Дыхательная гимнастика для ораторов

Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов — на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов — на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8. 15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда.
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя — не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса: его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали».

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание. Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Источник

Риторика: Практикум

2.1. Упражнения для тренировки голоса оратора

2.1.1. Система А.Н. Стрельниковой, или дыхательные упражнения

Комплексная работа над техникой речи должна включать не только артикуляционные упражнения, но и дыхательные. Ведь зачастую начинающему оратору не хватает воздуха во время произнесения речи, наблюдается отдышка или голос звучит тихо, а это обычно происходит вследствие неправильного фонационного дыхания.

Одна из самых популярных и эффективных дыхательных техник — это система дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой, с основами которой мы хотим Вас познакомить.

Александра Николаевна Стрельникова — актриса и автор ряда простых и доступных дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами и многими другими, обладательница патента «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Дыхательная гимнастика Стрельниковой — комплекс упражнений для тренировки дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос, выдох при этом остается пассивным, выполняется в произвольной форме. Категорически запрещает задерживать воздух или выталкивать его из легких при выдохе. Мощный, активный вдох должен сочетаться с динамическим сжатием грудной клетки во время движения, что создает дополнительное поступление кислорода в ткани организма и способствует его оздоровлению. За счет обратной согласованности дыхания и движения происходит стимуляция развития мышц, связанных с процессом дыхания.

• Научитесь «принюхиваться», как это делали древние люди во время охоты. Как можно активнее втягивайте воздух через нос. Резкий и энергичный вдох — основа методики.

• Делайте произвольный выдох. Не затрачивайте дополнительных усилий для вывода отработанного кислорода. Постарайтесь делать выдох через рот и воспринимайте его как неотъемлемую составляющую вдоха.

• Выполняйте упражнения под счет. Это позволит держать ритм и правильно выполнять требующиеся элементы.

• Делайте одновременно вдох и выполняемое движение.

• Количество повторений упражнения должно быть кратно 4 и доходить до 100.

• Выполняйте упражнения в хорошем, бодром настроении. Не заставляйте себя делать то, что вам причиняет дискомфорт.

• Стоя на месте, начинайте делать короткие резкие вдохи. Затем добавляйте шаг на месте. С каждым шагом делайте вдох. Постарайтесь сделать максимально возможное количество вдохов подряд, а после серии вдохов — выдыхайте.

• Переместите одну ногу вперед и начинайте переминаться с ноги на ногу. Не забывайте делать активные вдохи на каждом шаге, а выдыхать после каждой серии. Сделав 12 серий по 8 таких шагов, немного отдохните.

• После этого сделайте несколько приседаний на каждой ноге в отдельности, сохраняя при этом ритм дыхания.

Все упражнения гимнастики Стрельниковой в самом начале делать не нужно. Базовый комплекс состоит из 12 упражнений. (Мы приведем только основные). Нужно начать с трех и добавлять ежедневно еще по одному до полного комплекса.

1. «Ладошки» или «Кулачки». Открытые ладони поверните от себя, а локти в согнутом состоянии направьте вертикально вниз. (Эту позу часто называют «позой экстрасенса»). Делайте мощные, шумные вдохи, сжимая резко ладошки в кулаки. Повторяйте 4 раза, каждый раз медленно выдыхая воздух. Через 4 вдоха-выдоха делайте паузу — 3–4 сек. Всю серию необходимо повторить 24 раза.

2. «Погончики». И.п. (исходное положение): встать прямо, ноги — на ширине плеч. Плечи нужно расслабить, а голову — поднять. Руки сожмите в кулаки и поставьте их на уровень талии. На вдохе резко выбросите руки вниз, разожмите кулачки и растопырьте пальцы. «Погоны» — мышцы плеч, предплечья и кистей в этот момент должны испытывать напряжение. Первая серия — 8 вдохов-выдохов с 3–4-секундной паузой. Общее количество — 12 серий.

3. «Насос» или «Накачка». И.п. — как в упр. «Погончики» (можно ноги поставить шире плеч), сами плечи опустить, а руки вытянуть вдоль туловища. Медленно наклонитесь, представив в руках насос или смятую бумагу, резко и шумно вдохнув. Затем медленно выдохните. Серия состоит из 8 вдохов-наклонов-выдохов, а упражнение — из 12 серий. Между ними нужно делать 3-секундные паузы.

