- Укрепление иммунитета у детей. Способы и методы
- Дыхательная гимнастика для детей
- Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
- Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?
- Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений
- Дыхательные упражнения для детей с двух лет
- Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет
- Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)
- Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах
Укрепление иммунитета у детей. Способы и методы
Все без исключения родители должны знать, как повысить иммунитет ребенку. Методы укрепления защитных сил малыша направлены на то, чтобы маленький человечек подвергался как можно меньшей опасности заболеть инфекционными заболеваниями.
Чтобы донести важность укрепления иммунитета у детей, перефразируем доктора Спока. Известный педиатр считал, что воспитанием детей нужно заниматься с самого рождения, ибо если начать на 10-20 день – это означает опоздать на 10-20 дней. То же правило касается и укрепления иммунитета ребенка, которым нужно заниматься с момента появления малыша на свет. Иногда педиатры наблюдают другую крайность: родители всерьез пекутся только о том, как укрепить иммунитет ребенка до года. По их мнению, этого достаточно, чтобы заложить крепкий иммунитет чуть ли не на всю оставшуюся жизнь. На самом деле защитные свойства маленького организма нужно держать под контролем постоянно.
Укрепление иммунитета – система мероприятий, которые направлены на то, чтобы естественные защитные силы малыша не только поддерживались на необходимом уровне, но постепенно возрастали. Иммунитет ребенка до полового созревания обеспечивает барьер для болезнетворных бактерий, пока маленький организм не окрепнет.
Смысл укрепления иммунитета заключается еще в том, что предупредить инфекционное заболевание у малышей значительно проще, чем потом избавляться от него. Но если ваше чадо уже переболело (при этом лечилось противомикробными препаратами), это не значит, что иммунитет к возбудителю выработался автоматически на долгие годы. Что давать ребенку для укрепления иммунитета после приема антибиотиков, подскажет педиатр.
Как повысить иммунитет ребенку
Прежде чем начать системное и регулярное укрепление организма вашего сына или дочки, в обязательном порядке посоветуйтесь с детским врачом. Если у ребенка наблюдается какое-то заболевание, то отдельные методы укрепления организма ему противопоказаны (например, при гриппозном состоянии не рекомендуются такие методы, как физическая активность, контрастный душ и купание).
Система действий для укрепления иммунитета у ребенка включает такие пункты:
- прием витаминов; закаливание; правильное питание; физическая активность.
Практически все родители хорошо осведомлены о том, как важно применение витаминов для роста ребенка. То же касается поддержки организма этими полезными веществами при половом созревании. Также папы и мамы хорошо знают, нужно ли детям принимать витамины для памяти. А вот имунноукрепляющие свойства витаминов используют не на полную силу – хотя они могут творить настоящие чудеса. Даже самые обычные яблоки, которые вы регулярно даете ребенку, в будущем убережет его от тяжелых инфекционных заболеваний. А что уж говорить о комплексной витаминотерапии!
Витаминная поддержка иммунной системы – это прием:
- натуральных витаминов (не только в составе овощей, фруктов, ягод, но и зерновых, бобовых, мяса, рыбы и так далее); витаминокомплексов, которые можно приобрести в любой аптеке.
Прием витаминов в натуральном виде каких-либо ограничений не имеет («передозировка» яблок или лимонов – это нонсенс). А вот прежде чем покупать в аптеке витаминокомплексы, вы должны проконсультироваться с педиатром, чтобы он посоветовал, какие витамины можно давать детям для поднятия иммунитета.
Закаливание – это воздействие на организм обычных физметодов, в результате чего иммунная система становится более крепкой (в частности, клеточный и гуморальный виды иммунитета). Самые распространенные методы закаливания детей:
- воздушные ванны (пребывание ребенка с оголенными кожными покровами на открытом воздухе); солнечные ванны (воздействие солнечных лучей на непокрытые кожные покровы ребенка); водные процедуры (обливание, обтирание, купание); чередование низких и высоких (относительно температурного режима тела) температур (контрастный душ).
Задаваясь вопросом, с чего начать закаливание ребенка, ориентируйтесь также на то, какие процедуры ему нравятся, а какие нет. Если ребенок любит купаться в речке, то с этого и начните, потом можно будет ненавязчиво расширить диапазон процедур.
