Доступность физических упражнений это

Доступность физических упражнений это

Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Учебное задание должно предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения. Если материал не представляет трудности то он мало интересен и не стимулирует проявлению трудолюбия, настойчивости, повышению активности учащихся. Экспериментально выделено 3 зоны сложности заданий: 1 – зона безразличной сложности; 2 – ­зона стимулирующей сложности; 3 – зона угнетающей сложности. Трудность учебного задания должна приближаться к границе между 2 и 3 зонами.

Критерием доступности служит психофизиологическая реакция организма на учебную нагрузку, не превышающая допустимых норм. Чрезмерная физическая нагрузка может иметь очень серьезные отрицательные последствия и даже вызвать необратимые изменения в некоторых системах и органах. Следовательно, основное назначение принципа доступности и индивидуализации состоит в том, чтобы, во первых, обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для развития двигательных способностей, формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физической работоспособности. Во-вторых, исключить негативные, вредные последствия для; орга­низма человека чрезмерных, непосильных тренировочных нагру­зок, требований, заданий.

Таким образом, в этом принципе сконцентрировано фактически основное назначение всего физического воспитания, сущность ко­торого можно кратко выразить формулой – эффективно совершен­ствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью.

Доступность задания и индивидуальные особенности занимающихся очень сильно взаимосвязаны. Доступность учебного материала всегда индивидуальна: то, что доступно одному, может быть не по силам другому.

Читайте также:  Спортивные коврики для фитнеса йоги

Доступность задания определяется рядом факторов:

1. Чем больше информации заложено в двигательном действии, тем ниже его доступность. Следовательно, каждое новое физическое упражнение, несущее в себе много нового неизвестного, ранее не встречаемого, потребует более длительного периода обучения.

2. Оценивая доступность физического упражнения, следует учитывать его структурную сложность и величину психофизиологических усилий, затрачиваемых на выполнение.

3. Доступность обучения двигательному действию определяется уровнем развития соответствующих двигательных способностей.

Одним из центральных вопросов физического воспита­ния является определение меры доступного для каждого индиви­дуума на всех этапах физкультурно-спортивных занятий. Мера доступности нагрузок пока, к сожалению, зачастую определяется методом проб и оши­бок, не обеспечивая должного эффекта. В настоящее время для ее определения разработаны некоторые общие положения, которые служат лишь ориентирами в реализации принципа на практике:

1. Определяя меру доступного, преподаватель может руково­дствоваться учебными программами и нормативными требованиями, установленными для различных возрастных и поло­вых контингентов населения на основе исследовательских мате­риалов и практического опыта. При этом надо иметь в виду, что данные нормативы и задания являются усредненными, а следова­тельно, зачастую и непригодными для конкретного человека.

2. Величины доступности (также усредненные), зафиксирован­ные в нормативных основах отечественной системы физического воспитания – в зачетных тестах, спортивной классификации, во­енно-спортивных комплексах, – также можно использовать в прак­тической работе в качестве исходных ориентиров определения на­грузок.

3. Сведения об индивидуальных возможностях занимающихся преподаватель может получить в результате применения различ­ных тестов по физической и технической подготовке, педагогиче­ских наблюдений, а также систематического врачебно-педагогического контроля, включающего различные функциональные пробы. На основе всех этих данных возможно более конкретное прибли­жение к определению оптимальных индивидуальных нагрузок.

4. Важным моментом для определения допустимых нагрузок и заданий является положение о постепенности их увеличения и ус­ложнения. Само собой разумеется, поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и соответст­вующие нагрузки необходимо увеличить без резких скачков.

5. Для практического осуществления принципа доступности важно соблюдать некоторые методические правила, как то: от лег­кого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосво­енному. В этих правилах выражено требование о преемственности занятий, согласно которому необходимо распределять учебный ма­териал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.

Существуют объективные и субъек­тивные показатели для определения дос­тупных нагрузок и заданий. В объективные входят:

1) показатели здоровья (они определяются медиками – кардио­граммы, артериальное давление, различные функциональные про­бы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие);

2) показатели тренированности (динамика спортивных резуль­татов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и техниче­ской подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.

К субъективным критериям, дающим важную информацию о доступности нагрузок, обычно относят: сон, аппетит, самочувст­вие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и т.д. При этом надо отметить, что в сфере физического воспитания и массового спорта преподаватель-тренер пока вынужден зачастую руководствоваться при определении нагрузок данными преимуще­ственно субъективного характера, которые он получает от зани­мающихся. В спорте высших достижений уже широко использу­ются объективные критерии.

