- Комплекс утренней гимнастики с элементами «Хатха-Йоги» для детей старшего дошкольного возраста план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Комплекс упражнений хатха-йоги для детей
- Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Йожики» с элементами хатха-йоги рабочая программа
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Партнеры
Комплекс утренней гимнастики с элементами «Хатха-Йоги» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме
Комплекс утренней гимнастики с элементами «Хатха-Йоги» — это инновационный метод проведения гимнастики, с использованием упражнений (асан) йоги, которые развивают физические качества детей, способствуют укреплению всех групп мышц, развитию гибкости позвоночника и связок, а также способстуют нормализации психического состояния детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_utrenney_gimnastiki_s_elementami_hatha-yogi.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс утренней гимнастики с элементами «Хатха-Йоги» для старшего дошкольного возраста.
Составила: инструктор по физической культуре Снарская Валерия Александровна
Продолжительность — 9 минут
Цель: развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Обучающие: продолжить обучение различным видам ходьбы и бега, обучить детей асанам (упражнениям) «Хатха-Йоги», получение детьми знаний о правильном дыхании и пользе асан «Хатха-Йоги».
Развивающие: развивать координацию движений, статическую выносливость, силу, гибкость, укреплять все группы мышц.
Воспитательные: воспитывать внимание, упорство ,дисциплинированность, самостоятельность, воспитывать умение действовать согласованно, следить за дыханием и осанкой.
Источник
Комплекс упражнений хатха-йоги для детей
Людмила Сотникова
Комплекс упражнений хатха-йоги для детей
Далее мы рассмотрим позы йоги для детей, которые направлены на решение той или иной проблемы, а также помогают активизировать определенные центры, следствием чего является улучшение работы органов или систем органов.
Упражнения для успокоения
Данный комплекс помогает гиперактивным детям, а также тем, которые плохо спят или часто плачут. Стоит отметить, что йога для успокоения подходит как для подростков, так и для маленьких детей, а простота выполнения позволяет делать упражнения дома.
• «Пчела». Станьте прямо, так, чтобы тело было максимально расслабленным. Далее наберите в легкие воздух, после чего опуститесь на колени. Во время выдоха следует постепенно наклоняться вперед и, подобно пчеле, жужжать. Так ребенок не выпустит весь воздух сразу, что поможет правильно выполнить асану.
• «Кот». Нужно стать на четвереньки, после чего выгнуть спину. После этого начинайте глубоко дышать.
• «Облако». Сядьте в позу лотоса (ноги скрещены перед собой). Далее, в процессе глубоких вдохов и выдохов, нужно представить, как весь негатив покидает тело. Чтобы проще было объяснить ребенку, как нужно выполнять асану «Облако», скажите ему, что при вдохе в него попадает все хорошее, а при выдохе — уходит все плохое.
• «Дерево». Нужно стать прямо, после чего одну ногу отвести в сторону и опереть ее на другую так, чтобы ступня располагалась в области колена, либо чуть выше. Рукинужно поднять вверх. В процессе выполнения нужно глубоко дышать.
• «Ребенок». Станьте на колени так, чтобы голень полностью соприкасалась с поверхностью. Далее нужно наклониться вперед так, чтобы голова доставала до колен. Руки нужно вытянуть назад так, чтобы они располагались возле голеней. Дышать нужно глубоко, используя весь объем легких.
Важно! Вышеописанные упражнения нужно выполнять в неизменной последовательности.
Упражнения для увеличения роста
Детская хатха-йога может положительно повлиять на рост, поэтому, если у вашего чада есть проблемы с этим, либо ваша наследственность не позволит ему вырасти высоким, тогда можно воспользоваться комплексом для увеличения роста. Чтобы у малыша начал вытягиваться позвоночник, нужно последовательно выполнять нижеизложенные асаны.
Малыш становится на четвереньки так, чтобы его ноги располагались как можно ближе к рукам. Далее нужно прогнуть поясницу так, чтобы лопатки по максимуму приблизились к тазу. Грудь при этом движется вперед, а голова продолжает линию корпуса. На вдохе нужно округлить спину, а на выдохе — вытянуться вперед и прогнуться. Принимаем позу ребенка, которая была описана выше. Далее нужно максимально вытянуть руки вперед, после чего положить ладони на поверхность.
Важно! Если у вашего чада нет хорошей растяжки, тогда ему будет сложно правильно выполнить последнюю асану.
