- Картотека упражнений дыхательной гимнастики для детей 3-5 лет. картотека (младшая, средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Картотека дыхательной гимнастики для детей младшей и средней группы детского сада
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
Картотека упражнений дыхательной гимнастики для детей 3-5 лет.
картотека (младшая, средняя группа) на тему
Упражнения дыхательной гимнастики для детей младшей и средней группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека упражнений для дыхательной гимнастики | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дыхательной гимнастики для детей младшей и средней группы детского сада
Дыхательная гимнастика и иммунитет ребенка .
Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.
В осенне-весенний период эта дыхательная гимнастика будет являться отличным источникам профилактики ОРЗ и ОРВИ, а так же поможет, только что переболевшему ребенку, быстро восстановить здоровье.
Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система малыша будет развиваться правильно.
К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:
— улучшает кислородный обмен в организме;
— стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
— помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.
А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:
— вдох производится через нос; — плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
— выдыхать воздух следует плавно и длительно; — щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).
А чтобы не произошла гипервентиляция легких, необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений ребенком. После выполнения каждого комплекса упражнений, попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель : формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит »
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемоты»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемоты, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В картотеку включены различные дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.
пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы.
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика (+методические указания).
Дыхательна гимнастика укрепит иммунитет ребенка! Думаете, что это не так? В.
Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои.
Источник
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
Наталья Постаногова
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
Энергетической основой речи является дыхание. Правильно поставленное речевое дыхание играет большую роль в становлении звукопроизношения и способствует формированию выразительности речи.
Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Заключается оно в умении выполнять короткий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох через серединку язычка. Формированию такового умения способствуют любые игры на поддувание, например игры – вертушки, мыльные пузыри; комплексоы дыхательной гимнастики, которые способствуют формированию вначале правильного физиологического дыхания, а затем целенаправленного выдоха для развития речевого дыхания.
Цель их выполнения: Формирование правильного речевого дыхания на основе физиологического, способствующего как профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, так и выработке чистого и чёткого звукопроизношения.
Каждый комплекс решает определённые задачи как оздоровительные, так и речевые, которые прописаны перед комплексом. Выполнять их можно как в образовательных ситуациях, так и в режимные моменты.
Комплекс № 1. Учимся дышать носиком.
Задачи:1. Научить детей дышать через нос (вдох и выдох, подготовить к
выполнению более сложных дыхательных упражнений.
2. Развивать функцию артикуляционного аппарата.
3. Осуществлять профилактику простудных заболеваний верхних
дыхательных путей.
1. «Гладим носик». Погладить нос (его боковые части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5 – 6 раз.
2. «Два носика». Закрыть указательным пальцем левую ноздрю, правой осуществить вдох – выдох. Затем также левой. Сделать по 8 – 10 вдохов через каждую ноздрю.
3. «Кто мычит?» Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. «Сопротивление». При вдохе носом оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
5. «Песенки барашка». Спокойный вдох через нос.На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произносить звуки: «ба-бо-бу», «бо-бу-бы», «бу-бы-бэ», «г-м-м-м».
6. «Шарик». Сидя, или лёжа, чтоб спина имела опору. Спокойный вдох, затем резко выдохнуть через нос, одновременно резко втянув живот. Повторить 3 – 4 раза.
7. «Зевота». Сидя, расслабиться. Опустить голову, широко раскрыв рот.Вслух произнести: «о-о-хо-хо-о-о» — позевать. Повторить 6 – 6 раз.
8. «Змеиный язычок». Спокойный вдох, во время выдоха широко раскрыть рот и высовывать «змеиный» язычок как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повторить 5 – 6 раз.
Комплекс № 2. «На лужайке»
Задачи: 1. Формировать физиологическое дыхание (вдох и выдох через нос).
2. На основе физиологического дыхания учить детей
дифференцировать вдох через нос –выдох через рот.
3. Автоматизировать звуки (З) и (Ж) через звукоподражания.
1. «Пастушок». Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче (чтобы собрать разбежавшихся коров).оказать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
2. «Где коровы?» Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки придерживая боковую сторону носа с левой стороны. Глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и на выдохе произносить протяжно «м-м-м-м», звук должен быть звучным. Повторить, прижимая правую ноздрю.
