Двигательная гимнастика с речью для детей

Консультация для педагогов МДОУ «Влияние физических упражнений на развитие речи»

Елена Смирнова
Консультация для педагогов МДОУ «Влияние физических упражнений на развитие речи»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение — это преграда любой болезни.

Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речиребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.

Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражненияпроводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по

развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

1. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М. : Арктур, 2001.

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999.

В помощь воспитателям: оформление в группе уголка по развитию эмоциональной сферы Сейчас научить ребёнка читать, считать и писать гораздо проще, чем научить его сопереживать, понимать и чувствовать рядом с собой другого.

Эссе «Я работаю с дошкольником» «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством». Уильям Чэннинг.

Источник

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

Катерина Бочарова
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

Успешность коррекционной работы предполагает активное участие в нём родителей. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно важно, чтобы родители умели выполнять задания в домашних условиях.

Существуют разнообразные упражнения, игры, множество гимнастик для развития органов артикуляции, а так же пальчиковых игр, которые родители могут проводить с ребёнком дома. Но остановимся мы на речедвигательных упражнениях с элементами психогимнастики. Очень важно понять значение таких упражнений,которые:

• Развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Стимулируют речевое развитие;

• Повышают работоспособность головного мозга;

• Оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм;

• Нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения.

Рекомендации для проведения упражнений.

В зависимости от возраста ребёнок может сидеть либо за столом, либо на коврике. Движения и речевой материал заучивать предварительно не обязательно – упражнения проводятся по подражанию вместе с Вами (со взрослым). Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными, проводить их нужно в игровой форме, чтобы они приносили Вашему ребёнку радость и удовлетворение. При выполнении упражнений можно включить негромкую, спокойную музыку, чтобы создать соответствующий настрой. Ваша речь должна быть четкой и понятной ребёнку, не бойтесь использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.

Теперь я приведу Вам несколько игровых упражнений, которые пользуются успехом у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Взрослый имитирует «бросание» воображаемой шишки, ребёнок совершает хватательное движение рукой

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали,

Сильно сжимаем кулачок

В стороны бросали,

Выполняем бросающие движения

А ручки отдыхали.

Потряхиваем расслабленно кистями рук.

Я выполняю это упражнение с небольшой группой детей. Детям младшего возраста для привлечения внимания при «бросании»можно сказать: «Саша, лови!». Более старшие дети следят за направлением взгляда и движением руки взрослого. Дети могут «ловить шишки» сначала правой рукой, потом левой, либо поймать правой и переложить в левую. Когда ребёнку уже знакомо это упражнение, можно увеличивать темп и «бросать шишки» неожиданно. Дети с большим удовольствием выполняют эти задания.

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо.

Съёживаемся, обнимая себя за плечи.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки.

Расправляем плечи, расслабляемся.

Данное упражнение развивает умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.

В море мы нашли ракушку.

Складываем ладони лодочкой.

Мы её приложим к ушку,

Прикладываем ладонь к правому уху, голову наклоняем к правому плечу.

И суровою зимой

Прикладываем ладонь к левому уху

Будем слушать мы прибой.

Наклоняем голову к левому плечу.

Упражнение снимает напряжение с мышц плеч и шеи, а так же повышает уровень психической активности.

Стоя сгибаем руки в локтях перед грудью.

Вот окошко распахнулось.

Раздвигаем руки в стороны.

Вышла кошка на карниз.

Выполняем плавные движения руками.

Посмотрела кошка вправо,

Поворачиваем голову вправо.

Посмотрела кошка вниз.

Опускаем голову вниз.

Кошка влево повернулась,

Поворачиваем голову влево.

Проводила взглядом мух,

Выполняем круговые движения головой.

Тянем руки вверх, улыбаемся.

И уселась на карниз.

Приседаем на корточки.

Для детей старшего возраста предлагаю следить только глазами, не поворачивая головы. Упражнение формирует пространственное восприятие, развивает координацию движений и глазодвигательные функции.

Как Вы смогли убедиться, упражнения не занимают много времени и не вызывают сложностей в их проведении.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями Взаимодействие учителя – логопеда с родителями. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное.

Годовой план работы логопункта. Годовой план работы логопункта детского сада № 69 ОАО «АВИСМА» на 2012-1013 учебный год. учитель-логопед Глотова Н. Г. Раздел работы:.