С позы Ребенка нужно перейти в позу собаки. Для этого, не отрывая рук от пола, следует переместить нижний центр тяжести на носки ступней, после чего разогнуть ноги в коленях. Спина должна быть прогнутой, а пятки должны тянуться к полу. Все выполняется медленно, без рывков. В результате малыш должен стоять на вытянутых руках и ногах, а верхней точкой должна быть поясница. В конце нужно подтянуть руки к ногам, после чего медленно разогнуться.
Упражнения для улучшения работы кишечника
Сразу стоит понять, что комплекс направлен именно на улучшение работы кишечника, а не всего ЖКТ. Соответственно, упражнения не помогут вылечить панкреатит, гастрит или язву, однако избавят ребенка от метеоризма, вздутий и болей. Как и в случае с предыдущими комплексами, упражнения нужно выполнять в строгой последовательности. Сначала нужно сесть на ровную поверхность так, чтобы туловище было перпендикулярно ногам. Далее нужно согнуть ноги в коленях и подтянуть ближе к корпусу. После этого нужно вытянуть ноги вперед, приподняв их при этом вверх.
Руки выпрямляются параллельно поверхности, на которой вы сидите. Продержаться в таком положении нужно около 10 секунд. Перед началом выполнения асаны, вам нужно сесть по-турецки (скрестить ноги перед собой, подобно позе лотоса). Далее правую ногу нужно медленно вытянуть назад так, чтобы она оказалась у вас за спиной. Нога не должна уходить вбок. После этого центр тяжести переносится на левое бедро. На следующем этапе нужно поставить руки перед собой ладонями вниз. Далее тянитесь макушкой вверх, параллельно прогибая спину. После этого нужно опереться на локти и опустить голову на руки. В процессе выполнения, правую ногу нужно слегка вытягивать, однако изменять ее положение нельзя. Нужно лечь на спину и подтянуть согнутые ноги как можно ближе к корпусу. Далее, без поддержки рук, нужно перенести центр тяжести на ступни и приподнять таз. Получается подобие мостика, однако упор идет на ступни и лопатки.
Упражнения для шеи и плеч
Самый важный комплекс, который необходим абсолютно всем детям по той причине, что он помогает размять шею и плечи после монотонного использования компьютера или планшета/смартфона. Нужно стать прямо, ноги на ширине плеч. Далее правой ногой делаем небольшой шаг вперед так, чтобы ступни расположились на одной линии. Выпрямляем спину и слегка втягиваем живот, после чего тянемся головой вверх и разводим руки в стороны. Руки должны находиться на одной линии в процессе разведения. Не меняя положения, нужно развернуть корпус к правой ноге.
При этом стопа левой ноги разворачивается так, чтобы она была параллельна корпусу, после чего ставим левую стопу на носочек. Вытягиваемся макушкой и всем корпусом вверх, разводя при этом руки в стороны. Перейдите в начальную позу, в которой ступни находятся на одной линии, а корпус и ноги смотрят вперед. Далее согните правую ногу в области колена, наклонившись слегка вперед. Перенесите центр тяжести на правую ногу. После этого разогните правую ногу в колене, параллельно перенося корпус в горизонтальную плоскость и вытягивая левую ногу назад. Руки при этом устремляются вперед, ладони соединены. В конечной позе ваше туловище и руки должны быть перпендикулярны правой ноге, а левая нога должна продолжать линию тела. Нужно сесть на пол и забрать ноги под себя так, чтобы попой касаться пола. Далее прогибаем спину и тянемся головой вверх. Можно слегка отклоняться назад.
Упражнения для глаз
Очень полезные асаны, которые обязательно нужно выполнять тем детям, которые много времени проводят за использованием различных гаджетов (телефоны, компьютеры, планшеты, игровые приставки). Для выполнения первого упражнения, вам нужно сесть в позу лотоса, расслабив при этом все конечности. Далее начинаем вращать глазными яблоками по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Повторять вращения нужно до того момента, пока вы не почувствуете небольшой дискомфорт. Оставаясь в позе лотоса, нужно обоими глазами посмотреть сначала вверх, потом вниз, затем вправо и влево. Далее глаза перемещаются в правый верхний и нижний углы, а затем в левый верхний и нижний углы. В крайних точках нужно на секунду останавливаться. Все действия выполняются с небольшим усилием. Не выходя из позы лотоса, выполняем последнее упражнение. Нужно вытянуть правую руку перед собой на уровне глаз, после чего сфокусироваться на большом пальце. Далее следует медленно водить рукой, не отрывая при этом от нее глаз. Голова находится в статическом положении.