3. «Цветущий луг». Дети стоят с закрытыми глазами и представляют разноцветный, цветущий луг. Вдох носом, на выдохе произносится произвольная фраза,например: «Ах, как вкусно пахнут цветы!»,или: «Ах, каой аромат!»
4. «Аист». Стоять прямо, поднять руки в стороны. Одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько секунд, удерживая равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». (6 – 7 раз).
5. «Ворона». Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох через нос. Затем медленно опустить руки, и на выдохе произнести «Кар!»
6. «Комарик». Сесть, ногами обхватив ножку стула, руки поставив на поясе. Вдохнуть через нос, медленно повернуть туловище в сторону, и на выдохе показать,как звенит комарик: «з-з-з-з-з», затем быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох, и поворот в другую сторону.
7. «Жук». Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, медленно опускать руки вниз, и показать,как долго жужжит большой жук: «ж-ж-ж-ж».
Комплекс № 3. «Полёт на луну».
Задачи: 1. Формировать речевое дыхание (короткий вдох через нос, и
длительный направленный выдох через рот).
2. Развивать координацию движений и речи.
3. Развивать артикуляционную моторику.
1. «Запускаем двигатель». И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и. п., выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди,при этом на одном выдохе произнести : «д-д-д». Если ребёнок владеет звуком (Р, произносить «р-р-р». Повторить 4-5раз.
2. «Летим на ракете». И. п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и. п. Долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую,протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить 4 – 6 раз.
3. «Надеваем шлем от скафандра». И. п. — сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. Выдох – развести руки в стороны,произнести: «Чик».Повторить 4-6раз.
4. «Пересаживаемся в луноход». И. п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и. п., выдох – полный присед, руки вперёд, произнести «Ух!» Повторить 4- 6 раз.
5. «Лунатики». И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. вдох – и. п., выдох – наклонить туловище в сторону,произнести : «Хи-хи-хи». Повторить по 3 – 4 разща в каждую сторону.
6. «Вернулись на землю». Мы рады возвращению, вдыхаем свежий воздух. И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны руки поднять вверх. Выдох – руки плавно опустить,произнести: «А-ах!» Повторить 4 – 6 раз.
Комплекс № 4. «Новый год».
Задачи: 1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического
(короткий вдох через нос, выдох через рот).
2. Укреплять мышцы спины.
3. Развивать артикуляционную моторику.
1. «Ёлочка нарядная». И. п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, немного развести руки в стороны. Выдох – полуприсяд, поворот туловища в сторону,и сказать: «Ах!». Повторить 3- 4 раза в каждую сторону.
2. «Бьют часы 12 раз». И. п. – сидя по- турецки, руки на затылке, сцеплены в замок. Спокойно вдохнуть, пауза 3секунды, выдох – наклониться в сторону,сказать: «Бом!» Повторить 12 раз.
3. «Хлопушка». И. п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны. Выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши,сказать: «Хлоп!» Повторить 6 – 8 раз.
4. «Сыграем на гармошке». И. п. – стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдох, пауза 3секунды, затем на выдохе наклон в левую сторону (растягиваем правый бок)и произносим: «Ля-а-а». Повторить по 3 – 4 раза в каждую сторону.
5. «Дед Мороз играет на дудочке». И. п. – стоя, поднести к губам воображаемую трубу. Движения пальцев имитируют нажимание клавиш на дудочке,при этом на выдохе произносим: «Ту-ту-ту-ту-ту». Повторить 6 – 8 раз.
6. «Задуем свечи». И. п. – стоя, держать в правой руке полоски цветной бумаги на уровне рта, левую руку положить на живот. Глубокий вдох ртом – надуть живот, затем длительно выдыхать, «гасит свечу», произносить звук Ф-Ф-Ф-Ф.
Комплекс № 5. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задачи: 1. Формировать фиксированный, плавный выдох через нос или рот,
либо их чередование.
2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению фрикативных
(щелевых)согласных звуков: (Ф, (В, (С, (З, (Ш, (Ж, (Щ, (Х,
1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м-м-м).
4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки). Сначала бе5з голоса, затем с голосом (а-а-а-а).
6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф-ф-ф-ф).
7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
8. Вдох через нос, высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс № 6. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задачи: 1. Формировать форсированный (толчкообразный) выдох через нос
или рот или чередование одного и другого.
2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению взрывных
1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.
