Дошкольное воспитание фитбол гимнастика

Физическое воспитание и развитие дошкольников посредством использования фитбол-гимнастики

Валентина Ланцова
Физическое воспитание и развитие дошкольников посредством использования фитбол-гимнастики

За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, то есть страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Организуя работу с детьми, применяются такие методы и приемы, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами.

Фитбол – гимнастика является новой формой работы по физическому воспитанию. В переводе с английского языка, фитбол означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Во время занятий необходимо максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол — гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол — гимнастики как предмет, снаряд или опора. Овладение упражнениями фитбол – гимнастики позволяет укрепить здоровье и физическую подготовленность детей. Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально с детьми или в подгруппах. Время проведения одного занятия 20-25 минут. Дети упражняются на ковриках, без обуви (в носочках). Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.

Читайте также:  Что делать если переел перед тренировкой

Основные этапы фитбол — гимнастики :

Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом.

I ЭТАП.Основные задачи:

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Организационно-методические указания: структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, фитбол — игры или игровые упражнения, 5-8 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола, самомассаж. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

II ЭТАП.Основные задачи:

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

III ЭТАП.Основные задачи:

1. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

IV ЭТАП.Основная задача: совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Для педагогов, начинающих работу с дошкольниками можно предложить следующий примерный план проведения физкультурно-оздоровительного занятия.

1. Приветствие, распределение детей по залу. Повороты вокруг себя вправо и влево с вытянутыми в стороны руками — «Вертолет».

2. Зарядка-разминка. Педагог с выражением читает стихотворение, сопровождая его соответствующими упражнениями, предлагая малышам повторять за ним слова и действия.

3. Комплекс упражнений под музыку с мячами — фитболами. Положение, сидя на мяче, и разные движения в данном положении похожи на верховую езду, что удобно использовать в обыгрывании этих упражнений. Комплекс заканчивается бросками мячей преподавателю заданным способом.

4. Полоса препятствий. Дети по указанию педагога строят из мягких модулей, резиновых амортизаторов и пр. череду «кочек», «поваленных деревьев», «гнезд», ставят тоннель, выстраиваются друг за другом и по очереди преодолевают препятствия. Разборку полосы препятствий можно завершить строительством домика из модулей.

5. Упражнения, лёжа на полу или комплекс упражнений с массажными мячиками под медленную спокойную музыку.

6. Дыхательные упражнения. Резкий вдох носом и долгий выдох ртом с имитацией гудка поезда, парохода, шипения змеи и пр.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Обучение детей фитбол— гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

— происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;

— совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;

развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

— улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением физического воспитания и оздоровления детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Фотоотчет «Дорожки Здоровья» В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая.

«Фитбол — гимнастика для детей дошкольного возраста» Фитбол — гимнастика для дошкольников Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно.

Источник

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Шиленко Гюзель Явдатовна
Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка

детский сад №20 «Аленушка»

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Полезные советы оздоровления дошкольников.

Использование нестандартного физкультурного оборудования: фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

инструктор по физической культуре

«Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у детей дошкольного возраста; укреплению и оздоровлению всего организма; развитию двигательных умений и навыков; укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки; развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей; воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с одним из видов мячей- фитболом и простыми двигательными упражнениями, которые могут выполнять дети и взрослые.

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.

• Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

• Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол- мяча.

• Формировать навык правильной посадки на фитболе.

• Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах.

Что такое фитбол?Фитбол (fit — оздоровление, ball-мяч) — гимнастический мяч, ис- пользуемый в оздоровительных целях. Этот тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия. Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в центральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время мяч одинаково верно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым. Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка? Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид аэробики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Фитбол-гимнастика, как нетрадиционная форма работы с детьми,способствует:

-развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата);

-укреплению и оздоровлению всего организма;

-развитию двигательных умений и навыков;

-укреплению мышечного корсета, формированию навыка правильной осанки;

-развитию музыкально – ритмических, и творческих способностей;

-воспитанию интереса и потребности в физических упражнениях и играх.

Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах?

• Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.

• Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и не- скользящая обувь.

• Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

• Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.

• Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке.

• Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т. е. от облегченных и. п. и простых упражнений на 1-2 этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-4 этапах.

• Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных и. п.

• В основной части занятия целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально.

В заключительный период занятия обязательно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

• При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

• С фитбол-мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15-20 мин., с детьми 5-7 лет – 25-30 мин.

• Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.

Какие формы использования мяча существуют?

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол— гимнастики по-разному:

-как амортизатор, тренажер

Виды упражнений на фитболах,используемые на занятиях:

• гимнастические упражнения, в сочетании с разновидностями ходьбы, бега и прыжков, которые можно выполнять на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, а также сидя на мяче, ОРУ;

• коррекционно – профилактические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно — двигательного аппарата;

• подвижные игры и эстафеты, включающие игры и эстафеты как с мячом, так и сидя на мяче;

• музыкально – ритмические упражнения, которые можно выполнять сидя на мяче, стоя с мячом и с различными передвижениями.

В каких моментах и кто может использовать фитбол?

Можно использовать в:

— в спортивных развлечениях;

— как дополнительное образование (кружковая работа);

— в комплексах ОРУ

— в основных движениях

— подвижных и музыкально- ритмических играх

— инструктор по физической культуре

Предлагаю воспитателям подборку подвижных игр и эстафет с фитбол-мячом, которые можно использовать в НОД.

Подвижная игра «Быстрая гусеница»

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответ- ственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению к финишу. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.

1. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Задачи: Развитие ловкости, внимания, воспитание чувства товарищества, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Дети становятся друг за другом, приняв правильную осанку, и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

Правила игры: Во время движения «головы» к «хвосту» «тело дракона» не разры- вать.

2. Подвижная игра «Горячий мяч»

Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Описание игры: Дети сидят в кругу в и. п. – сед на пятках, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.Варианты: 1) По команде ведущего меняется направление передачи фитбола. 2) При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

3. Эстафета с фитболами

Задачи: Развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координа- ции движений, воспитание ответственности и чувства товарищества.

Описание игры: Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки, ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде, встают в конец колонны и принимают правильную осанку. Выигрывает команда, финишировавшая первой.Варианты игры: 1) Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути — левой. 2) В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.

4. Игра – эстафета «Колобок»

Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, внимания, памяти, воспитание командного духа, повышение эмоционального тонуса.

Описание игры: Играющие делятся на две команды и строятся в колонны перед ли- нией старта. У капитанов команд в руках фитболы (колобки).Хором дети проговаривают:

Наш весёлый колобок

Покатился на лужок.

Кто быстрей его вернёт,

Приз команде принесёт.

После этих слов инструктор подаёт команду,и капитаны команд начинают движение: 1) Первые участники начинают продвижение вперёд, прокатывая «колобок» по полу, огибают стойку и тем же способом возвращаются обратно, передают «колобок» следующему игроку, а сами встают в конец своей колонны. Когда первые игроки вновь окажутся впереди и последний игрок передаст им мяч, они поднимают его вверх, этим они показывают, что их команда выполнила задание. 2) Первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними, получив «колобок» бегут с ним вперёд и встают впереди своей команды. Игра продолжает- ся до тех пор, пока капитаны не окажутся вновь впереди.

5. Подвижная игра «Два барана»

Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного кор- сета.

Описание игры. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на ко- тором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

6. Подвижная игра «Веселый мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи. Описание игры. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитболот одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста 1 слайд «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» 2 слайдДыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности.

Игра как средство повышения речевой активности у младших дошкольников «Игра — как средство повышения речевой активности у младших дошкольников»Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает.

«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Цели и задачи: — Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для.

Консультация «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить.

Гимнастика пилатес как средство здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Человек не осознает что он дышит,.

План самообразования «Закаливание, как средство укрепления здоровья детей» План самообразованияТема: Закаливание как средство укрепления здоровья детейАктуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт.

Источник

Оцените статью