Духовная гимнастика для детей

Восточная оздоровительная гимнастика для детей

Галина Дзингель
Восточная оздоровительная гимнастика для детей

Восточная оздоровительная гимнастика.

Древняя восточная медицина знала множество средств оздоровления, и одно из них – гимнастика. Конечно, она немного странна для европейца, но весьма полезна для многих систем организма и для опорно-двигательного аппарата.

Восточная гимнастика мягко тренирует весь организм, повышает его выносливость. Ею можно заниматься при любой физической подготовке. Практикуя йогу, с помощью переходных расслабляющих поз, вы сможете регулировать нагрузки. При удержании позы (асаны) происходит перераспределение крови, за счёт чего к определённым органам поступает больше кислорода. Йога позволяет эффективно укрепить мышцы, суставы, сделать тело более гибким и подвижным.

Одним из главных направлений работы нашего детского сада является создание условий для более гармоничного развития дошкольников, их физического, умственного развития. Большую роль в работе детского сада отводится деятельности, ориентированной на создание здоровой развивающей среды, укреплению природного защитного механизма, поддержанию постоянства внутренней среды организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к окружающей природной и социальной среде).

Известно,что на состояние здоровья ребенка влияют следующие факторы:

климатогеографический фактор: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, дефицит двигательной активности;

биологические: состояние здоровья женщин, уровень жизни, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, неполноценное питание;

• нехватка витаминов, отсутствие набора свежих продуктов необходимых для детского растущего организма;

социальные факторы: психологический климат в семье, отношение к здоровому образу жизни;

• недостаточность врачебного контроля.

Коллектив детского сада «Теремок» обратил внимание на обучение детей искусству быть здоровым, освоил и использует комплексы статических физических и дыхательных упражнений восточной гимнастики.

Целью работы по оздоровительной методике является формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни. Для еёдостижения необходимо решить ряд задач:

1. Помочь ребёнку осознанно включится в работу по укреплению психофизического здоровья.

2. Формировать здоровый организм ребёнка через активную деятельность.

3. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию.

4. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка.

5. Направлять совместную работу педагогического коллектива МДОУ и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка.

Выбор нетрадиционной методики неслучаен. Поскольку многолетний опыт практической работы в школах и детских садах, где внедряются подобные нетрадиционные методы оздоровления, показал положительные результаты, где данная нетрадиционная система тысячелетиями дарила людям здоровье.

До внедрения спортивных занятий на основе данных комплексов упражнений анализ заболеваемости у детей показывал на достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушение осанки, а также наличие частых простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало тревогу у коллектива, назрела необходимость заняться оздоровлением детей.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в нашем детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей, и добиться хороших результатов в оздоровлении детей возможно только благодаря совместным усилиям педагогического коллектива, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовки к оздоровительным мероприятиям.

Занятия с использованием комплексов статических физических и дыхательных упражнений восточной гимнастики на детей действуют успокаивающе. Обладая природной гибкостью и чувством равновесия, дети обычно легко осваивают позы (асаны, быстрее, чем взрослые и быстро достигают успеха.

Регулярные занятия помогают ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепить здоровье, повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям. Правильно поставленное дыхание, избавляет детей от всевозможных заболеваний дыхательных путей. А использование диафрагмы в процессе дыхания, способствует правильному расположению органов в брюшной полости.

Для ведения физкультурных занятий в детском саду имеется спортивный зал, сухой бассейн, спортивный уголок. Оздоровительные занятия, проводятся после обеда после дневного сна, по времени занятия проводятся 25–30 минут в зависимости от возрастной группы детей.

За 3 года применении методик оздоровления в детском саду появились положительные результаты оздоровления детей, которые были отслежены по медицинским показателям, отзывам воспитателей и родителей. Что привело к снижению уровня заболеваемости хронических и простудных заболеваний, ОРЗ.

Динамика здоровья воспитанников.

В целом динамика здоровья воспитанников положительна, о чем свидетельствуют:

– сравнительный анализ заболеваемости детей

– количество пропущенных дето/дней на 1 ребенка

В каждое упражнение включены виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика.

В комплекс оздоровительных занятий включается:

• элементы массажа конечностей,

• дыхательная гимнастика.

Упражнения восточной гимнастики используются в общеразвивающей части физкультурных занятий или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется специально организованного места, её можно проводить в любом помещении, в любой лёгкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в лёгких носочках.

Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка, чередуя с расслаблением отдельных частей руки. Комплекс используется в работе с детьми, начиная с 3-летнего возраста, но в укороченном варианте.

И. п. Ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.

1-2 – поочерёдно развести руки ладонями вверх, начиная с правой, 3-4 –и. п., 5-6 – повторить разведение рук, но ладонями вниз, 7-8 –и. п. (5-6 раз)

Дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.