Источник

Развитие речи детей среднего возраста посредством упражнений утренней гимнастики

СветланаФ
Развитие речи детей среднего возраста посредством упражнений утренней гимнастики

Тема: «Развитие речи детей среднего возраста посредством упражнений утренней гимнастики»

Известно:чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как Иван. Петрович. Павлов, Алексей. Александ. Леонтьев

Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

!Движение — это жизненная необходимость для развития ребенка.

Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

А т. к я работаю в логопедической группе, поэтому буду опираться в своей речи на освой опыт.

Если мы говорим о детях среднего возраста, то дети попадающие в коррекционную группу по показаниям мед. комиссии, соматически (Телесно:дыхание,пораж нерв сист) ослаблены.

• нарушено дыхание и голосообразование;

• нарушение общей и мелкой моторики;

• расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

• низкая концентрация и неустойчивость внимания;

• нарушение памяти (особенно слуховой);

• снижение уровня развития воображения, мышления.

Поэтому важную роль для коррекции психомоторики (приводящее в движение мышление) и физического развитияв коррекционной группе играют: утренняя гимнастика, занятия физкультурой, и упражнения на развитие дыхания. Они являются составной частью всей системы работы с детьми.

!Я хотела бы поговорить о утренней гимнастике.

Утренняя гимнастика играет важную роль в развитии речи,если в нее включены: самомассаж, координация речи с движением, дыхательные упражнения,.

!При использовании игр и упражнений на координацию речис движением мы решаем следующие задачи:

-становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

-развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;

-воспитание чувства ритма и темпа;

-формирование слухового внимания, восприятия и памяти;

-развитие физиологического и речевого дыхания;

-активизация речевых процессов;

-воспитание умения работать сообща.

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения.

-Игра «Знакомство» давайте немного поиграем.

Сидит белка на тележке, Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, Присесть, встать.

Воробью, синичке, Взмахи руками, вверх, вниз (2 раза).

Мишке толстопятому, Изображают медведя.

Заиньке усатому. Два прыжка вверх.

Кому в платок, Шаги в сочетании с хлопками.

Кому в зубок, Наклоны вперед с разведением рук.

! Массаж и самомассаж.

Массаж и Самомассаж – это средства профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается

нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных

ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного

мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая.

Продолжительность их невелика (всего 2-3 мин, а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровождался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.

Массаж обладает тонизирующим действием поэтому его нежелательно осуществлять перед дневным сном.

-А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться — погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, голень

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос, губы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

2игра Массаж рук и ног

(в соответствии с текстом)

Делая массаж, следует обратить внимание детейна правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти к плечу, ноги – от щиколотки вверх до бедра.

Я в ладоши хлопаю

Вы погладьте ручки,

Чтоб играли лучше.

Вы погладьте ножки,

Чтобы бегали по дорожке.

!Дыхательные упражненияприносят неоценимую пользу всему детскому организму:способствует: скорейшему просыпанию; работоспособности; тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной системы; повышает активность мозга, а правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить звуки, преодолевать речевые запинки.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении.

Не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Во время проведения игр и упражнений для развитиядыхания необходим постоянный контроль за правильностью дыхания: вдох должен быть через нос, а выдох через рот; щёки не надувать.

Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.

Дыхательная гимнастика. (поиграть)

«Ветер – ветерок – буря»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать,имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» — вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» — вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»

Повторить 3 – 4 раза

Могу с уверенностью сказать, что утренняя гимнастика оказывает положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

На память о сегодняшней встрече, кому это интересно, могу поделиться картотекой комплексов утренней гимнастики и различных игр для среднего возраста на учебный год по темам недели.

!Спасибо за внимание!

Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 14 «Умка» «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых.

Исследовательская работа «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики» «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики» Аннотация к исследовательской работе.

Картотека игр и упражнений на развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА Кошка и котенок.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ. Материал: крышечки.

Развитие речи детей в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики Отечественные физиологи отмечали, что развитие рук непосредственно связанны с развитием мозга. Применяя пальчиковую гимнастику, мы получаем.

План-конспект игровой утренней гимнастики для среднего дошкольного возраста «Птицы» Цель утренней гимнастики: создать у детей бодрое настроение на весь день, подготовить организм к активной деятельности. Задачи решаются.

Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческой деятельности личности, одним из средств.

Сборник упражнений утренней тематической гимнастики, направленных на развитие двигательной активности детей раннего возраста Пояснительная записка Наука не стоит на месте. Каждый день в той или иной научной области происходит какое-либо новое открытие. Дошкольная.

Источник

Читайте также:  Кундалини йога корневой замок
Оцените статью