Для эффекта достаточно 2 3 занятий ритмической гимнастики

Режим занятия ритмической гимнастикой

Выбор режима связан, помимо индивидуальных особенностей занимающегося с конкретными параметрами самих упражнений: темпом, амплитудой, напряженностью действий, количеством повторений и паузами между сериями, общей продолжительностью работы. С учетом всех этих показателей при подборе упражнений и составлении комплексов все же в качестве универсального следует считать реакцию на нагрузку сердечно-сосудистой системы.

За условный максимальный показатель нагрузки принимается такой, который рассчитывается по формуле «максимальная частота сердечных сокращений, равная 220 уд/мин, за вычетом возраста занимающегося». Например: для 40-летнего мужчины данный показатель будет составлять 180 уд/мин. Однако такие усредненные цифры имеют свои зоны колебаний, связанные с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности занимающегося, а также «факторами риска»: избыточности веса тела, функциональных отклонений, психологической нагрузки, темперамента. Для здоровых 30-летних людей оптимальная пульсовая зона работы составляет 130—150 уд/мин; для более молодых тренированных лиц — 170—190 уд/мин.

По данным ВОЗ целесообразны следующие уровни нагрузки: для оздоровительных видов упражнений оптимальная зона интенсивности работы в пределах 65—90 % от максимальной ЧСС для разных возрастных групп, но для начинающих — 60 %, а для достаточно подготовленных — 70-85 %.

Критерием нормы восстановления пульса у здоровых людей считаются 5-10 мин. В ритмической гимнастике важно проводить измерения пульса как после заключительной части занятия, так и после серий упражнений. В последнем случае в качестве поправки (учитывающей промежуточность измерения) прибавляют цифру 13.

Самоконтроль за переносимостью нагрузки может быть дополнен и другими приемами: визуальной оценкой частоты и свободности дыхания, наблюдением за цветом лица (побледнение — признак передозировки, небольшое покраснение — хорошо, очень сильное покраснение — вероятнее всего излишнее повышение кровяного давления), интенсивностью потоотделения. В качестве одного из показателей нагрузочности упражнений может служить качество выполнения двигательных действий: если оно вдруг резко ухудшается, это — свидетельство утомленности нервных центров; об этом же говорит снижение быстроты движений, хотя оно может возникнуть из-за утомления в большей степени самих мышц. В определении нагрузочности занятия весьма важна самооценка ее занимающимися, поэтому следует проводить опрос их и последующий учет их мнения при составлении комплексов и определении дозировки упражнений.

Читайте также:  Платформа для занятий йогой

Безусловно необходим текущий медицинский контроль с объективной оценкой состояния функциональных систем и влияния на них используемых режимов. В то же время для общей оценки функциональной подготовленности возможно использование некоторых способов тестирования: «тест Купера», «степ-тест», или построение «физиологической кривой нагрузки».

Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле — могут привести к разным эффектам.

Для поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося в «зоне здоровья» достаточно 2—3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20—30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня, но прием пищи должен быть не позже и не раньше, чем в полтора часа по отношению к нагрузке, а пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной деятельности.

Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5—6 раз в неделю по 20-30 мин или 3 раза по 45-60. При этом направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие. При этом следует знать некоторые правила ритмической гимнастики:

— для развития гибкости важны плавные широкие движения как разогревающего, так и растягивающего характера, сменяемые маховыми и пружинными действиями, а также статическое удержание поз с околопредельным и предельным по растянутости мышц положением. Последние используются в небольшом количестве и только при условии хорошей предварительной проработки мышц. В целом при развитии гибкости не должно быть никакой спешки, требуется продолжительная спокойная тренировка;

— для развития силы в ритмической гимнастике используют движения в умеренном темпе до «полного» утомления и с преодолением ощущения невозможности дальнейшего продолжения упражнения хотя бы в 1—2 движениях. При этом скоростной режим выполнения упражнения дает прирост силы без существенного увеличения объемов, а для больших темпов прироста качества применяются небольшие отягощения (0,5—2,5 кг);

— продолжительным выполнением упражнения в спокойном, медленном темпе достигают высоких уровней развития локальной выносливости.
В любом случае, в занятиях развивающей направленности важно соблюдение оптимальной частоты повторения упражнения в одном занятии и самих занятий в течение длительного времени — только при этом условии можно сохранить «следовые явления», которые и лежат в основе физического совершенствования.

Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой и полного представления о многообразии функций преподавателя-инструктора в работе следует выделять отдельные этапы.

Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей исполнителей упражнений (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, строения тела, темперамента и т.п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат адекватное содержание воздействий.

Весьма важен при этом подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, выполняет роль подсказки и помощника и исполнителю и ведущему, эмоционально оформляет занятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которые обеспечиваются подбором соответствующих произведений и их умелым варьированием — в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью и музыкальным вкусом занимающихся.

Основной этап начинается ознакомлением с комплексом, который предстоит выполнять. Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требования к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанемента, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.

Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения — методикой преподаватель должен владеть в совершенстве, плюс к этому он должен уметь трансформировать общие ее положения в адресации конкретному занимающемуся. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений, понимания их смыслового назначения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» — без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение вполсилы и медленно, может быть сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание — не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности занимающегося, например, координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе комплексного выполнения в нужном темпе при должной нагрузке, — к чему и нужно переходить по возможности быстрее.

Тем более что для поддержания интереса и для повышения эффективности занятий комплексы целиком или по частям следует менять довольно часто — примерно раз в неделю. Поэтому, если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть.

Именно в связи со сложностью организационной и методической управленческой работы в ритмической гимнастике профессиональная подготовленность преподавателя должна быть достаточно высока.

Список использованной литературы:

  1. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с. Подробнее.

Источник

Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения

Елена Курныкова
Ритмическая гимнастика для дошкольников: задачи, циклы организации занятий, этапы обучения

Ритмическая гимнастика — это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела.

В ритмической гимнастике используется комплекс различных средств, оказывающих положительное влияние на функциональные системы детского организма.

Танцевальные и беговые упражнения развивают пластичность и выносливость; упражнения в партере (и. п. сидя, лежа на спине, на животе, наклоны и приседания развивают подвижность в суставах, силу мышц нижних конечностей. Методы релаксации оказывают воздействие на деятельность центральной нервной системы.

Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувство прекрасного, дают возможность в движении выразить свои индивидуальные особенности.

Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна детям с 3-4- летнего возраста. Задача педагога — через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным.

Необходимо учитывать следующее:

— упражнения должны быть доступны детям, соответствовать возрасту.

— музыкальное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.

— необходимо исключить муштру — движения дети осваивают постепенно.

— показ движений должен быть зеркальным.

— в комплекс необходимо включать упражнения, для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев; вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве.

— подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание.

— развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Исходя из принципа постепенности, можно выделить несколько циклов в организации занятий ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста:

Обучающий цикл (освоение комплекса упражнений);

— Втягивающий цикл;

— Тренировочный цикл.

Первый этап обучения — когнитивный. На данном этапе создается предварительное представление о разучиваемом движении. На данном этапе движения детей выглядят не координированными, ребенок допускает явные ошибки. Нельзя сказать точно, сколько занятий займет данный этап. Количество занятий может варьироваться. Это зависит от сложности комплекса и от подготовки детей, т. е. от того, занимались ли дети раньше ритмической гимнастикой. У нас это заняло 5 занятий. Сейчас дети 2 и 6 группы перешли на 2 этап, исключение составляют вновь пришедшие или болеющие дети. Очень сложно детям было выполнить ходьбу в полуприсяде, мышцы спины еще не достаточно развиты и многие дети сутулились. Не все дети попадают в ритм музыки, в этом нам помогает ходьба с хлопками, дети стараются четко отбивать ритмический рисунок. Дети очень стараются соответствовать предлагаемому образу. Они «жмурятся» на солнышке, по- настоящему потягиваются, им нравится «творить чудеса», «зажигать звезды». Если «мыши злятся», то и дети сдвигают брови, топают ногами, иногда даже рычат.