Источник

Дидактические (методические) принципы физического воспитания

Сайт: Платформа онлайн-обучения БФУ им. И. Канта
Курс: Теория и методика физической культуры
Книга: Дидактические (методические) принципы физического воспитания
Напечатано:: Гость
Дата: Tuesday, 5 October 2021, 04:52

Описание

Данный ресурс сделан в виде книги, он отличается от предыдущих текстовых страниц тем, что является подшивкой таких же страниц и имеет собственную внутреннюю навигацию. Обратите внимание на оглавление в правой части экрана, а также на кнопки (треугольники) для перехода к следующей или предыдущей странице над и под текстом.

Оглавление

1. Принцип сознательности и активности

Предусматривает определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в формировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и само-совершенствованию. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающим­ся.

Из практики физического воспитания и спорта известно; если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интере­сы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. По­этому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физичес­кой культуры является важным аспектом формирования сознательности и активно­сти. Современные исследования показывают, что в процессе формирования потреб­ностей индивида в высокой двигательной активности существенную роль играют три основных фактора.

В первом, наиболее сильном по своему влиянию факторе, отражено влияние спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упражнениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие лич­ности преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной компетенции).

Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых резуль­татов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы и повы­шение мышечного компонента состава тела, гармоничное телосложение, отвечаю­щее современным эстетическим требованиям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу помимо биологических потребностей в двига­тельной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий.

Третий фактор отражает общие закономерности раз­вития и самоорганизации живых систем, определяющие синергизм культурных, со­циальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирования сознательности и активности.

Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные (лон-гитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включе­ние в состав сборных команд. Текущими целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способнос­тей. Вместе с тем, важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в ка­ком объёме?». Осмысленное выполнение физических упражнений несомненно спо­собствует мобилизации индивида, тем самым, повышая эффективность образова­тельного аспекта занятий, и росту духовности занимающегося. При этом, педагогу необходимо учитывать состояние занимающихся. Состояние ожидания новой ин­формации, интерес к ней, безусловно способствуют повышению продуктивности занятия. В то же время информационная пресыщенность индивида может стать се­рьёзным препятствием в учебно-воспитательном процессе.

С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию необхо­димо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспита­тельном процессе целенаправленные задания по развитию способности к опера­тивному анализу состояния (с использованием методик экспресс-контроля ), умению находить ошибки в технике движений, причины их возникно­вения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей зани­мающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорости, вре­мени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получае­мой от преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов идеомоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью, обеспечивающих получение оперативной информации о качественных и количественных параметрах выполняемых физических упражнений.

Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное форми­рование его индивидуальной позиции в процессе освоения ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятель­ность и творчество. Существенную роль в развитии занимающихся играет пробуж­дение у них интереса к занятиям, систематическая оценка и поощрение достигну­тых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий. В этом процессе важно определить оптимальную меру баланса взаимодействия препода­вателя и занимающегося, поскольку два крайних проявления управленческой роли преподавателя — чрезмерное доминирование и недостаточная требовательность связаны с проявлением активности индивида. Немаловажную роль здесь играет авторитет преподавателя, уровень его профессиональной компетенции. Опыт по­казывает, что высокий авторитет преподавателя обеспечивает харизматическую веру занимающихся в его профессиональные знания и способствует повышению темпов освоения заданий. И, наконец, большое стимулирующее влияние на актив­ность занимающихся оказывает выполнение заданий творческого характера, свя­занных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов. В различных современных формах активного досуга (шей­пинге, степ-аэробике, ритмической гимнастике) с целью повышения эмоциональ­ности, а также регулирования вегетативных функций организма широко использу­ются методические приемы, предполагающие подбор музыкального сопровожде­ния различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука фо­нограммы в совокупности определяют степень психофизиологического воздействия на занимающихся. Темповая, ритмичная музыка современных танцевальных направ­лений значительно повышает активность занимающихся, мобилизует их моторную и вегетативную функции к интенсивной деятельности, а также определяет ритм дви­гательных действий.

2. Принцип наглядности

Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формиро­вание у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техни­ки, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощу­щениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). В ре­зультате многолетних тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко дифференцированным ощущениям при выполнении специа­лизированных двигательных действий. Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, прыж­ки, плавание). И, наконец, представление характеризуется мысленным воспроиз­ведением двигательной деятельности. В практике спорта представление физичес­ких упражнений, их многократное мысленное повторение используют как методи­ческий прием идеомоторной тренировки.

В процессе построения концептуального образа разучиваемого действия важ­ную роль играет объём сенсомоторной информации, хранящейся в памяти индиви­да. Он является предпосылкой к формированию таких сложно дифференцирован­ных тактильных восприятий, как «чувство воды», «чувство весла», «чувство мяча» и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее формируются на его основе двигательные умения и навы­ки. В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа нагляд­ности предусматривает комплексное использование прямой и опосредованной форм наглядности. Наряду с общепедагогическими средствами (живой показ дви­гательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его об­разное описание, демонстрация и разбор ошибок — формы прямой наглядности) целесообразно использование кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм -опосредованные формы наглядности, а также специализированных средств направ­ленного воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обуче­ния, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комплексное исполь­зование в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.

