Губная гармошка: дыхание
Перевод статьи с сайта Harp On!
Контроль дыхания – один из наиболее важных аспектов игры на гармонике. Две основных части этой техники – это диафрагмальное дыхание и управление язычком, который отвечает за прохождение воздуха через нос.
Диафрагмальное дыхание
Игра на гармонике требует хорошего управления дыханием. Легкие – это воздушные меха, но грудные мышцы и сами по себе легкие – очень медленные и неуклюжие. А вот диафрагмой, мышечной перегородкой между грудью и животом, можно заполнять и опустошать легкие достаточно быстро.
Чтобы точно управлять своим дыханием, нужно развивать диафрагму. Необходимо чувствовать ее работу, учиться управлять ей и делать ее сильнее, в то же время увеличивая доступный объем легких, чтобы стать настоящим мастером гармоники.
Упражнения для развития дыхания и диафрагмы можно найти на страничке упражнений.
Управляем язычком
Вопрос в том, как контролировать прохождение воздуха через нос. У некоторых это получается автоматически. Если вы уже можете играть, не вдыхая и не выдыхая через нос, если вы можете сами решать, когда стоит пустить воздух через нос во время игры, не нужно переучиваться. Если же у вас пока нет такого контроля, вот как этому научиться.
Нужно управлять язычком. На картинке изображен открытый рот, розовым цветом обозначен язык, а красным – язычок. Болтающаяся штука в задней части глотки открывает или перекрывает доступ воздуха в нос. Посмотрите в зеркало с открытым ртом: пока язычок расслаблен, носоглотка открыта и вы можете дышать носом. Теперь скажите «А-а-а», как на приеме у врача: язычок при этом перемещается назад и вверх, закрываясь. Это вы и должны научиться контролировать.
В качестве упражнения надуйте щеки. Мягко поддерживайте давление легкими и диафрагмой, не перекрывая глотку. Если вы делаете все правильно, то при расслаблении губ воздух быстро покинет легкие, не задерживаясь в районе горла.
Если у вас получается это упражнение – значит, вы блокируете носоглотку язычком. У воздуха есть только два пути наружу – через рот или нос. Попрактикуйтесь некоторое время.
Следующее упражнение: вдохните и выдыхайте через нос, с закрытым ртом. Перекройте выход воздуха через нос – при этом щеки должны надуться. Почувствуйте, что происходит при этом позади глотки, когда вы это делаете. Если все получается – вы на правильном пути.
Теперь надуйте щеки, без особого давления, выпустите немного воздуха через нос и снова перекройте его, губы и щеки при этом быстро расслабятся, и надуются снова. Когда у вас будет хорошо получаться, стоит попробовать повторить эти упражнения при игре на гармонике.
Когда вы управляете потоком воздуха через нос, вы лучше контролируете интонацию, и используете воздух гораздо эффективнее. Когда легкие переполняются воздухом, во время игры на выдох можно выпустить лишний воздух через нос. Если вам не хватает воздуха, во время игры ноты на вдох можно вдохнуть больше воздуха, открыв язычок. Регулярная практика и наблюдение за собой во время обучения игре помогут развивать навык поддержки удобного объема воздуха, позволяющего играть более сложные мелодии.
Источник
Дыхательные упражнения: носовое дыхание
Дыхание носом способствует кондиционированию воздуха, поступающего в легкие за счет его очищения, увлажнения, согревания и удаления вредных примесей…
Выдыхаемый носом воздух, возвращая тепло и влагу слизистой, очищает от пыли, предохраняет ее от переохлаждения, сухости и инфицирования. Прохождение воздуха через длинные и сравнительно узкие носовые ходы требует значительных усилий. Вследстие этого происходит постоянное поддержание тонуса и тренировка дыхательной мускулатуры. Дыхание ртом, которое не требует такой мышечной активности, приводит к детренированности дыхательной мускулатуры и более быстрому ее истощению.
Известно, что каждое полушарие головного мозга реагирует на раздражение во время носового дыхания соответствующей половины носовой полости. В такт каждому вдоху и выдоху носом в сосудах головного мозга происходит повышение (вдох) и снижение (выдох) тонуса сосудов. При дыхании ртом головной мозг лишается этого важного добавочного физиологического механизма, способствующего регуляции мозгового кровообращения. Следствием ухудшения мозгового кровообращения, связанного с отсутствием носового дыхания, служит появление жалоб на ослабление памяти, слуха, головные боли, головокружения,быструю утомляемость, слабость.
