Диагностика уровня развития мелкой моторики рук.
учебно-методический материал
Изучив большое колличество теоретического материала, я пришла к выводу, что общей диагностики по мелкой моторики нет, есть отдельные элеенты. Опираясь на работы Л. А. Венгера, А. Р. Лурия, Е. А. Смирновой, Н. Е. Вераксы, мною был подобран комплекс упражнений, на выявление уровня развития мелкой оторики у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Калачевская средняя общеобразовательная школа»
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
Спицина Екатерина Ивановна
Прокопьевский район, 2019г
Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Цель диагностики : выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
- блок 1: определение уровня точности выполнения движений пальцами;
- Блок 2: тактильные ощущения;
- блок 3: упражнения на координацию движений;
- блок 4: работа с бумагой;
- блок 5: обследование щепоти;
- блок 6: графические упражнения;
- блок 7: сила тонуса;
Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку, далее ребёнок действует самостоятельно за что педагог выставляет соответствующий бал.
Блок 1 . Определение уровня точности выполнения движений пальцами.
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный,
расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
«Солдатики» (поочерёдный показ пальцев).
«Кольцо» (поочерёдное соединение большого пальца с остальными пальцами: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.
«Три богатыря» — поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).
Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. «Колечки»
Рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
Блок 2. Тактильные ощущения.
Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».
Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.
- «Узнавание качества предметов».
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».
2. «Узнавание формы предмета».
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
3. «Узнавание предмета».
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Блок 3. Упражнения на координацию движений и переключаемости движений пальцев рук.
1. «Ладонь, кулак, ребро».
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под
счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
2.« Катание шарика».
Ребёнок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, остальные пальцы собраны в щепоть, потом левой, затем одновременно.
4.« Игра на рояле»
Ребенку предлагается поиграть на воображаемом рояле.
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
Блок 4. Работа с бумагой.
Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.
Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. Если справился, то усложняется — предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
2.«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).
Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.
3.Обрывание листа бумаги
Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.
Блок 5. Обследование щепоти
Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.
Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.
1. «Захват карандаша».
Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.
Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:
как ребёнок держит карандаш; в какой руке держит карандаш; как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); как заканчивает линию.
Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.
3. «Катание шарика».
Инструкция к проведению: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.
Блок 6. Определение навыка работы с карандашом.
Цель: определения умения ребёнка пользоваться карандашом.
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Ребѐнку также предлагается нарисовать- прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
Высокий уровень — у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Средний уровень – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.
Низкий уровень — у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Навык считается сформированным, если ребѐнок правильно выполняет все задания.
Блок 7. Сила тонуса.
Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.
1. «Сжатие двумя руками рук взрослого».
Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
2. «Сжатие руки взрослого одной рукой».
Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.
Обработка результатов обследования:
Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:
Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.
Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.
Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.
Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения — уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
- Венгер Л. А. » Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО
- «РОСМЭН — ПРЕСС». – 2008 –
- Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МозаикаСинтез, 2007.
- Лурия A.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А.Р. Луриа. — Москва: Академия, 2012.
- Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 144 с.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И.Е. Светлова. — Москва: Детство-пресс, 2012.
Источник
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет
Ольга Клюшкина
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет
Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения — уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.
Оценка результата воспитателем.
+ — 1 баллов – ребенок не справился с заданием.
— — 2 балла — ребенок справился с помощью взрослого.
= – 3 балла – ребенок справился с заданием.
Уровень развития мелкой моторики у детеймладшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Выполнение по зрительному образцу:
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо — «O-KEY»
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты — «зайчик»
• 2 и 3 пальцы — «коза-дереза»
То же левой рукой.
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
• с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»
• открыть глаза — повтор движений.
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).
Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Задания для детей 3 — 4 лет.
1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которой
на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод.Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки — 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» — это норма.На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:
• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
•Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
•Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
• Поочередно постукивать пальчиками по столу.
• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
При подсчете результатов отмечается:
плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;
нарушение темпа выполнения движения (не под счет);
Картотека игр по развитию мелкой моторики
• стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
• развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
• развитие мелкой моторикитрех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
• подготовка кисти руки к письму;
• развитие сенсомоторной координации рук;
• влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
• формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
• развитие пространственного ориентирования,способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
• развитие внимания, восприятия, мышления;
• развитие творческих способностей.
Игры с карандашом.
1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами,расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.
Работа с резинкой
Оборудование: резинка, коробка
1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).
2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,
память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры с шариками.
Оборудование: разнообразные шарики
1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).
2.Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой,поймать левой рукой.
3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
4. «Футбол».Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
Игры со шнурками.
1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
• перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
• «прошагать» по лесенке из шнурка;
2. «Плетение»из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.
3. Различные шнуровки.
4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
1. Выкладывание геометрических фигур.
2. Составление узоров.
3. Выкладывание предметов.
Игры по развитию тактильной памяти.
Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью
1.«что на что похоже»
Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
2. «Кто какой на ощупь»
Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.
Игры с прищепками.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Цель:1. Развитие мелкой моторики.
2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
3. развитие чувства ритма;
4. развитие конструктивного мышления;
5. формирование положительного настроя на работу.
Работа с мозаикой
Оборудование: мозаика различных видов, образцы
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Макароны, горох, фасоль,
1. «Золушка»:насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
3. «Месим тесто».Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
А. «Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
5. «Бусы для любимой бабушки.»Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок.Задача: нанизать макаронины на шнурок.
6. «Покорми Куклу».Под пробкой-шапочкой нарисована
смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем).Предложите ребенку: «Давай
покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
1. «Забавная змейка».Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
3.Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
• Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
• Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
4.Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Детисоревнуются, чья стопочка будет выше.
5. Игра «Пуговица «.
Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Бисероплетение — эффективный метод развития мелкой моторики у детей с ОНР В настоящее время изделия из бисера стали популярными буквально на всей планете. Очень интересен тот факт, что из бисера можно сплести любую.
Пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет своими руками Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. Развивая детские пальчики, мы не только.
Дидактическое пособие из фетра для сенсорного развития и мелкой моторики рук детей 2–3 лет «Украсим ёлочку» Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие из фетра для сенсорного развития и мелкой моторики рук детей 2-3 лет..
Приемы развития мелкой моторики рук для детей 5–6 лет Мелкая моторика рук для детей 5-6 года. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии детей, позволяет сформировать.
Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.
Пособие для развития мелкой моторики детей с ТНР Наталья Павлова, Антонина Дидыч Пособие для развития мелкой моторики детей с ТНР. Известный факт связи развития речи и мелкой моторики,.
Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.
Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условиях Рука, ладошка, пальчик [/b] Сборник игр и упражнений для детей 4-6 лет Для чего нужны игры и упражнения для развития ручной моторики?.
Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.
Влияние развития мелкой моторики на речь детей из опыта работы. На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.
Источник