Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок
Этот принцип основан на том, что из всех возможных видов изменения нагрузок во времени, именно он обеспечивает наибольший эффект.
Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок воплощается в их волнообразной динамик (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная). Выделяют «волны» следующих масштабов:
1. Малые – динамика нагрузок в микроциклах, микроволна – недельный цикл от 2 – 7 дней.
2. Средние – нагрузки нескольких микроволн в мезоцикле, мезоволна – от 3 – 6 недель (месяц).
3. Большие – несколько мезоволн в макроцикле, макроволна (пол года, год).
Изменения идущие в организме под воздействием нагрузок.
Несколько дней – функции нервной системы.
Несколько недель – изменения функций в тканях и мышечной системе.
Несколько месяцев – изменения функций эндокринной системы.
Пол года, год – изменения в системе дыхания, сердечно-сосудистой системы.
Для построения тренировки необходимо соизмерять все эти волны друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах к более общим тенденциям тренировочного процесса.
Волнообразное колебание свойственно и объему и интенсивности нагрузок, причем максимальные их значения чаще не совпадают. Так в средних и больших волнах сначала максимума достигают показатели объема (суммарное количество тренировок, работы в неделю, месяц), затем объем стабилизируется и уменьшается и на этом фоне достигается максимум показателей интенсивности (моторная плотность, скоростно-силовые характеристики движений). В малых волнах часто идет противоположное отношение объема и интенсивности. В первой половине микроцикла занятия более интенсивные, но менее объемные, чем во второй.
Малые волны вызываются:
1) в первую очередь взаимодействием процессов утомления и восстановления, протекающих в организме под влиянием тренировки и обуславливает чередование нагрузок и отдыха.
2) изменение величины и характера нагрузок в микроциклах.
3) периодические колебания функционального состояния организма (режим работы, дня, жизни).
4) естественными ритмами физиологических процессов (среда, четверг; май, июнь, сентябрь; 11-00, 16-00).
Большие и средние волны обусловлены:
— закономерностями запаздывающей трансформации. Процесс адаптации, приспособительных изменений в органах и системах организма как бы отстает от роста нагрузок, поэтому для соразмерного подъема функциональных возможностей необходимы систематические перепады нагрузки. Т.е. наиболее значительное нарастание результатов не совпадает по времени с наиболее значительными объемами нагрузок, требуется определенное время прежде, чем объем проделанной работы перейдет в повышение спортивных результатов. Интенсивность нагрузок более непосредственно связана с изменением результата, т.е. изменение результата однонаправлено сразу отражает изменение интенсивности. Но спортивный результат определяется в равной мере и объемом и интенсивностью нагрузок в различных отношениях. Объем играет решающую роль в создании фундамента для последующих результатов. Интенсивность – в реализации спортивных достижений на базе освоенных объемов. Волнообразное изменение тренировочных нагрузок решает противоречие между объемом и интенсивностью, следовательно, разделив во времени пики волны объема и пики волны интенсивности можно достигать наибольших параметров нагрузки и в то же время препятствовать чрезмерной суммации эффективной тренировочной нагрузки, систематически включая относительную разгрузку. Параметры соотношения волн меняются в зависимости от этапов и периодов тренировки. На отдельных этапах тренировки малые и средние волны могут заменяться другими формами динамики нагрузки ступенчатой, прямолинейной, но это редко оправдывает себя. Волнообразный характер динамики тренировочных нагрузок тесно связан с другими принципами тренировки: — ее направлению к высшим результатам; — постепенному и максимальному увеличению тренировочной нагрузки, эти закономерности являются основой построения спортивной тренировки.
Повышение до определенного предела нагрузки, а затем снижение – образуют волны, их продолжительность может иметь различную величину от секунд до нескольких лет.