Комплекс лечебной гимнастики делать стоя или сидя, но обязатнельно сохраняя осанку ( развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот).
Массаж каждой биологически активной точки следует делать обеими руками одновременно, подключая к работе оба полушария мозга. Если точка несимметричная, пальцы должны быть расположены вплотную. Подушечки пальцев при массаже как бы приклеиваем к нужной точке и производим вращательные движенияв одном направлении до 8-12 раз, затем в противоположном направлении до 8-12 раз, концентрируя все свое внимание под пальцами, сосредоточившись на внутренних ощущениях.. Доза – до приятной болезненности.
- Массаж носа – потереть область носа наружной стороной больших пальцев до появления чувства тепла. После этого проделать 18 массажных движений указательными пальцами вдоль носа с обеих сторон.
- Массаж ушей – двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив кончики, указательными пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз.
- Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди, закрывая отдыхающую указательным пальцем. Небольшой вдох следует направлять в область диафрагмы, как бы ощущая дно выдоха. При заполнении воздухом нижних долей легких плечи должны оставаться неподвижными, а в процесс дыхания включаются мышцы брюшного пресса.
- Рот открыт, сделать вдох и выдох носом 8-10 раз. Рекомендации те же.
- На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа, 8-10 раз.
- Массаж точки на лбу между бровями ( «третий глаз»).
- Массаж точки (парной) по краям крыльев носа.
- Рот открыт, язык поднять к твердому небу, подышать через нос.
- Закрыть левую половину носа, бег на месте, дышать через левую ноздрю. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю. До 5 минут.
- Массаж точки (непарной) по срединной линии лица на верхней челюсти посередине между основанием носа и краем верхней губы. (получить «ответ» десен – легкой приятный зуд и увеличение слюноотделения)
- Массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти между нижней губой и верхним краем подбородка ( до «ответа»)
- Открывание и закрывание рта. При открывании рта выдох через нос, при закрывании вдох. Повторить 8-10 раз.
- Массаж точки в височной ямке (парная)
- Энергично произносим «п-б, п-б, п-б» для укрепления мышц губ.
- Энергично произносим «т-д, т-д, т-д» для укрепления мышц языка.
- Высунуть язык, энергично произносить «к-г,к-г,к-г»,с целью укрепления полости глотки.
- Массаж точки чуть выше линии роста волос в ямке у наружнего края трапециевидной мышцы, где определяется углубление(парная) и центральной ( непарная) Удобнее большими пальцами.
- Массаж точки между наружним слуховым проходом и краем нижнечелюстного сустава перед козелком уха.
- Закрыть безымянным пальцем правой руки левую ноздрю, глубоко и медленно, на четыре счета, вдохнуть чрез правую ноздрю. Закрыть большим пальцем правую ноздрю и задержать дыхание на 1-4 сек. Открыть левую ноздрю и выдыхать воздух в течение 4-8 секунд. Чем дольше выдыхаете, тем лучше. То же с другой стороны.
Источник
Респираторная гимнастика для пациентов с COVID-19
Чтобы вылечить пациента, врачи больницы на Соколинке делают все возможное.
Но не последнюю роль в выздоровлении играет то, что мы можем сделать сами.
Появление фиброзных изменений в легких — одно из неприятных последствий COVID-19 и ведет к нарушению основной функции легких — функции газообмена. У больных может появляться одышка при физических нагрузках, а при обильном фиброзе — одышка может возникать и в состоянии покоя.
«Для восстановления правильного функционирования, — говорит врач-инфекционист Екатерина Илькевич, — пациенту важно выполнять респираторную гимнастику, перспективность которой особенно актуальна первые 2 месяца от начала заболевания. Все упражнения выполняются в медленном темпе, то есть не должно быть никаких форсированных вдохов и выдохов, а также задержки дыхания. При выполнении дыхательных упражнений у больного должен быть свободный доступ к кислороду. Если пациент понимает, что у него начинает кружиться голова или у него появляется одышка, он тут же должен прекратить упражнения и воспользоваться маской с кислородом.»
