Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии
Светлана Позднякова
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно –сосудистой системы.
Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др., но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя);
• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного — средняя часть);
• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные прав
— воздух набирать через нос;
— плечи не поднимать;
— выдох должен быть длительным и плавным;
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
— дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
— необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действ ие.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.
1. «ТРУБАЧ»
• Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
Повторить 4—5 раз.
2. «ЧАСИКИ»
• И. п—Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
• 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
• 2-взмах руками назад-так (медленный выдох)
• Повторить 5-6 раз.
3. «ПЕТУХ»
• Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
• опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
• Повторить 5—6 раз.
4. «КАША КИПИТ»[/b]
• Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
• Выдыхая, громко произносить
• Повторить 3—4 раза.
5. «ПАРОВОЗИК»
• Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая
• Повторять в течение 20—30 секунд.
6. «НАСОС»
• Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки
• скользят вдоль туловища, при этом громко произносить
• Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
7. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая
• отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха
• Повторить 5—6 раз.
8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
• Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох,
• опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».
• Повторить 4—5 раз.
9. «МАЯТНИК»
• Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
• При наклоне—выдох, произносить
• Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.
10. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
• Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох,
• произносить «г-у-у у-у».
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь
Гиппократа «Не навреди!».
Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.
Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Прикреплённые файлы:
dyhatelnaja-gimnastika12_180ch.pptx | 542,82 Кб |
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей Профилактика многих заболеваний и предпатологических состояний может осуществляться средствами физического воспитания. Один из путей решения.
Дыхательная гимнастика при простудных заболеваниях Дыхательная гимнастика при простудных заболеваниях. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые.
Источник
Дыхательная гимнастика для здоровья детей. Консультация для родителей
Татьяна Помыткина
Дыхательная гимнастика для здоровья детей. Консультация для родителей
Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!
Почему дыхательная гимнастика нужна?
«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой»
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего
правильно дышать,можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыханиераспадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу.Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух.Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Важно! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
— воздух набирать через нос;
— плечи не поднимать;
— выдох должен быть длительным и плавным;
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещёпопеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение,а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову.Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку,как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
И налево взмахну.
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Вот еще пример некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.
Консультация «Дыхательная гимнастика» «Дыхательная гимнастика. Методика проведения» Дыхательная гимнастика- это один из способов профилактики и укрепления здоровья детей. Необходимое.
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика» «Дыхательная гимнастика» (консультация для родителей) Упражнения дыхательной гимнастики очень полезны для здоровья детей, они развивают.
Консультация «Дыхательная гимнастика» для детей ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Послушаем свое дыхание Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту.
Дыхательная гимнастика для здоровья. Рекомендации для родителей Выполнение упражнений дыхательной гимнастики поможет выработать у детей старшего дошкольного возраста способность к ритмическому дыханию.
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для детей!» Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для детей» Уважаемые родители! Одним из необходимых условий правильного развития, хорошего.
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой» ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ Для того чтобы разобраться, что такое дыхательная гимнастика, нужно понять, а что же.
Консультация для родителей (папка-передвижка) «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей» Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка? Упражнения дыхательной гимнастики.
Консультация для воспитателей «Играя, лечим. Дыхательная гимнастика» Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков — все это определяет необходимость.
Презентация для детей, педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика» Правильное дыхание очень важно для развития речи дошкольников. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные.
Консультация для родителей в ДОУ «Домашняя дыхательная гимнастика как средство развития речи» Взаимодействие с родителями ДОУ. «Домашняя дыхательная гимнастика – как средство развития речи». Подготовила учитель-логопед I категории.
Источник