Упражнения для развития воздушной струи
Галина Грабина
Упражнения для развития воздушной струи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Что делать, если…»…у ребенка не выработана воздушная струя…
и это мешает формированию правильного произношения многих звуков?
Чтобы малыш научился произносить
свистящие звуки (“С”, “З”, “Ц”);
— мышцы его речевого аппарата должны быть развиты. Всему этому Вам помогает выполнение артикуляционной гимнастики – специальных упражнений для тренировки органов артикуляции.
Но, для правильного произношения этих звуков, также, крайне необходима работа по развитию сильной целенаправленной воздушной струи.
Что необходимо подготовить для занятий:
рабочее место ребенка (стол, стул для ребенка, стул для вас). Важно! Чтобы Ваше лицо находилось на уровне лица ребенка;
зеркало (размер его должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и свое лицо и Ваше);
цветные ватные шарики;
трубочка для коктейля.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Чтобы правильно произносить свистящие, шипящие звуки надо научиться сильно и правильно дуть.
1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. (Если это происходит, Вы можете придержать их пальцами).
3. Дуть надо с силой (а не просто выдыхать).
4. Не заставляйте ребенка дуть длительное время (может закружиться голова).
Дыхательные упражнения.
1. «Холодная струя». Улыбнись (с небольшой щелью). Подуй холодным воздухом вниз по подбородку на грудь.
Возьмите небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета и нарежьте 12-15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу.
— Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на листочки. Видишь, как они колышутся.
Аналогично проводится упражнение «Задуй свечку».
3. «Сдуй снежинку» («шарик с ладошки»).
-Улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу. На выдохе сдуй «снежинку» (ватный комочек) с ладони.
— Улыбнись, обнажив зубы. Широкий кончик языка между зубами, посередине языка желобок («канавка»). Сдуй шарик.
Если у ребенка не получается сдуть ватку, струя рассеянная, повышено слюноотделение, можно взять трубочку для коктейля. Положить ее на язык (удерживая сначала губами, затем зубами) и также подуть. Ватный шарик обязательно сдуется! Таким же образом можно провести упражнение «Пускаем пузыри». Через трубочку подуть на воду в миске.
4. «Загони мяч в ворота».
Упражнение проводится аналогично предыдущему («Сдуй снежинку»).
— Сделай «чашечку» (боковые края прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
• Поощряйте малыша, его стремление к занятиям. Наберитесь терпения. Не все сразу может получаться.
• Сохраняйте доброжелательный тон в общении с ребенком, настраивая на положительный результат («У нас с тобой все получится»).
• Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Многим оно дается с трудом.
Игры и упражнения для развития оптико-пространственного восприятия 1 этап: (младший дошкольный возраст) Освоение телесного пространства. «Выше – ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и педагог вместе анализируют.
Игры и упражнения для развития памяти Игры и упражнения для развития памяти. 1. Какой игрушки не хватает? Цель: развить зрительную память и внимание детей. Поставьте перед ребенком.
Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.
Приспособления для развития воздушной струи Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию приспособления для развития воздушной струи. К сожалению, в нашем.
Шпаргалка логопеда для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи» Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи. 1. «Листопад»: Сдувать листочки с ладони или листочки закреплённые.
Упражнения для развития нестандартного мышления. Упражнения для развития мелкой моторики «Я – Золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например, «Сказку о рыбаке и рыбке» от лица каждого.
Упражнения для развития речевого дыхания Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень.
Упражнения для развития техники чтения 10 волшебных упражнений для развития техники чтения Упражнение 1. «Пол-арбуза» Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить.
Источник
Воздушная струя: основные направления и рекомендации
Помимо своей биологической функции, органы дыхания также принимают участие в артикуляции и голосообразовании. Формирование речевого дыхания у детей происходит одновременно с развитием речи и заканчивается примерно к десяти годам. В этом процессе большую роль играет формирование воздушной струи. Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков.
Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т.д.
Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки. Развитие речевого дыхания напрямую зависит от нормального функционирования физиологического дыхания. Соответственно, чтобы научить детей владеть голосом, нужно научить их правильно дышать, потому что за 2 этих процесса отвечают одни и те же органы.
Основные направления воздушной струи
Работа по формированию правильной воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования звукопроизношения, одновременно с развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха.
Существует 3 основных направления воздушной струи:
- Струя направлена прямо по центру языка. Такое направление струи воздуха характерно при произношении заднеязычных (г, г’, к, к’, х, х’), переднеязычных (д, д’, т, т’), губно-зубных (в, в’, ф, ф’) и свистящих (з, з’, с, с’, ц).
- Струя направлена по центру языка вверх. Характерно при произношении вибрантов (р, р’) и шипящих (ж, ш, ч, щ).
- Струя направлена по боковым краям языка. Характерно для произношения смычно-проходных (л, л’).
