поднять за верхние зубы, опустить за нижние зубы.
Цель : Выработка подъёма средней части спинки языка, умение удерживать кончик языка за нижними резцами.
Описание : Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить её верхними зубами.
Цель: Развивать подвижность боковых краёв языка. Выработка впадины по средней части языка.
Описание: Рот открыть, боковые края языка загнуть вверх. Выполняется вне ротовой полости и внутри ротовой полости.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку, укреплять мышцы языка.
Описание: Широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку), отрабатывать умение удерживать язык плоским.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку), отрабатывать умение удерживать язык плоским.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, развивать подвижность и укреплять мышцы боковых краёв языка.
Описание: Рот широко раскрыть, упражнение выполнять вне ротовой полости. Боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена. Удерживать артикуляционную позу под счет от одного до пяти – десяти раз.
13. «Чашечка внутри ротой полости».
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, развивать подвижность и укреплять мышцы боковых краёв языка.
Описание: Рот широко раскрыт, средняя часть спинки языка опущена, боковые края и кончик языка подняты к верху, но не касаются верхних зубов.
Источник