Источник
Динамика нагрузок и соотношение работы различной преимущественной направленности в процессе многолетнего совершенствования
Рациональное построение многолетней подготовки во многом обусловлено целесообразным соотношением различных ее видов, работы различной преимущественной направленности, динамикой нагрузок. От этапа к этапу изменяется соотношение различных видов подготовки. На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 80-90 % общего объема тренировочной работы. Доля специальной подготовки невелика и обычно не превышает 15 % общего объема работы. Этап специализированной базовой подготовки характеризуется значительным изменением соотношения видов подготовки: существенно возрастает доля специальной и уменьшается — общей. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей изменяется соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с одной стороны, и специальной — с другой, в сторону преобладания последней. Специальная подготовка может достигать 60 % и более общего объема работы. На заключительном этапе подготовки — этапе сохранения достижений — не происходит существенного изменения соотношения видов подготовки: остается исключительно высокой доля специальной, до минимума сводится доля общей. Однако соотношение различных видов подготовки может существенно изменяться в зависимости от специфики конкретного вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, состава средств и методов тренировки.
В процессе планирования многолетней тренировки большое значение имеет строгое соблюдение принципа постепенности повышения тренировочных нагрузок. В современной спортивной тренировке чаще всего наблюдается постепенный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. В этом случае тренировочные нагрузки на всех этапах подготовки полностью соответствуют функциональным возможностям спортсмена, что способствует планомерному повышению подготовленности.
Путями повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть параллельное увеличение объема и интенсивности работы, процента интенсивной работы в ее общем объеме, преимущественное возрастание отдельных из указанных параметров при стабилизации или даже уменьшении других.
Обычно первый, второй и третий этапы многолетней подготовки характеризуются преимущественно увеличением объема тренировочной работы, который часто в конце третьего этапа достигает 70-80 % максимальных величин. В дальнейшем при более медленном увеличении общего объема тренировочной работы резко возрастают ее интенсивность и процент интенсивной работы в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы может колебаться в широких пределах, обычно в диапазоне 15-30 %, а увеличение интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10-15 %. Однако эти величины могут значительно колебаться [5].
Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок все чаще применяется в практике подготовки выдающихся спортсменов. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протяжении первых трех этапов многолетней тренировки нагрузки возрастают постепенно. Затем при наступлении этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей резко (часто в 2 раза и более) увеличиваются нагрузки по всем направлениям. При таком планировании динамики нагрузок принципиально важно, чтобы скачок в нагрузках совпал с переходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демонстрации наивысших достижений. В этом случае спортсменам в течение одного года нередко удается добиться выдающихся результатов. При такой динамике нагрузок резервы роста достижений в последующие годы в основном относятся к сфере качественных характеристик тренировочного процесса. Поэтому процесс в дальнейшем преимущественно связан с повышением подвижности, устойчивости и экономичности в работе функциональных систем, совершенствованием технико-тактического мастерства, психических возможностей и др. Что же касается показателей, отражающих мощность функциональных систем, то здесь существенного прогресса достигнуть не удается.
Резко выраженный скачкообразный прирост нагрузок, характерный для подготовки отдельных выдающихся спортсменов в различных странах мира, особенно в Германии, в настоящее время не имеет еще достаточного научного обоснования и отработанной методики. Достаточно ясно только положение, что скачкообразный прирост нагрузок должен быть подготовлен относительно планомерным их увеличением на этапах начальной, предварительной и специализированной базовой подготовки. На этих же этапах, когда еще трудно с уверенностью сказать о перспективах юного спортсмена, выявить его функциональные резервы, прогнозировать будущие достижения, его подготовка носит относительно планомерный характер [3].
Эффективность скачкообразной динамики нагрузок вовсе не означает отказа от равномерного прироста нагрузок даже на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Этот вопрос решается отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от вида спорта, пола, а также от возраста спортсмена, его индивидуальных возможностей и характера предшествовавшей подготовки.
Имеются существенные различия в предрасположенности спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Подростки (13-14 лет) в наибольшей мере предрасположены к работе аэробной направленности. Скоростно-силовые упражнения, обеспечиваемые в основном анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повышается способность успешно переносить работу, требующую проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, скоростно-силовых качеств. Что же касается работы аэробной направленности, то предрасположенность к ее выполнению возрастает в значительно меньшей степени, а у многих спортсменов стабилизируется вообще. Наивысшая предрасположенность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 20-25 лет, а у женщин — в возрасте 18-22 лет.