1-8- одновременные круговые вращения руками и кистями вправо (полный круг,9-16-повторить то же влево(3-4 раза).

Мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за правильной осанкой.Образ: ветерок колышет листочки (руки).

И. п. Руки вытянуты вперёд.

1-4- медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями, 5-6- то же с перемещением, рук вниз (30-40 минут).

Кисти рук максимально расслаблены.

И. п. Руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперёд, левая сжата в кулак.

1-2 – поочерёдно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать, 1-2-3-4 – то же упражнение выполняется быстрее. (30 сек.)

№5 «Китайский веер»

И. п. Руки согнуты на уровне лица, ладони обращены вперёд, пальцы сжаты в кулаки.

1-4 – поочерёдно круговые вееровые движения пальцами, начиная от мизинца, 5-8 – повторить в обратном направлении (5-6 раз)

Выполнять с полной амплитудой движения пальцами.Образ: раскрываем китайский веер (пальцы) закрываем.

И. п. Ладони обеих рук сложены вперёд.

1-4 – змеевидные движения руками вперёд, 5-8 – вверх, 9-12 – вправо, 13-16 – влево. (2 цикла)

Кисть не разъединять, держать симметрично.

№7 «Птичка и птенчики»

И. п. — руки согнуть в локтях вперёд, пальцы широко расставлены

1-4 – пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочерёдно касается большого (птички, 5-8 – повторить в обратном направлении (4 раза)

Сначала изучить в медленном темпе без музыкального сопровождения.Образ: птичка (большой палец) кормит птенчиков.

И. п. – руки с переплетёнными пальцами находятся перед грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка расслаблены.

1-4 – руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями кистями вправо-влево, пальцы не размыкать, 5-8 – руки опускаются вниз (2-3 раза)

Ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки в локтях в положении вверху и внизу

И. п. –руки в положении упражнения №8

1-4 – круговые волнообразные движения соединёнными кистями вправо, 5-8 – влево (2 цикла)

Выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.

И. п. — руки в положении упражнения №8, но локти соединены.

1-4 – круговые вращения соединёнными кистями вверх, 5-8 – вниз (30 сек.)

№ 11 «Парус и лодочка»

И. п. – пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь, локти в стороны.

1- с лёгким поворотом туловища наружу вправо, 2- и. п., 3- то же влево,4 – и. п., 5 – руки ладонями вперёд, 6 – и. п., 7 – то же вверх, 8 – и. п. (4 раза)

Действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы.Образ: ветерок подул с левой стороны – парус надулся вправо

№12 «Натянутый лук»

И. п. – руки ладонями наружу, пальцы переплетены

1-8 –пружинящие движения руками назад (2 раза)

Активно прогнуть в спине.

№ 13 «Солнышко вращается»

И. п. – руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены

1-4 – вращение руками и туловищем вправо, 5-8 – влево (2-3 раза)

Выполнять с широкой амплитудой движения в пояснице

И. п. – руки согнуты в локтях перед лицом, ладонями вперёд

1-2 – попеременные движения ладонями вверх, прикасаясь к воображаемому стеклу, 3-4 – то же вниз, 5-6 – вправо-влево, 7-8 – и. п. (30-40 сек.)

Обратить внимание детей на положение кистей в одной плоскости, спина прямая

№ 15 «Принцесса Востока»

И. п. руки согнуты в локтях на уровне шеи ладонями вниз, пальцы переплетены

1-2 – движение головой вперёд-назад, 3-4 – вправо-влево, 5-8 – по кругу (30 сек.)

Плечи неподвижны, спина прямая, работают только мышцы шеи т головы.

Плавание как средство оздоровления детей в ДОУ Уметь плавать — это прекрасно. Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья,.

Уголок инструктора по физической культуре Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем следующие формы работы: Наглядные уголки для родителей,.

Источник

Физическая культура в жизни христианина

Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

«Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: «Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1 Кор.6,20)

По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные — это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

Святы отцы о физкультуре

В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей».

К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, — как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

Роль физкультуры в нашей жизни

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует. А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» — не значит «вредно».

По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, — такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят: рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, — и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение — это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
В свое время К.Д.Ушинский писал: «Для нас любая нехристианская педагогика — вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди». Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая — » безголовая» и однобокая.

Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения — это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

О православной культуре и культуре здоровья

Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь…Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа…» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

«Все мне позволительно, но не все полезно…»

В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., — вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется — «культурно провести время». А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

Каким видом спорта заняться?

Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних — женщин, стариков и детей, — наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Источник

Читайте также:  Йога это спорт или отдых
Оцените статью