4. «Кошка». И.п. — как в упр. «Погончики», но ноги ставим у же плеч (на расстоянии ширины бедер). Плечи расслабьте, руки опустите вдоль туловища. На резком вдохе неглубоко присядьте, одновременно повернув корпус в правую сторону. При этом руки согните в локтях, а пальчики сожмите в кулачки. Выдыхая, возвратитесь в И.п., а затем повторите упражнение зеркально (с поворотом влево). Общее количество — 12 серий по 8 приседаний-вдохов в каждую сторону.

5. «Обними свои плечи». И.п. — как в упр. «Погончики». Руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч, чтобы кисть левой руки была над правым локтем, а кисть правой руки — над левым. Затем резко, вместе со вдохом обнимите себя, не скрещивая и не меняя рук. Одна из кистей обнимет плечо, другая — подмышку. Выдох медленный при возвращении в И.п. Сессия состоит из 8 движений-вдохов. Общее число подходов (сессий) — 12. 1

• сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;

• восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;

• является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;

• положительно влияет на организм в целом — в работу включаются все мышцы;

• для занятий гимнастикой не требуется особых условий — специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;

• после первых занятий объем легких значительно увеличивается;

• дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;

• гимнастика показана и взрослым, и детям.

Итак, система дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой может быть использована не только певцами и актёрами, но и будущими юристами для поддержания голоса, увеличения объёма речевого выдоха, укрепления голосовых связок и, конечно, для поддержания хорошей физической формы.

2.1.2. Риторическая разминка, или интонационные упражнения

1. Произнесите алфавит на одном дыхании, но меняя интонацию.

2. Посчитайте от 1 до 10 с повышением интонации от 1 до 5 и понижением интонации от 6 до 10.

3. Произнесите строки стихотворения, построчно повышая и понижая интонацию:

И как птица я вниз /понижение/

Прыжок! Стрелой взбегаю. /повышение/

Скрываюсь я легко быстро /понижение/

На вышку под водой /повышение/

4. Проговорите стихотворение, постепенно понижая голос от высокого до низкого.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь! Ниже!

А дно морское ближе, ближе!

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

5. Произнесите с разными интонациями (восхищение, злая ирония, печаль, заговорщицкий шепот и пр.) предложение «Да это было бы еще лучше!» .

6. Произнесите предложения, правильно поставив логическое ударение: «Я еду сегодня в Берлин».

Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);

Я еду сегодня в Берлин (а не лечу);

Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);

Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург).

7. Назовите дни недели по порядку от очень громкого звучания до шепота и беззвучной артикуляции, затем наоборот, усиливая громкость.

8. Произнесите первые две строчки стихотворения очень медленно, напевно, а последние две быстро, отрывисто.

Я на горку вверх иду,

Еле ноги ворочу.

А с горы бегом бегу

И вприпрыжку я скачу.

2.1.3. Скороговорки, или фонетические упражнения

1. Произнесите скороговорку:

• Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Три Егорка… (И так до тридцати трех Егорок) .

• Как можно больше раз произнести «раз маршрутка, два маршрутка, три маршрутка… до 25 маршрутка» на одном выдохе.

• Ювелир Валерий Калерин в Карелии оправлял кораллы, полировал опалы.

• Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Сунул грека в реку руку, рак за руку Греку цап.

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

• Поезд движется со скрежетом: Ж…Ч…Щ… Ж…Ч…Щ… Ж…Ч…Щ.

• Константин констатировал констатацию фактов в конституции.

• Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.

• Протокол протоколом запротоколировали.

• Провокаторы притворяются пропагандистами. Трудно представить в пропагандисте провокатора.

• Разнервничавшегося конституционалиста обнаружили акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

• Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.

• Саша шубку мне сшил из шкурок шиншилл,

Бесшабашный шалунишка из шиншиллы шил штанишки,

Но шиншилла шебаршилась,

Из штанишек шапка сшилась.

• Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать –перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать — перевыколоколовать.

• Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь. Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

2. Соедините в одно предложение две скороговорки и произнесите с любой интонацией на одном дыхании.

3. Прочитайте любую скороговорку с тремя интонациями на выбор: злость, страх, грусть, радость, восхищение, удивление.

4. Составьте рассказ из любых четырех-пяти скороговорок.

Образец: Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, но заговорившись везде опоздала…

Или: Бравый корнет взошел на корвет, корнет с корвета шлет Вам привет. А корабль тот вез карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели карамель на мели ели. И видели они, как двадцать две каравеллы лавировали, лавировали, да не вылавировали…

5. Напишите рекламу из скороговорок.

Образец: Ткет ткач ткани на платье Тане. Покупайте наши ткани в магазине «От Армани».

Источник

Читайте также:  Биохимические изменения при тренировке
Оцените статью