Второй этап — ассоциативный. В процессе второго этапа происходит углубленное разучивание движения. Ребенок выявляет некоторые ошибки, концентрирует свое внимание на совершенствовании двигательных умений и навыков.

Третий этап — автоматизации, или этап совершенствования. На данном этапе двигательные действия выполняются в автоматизированном режиме, и ребенок может сконцентрироваться на сочетании работы рук и ног, пространственном перемещении, выразительности движений.

Собственно ритмичные движения под музыку должны быть регламентированы во времени, для детей дошкольного возраста не превышать 15-25 минут.

Комплекс ритмической гимнастики рекомендуется использовать в течение 2-3 месяцев, поскольку именно этот период необходим для выработки двигательного навыка у старших дошкольников.

Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, лентами и т. д. Все это будет способствовать развитию «ручной умелости», правильной осанки, точности движений и т. д.

Начинать использовать предметы на занятиях ритмической гимнастикой лучше в старшем дошкольном возрасте. Не всегда это удается сделать в ритмической гимнастике, где упражнения выполняются поточным способом, т. е. без пауз, очень динамичны, требуют большого внимания и определенной ловкости. Дети, увлекаясь, не всегда сохраняют дистанцию и интервал. В

таких случаях некоторые предметы, такие, как палки, обручи, могут быть даже опасны.

Очень важно если у занимающихся будет необходимый двигательный опыт занятий ритмической гимнастикой. Поэтому комплексу с предметами должен предшествовать обычный комплекс без предметов, чтобы дети могли адаптироваться к этому виду деятельности и к нагрузке. Когда дети научатся внимательно слушать, быстро переключаться от одного действия к другому, им можно дать предметы. Для этого должен быть разработан специальный комплекс, в котором предметы будут дополнять упражнения, (удобнее разучивать упражнения, а затем включать предметы перед выступлениями или на 3 этапе, чтобы повысить угасающий интерес)

В детском саду ритмическая гимнастикаможет проводиться в различных вариантах:

1. При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. Для дошкольников используется 3 песни, четвертая является заключительной.

2. В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурного занятия, продолжительностью около 10-12 минут. Приблизительно это 5 песен и около 30 упражнений.

3. В форме физкультурных занятийоздоровительно-тренирующего характера: детям старшего дошкольного возраста предлагается комплекс ритмической гимнастики продолжительностью около 20 минут, который занимает практически все занятие. Такие занятия можно проводить, но не постоянно. Т. к. обычные занятия предполагают обучение различным видам основных движений, проведение подвижных игр, эстафет, а на ритмической гимнастике нагрузка настолько высока, что нет возможности включить все эти виды в одно занятие. Поэтому, желательно ритмическую гимнастику вынести в отдельную работу (кружковую).

4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы ритмической гимнастики).

Занимаясь ритмической гимнастикой, дети становятся более работоспособны и выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над более сложным движением, добиваясь его более качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение наконец-то получилось.

Ритмическая гимнастика не только научит детей красиво двигаться, она подарит им радость ощущения своего тела, уверенность в себе, но главное — привьет любовь к занятиям спортом.

Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.

Методы организации занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 учебный год Ф. И. О. Конкина Светлана Петровна Место работы МБДОУ «Василек» с. Покровское.

Летняя музыкально-ритмическая гимнастика для детей II младших групп Летняя музыкально-ритмическая гимнастика для детей II младших групп Инструктор ФИЗО: Шипицына Т. А. г. Шадринск, 2016 -2017г.

Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.

Ритмическая гимнастика как средство физического развития дошкольников Вводная часть Разные виды ходьбы и бега, игровые упражнения на укрепление мышечного корсета. Использование музыкальных произведений для.

Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста» Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности.

Родительское собрание в средней группе «Задачи обучения и воспитания на 2017–2018 г.» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; дать знания родителям о среднем возрасте.

Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.

Выставка «Лего-Город». Формы и принципы организации обучения дошкольников конструированию Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение.

Задачи поэтапного обучения декоративному рисованию в ДОУ Занятия по декоративному рисованию в ДОУ носят поэтапный характер: 1. Знакомство с народным промыслом и его историей; выделение простейших.

Источник

Оцените статью