При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена инди­видуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладани­ем предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и ха­рактер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возра­ста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной системы за­нимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип доступности и индивидуализации

Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогичес­кого задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возрас­та, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности. Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, чрезмерной энергоёмкости, опасности. Достижение в занятии полного, с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающихся, характеризует оптимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям тех­ники движений, функциональным перенапряжениям. И наоборот, слишком лёгкие задания будут малоэффективными в повышении подготовленности занимающих­ся. Поэтому, правильное определение оптимальной меры доступности является од­ним из важных аспектов управленческой деятельности педагога в учебно-воспита­тельном процессе. В регулировании меры сложности заданий преподаватель (тре­нер) должен руководствоваться программными требованиями и нормами нагрузок, разработанными для каждой возрастной группы занимающихся, а также результа­тами текущей и оперативной диагностики их состояния и подготовленности. В прак­тике реализации принципа доступности необходимо соблюдать правила; от неиз­вестного к известному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от близкого к далёкому.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса — следующее важное тре­бование рассматриваемого принципа. Она выражается в дифференциации учеб­ных заданий, норм физической нагрузки и способов её регулирования, форм заня­тий и приемов педагогического воздействия, Поскольку организм индивида обла­дает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физичес­кую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально допустимый порог мощности и энергоёмкости выполняемых заданий. Игнорирование принципа ин­дивидуализации в управлении учебно-воспитательным процессом закономерно вы­зывает эффект «ретроингибирования» (торможение темпов адаптации накопивши­мися в организме продуктами рабочего распада) даже при использовании умерен­ных физических нагрузок. Таким образом, использование индивидуализированных подходов целесообразно при решении различных педагогических задач, будь то раз­витие физических способностей, формирование знаний, умений и навыков или со­вершенствование личностных качеств и духовности индивида.

Несомненно, что сущ­ность принципа индивидуализации заключается в алгоритмизации, принятии адек­ватных управленческих решений относительно физического воспитания конкрет­ной личности, а не группы. Тем не менее индивидуальный подход нельзя противопоставлять методам группового управления, поскольку возможности само­регулирования организма занимающихся, всегда будут обеспечивать выраженную индивидуальную компенсаторную реакцию на стандартное по содержанию для груп­пы педагогическое задание. Несомненно, что эффективная реализация принципа индивидуализации обусловлена его предикативными связями с принципом доступ­ности и общими закономерностями управления учебно-воспитательным процес­сом.

4. Принцип систематичности / непрерывности

Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде определен­ного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов уп­равления. Он требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непре­рывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражне­ниями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего это обеспече­ние последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, строгого согласования и распределения нового учебного материала с пре­дыдущим, а также целесообразного порядка, направленности применяемых физи­ческих нагрузок. В этом процессе важное значение имеет учет закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также переноса двигательных навыков и физических качеств. Определяя последовательность освоения упражне­ний, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного переноса и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса.

Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности, обеспечивающих закреп­ление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип пре­дусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагру­зок, форм организации занятий, условий их проведения, что является несомненно объективной предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.

Систематичность является одним из важнейших принципов построения занятий физическими уп­ражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности пе­дагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физичес­кой подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечи­вается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего за­нятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их.

В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построе­ния занятия.

Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и предус­матривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эф­фекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период пол­ного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторно­го интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в ста­дии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия че­рез длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимуществен­но в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект, не обеспечивая прироста функционального состояния.

Отмеченные варианты чере­дования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе заня­тий.

При реализации принципов непрерывности / систематичности важное значение принимает объек­тивная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической на­грузки (по объёму и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая вы­сокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вари­ативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздей­ствия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информа­ции. Следуя компьютеризированному языку фортран, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть определены предикатив­ными признаками в следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки =>, срочный (кумулятивный) тренировочный эффект => величина и качество отды­ха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организ­ме занимающихся.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определен­ных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправ­данных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

5. Принцип прогрессирования воздействий

Некоторые специалисты называют этот принцип принципом постепенности или последовательности воздействий и прочности результата.

Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индиви­да к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомер­ный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повыше­нием функциональных возможностей организма и физических способностей.

Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используе­мых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагруз­ки, её объёма и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требо­ваний лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое за­дание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.

На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные ком­пенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физичес­кие нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации веге­тативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работос­пособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолиней­но-восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки.

Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упраж­нений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повы­шает «цену» адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональ­ных систем организма.

При использовании больших энергоёмких физических на­грузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяю­щие долговременную форму адаптации. При её целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования.

Волнообразный ха­рактер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обес­печивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профи­лактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физичес­ких нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хоро­шо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.

Источник

Оцените статью