«Мы начинаем активизировать наших пациентов уже в отделениях при условии, что острый период заболевания закончился и у них спала лихорадка. Все упражнения выполняются под присмотром врачей. После выписки они могут продолжить выполнять респираторную гимнастику в домашних условиях», — уточняет врач-инфекционист Артем Чернышов.
Упражнения, представленные в видео-ролике, предназначены для пациентов средней степени тяжести, которые получают респираторную поддержку обычным настенным кислородом.
Упражнение №1 «Выдох с сопротивлением». Упражнение можно проводить даже в условиях реанимации, поскольку оно требует минимальное количество телодвижений.
Выполняется оно очень просто, нужны только сосуд, наполненный водой, и трубочка. После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через трубочку в воду. Упражнение желательно повторять 4-5 раз в день по 10-15 минут. Такая дыхательная гимнастика тренирует выносливость легких.
Упражнение №2 «Филин». На вдохе поворачиваем голову к плечу, на выдохе — голова возвращается в исходную позицию, взор фиксирован прямо.
Упражнение №3 «Ушки». На вдохе ухо приводится к плечу, на выдохе голова располагается вертикально.
Упражнение №4 «Гимнаст». На вдохе разводим руки, на выдохе делаем шаг вперед и обнимаем себя руками.
Упражнение №5 «Радуга». Из исходного положения делаем наклоны вправо на выдохе, когда возвращаемся в исходное положение, делаем вдох. Тоже самое повторяем в другую сторону.
Упражнение №6 «Дровосек». Представьте, что вы берете в руки топор и на выдохе делаете замах и разрезаете бревно.
Упражнение №7 «Лыжи». Представьте, что у вас в руках лыжные палки. Когда вы отталкиваетесь, нужно сделать выдох. Приходим в исходное положение и делаем вдох.
Количество повторов упражнений 5-6 раз.
Такие дыхательные упражнения, как надувание воздушных шариков, — могут быть противопоказаны пациентам с COVID-19, так как при уплотненной легочной ткани (последствия COVID-19) можно получить дополнительное повреждение легких.
Возвращение к нормальной физической активности у всех пациентов происходит по-разному, это зависит от степени тяжести и поражения легочной ткани.
Для пациентов, которые находились на ИВЛ и пациентов, перенесших амбулаторно коронавирусную инфекцию с пневмонией КТ 1 будут разные сроки восстановления.
Источник
Как нужно держать губную гармошку?
D`аnna » 11 май 2010 18:18
А теперь рассмотрим, как же правильно держать губную гармошку. Берём гармошку между указательным и большим пальцами левой руки максимально близко к заднему краю. В итоге получается, что левый край губной гармошки будет упираться в промежуток образованный между основанием указательного и большого пальцев. (см. рис.№1) На первых порах — это может вызвать у вас дискомфорт и неудобство, не волнуйтесь, по истечению недели всё станет на свои места. Многие зададутся вопросом, почему именно так нужно держать губную гармошку? Ответ прост — именно такое положение пальцев освобождает больше пространства для движения губ по гармошки, тем самым, облегая процесс игры (вспомните урок №1). Ну вот. С левой рукой мы уже разобрались — перейдём к правой. Вам необходимо сомкнуть пальцы правой руки и выпрямить ладонь, но большой палец должен быть под прямым углом по отношению к остальным пальцам. Затем, сомкните основание ладоней, не изменяя принятую форму правой ладони. Теперь можете убрать торчащий большой палец, дабы он не касался лица и губ (см. рис.2). Приняв правильное положение рук, чтобы получить звуковой эффект, отклоните чуть правую ладонь назад, но при этом оставляя запястья обеих рук сомкнутыми. Желательно, это упражнение не первых порах выполнять перед зеркалом, анализируя себя. Это поможет устранять возникающие щели между ладонями, которые должны быть плотно сжаты с тыльной стороны губной гармошки. Извлеките какую-нибудь громкую одиночную, чистую ноту на выдохе. Продолжая держать звучащую ноты, отклоните назад ладонь правой руки (помните, нельзя размыкать запястья рук). Вы должны услышать изменение звука, первые предпосылки для тремоло. Таким образом, не прерывая звучания ноты, поочередно открывайте и закрывайте правую ладонь (с определённой скоростью). Вы получили эффект тремоло. Он должен одинаково вибрировать как на вдохе так и на выдохе. Быть может у кого не получилось тремоло? Причины может быть две. Первая — между сомкнутыми ладонями есть щели, которые пропускают воздух. Вторая — недостаточно сильное звукоизвлечение. Причины лёгко устранимые, так что не нужно огорчаться, если что-то не так — просто проанализируйте себя, прочитайте ещё раз урок и у вас всё получиться. Вышеописанное может показаться на первый взгляд таким сложным и неодолимым. Но, уверяю вас, позанимавшись неделю вы посмотрите на это всё по-другому. Да, это не легко, но вы должны перебороть себя. Нужно помнить, что эффект тремоло обычно применяется к длительным нотам, которые встречаются в концовках мелодий, песен. Слишком часто использовать тремоло не нужно, ведь тогда теряется весь эффект. Со временем и практикой вы поймете, когда и в каких количествах использовать тремоло. Поэтому дерзайте! Всё в ваших руках!