Рассматривая соотношение работы скоростно-силовой направленности на различных этапах подготовки, следует указать, что специальные скоростно-силовые возможности в наибольшей мере развиваются в возрасте 18-25 лет. Включать в подготовку юных спортсменов напряженную силовую работу нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования. Кости, связки и нервная система еще не готовы к такой работе, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы [6].
Соотношение работы, направленной на развитие физических качеств и эффективность различных двигательных действий, существенно различается в зависимости от возраста и половых особенностей спортсменов. Отдельные качества и способности достигают околопредельных величин быстрее, другие — медленнее. У женщин в большинстве случаев отмечаются более высокие темпы прироста по сравнению с мужчинами; по отношению к различным качествам и способностям отмечаются периоды более интенсивного (так называемые сенситивные периоды) и менее интенсивного развития. Обычно рекомендуется совмещать средства интенсивного педагогического воздействия, направленные на совершенствование различных качеств и способностей с периодами естественно повышенных темпов их развития. В этом случае отмечается наибольшая эффективность физического совершенствования спортсменов. Однако этот процесс на различных этапах многолетней подготовки должен быть органически увязан со становлением других сторон подготовленности — технической, тактической, психической, предусматривать интегративное совершенствование различных сторон подготовленности и отдельных компонентов спортивного мастерства. На практике это приводит к тому, что интенсивная работа над развитием разных физических качеств далеко не всегда совмещается с периодами естественно повышенных темпов их развития.
Следует учитывать и тот факт, что применение современных средств и методов тренировки приводит к значительному смещению в сторону большего возраста периодов максимального проявления различных двигательных качеств и возможностей функциональных систем. Проиллюстрировать это можно на примере динамики показателей максимального потребления кислорода у лиц, не занимающихся спортом, и высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в видах спорта, связанных с проявлением выносливости.
При планировании соотношения работы разной направленности в процессе многолетней подготовки необходимо учитывать темп увеличения длины тела, рук, ног, поперечных размеров тела в различном возрасте. Резкое увеличение основных параметров нагрузки нарушает сложившиеся в результате предшествовавшей подготовки взаимоотношения двигательной и вегетативных функций, требует существенной коррекции спортивной техники и т. п. Особенно сложным в этом отношении является возраст 11-13 лет у девочек и 14-16 лет у мальчиков, характерный наибольшим приростом длины тела и конечностей.
Полноценное решение задач тактической и психологической подготовки может быть осуществлено частично на третьем и, особенно, на четвертом и пятом этапах многолетней подготовки, когда у спортсмена для этого созданы необходимые технические предпосылки, обеспечен должный уровень развития двигательных качеств, имеются соответствующие опыт и знания.
Построение подготовки в олимпийских (четырехлетних) циклах
Выделение в структуре подготовки спортсменов высшего класса четырехлетних циклов вызвано необходимостью организации планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определяемых целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетия.
Основной особенностью построения подготовки в четырехлетнем олимпийском цикле является то, что каждый последующий год подготовки отличается от предыдущего не только более высокой суммарной нагрузкой, но и повышением ее специфичности — увеличением доли специальной подготовки в общем объеме работы, расширением соревновательной практики, изменением характера средств и методов подготовки. Это можно проследить на материале как общих, так и специфических параметров подготовки спортсменов [2].
Важно отметить, что отличия в подготовке на разных этапах олимпийского цикла касаются не только обшей динамики нагрузок и соотношения работы различной преимущественной направленности. Неодинакова и общая стратегия подготовки в разные годы четырехлетия. Например, подготовка в течение первых двух лет может быть связана с коренными изменениями в спортивной технике и тактике, переводом функциональных возможностей спортсменов на совершенно новый уровень. В спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании могут полностью меняться программы, в единоборствах — вноситься кардинальные изменения в технику и тактику и т. п. При этом результаты участия в крупнейших соревнованиях сезона не имеют принципиального значения. Третий и четвертый годы подготовки требуют изменения стратегических задач в сторону обеспечения полноценной специализированной подготовки к главным соревнованиям года.
Источник