Знаете ли вы? Поза лотоса считается идеальной для медитации по той причине, что ваш позвоночник полностью выпрямляется в одну линию, что позволяет медитировать часами, поддерживая идеальную осанку.
Упражнения для развития памяти
Чтобы улучшить память ребенка, нужно не только выполнять какие-либо асаны, но и запоминать их, а также пытаться восстановить по памяти порядок движения. Играть стоит тогда, когда малыш уже знаком с несколькими упражнениями, которые у него получаются. Нужно попросить чадо изобразить какую-либо позу из тех, которые он знает. После этого нужно спросить, что он/она чувствует в этой позе. На каждом занятии нужно просить ребенка выполнять какую-либо асану с тем условием, что позы не должны повторяться.
• Игра «Придумай позу по названию». Суть заключается в том, что вы называете несуществующую позу, которую малыш должен придумать и выполнить. К примеру, поза аиста или жирафа. Не давайте малышу много времени на раздумья. Он должен выполнить то, что первое пришло в голову. При этом поза не должна быть слишком простой.
Диагностический комплекс упражнений для исследования состояния развития мышления детей старшего дошкольного возраста Диагностический комплекс I. Классификация геометрических фигур, множеств, предметов. 1. «Найди отличие» (дидактическое упражнение) Цель:.
Комплекс упражнений «Игры для пальчиков» Пальчиковая гимнастика «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, Дети «здороваются» пальцами обеих рук, начиная с больших. «Идут» указательными.
Комплекс дыхательных упражнений для детей Комплекс дыхательных упражнений для детей Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и.
Комплекс дыхательных упражнений для детей среднего возраста Дыхательная система детей несовершенна и чем меньше ребенок, тем уже все его дыхательные пути. Слизистая оболочка очень нежная и поэтому.
Комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук Комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук. Упражнение №1 «Ходули» С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются.
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.
Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц] Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц. Продолжительность.
Комплекс упражнений утренней гимнастики «Забавные ассоциации» для детей 3–4 лет в младшей группе Комплекс упражнений утренней гимнастики «Забавные ассоциации» для детей младшей группы (3-4 года) Цель: физическое развитие детей. Задачи:.
Конспект занятия с использованием упражнений с элементами йоги «Путешествие в деревню» Конспект занятия с использованием упражнений с элементами йоги: «Путешествие в деревню» Разработала инструктор по физической культуре МДОУ.
Комплекс игр и упражнений по закреплению навыков грамматического строя речи у детей с ОНР Комплекс игр и упражнений по закреплению навыков грамматического строя речи Упражнение «Добавь пропущенное слово». Цель: обучение навыкам.
Источник
Дополнительная образовательная программа по физической культуре «Йожики» с элементами хатха-йоги
рабочая программа
Программа по физической культуре «Йожики» с элементами хатха-йоги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1smirnova_yozhiki.docx | 92.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 486 комбинированного вида»
630091, г. Новосибирск-91, ул. Писарева, 6 тел. 221-26-62, факс 221-98-18
Заведующий МКДОУ д/с № 486
Пр.№1/1 от 31.08.2017г.
Дополнительная образовательная программа по физической культуре
( с использованием элементов хатха-йоги)
Срок реализации программы: с 01.09.2017 г по 30.04.2020 г.
Смирнова Вера Анатольевна
инструктор по физической культуре
№1 Примерное перспективное планирование
№3 План работы с родителями
№4 План работы с воспитателями
№5Анкета для родителей
№6Асаны( описание поз)
Все лучшее, что есть в нашем обществе, мы стремимся отдать детям. Современная политика государства ставит перед дошкольным образованием ряд ключевых задач, одна из которых, укрепление и сохранение здоровья дошкольников.
Здоровье детей – это будущее страны. Его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой это скорее игра, которая основываются на подражании.
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Решение физкультурно – оздоровительных задач побудило к созданию данной программы, которая основана на применении здоровьесберегающей технологии с включением нетрадиционной формы оздоровления – хатха — йога.
Хатха-йога доступна детям с дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йога для детей, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Необходимость разработки, внедрения и практическая значимость программы в образовательный процесс.
Одной из важнейших проблем, имеющих общебиологическое и социальное значение, является гипокинезия, т.е. ограничение количества и объема движений. Длительная гипокинезия нередко оказывается для растущего организма «ударом», разрушающим генетически запрограммированный процесс роста и развития, после которого адаптационные возможности полностью могут исчерпаться.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. И это ведет к тому, что у детей все чаще выявляются сколиозы, плоскостопие, повышенная утомляемость, неврозы, трудности с концентрацией внимания, запоминания. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, 52 % семей дошкольников недостаточно осведомлены о культуре здорового образа жизни.