yrok4-1.jpg (55.63 Кб) Просмотров: 204560
yrok4-2.jpg (52.4 Кб) Просмотров: 204560
Вернуться к началу
Урок 5. Постановка дыхания для игры на губной гармошке.
D`аnna » 11 май 2010 18:24
Урок 5. Постановка дыхания для игры на губной гармошке. Этот урок является, пожалуй, одним из важнейших Ведь умение правильно построить своё дыхание очень важно. Причём в дыхании не задействованы мышцы передней части рта и губы. Самый простой способ научиться правильно дышать при игре на губной гармошке — это извлечение одной ноты при максимально глубоком расположении гармошки во рту. Чем глубже вы можете поместить губную гармошку, тем лучше. Это позволит вам сосредоточиться на дыхании при помощи диафрагме и исключить действия губы и мышцы передней части рта. Сила и мощь звука, его тембр и окраска при игре во многом зависят от правильного дыхания. Правильное дыхание нельзя путать с выносливостью. Выносливость появляется в процессе ваших занятий. Как правила такая проблема сопровождает новичков, но по мере упражнений и опыта она разрешается. В основе правильного дыхания лежит движение диафрагмы. Оно создаёт воздушный поток, который и приводит в действие инструмент. При игре на гармошке правильное дыхание напоминает аналогичную дисциплину, которую изучают музыканты духовики, вокалисты, спортсмены. Но, они используют только выдох. А при игре на губной гармошке помимо выдоха, не меньшее значение имеет вдох. Естественно контроль выдоха довольно необычное и специфическое занятие, ведь при разговоре или пении мы используем исключительно вдох. Поэтому для многих людей правильное дыхание при игре на гармонике трудно поддаётся освоению. Это не должно вас пугать. Пройдёт время, и вы научитесь этому нелёгкому, но важному составляющему при игре на губной гармошке. Если вы последуете данным рекомендациям, то вы поймете, как получать из инструмента полноценный, чистый звук, но на это уйду дни усиленных стараний. В кругах музыкантов, спортсменов такой приём называется «дыхание при помощи диафрагмы», «дыхание йогов», «глубокое дыхание» и т.п. Преступим к упражнениям. Первое — заниматься и играть по возможности лучше стоя. Когда отрабатывается дыхательные упражнения, старайтесь, чтобы головы была чуть-чуть приподнятой, спина прямой, а тело расслабленным — это поможет лучше циркулировать воздуху из дифрагмы. Кстати, хочу обратить ваше внимание на один довольно интересный факт. Когда вы спите, то дышите правильно, а тело максимально расслабленно. Но, пожалуй, единицы могут повторить аналогичное пробудившись от сна. Глубокое дыхание идёт от диафрагмы, а не от наполнения воздухом груди, как принято считать. Попробуйте проделать следующее упражнение (желательно выполнять его перед зеркалом). Встаньте прямо, слегка приподняв голову, и положите ладонь любой из рук на живот. Откройте рот так, чтобы нижняя челюсть максимально опустилась, постарайтесь «застыть» в таком положении. Это упражнение способствует укреплению мышц челюсти. По-началу, это будет даваться сложно, вы будете быстро уставать, но в процессе мышцы окрепнут и это будет получаться без труда. Теперь нужно «выпятить» живот, а потом «вобрать» его обратно, но при этом дыхание в этом не должно участвовать. При этом следите, чтобы живот ходил перпендикулярно позвоночнику — «взад-вперёд», а не «вверх-вниз». Сейчас проделаем следующее не простое упражнение. Попробуйте сделать выдох, одновременно произнося «ха», посмотрите, выпятился ли ваш живот. Он должен выдвинуться в направлении к позвоночнику. А теперь при помощи руки верните живот в обычное положение (через рот должна выйти струя воздуха). Таким образом, воздействуя на диафрагму, вы выдавливаете воздух из лёгких, который проходит через горло и рот (в конечном счете через отверстия губной гармошки). Думаю, что это (описанное выше) упражнение не вызовет у вас существенных осложнений. Сейчас попробуйте проделать тоже самое, но уже используйте губную гармошку. Для контроля дыхания одну ладонь можете положить на живот. Инструмент следует расположить как можно глубже во рту. Теперь уберите руку, которой держите губную гармошку, таким образов вы зафиксируете её только при помощи зубов. Именно в таком положений вам предстоит извлекать аккорд (3-5нот). Итак, положение принято — можете пробовать извлекать из диафрагмы воздушный поток. Наблюдая за собой в зеркало вы увидите, что живот начнёт движение (в какую-либо из сторон) за мгновение до того, как прозвучит первый звук. Это упражнение легче выполняется на выдохе, но следует освоить как выдох так и вдох. Ещё пару советов по правильному дыханию. Чтобы получить более мощное, качественное звучание от губной гармошки — сосредоточьтесь на том, чтобы струя воздуха проходила сквозь отверстия губной гармошки, а не просто попадала в них. Ведь воздух выходить с тыльной стороны гармошки, а затем ещё 7-9 см. движется параллельно язычку. Если же поток воздуха движется под углом, то вы сами того не желая меняете высоту нот, а некоторые ноты (верхние) при таком положении могут плохо прозвучать или не прозвучать вовсе. Это причина того, что у многих новичков проблема в звукоизвлечении на выдохе через 2-ое и 3-ье отверстия. Так же постарайтесь не переусердствовать в извлечении одиночной ноты. Такая проблема часто возникает у музыкантов прошедших начальный этап игры на губной гармошке. Вы спросите почему? Просто начинающие имеют скверную привычку сильно смыкать и напрягать губы при извлечении одиночной ноты. В свою очередь, это препятствует свободному прохождению воздуха, в результате проходит не максимально возможное количество воздуха. Старайтесь следить за оптимальной конфигурацией губ. Дабы добиться хорошего, качественного звука при наименьших затратах усилий. Во время игры на губной гармошке воздух из вас должен выходить только через губную гармошку. Просто у многих начинающих задействован ещё и нос, но это отражается на звучании, поэтому следует этого избегать. Если у вас по-прежнему задействован нос, то можете потренироваться на следующем упражнении. Зажмите ноздри пальцами (или каким-нибудь другим способом закройте ноздри). Начните медленно играть мажорную гамму вверх-вниз, по мере игры периодически затягивайте любую из нот настолько, насколько требуется для вашего дыхания. Такое упражнение на первых порах желательно выполнять регулярно, в несколько подходов по 1-3 минуты. Это научит вас использовать ноты для наполнения воздухом ваши лёгкие. Освоив это упражнение, вы можете использовать нос в коротких промежутках в том случае если нужно будет освободиться от лишнего воздуха. Но это уже будет осознанное действие, которое не отразиться на игре. Главное правило при дыхании во время игры на губной гармошке. Это — комфорт. Вы должны хорошо себя чувствовать, дабы сосредоточиться только на игре. Если в легких слишком много воздуха то старайтесь от него освободиться или наоборот, если мало, то наберите его. Всё должно быть на «автомате». Если основательно подойдете к изучению данного урока, то, думаю, в будущем вы ещё не раз скажете спасибо. Ведь если вы и впрямь нацелены, что бы стать приличным музыкантом «харпером», то без этого никак.
Источник