Дыхательная гимнастика для педагогов доу

Мастер-класс для педагогов «Дыхательная гимнастика в ДОУ»

Екатерина Труханова
Мастер-класс для педагогов «Дыхательная гимнастика в ДОУ»

Цель: Знакомство воспитателей с особенностями проведения дыхатель-ной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приё-мам проведения дыхательной гимнастики.

— использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.

— показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств про-филактики заболеваний и правильного дыхания.

Дыхание — это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи ор-ганизм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут.

Любые физические упражнения в той или иной мере связаны с дыханием.

Но одним из средств физической культуры, ЛФК являют-ся дыхательные упражнения, основная задача которых – улучшение и акти-визация внешнего дыхания.

Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения.

Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилак-тики и борьбы с легочными осложнениями (пневмония, общая гипония, па-резы и параличи дыхательных путей).

Задачей общих дыхательных упражнений является улучшение венти-ляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динами-ческими и статическими упражнениями.

Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они, в положении стоя, сидя, лежа.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных исходных положениях с целью из-бирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ре-бер.

Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим уве-личению размеров грудной клетки, а выдох – уменьшению.

Дыхательные упражнения необходимо применять в чередовании с об-щеразвивающими упражнениями, так как дыхательная гимнастика в чистом виде вызывает гипревентиляцию.

Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При наруше-нии дыхания: Нарушается частота и ритм дыхания, оно становит-ся «Тяжелым» и затруднительным. Нарушается газообмен в организме че-ловека, страдает сердечно-сосудистая система и др. органы, снижаются за-щитная функции организма.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защит-ные силы организма, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очи-щать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кисло-рода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от ча-стых насморков, гриппа, ангины и т. п.

Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным, и грудным, или ре-берным. Грудное дыхание, в свою очередь, делится на верхнее и нижнее ре-берное. Наша задача научит ребенка диафрагмальному дыханию.

Диафрагмальное дыхание известно под именем «брюшного», «глубо-кого», «диафрагмального» дыхания.

При таком дыхании легкие имеют больше свободы действия. Сообраз-но с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.

По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание осуществля-ется за счет движения диафрагмы и является наиболее оптимальным, наибо-лее эффективным типом дыхания для человека. Это дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.

Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.

Вариант глубокого дыхания — нижнереберное дыхание, когда к рабо-те диафрагмы подключаются нижние межреберные мышцы. Это дыхание наиболее экономично и надежно при повышенных и продолжительных нагрузках.

При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осу-ществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается,а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществ-ляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом. Грудь при этом не должна подниматься.

Начинать тренировку (особенно в детском саду) лучше всего с выра-ботки статического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», «стоя» и в движении. Вначале дыхательные упражне-ния направлены только на координацию ротового и носового вдоха и выдо-ха.

Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном поло-жении.Первые упражнения лучше проводить лежа на спине: одну руку – под поясницу, другую (для контроля) – на область диафрагмы, вдох – но-сом, выдох – ртом.

Вначале это беззвучные дыхательные упражнения. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на вы-дохе дети произносят звуки, слоги. Например, вдох носом,после чего спо-койно произнести: а___х, выпуская воздух через рот. Затем упражнения усложняются.На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с.Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф__с___ш.

Игра «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине на ковре, на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пи-щи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утрен-ней гимнастикой или отдельным комплексом. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Если заня-тия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить посто-янно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Занятия для детей проводят в игровой форме. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Повторим параметры правильного ротового выдоха.

• Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набира-ем полную грудь воздуха.

• Выдох происходит очень плавно.

• Во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжи-мать губы или сильно надувать щеки.

• Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребе-нок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощу-тил, как должен выходить воздух через рот.

Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.

• Во время пения или разговора нельзя добирать воздух с помо-щью частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения быстро утомляют малышей, иногда могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо контролировать по времени и обязательно чередовать с другими играми и занятиями.

Хочу вас познакомить и не только, хочу вас обучить некоторым игро-вым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких де-тей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкаль-ным сопровождениям.Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. — стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны-(вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая про-износить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особен-ностях их выполнения.

Я предлагаю вам самим выполнить упражнения. Для вас я подготовила не которое оборудование, на которое нам нужно для упражнений. Пробуйте дуть, задавайте вопросы, я готова вам помочь в освоении этого нелёгкого дела.

(Воспитатели пробуют всевозможные упражнения).

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ре-бёнок медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», под-гоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без во-ды.

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Поло-жите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не раз-решают детям в неё играть. На самом деле, она являет-ся дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, что-бы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребе-нок дуя в трубочку приводит в движение конфетти.

Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные ин-струменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ре-бёнку предлагается вытянуть губу вперед и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела».

«РИСУЕМ НА ПЕСКЕ»

Ребёнку предлагается дуть в трубочку-соломинку на сухой песок, ко-торый мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие ни будь предме-ты или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккурат-но.

Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой –ни будь предмет.

Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широ-кая, ладошки греются.

На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу (нитки, ленточки, изрезан-ную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полоска-ми бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку. (Тоже героя спрятать в окошке домика и поверх него наклеить ленточки. Ребенок должен узнать кто живет в домике)

Развиваем воображение у детей, например, упражнение «Остуди горя-чий чай». Давайте вместе подумаем, как же изобразить без предметов горя-чий чай? (задание для педагогов). Предложить детям обыграть упражнение. Сжать руку в кулачок «Стаканчик», налить с воображаемого чайника чай в стаканчик, попробовать на вкус. Подуть на стаканчик, остужая чай. Или к примеру вы на утренней гимнастике с предметами (флажки, султанчики, кольца, платочки и др.) Если с султанчиками, платочками понятно, что на них мы будем дуть, они будут двигаться. А что же с кольцами? Давайте по размышляем. (кольцо для надувания мыльных пузырей, быстрый выдох- маленькие пузырьки, медленный выдох большой мыльный пузырь)

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да,в раз-личных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музы-кальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после днев-ного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Для нас еще важ-на дыхательная гимнастика, для освоения воды, для погружения, задержки дыхания. Упражнения являются подготовительной частью в плавание.

И в заключении, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими карта-ми. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при вы-соком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при не-которых других заболевания

Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..

Дыхательная гимнастика для детей Дыхательная гимнастика для детей. Упражнения для дыхательной гимнастики. «Дыхательная система ребёнка устроена Природой сложно и мудро.

Дыхательная гимнастика для дошкольников Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно — оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме.

Дыхательная гимнастика для дошкольников (обучение идет поэтапно) 1этап. Выработка брюшного дыхания (лучше в лежачем положении). Одна рука лежит на животе, другая – на грудной клетке.

Дыхательная гимнастика в детском саду Цели и задачи : • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; • Улучшает дренажную функцию легких; • Устраняет некоторые изменения в.

Дыхательная гимнастика в игровой форме Цель: Научить ребёнка правильно дышать. Дыхательная гимнастика для детей очень полезна, ведь они более, чем взрослые, подвержены заболеваниям.

Дыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Игра с пользой для организма «Вертушка». Дыхательная гимнастика Игра с пользой для организма » Вертушка» Кто бы мог подумать, что пускать мыльные пузыри или дуть через соломку для малышей так же полезно,.

Картотека «Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет» (средняя группа) Сентябрь 1 – 2 неделя Комплекс № 1 1. «Сбор урожая» Исходное положение: основная стойка. На вдохе поднять руки вверх, чтобы достать яблоки.

Дыхательная гимнастика для детей Тема: «Дыхательная гимнастика для детей». У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им.

Источник

Читайте также:  Дыхательная гимнастика стрельниковой начало
Оцените статью