- Чудо-ребенок с пеленок, или Травма на всю жизнь. Разбираемся в подводных камнях динамической гимнастики
- Не «жонглируйте» ребенком
- Какие упражнения можно выполнять с младенцем до года дома?
- Чего лучше избегать?
- Зачем делать динамическую гимнастику с малышом до года?
- Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.
- Два взгляда на одну проблему
- Для чего нужна динамическая гимнастика ребенку до года?
- Для кого предназначена динамическая гимнастика?
- Основные правила динамической гимнастики
- С чего начать?
Чудо-ребенок с пеленок, или Травма на всю жизнь. Разбираемся в подводных камнях динамической гимнастики
Не «жонглируйте» ребенком
На днях в Малайзии задержали семейную пару из России, которая «жонглировала» четырехмесячным ребенком на одной из площадей Куала-Лумпура. Оказалось, что мама и папа девочки приверженцы динамической гимнастики – экстремального направления, которое в последнее время набирает популярность в мире. Его адепты есть и в нашей стране: они выкладывают в соцсети шокирующие видео и собирают сотни комментариев. Правда, одобряют такое увлечение немногие.
Рисунок Ивана ТУМАША, «ЗН»
Специалист по грудничковому плаванию Ольга Велигурская убеждена, что разумная физнагрузка идет младенцу на пользу. Правильно подобранные упражнения помогают устранить дефицит движения у малыша, создают благоприятные условия для его развития, улучшают аппетит и сон, учат чувствовать свое тело. Все это можно получить благодаря массажу, плаванию, занятиям на фитболе. Домашних тренировок по динамической гимнастике в этом списке нет. Ольга объясняет почему:
– Я регулярно имею дело с детьми, пострадавшими от желания родителей вырастить акробата. За 25 лет, что работаю с малышами, ко мне приводили деток и с подвывихами суставов, и с растяжениями, и все это – результаты домашних тренировок. Причем проблемы возникали во время выполнения не только суперсложных упражнений, но и относительно простых. Навредить грудничку можно, даже просто подняв его за руки: если при этом взять малыша не за запястье, а за ладошку, легко вывихнуть сустав. Я категорически против того, чтобы динамической гимнастикой увлекались люди, не имеющие специального образования и опыта. На занятиях по грудничковому плаванию мы иногда используем элементы этого метода, но только самые простые. Не рекомендую клиентам повторять их дома, как и пытаться делать по видеоурокам.
В то время как одни родители шокируют соцсети пируэтами, которые выписывают их груднички в воздухе, другие пожинают плоды экстремальных занятий. Алина Корзун* из Мозыря своего ребенка с двух месяцев начала тренировать по модной методике, обещающей невероятные результаты. И они действительно были: к четырем месяцам девочка «летала», выполняя упражнения, от которых дух захватывает. Дочка раньше сверстников начала переворачиваться, в пять месяцев села, а в восемь – пошла. На тот момент родители видели только плюсы. Аукнулись тренировки гораздо позже. В девять лет, балуясь с отцом, девочка неловко повернула руку и получила вывих локтевого сустава. Врач, который смотрел снимок и накладывал гипс, предположил, что одной из причин травмы могло стать раннее увлечение динамической гимнастикой – суставы «разболтались».
С опаской к таким занятиям относится и врач-педиатр, заведующий приемным отделением 3-й городской детской клинической больницы Минска Дмитрий Чеснов:
– С тем, что ребенка нужно развивать с пеленок, не поспоришь. Причем недостаточно покупать музыкальные игрушки и читать сказки, нужно уделять внимание и физическим упражнениям. Тем родителям, которые не стремятся вырастить акробата или гимнаста, достаточно делать малышам легкий массаж, поглаживания, мягкие разминания. Почти всем новорожденным подходит плавание в ванне. Его плюс в том, что родителям не нужно проходить обучение, достаточно купить специальный круг и надеть его на шею новорожденному. А вот если мы настраиваем ребенка на спортивную карьеру, упражнения должны быть другие: большое внимание следует уделить растяжке и развитию вестибулярного аппарата. Но такие занятия должны проводить только профессионалы, которые хорошо знакомы с физиологией грудничков.
Кстати, изучать физиологию, по мнению педиатра, полезно всем мамам с папами, чтобы не допустить синдрома детского сотрясения:
– Он очень часто возникает, когда мама или папа с яростным упорством пытаются укачать чадо. Мозг грудничков имеет консистенцию желе, а мышцы шеи недостаточно сильны, чтобы амортизировать удар. Когда ребенка встряхивают, его мозг травмируется о стенки черепа. В этот момент могут лопнуть сосуды и начаться кровоизлияние.
Какие упражнения можно выполнять с младенцем до года дома?
Чего лучше избегать?
Точно не нужно совершать резких движений, кручений, элементов с подбрасыванием малыша. Любые упражнения следует прекратить, если ребенок заплакал. Гимнастика должна приносить только положительные эмоции.
ПРОЧИТАНО НА ФОРУМАХ
♦ «Когда ручки или ножки вывернешь ребенку и набегаешься по врачам, тогда, может, одумаешься».
♦ «Пару раз сердце чуть не оборвалось, не стала смотреть тренировку до конца. Ух, не для слабонервных. »
♦ «Трюки на уровне акробатов в цирке. Пролистала. Страшно. Зачем давать такую нагрузку неокрепшим мышцам? Ни за что не делала бы такого с сыном».
♦ «Кажется, грудничок на видео – будущий космонавт. Если б меня сейчас так подкидывали и крутили, я упала бы в обморок от страха».
♦ «Выполняли элементы такой гимнастики до тех пор, пока не сходили на консультацию к неврологу. Врач сказал, что ничего полезного в этом нет. Вероятнее всего, из-за чрезмерных нагрузок ребенок плохо спит и выгибается во сне. Слышал кто-нибудь о том, что эффективность упражнений доказана?»
Источник
Зачем делать динамическую гимнастику с малышом до года?
Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.
Елена Зуева акушер-гинеколог, к.м.н., врач-психотерапевт, перинатальный психолог
Дмитрий Райский врач педиатр, к.м.н., Астраханская государственная медицинская академия
Два взгляда на одну проблему
Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.
Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.
Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.
Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из «воздушных» упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения («вверх ногами»), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.
Для чего нужна динамическая гимнастика ребенку до года?
Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.
Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем «внутриутробной» — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как «вспышки»: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.
Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.
Для кого предназначена динамическая гимнастика?
Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — «кесарятах». Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки («рождается») на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает «с корабля на бал», не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.
В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным «входящего» опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.
Основные правила динамической гимнастики
Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.
Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.
С чего начать?
Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.
Сила рождается там, где нет усилий!
Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.
Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье «Лечение. пеленками», опубликованной в №9 журнала «9 месяцев»), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.
Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.
Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.
С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.
В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.
Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.
Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все «за» и «против».
Источник