Урок 5. Сценическая речь
Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи.
Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд.
Содержание:
В этом уроке мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.
Что такое сценическая речь?
Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.
Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена.
Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.
Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.
К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.
Техника речи: советы и упражнения
Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора.
Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление.
То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.
Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.
Упражнения для постановки дыхания
Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом:
- С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
- Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).
Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.
- Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
- Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.
Упражнения для артикуляции
Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.
Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.
Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Добыл бобов бобыль.
- Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
Упражнения для звучания
Звучание – тональность, диапазон, интонация:
- Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
- Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
- Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.
Упражнения для дикции
Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения:
- Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
- Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
- Можно читать любой текст с закрытым ртом.
Это далеко не все возможные упражнения, но, даже выполняя только их, со временем вы улучшите свои навыки.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А напоследок вам предстоит пройти экзамен по материалу всего курса.
Источник
Дыхательная гимнастика для актеров театра
Правильное дыхание бывает только одно! И при устной речи, и при беге, и даже во время родов нужно уметь правильно дышать.
К сожалению, нас этому никто не учит: ни в детстве родители, ни в школе учителя, ни в институте преподаватели. Но правильно научиться дышать никогда не поздно.
Так как же правильно дышать? Для начала разберемся как происходит дыхание, как устроены органы речевого и голосового аппарата, и как создается звук вообще. Всем известно, что дышим мы легкими. А что заставляет сжиматься или расширяться легкие? За этот процесс отвечают мышцы грудной клетки и мало кому известный важный орган брюшной полости – диафрагма.
Именно диафрагмальное дыхание является правильным! При диафрагмальном дыхании, диафрагма напрягается и растягивает нижнюю часть легких, в которую поступает воздух. При этом, создается впечатление, что человек дышит животом. Именно такая техника дыхания является правильной, потому что при таком способе возможно полное заполнение легких воздухом. Если же вы дышите грудью, то воздух заполняет сначала среднюю, а затем верхнюю часть легких, а нижняя часть остается нетронутой, и вы не используете объем своих легких в полной мере.
Кроме того, диафрагмальное дыхание является важным с точки зрения постановки голоса. При правильной техники голоса диафрагма напряжена и поток воздуха, участвующий в произношении, как бы опирается на диафрагму.
Как узнать правильно ли вы дышите?
Обратите внимание на то в какую часть легких поступает воздух при вдохе. При правильном дыхании воздух поступает в нижнюю часть легких, т.е. легкие начинают заполняться как сосуд водой с низу доверху. Такое дыхание называют еще дыханием животом, которое свойственно большинству мужчин. Большинство женщин, к сожалению, дышат неправильно – грудью, такое дыхание называется грудным. Тем не менее правильное дыхание одно без зависимости от половой принадлежности.
Как правильно дышать диафрагмой?
Чтобы научиться правильно дышать вам надо четко разграничить и понять различие в дыхательной техники на уровне мышц и подсознания. Но все приходит не сразу и для начала поделайте несколько упражнений, чтобы на осознанном уровне понять принцип диафрагмального дыхания. Выдохните воздух до предела. Если вы сделали правильно, то ваш живот должен быть втянут в себя, иначе в нижней части ваших легких еще остался воздух. Теперь начинайте медленно вдыхать носом и следите за тем, чтобы расширялся живот, а не грудь. Очень важно, чтобы мышцы грудной клетки не работали вообще. Если при дыхании шевелится и грудь и живот, то вы дышите неправильно. Добейтесь того, чтобы при дыхании грудная клетка не двигалась вообще, а в движение приходил только живот. Попробуйте несколько вдохов сделать только животом, а несколько только грудью.
Источник
Дыхательная гимнастика для актеров театра
Итак, надеюсь, Вы уже поняли, как нужно правильно дышать. Старайтесь дышать так постоянно, контролируя свое осознанное, и со временем вы будете так дышать постоянно на автомате.
Дальнейшие дыхательные упражнения помогут закрепить отработанные навыки и развить диафрагмальную мышцу, которая очень важна в образовании тембра голоса.
Упражнения для техники дыхания различаются на два вида: упражнения задержанного дыхания и Стрельниковская гимнастика.
Упражнения для задержанного дыхания для развития голоса
Исходное положение для задержанного дыхания (З.Д.) – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, корпус свободный и прямой. На звук пф-ф-ф-ф медленно через рот выдуваем из себя весь воздух (сдутый шарик). При выдохе должен образовываться барьер, то есть Вы напрягаете мышцы живота, чтобы преодолеть сопротивление выходящего воздуха. Затем берем резкий глубокий вдох через нос и такой же резкий и полный выдох через рот до конца – так чтобы воздуха у Вас не осталось вообще. Не вдыхаем, подтянули пресс и в таком «безвоздушье» делаем физическое упражнение. Когда начинаем отдыхиваться важно помнить, что вдох – всегда через нос, выдох – всегда через рот, плечи не поднимать, дышите животом. Перед каждым упражнением техника выдоха одна и та же, различаются только сами физические упражнения, которые делаются на задержанном дыхании.