Главнейшие принципы закаливания детей раннего возраста – это умеренность и осторожность в любом из применяемых методов. Также важно регулярное наблюдение у педиатра. Закаливание детей в детском саду должно проводиться под контролем медицинского персонала и с уведомления родителей. По мере того, как дитя растет, диапазон процедур постепенно расширяют (по принципу «медленно, но уверенно»). Но закаливание детей дошкольного возраста не должно включать слишком радикальных методов — например, тот же контрастный душ лучше заменить обливанием водой комнатной температуры.
Правильное питание – залог крепкого иммунитета. Рацион ребенка должен включать блюда со сбалансированным соотношением белков, жиров, углеводов, минеральных веществ – без них иммунная система не способна стать полноценным защитным барьером. Иногда папы и мамы не могут понять, как поднять иммунитет часто болеющему ребенку. Хотя в данном случае слабым звеном может оказаться именно несбалансированное питание.
За счет правильного питания поддерживается и необходимый уровень витаминов, которые нужны для работы иммунной системы (о чем мы уже упоминали выше).
В первую очередь регулярная физическая активность обеспечивает организму налаженное кровообращение, без которого иммунная система не сможет получать для своей работы необходимые вещества и избавляться от «отходов» в процессе своей деятельности.
Для укрепления иммунитета приветствуется любая посильная для ребенка физическая активность:
- утренняя зарядка; кратковременные упражнения, которые должны регулярно проводиться на протяжении всего дневного бодрствования ребенка; занятия в спортивных секциях (особенно хорошо укрепляют иммунитет бег, плавание, а зимой – лыжный спорт, в частности, пробежки на лыжах по равнине).
Анализ крови на антитела к короновирусу
Вакцинация препаратом «М-М-P II»
Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.
Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций
Вакцинация детей «Инфанрикс Гекса»
От дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В и полиомиелита
Источник
Дыхательная гимнастика для детей
Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнима ет много сил и времени у родителей.
Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.
Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.
Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.
Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.
Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?
До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.
Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.
В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:
- ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
- упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
- во время занятий нельзя делать резких выдохов;
- плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.
Обязательно прекратите занятия, если:
- ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
- малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
- у ребенка начали дрожать кисти рук.
Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.
Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений
Дыхательные упражнения для детей с двух лет
Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову и делает вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову и делает вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
- Мышка и мишка
Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:
У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Родители выполняет движения вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленям. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет
Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.
- «Послушаем свое дыхание»
Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.
Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.
- «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.
Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
- «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.
- Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
- «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)
Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.
- Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
- Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.
Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
- «Наклоны». Часть первая
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»).
Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
- «Наклоны». Часть вторая.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый, но не шумный. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1–2 вдоха в секунду, движения ритмичные. Повторить 10-20 раз.
Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.
Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.
Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела.
Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах
Когда занятия дыхательной гимнастикой теряют игровую форму, детям становится все скучнее ей заниматься. Так как они не осознают важности данного процесса, то выполнять наклоны, контролировать вдохи и выдохи, следить за дыханием им становится просто неинтересно. Вернуть интерес к дыхательной гимнастике можно с помощью дыхательного тренажера.
Как известно, после пяти лет дети все больше стремятся к самостоятельности. Дыхательный тренажер можно презентовать ребенку как аппарат, на котором занимаются только взрослые люди.
Так у ребенка появится интерес к процессу, а вы сможете учить его правильно воспринимать свое дыхание. С пяти до семи лет проводить занятия нужно только под вашим контролем. После семи лет малыш сможет заниматься на тренажере сам.
Время занятий при этом должно составлять не более 20 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.
До 12 лет ребенок должен проходить три этапа занятий на дыхательном тренажере (этапы описаны в инструкции). После 12 лет можно подключить четвертый этап.
Эффект от занятий на дыхательном тренажере ничуть не уступает эффекту от занятий стандартными видами дыхательной гимнастики.
Уберечь ребенка от вредных факторов окружающей среды получается не всегда, поэтому важно не «спрятать» его от внешних угроз, а научить защищаться. Дыхательная гимнастика – один из способов защиты детского организма. Постоянные занятия помогут ребенку легче справляться с вирусными заболеваниями и не растрачивать драгоценное детство на грипп и ОРВИ.
Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, почитайте больше о дыхательном тренажере Самоздрав на нашем сайте.
Источник