Звуки произносятся на выдохе. Как правило, щелевые и сонорные звуки требуют длительной струи воздуха. Смычно-щелевые и смычные взрывные произносятся коротко, при этом воздушная струя слабая.
Имеются важные противопоставления, на которые логопед делает акцент при формировании воздушной струи и при постановке звуков:
Артикуляционные упражнения
Воспитание воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой, потому что в ее формировании активное участие принимают артикуляционные органы.
Среди наиболее распространенных упражнений, которые использует логопед, отметим следующие (все звуки произносятся на выдохе):
- «Индюшата». Нужно произносить «бл-бл-бл».
- «Пулемет». Произносим «т-т-т-т-т».
- «Наказываем непослушный шарик». Произносим «пя-пя-пя».
- «Жук». Произносится «ж-ж-ж»
- «Моторчик». По аналогии с предыдущими упражнениями произносим «р-р-р».
Существует несколько направлений при формировании воздушной струи:
- Дутье при сомкнутых губах.
- Дутье сквозь губы (вытянуты трубочкой)
- Дутье сквозь губы (растянуты в улыбке).
- Дутье на язык.
Для каждого из этих направлений есть определенный перечень упражнений.
Дутье при сомкнутых губах
- «Перекатываем шары». Ребенок надувает щеки по очереди.
- «Толстяк». Нужно надувать обе щеки, при этом удерживая в них воздух.
- «Худышка». Рот приоткрыт, губы сомкнуты, необходимо втянуть щеки в таком положении.
Дутье сквозь губы (вытянуты трубочкой)
- Обычное задувание свечи.
- Нужно сдуть с ладони, поднесенной ко рту, какие-нибудь легкие предметы (снежинка из бумаги, кусочек ваты).
- Выдувание мыльных пузырей.
- Нужно дуть на карандаш (мячик, машинку), чтобы предметы покатились по столу.
Дутье сквозь губы (растянуты в улыбке)
- Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Язык нужно слегка пошлепывать губами, произнося при этом «пя-пя-пя» (на выдохе)
- Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Между губами нужно положить широкий кончик языка и подуть на него.
- «Пропеллер». Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Уголки рта прижаты к зубам. Струя воздуха, направленная в эту щель, рассекается движениями указательного пальца из стороны в сторону.
Дутье на язык:
- Широкий язык ложится на нижнюю губу. Образовываем желобок, сворачивая край языка. Дуем сквозь этот желобок.
- Посередине языка вдоль его переднего края делаем дорожку – кладем спичку и пускаем легкий ветерок.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать приемы:
- Тактильный контроль. Тыльная сторона руки ребенка удерживается перед его ртом. Тыльная сторона ладони другой руки подносится ко рту логопеда. Ребенок ощущает выдыхаемую им струю, а также может сравнить ее со струей, которую выдыхает логопед. Данный прием можно делать с закрытыми глазами, чтобы внимание было направлено именно на тактильные ощущения.
- «Наматываем нитку на клубок». Во время дутья ребенок изображает импровизированное наматывание нитки на клубок. Данный прием можно проделывать с настоящими нитками.
- Графическая схема. Изображение прерывистых и длительных линий, воспроизведение выдоха в соответствии с этой схемой.
- Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.
- Графическое изображение «горок», «волн». Во время дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Палец движется слева-направо.
- Графическое изображение «спирали». Во время дутья ребенок ведет пальцем по изображению спирали. Палец движется по часовой стрелке и в обратном направлении.
Основные рекомендации
При формировании воздушной струи, логопед должен контролировать процесс с помощью ваты или кусочка бумаги, которые он подносит ко рту ребенка: если он все делает правильно, то вата или кусочек бумаги будут отклоняться.
Есть и другие рекомендации:
- Нужно обеспечить свободный доступ свежего воздуха в помещение, где проводятся занятия.
- Нужно следить за осанкой ребенка. Упражнения лучше проводить стоя.
- Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, когда дует на язык.
- Вдох должен быть спокойным и глубоким (через нос). Выдох – через рот, плавный и без напряжения. Выдыхаемый воздух не нужно задерживать.
- Специалист должен следить за направлением струи воздуха.
- Дыхательные упражнения не должны быть продолжительными по времени (от 10 секунд до 1,5-2 минут). Если переусердствовать, то у ребенка может закружиться голова.
- Выдыхаемый воздух не нужно задерживать.
- На первых этапах можно упражнения проводить перед зеркалом, и они могут выполняться под счет.
При выполнении упражнений нужно следить за тем, чтобы вдох был всегда через нос («набираем полную грудь воздуха»), а сам выдох должен быть плавным, не толчкообразным. Нельзя допускать выхода воздуха через нос. Занятия следует ограничить по времени, чередуя их с другими логопедическими упражнениями.
Источник