Поэтому мной была разработана программа «Йожики», в основу которой положены элементы хатха-йоги (асаны, пранаяма, элементы медитации).
Йога – это древняя система, направленная не только на оздоровление и укрепление организма, но и обретение спокойствия, душевного равновесия. Это здоровое тело и здоровый дух, а также способ самопознания, самосовершенствования, раскрытия своих способностей, восприятия окружающего мира.
Хатха-йога благотворно влияет на дыхательную, мышечную и нервную систему благодаря гармоничному сочетанию дыхания (пранаям) и статичных поз (асан). Во время занятий йогой происходит не только формирование и укрепление мышечного и опорно-двигательного скелета, идет стимулирующее воздействие на внутренние органы, железы внутренней секреции и вегетативную нервную систему. Благодаря этому ребенок становится более выносливым, гибким, уравновешенным. Позы на баланс влияют на концентрацию внимания, умение понимать свое тело, что положительно сказывается на внутреннем самоощущении. Чередование асан на выносливость с асанами на вытяжение дает заряд энергии и радости. И таким образом, формируется устойчивость к стрессу, снижается тревожность.
Программа «Йога для детей» (далее Программа) дает возможность организовать досуговую деятельность детей в условиях детского сада, повышая двигательную активность, посредством игры вводит в большой и удивительный мир движения и пластики.
Проведя анкетирование родителей в нашем детском саду, я пришла к выводу, что 56 % семей наших воспитанников ведут нездоровый малоподвижный образ жизни, 42 % не соблюдают режим дня и несбалансированно питаются, 53% недостаточно осведомлены о важности проведения утренней гимнастики, профилактике плоскостопия и коррекции осанки.
Проанализировав анкеты родителей пришла к выводу, что необходимо внедрить что – то совершенно новое по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия. Я искала такую гимнастику, которая будет доступна детям дошкольного возраста, чтобы основное внимание уделялось статическому поддержанию поз. Их выполнение требовало плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывало на организм умеренную нагрузку.
Анализируя результаты диагностики по развитию физических качеств на начало года выяснила следующее: на занятиях дети с трудом выполняют упражнения на гибкость, выносливость, а так же упражнения связанные с проявлением координационных способностей. Реализуемая программа в дошкольном учреждении составлена с учетом примерной программы под редакцией Н.Е.Веракса, раздел физическое развитие составлен автором Л.И.Пензулаевой, что дает возможность развивать физические качества только у детей с нормальным физическим развитием. Трудности возникают при работе с гиперактивными детьми, с низким уровнем физического развития, с противопоказаниями в активном движении.
Цель программы: Создание условий для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством систематических занятий Хатха-йогой.
- Расширять и закреплять знания всех участников образовательного процесса о здоровом образе жизни.
- Развивать умение снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
- Повышать профессиональное мастерство родителей, педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни».
В своей работе начинаю занятие с 4 лет, т. к. ребенок среднего дошкольного возраста имеет возможность контролировать свое дыхание, состояние.
Отличие программы от существующих программ по физической культуре
- исключает соревнования, а значит, вероятность травм и стресса;
- движения йоги в сочетании с медленным и глубоким ритмом дыхания задействуют организм в целом, прорабатывают все направления подвижности суставов, глубокие и поверхностные мышцы, а также воздействуют на внутренние органы.
- упражнения не требуют усиленной работы сердца и значительного физического напряжения, как в обычной физкультуре что приводит, в конечном счѐте, к усталости. Все движения делаются медленно и последовательно, следовательно, работа сердца не перегружается. Поэтому их могут выполнять и ослабленные дети, к примеру, выздоравливающие после болезни.
- система занятий по хатха-йоге большое внимание уделяет позвоночнику и суставам(профилактика нарушений осанки).
Профилактические меры являются более эффективными, чем лечебными. Кроме того, дыхательные упражнения (пранаяма) увеличивают объѐм лѐгких, а расслабление позволяет установить контроль над эмоциями.
Основные направления программы:
Профилактические:
профилактика правильной осанки, плоскостопия, близорукости, частых простудных заболеваний.
Учебные:
- обучение основам оздоровительной гимнастики;
- совершенствование навыков владения самомассажем;
- обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.