Вот эти упражнения.
1. З.Д. – «Крылышки (с поворотами)». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, корпус свободный и прямой. На звук пф-ф-ф-ф медленно через рот выдуваем из себя весь воздух, затем берем резкий глубокий вдох через нос и такой же резкий и полный выдох через рот. Держимся в таком положении и начинаем делать физические упражнения как на физкультуре – взмахи руками от груди в стороны с поворотами корпуса. На «раз – два» поворот корпуса влево, руки согнуты в локтях, на «три – четыре» руки разгибаем до конца как можно дальше. Потом так же в другую сторону. Делаем до тех пор пока уже не можем дышать. Теперь остановились, дышим через нос, выдыхаем через рот, следите, чтобы дыхание происходило животом, грудь и плечи неподвижны.
2. З.Д. – «Плечи» – круговые движения плечами. На задержанном дыхании делаем круговые движения плечами до тех пор пока уже совсем не хватает воздуха. При вдохе опять же следите за животом
3. З.Д. – «Кулачки + запястья» – руки вытянуты вперед, кулачки сильно сжаты, затем руки в стороны, тянем запястья вверх. Держим пресс и дыхание, не дышим вообще. Помните что в легких не должно быть воздуха вообще и пресс должен быть подтянут. Это упражнение полезно так же тем, что освобождает от мышечных зажимов.
4. З.Д. – «Диагонали». При выдохе и задержке дыхания тянем правую руку в левый верхний угол, напрягаемся, вытягиваемся так, чтобы правая рука и правая нога были как диагональ. Левая опорная. Потом так же в другую сторону. Не дышим во время упражнения!
5. З.Д. «Наклон в пол». Наклоняем корпус вниз, руками тянемся до пола пока не хватит дыхания. Возвращаемся в исходную позу и отдыхиваемся.
6. З.Д. «Березка» спина. Делаем упражнение березка как на занятиях в школе по физкультуре, только с задержанным дыханием.
7. З.Д. Плуг (из положения березка ноги прямые ноги тянуться к голове, можно даже положить их на пол)
8. З.Д. – «Рожица» – рот кругло приоткрыт, кончик языка тянется вперед, глаза «на затылок».
Упражнения для Стрельниковской гимнастики.
Исходное положение для Стрельниковской гимнастики (Ст.) – ноги на ширине плеч, делаем резкие короткие вдохи через нос (как будто что-то подгорело), счет всегда ведется на 8 до 96. т.е. 12 восьмерок. В комплексе с упражнениями задержанного дыхания до 48. Вдох производится одновременно с физическим действием! То есть, на «и-и» делаем физическое упражнение, сопровождающееся резким вдохом, и доходим до крайней точки. На «раз» возвращаемся в исходное положение с выдохом. На «и-и» доходим до крайней точки с резким вдохом, на «два» возвращаемся обратно с выдохом.
Начинайте с небольшого количества повторений. Например с 24, потом увеличивайте до 48 и до 96 соответственно.
Вот эти упражнения
1. Ст. – «Ушки». Стоим прямо, сгибаем шеи и кладем голову на плечо до упора резко. Главное не переусердствуйте и не повредите шею, движения должны быть комфортными и свободными. При опукании головы на плечо резко вдыхаем через нос животом.
2. Ст. – «Повороты головы» Делаем тоже самое, только повороты головы происходят вправо и влево, корпус и плечи на месте. При поворотах ловите глазами две крайние точки, чтобы не кружилась голова!
3. Ст. – «Маленький маятник» – наклоны головы вперед и назад. На каждый наклон резкий вдох. Считайте про себя до 48 или до 96.
4. Ст. – «Кошечка» – повороты назад с приседанием и сжатием кулачков, бедра на месте, держать точку! Поворачиваем корпус вдоль оси влево, бедра остаются на месте и вместе с поворотом немного приседаем в коленях. Локти держим прижатыми друг к другу. При повороте корпуса вдыхаем, должно появляться ощущение замка. Повторяем поочередно повороты вправо и влево. Считаем нужное количество повторений.
5. Ст. – «Обними плечи». Руки согнуты в локтях, держим их перед собой, как будто сидим за партой (правая снизу, левая сверху). Делаем резкие движения на встречу друг другу и резкий вдох. Разводим руки выдыхаем через рот, меняем (правую наверх, левую вниз), повторяем то же самое.
6. Ст. – «Насос» – тянутся к полу, вдыхаем, на выдохе распрямляемся.
7. Ст. – «Перекаты» – приседая, переносим тяжесть тела с одной ноги на другую
8. Ст. – «Рок-н-ролл» – приседая, поочередно подтягиваем колени к противоположному плечу.
Уделяйте каждый день по 15-20 мин. Этим упражнениям и через некоторое время Вы поставите себе голос и разовьете свой природный темб, почувствуете силу голоса и услышите естественное звучание.
Источник