2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! Ф! Ф)
3. Рот широко открыть, высунуть язык. Вдох и выдох ртом, толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
4. Вдох широко открытым ртом, выдох носом, толчкообразный (рот не закрывать).
5. Вдох через слегка сомкнутые губы, выдох толчкообразный, через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м)
6. Вдох через нос,выдох толчкообразный через углы рта: сначала через правый, затем через левый.
7. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох толчкообразный через «трубочку» (у! у! у)
Комплекс № 7. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задачи: 1. Формировать умение сочетать фиксированный и форсированный
2. Готовить артикуляционный аппарат к произнесению звуков –
аффрикат (ц, (ч, и групп согласных звуков разного способа
образования (тс, пл, вр, кр и т. д.)
1. Вдох носом, удлинённый выдох ртом с усилением в конце (ф….ф! ф)
2. Вдох носом. Выдох ртом толчкообразный, в конце переходящий в плавный (ф! ф! ф….)
3. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох удлинённый через «трубочку» с усилением в конце (у….у! у)
4. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (у! у! у….)
5. Вдох через слегка сомкнутые губы. Выдох удлинённый, через нос, с усилением в конце, с голосом (м…. м! м)
6. Вдох через слегка сомкнутые гудбу. Выдох через нос, толчкообразный, в конце переходящий в плавный (м! м! м)
7. Губы в улыбке, язычок спокойно лежит внизу рта. Вдох через нос, выдох удлинённый через рот, в конце переходящий в толчкообразный (с…с! с)
8. Губы в улыбке. Вдох носом. Выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (с! с! с….)
9. Вдох носом. Длительно произносить звук «Ш» с усилением в конце (ш…ш! ш)
10. Вдох носом. Кратко произносить звук «Ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш….)
Комплекс № 8. Дыхательно – речевые упражнения для часто болеющих детей
Задачи: 1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Через дыхательно – речевые упражнения осуществлять профилактику простудных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ).
1. «Прямая спинка». Ходьба на месте с энергичной работой рук, следить за осанкой и дыханием.
2. «Маятник». Во время ходьбы размахивать прямыми руками вперёд – назад и громко произносить «тик – так». (10 – 12 раз).
3. «Петух машет крыльями». Стоя на месте, поднять руки в стороны (вдох). Затем на выдохе хлопать руками по бёдрам и произносить протяжно: «Ку- ка- ре- ку» (5 – 6 раз).
4. «Починим колёса». Основная стойка. Вдох – руки поднять вперёд, на выдохе присесть, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп» (5 – 6 раз).
5. «Лыжник». И. п. – полуприсяд с наклоном вперёд. Имитация ходьбы на лыжах, на выдохе произносить «м-м-м-м» (1 -1,5 минуты).
6. «Гуси летят». Свободная ходьба по комнате. Вдох – руки поднять в стороны. На выдохе опускать руки вниз и протяжно произносит «гу-у-у-у» (3 – 4 раза).
7. «Паровозик». Ходьба по комнате друг за другом с согнутыми в локтях руками, приговаривая «чух- чух- чух- чух» (1 -1,5 минуты)\
8. «Сигнальщики». Подуть в дудочку, или сдуть ватку, «снежинку», чтобы был целенаправленный выдох посередине языка (не надувая щёк).
Комплекс№ 9. Дыхательно – речевые упражнения для детей в период реабилитации после перенесённого заболевания (ОРЗ).
Задачи: 1. Формировать печевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Через дыхательно – речевые упражнения способствовать оздоровлению органов дыхания.
1. «Мишка косолапый». Медленная ходьба по комнате на внешней стороне стопы 20 – 30 секунд (следить за осанкой и дыханием).
2. «Маятник». Во время хотьбы размахивать пряимыми руками вперёд – назад и произносить «тик – так» (8 – 10 раз).
3. «Петух машет крыльями». Стоя на месте, поднять руки в стороны – вдох. Выдох – опустить руки, похлопать по бёдрам и произнести протяжно: «Ку – ка – ре- ку». (5 – 6 раз).
4. «У мишки дом большой, а у зайки маленький». Вдох – потянуться вверх, подняться на носочки. Выдох – присесть. (3 – 4 раза).
5. «Комары летают». Сидя на стуле или на полу «по-турецки». Сделать вдох, на выдохе повернуться в сторону и протяжно произнести «з-з-з-з». Затем также в другую сторону (2 – 3 раз в каждую сторону).