Коррекционные:
- увеличение жизненной ѐмкости лѐгких;
- увеличение физической работоспособности и выносливости;
- повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям .
- формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни);
- создание благоприятных условий для оздоровления организма;
- формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его;
- выработка гигиенических навыков.
Психологические:
- улучшение эмоционального состояния.
- снятие психологической напряженности.
- воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
- развитие коммуникативных навыков.
Срок реализации программы 3 года : Количество детей в группе – до 15
4-5 лет – 1-й год обучения (упражнения выполняются без контроля дыхания);
5-6 лет – 2-ой год обучения;
6-7 лет – 3-й год обучения.
Занятия учитывают физиологические параметры и возрастные психологические особенности детей.
Продолжительность занятия составляет 20 – 30 минут – в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1 раз в неделю.
Для занятий выбирается:
- хорошо проветренное, чистое помещение;
- одежда легкая, не стесняющая движений;
- занятия проводятся не менее чем через час после еды;
- обязательное соблюдение правил и техники безопасности.
Упражнения и игры, которые представлены в данной программе, направлены на развитие гибкости, силы, координации детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерности формирования скелета и мышечного корсета и особенностей созревания высших психических процессов.
Программа реализуется на русском языке в очной форме.
Программа рассчитана на три года, реализуется по этапам. I.Подготовительный этап: (сентябрь 2017год)
— Проведение диагностики, выявление проблемы;
-сбор информации с помощью анкетирования родителей в определении направления работы над проблемой;
-подбор необходимого комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физического развития у старших дошкольников;
- разработка плана взаимодействия с родителями;
- разработка плана взаимодействия с воспитателями.
- Основной этап: (октябрь 2017-апрель 2020год)
Внедрение Хатха – йоги в образовательный процесс физического воспитания в рамках проведения кружковой работы.
- Обеспечение полноценного и гармоничного развития;
- Формирование правильной осанки, развитие и укрепление различных групп мышц: плечевого пояса, спины, живота, ног, рук;
- Развитие физических качеств: выносливости, силы, гибкости, координация движения;
- Формирование навыка простейшего контроля, за техникой выполнения упражнений, за самочувствием;
- Индивидуализация физической нагрузки в соответствии с возможностями и способностями детей;
- Воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Для решения поставленных задач упражнения по Хатха-Йоге, объединил в статические комплексы, комплексы распределил в течение всего учебного года, придерживаясь принципа постепенности .
Реализуя программу, выстраиваю отношения с родителями. Составлен план взаимодействия (Приложение № 3). Как показала практика, наиболее эффективная форма работы с родителями это мастер- класс, изготовление буклетов, совместные занятия с детьми.
Взаимодействие с педагогами осуществляю на протяжении всего периода реализации проекта. Составлен план (Приложение № 4). Наиболее эффективной формой работы считаю семинар – практикум, мастер- класс.
- Заключительный этап: (апрель)
- Анализ результатов реализации поставленных задач.
- Корректировка содержания деятельности по результатам обследования.
Формы и методы реализации программы
Словесные методы: объяснение, указания, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналы, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.
Наглядные методы: показ инструктора по физической культуре, использование наглядных пособий.
Практические методы: к практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой форме.
Планируемые результаты освоения Программы:
1. У ребенка удовлетворена потребность в двигательной активности;
2. У ребенка качественные сдвиги в динамике показателей физических и психофизических качеств;
3. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
4. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
5. Расширение знаний детей и взрослых о человеческом организме и влиянии здорового образа жизни на его состояние, о методиках и приемах оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Партнеры
В реализации программы участвуют:
- администрация детского сада;
- инструктор по физической культуре;
- специалисты (педагог – психолог, учитель- логопед);
- воспитанники 4-7 лет;
- родители воспитанников.
В рамках программы важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников образовательного процесса.
- Администрация — оказывает методическую поддержку в разработке программы, ведет общий мониторинг результатов.
- Педагог – психолог – осуществляет психологическое обследование воспитанников, дает рекомендации по посещению данных занятий малоактивными детьми, отслеживает динамику психологического развития малоактивных детей.
- Музыкальный руководитель осуществляет помощь в подборе музыкальных произведений .
-Учитель — логопед сопровождает воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации программы и консультирует инструктора по физической культуре по вопросам физической нагрузки в зависимости от диагноза воспитанников.
Родители –присутствуют на занятии и по желанию совместно с воспитанниками осваивают комплексы упражнений, участвуют в мастер- классах.