6. «Поймай комара». И. п. то же. Сделать вдох, затем резкое движение вверх или в сторону с произнесением «ух-х-х» (3 – 5 раз).
7. «Сдуй комара с ладошки». И. п. то же. вдох носом, сделать губы дудочкой, и подуть на ладошку, затем также на другую (по 2 – 3 раза на каждую ладошку).
8. «Паровоз». Ходьба по комнате с согнутыми в локтях руками,приговаривая: «чух-чух-чух-чух» (1 – 1,5 минуты).
9. «Сдуй пушинку». Подуть на ладошку удлинённым выдохом, затем на другую (2 – 3 раза на каждую ладошку).
Комплекс № 10. Парадоксальная дыхательная гимнастика
Задачи: 1. Способствовать увеличению объёма вдоха и диафрагмального
2. Способствовать развитию чувства ритма.
«Ладошки». И. п. – встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом, и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, пассивный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
«Поясок». И. п. – встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого, шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время точка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
«Поклон». И. п. – встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперёд округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий, шумный вдох в короткой точке наклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
«Обними плечи». И. п. – встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого, шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе (спокойном, через рот) вернуться в исходное положение.
«Большой маятник». И. п. – встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперёд, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного отклониться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – ещё один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями, вернуться в исходное положение.
«Ушки». И. п. – встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий, шумный вдох носом. Пассвный выдох во время перевода головы к левому плечу. Коснувшись левого плеча, такой же вдох. Наклоны делать без перерыва.
«Малый маятник». И. п. – встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх – назад, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох пассивный, между двумя вдохами. Движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
«Танцевальные шаги». И. п. – встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный, свободный выдох. То же с другой ногой.
Комплекс № 11. Комплекс парадоксальных дыхательных упражнений «Кошечка» (по Стрельниковой).
Задачи: 1. Способствовать увеличению объёма вдоха и диафрагмального
2. Способствовать развитию выразительности движений и мимики.
1. «Кошка проснулась».Педагог говорит: «Кошка проснулась, потягивается, нам лапками машет. Выполняется, как упражнение «Ладошки»,но на каждый вдох поднимаем ногу: то правую, то левую.
2. «Кошка ловит птичку».Педагог говорит: «Вот птичка летает, а кошечка её хочет поймать». И. п. – встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать лёгкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте одновременное с коротким, шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка что-то ловит). На выдохе вернуться в исходное положение.
3. «Кошка ищет мышку».Педагог говорит: «Улетела птичка, не поймала её кошечка. Вот она отправилась на охоту, мышку ищет». И. п. — встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо_ короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Выдох пассивный между вдохами.
4. «Кошка крадётся». Выполняется упражнение «перекаты». И. п. – правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, слегка присесть на ней- вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади ногу, слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.
5. «Кошка отдыхает». И. п. – лёжа на спине, одна рука на животе, на грудной клетке. Глубокий вдох через нос, чтоб не шевелилась грудь, а надувался живот. Затем, в конце короткий вдох, задержали воздух на 1 – 2 секунды,и на выдохе произносим: «Мя-а-ау-у».
Пособие «Дракончики» для дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой.
Картотека дыхательной гимнастики (подготовительная к школе группа) Дыхательная гимнастика подготовительная к школе группа (6-7 лет) ВОСПИТАТЕЛЬ: Новикова Инна Геннадьевна № 1 Жуки Дети сидят на стульях,.
Картотека дыхательной гимнастики для первой и второй младших групп Картотека дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп. Подготовила воспитатель Морозова Н. С. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться.
Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель Васильева С. Н Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на.
Картотека дыхательной гимнастики для средней группы Средняя группа Комплекс №1 1. «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину,.
Картотека дыхательной гимнастики (вторая младшая группа) КАРТАТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2 младшая группа. Упражнение 1. ПУЗЫРЬ. Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц.
Картотека «Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики» КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике.
Картотека комплексов артикуляционной гимнастики Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. 1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность.
Картотека комплексов гимнастики после сна Карточка № 1 «ПЕТУШОК» 1. «Петушок спит» И. п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 — поднять прямые ноги.
Пособия для дыхательной гимнастики. Цель : развивать речевое дыхание, закреплять знания об осенних изменениях в природе. На сайте МААМ есть много постов о пользе дыхательной.
Источник