Основные направления и принципы построения программы
Йога для дошкольников – это гармонично составленные комплексы на основе хатха-йоги, из простейших в исполнении, асан (статичных упражнений) и пранаям (дыхательных упражнений). Асаны и пранаямы адаптированы для детей. Т.е. выполняются без излишнего напряжения, в спокойном и размеренном темпе.
Асаны и пранаямы оказывают целенаправленное воздействие на определенные системы и органы организма ребенка мягко и с пролонгированным эффектом. Благодаря чему достигается положительный результат и закладывается фундамент здоровья на долгие годы.
Асаны – физические упражнения в виде различных статических поз. Их целью является:
- усиление кровотока и лимфы в мышцах;
- увеличение амплитуды движений в суставах;
- укрепление связочного аппарата;
- воздействие на внутренние органы и железы внутренней секреции.
В результате организм ребенка крепнет, становится гибким и выносливым. Формируется правильная осанка.
Пранаямы – специальные дыхательные упражнения. Их целью является:
- воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему;
- укрепление дыхательной мускулатуры;
- увеличение ЖЕЛ(жизненного объема легких).
В результате занятий йогой ребенок становится уравновешенным и спокойным, способным к саморегуляции, организм крепнет и становится гибким. Прилив бодрости, повышение внимания, эмоциональное равновесие, возможность двигательной активности достигается во время выполнения комплексов хатха-йоги.
Йога показана детям ведущим малоподвижный образ жизни. Она помогает решить проблему гиперактивных детей, т. к. дает выход активности. Йога исключает соревнование, а значит вероятность стресса и травм. Темп выполнения упражнений медленный, следовательно их могут выполнять ослабленные дети, недавно переболевшие.
Учить играя – главный секрет популярности детской йоги. Следование занимательному сюжету, волшебные истории, двигательные загадки, двигательный рассказ о жизни животных-все это помогает держать внимание детей и стимулирует заниматься с особой заинтересованностью. Элементы йоги используются нами в виде адаптированных для дошкольников гармонизирующих комплексов. С их помощью можно активизировать внутренние резервы организма, прийти к гармонии с собой, природой, окружающим миром.
Гармонизирующие комплексы это психофизиологические упражнения, адаптированные к каждому человеку, независимо от его возраста и физической подготовки. Они являются инструментом, с помощью которого каждый может строить свое здоровье.
Основой адаптационной гимнастики является гармонизирующий комплекс, в который входит определенная последовательность поз, при которой происходит плавное чередование сжатия и растяжения тканей и органов, напряжения и расслабления участков тела и всего организма. Комплекс разработан с учетом воздействия на основные системы и органы, а также на психическое, эмоциональное состояние, в результате чего достигается гармония тела и духа, что является предпосылкой здоровья.
В своей работе мы практикуем занятие с 4 лет, т. к. ребенок среднего дошкольного возраста имеет возможность контролировать свое дыхание, состояние.
Учитывая время нахождения в определенной позе, задержка дыхания зависит от возраста ребенка его физических возможностей. Предлагается такое выполнение упражнений, которое не вызывает болевых ощущений, а доставляет удовольствие. Выполнение поз ребенком сопровождается вопросами: «Удобно?», «Приятно?». Оказывается помощь в расслаблении. В виде похвалы, поощрения используем поглаживания, легкий массаж, что дети очень любят.
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия включают в себя игровой момент. Детям предлагается представить себя в виде волны, ветерка, походить по камешкам вдоль берега моря, переплыть озеро, вспорхнуть бабочкой, стать сильным деревом и т.д. Это поможет ребенку лучше понять, прочувствовать упражнение и выполнять его как можно правильнее, сохранив необходимый интерес. Наглядные приемы здесь имеют первоочередное значение. Именно с подражания образу начинается освоение техники различных асан, развивается двигательная память, внимание. Через образы можно осуществлять частую смену асан из разных исходных положений, воздействуя тем самым на разные группы мышц. Названия поз: аист, лев, золотая рыбка, крокодил, черепаха настраивают на что-то сказочное, таинственное.
Сочетание объяснения пользы того или иного упражнения, образный рассказ развивают осознанное отношение к своему телу. Дети с удовольствием подражают и выполняют позы, без какого-либо принуждения. На занятиях дети учатся соотносить навыки и умения с тем, какое значение эти упражнения имеют для их здоровья.
На йоге ведется работа по профилактике сколиоза и плоскостопия. Главное условие – правильность выполнения позы и выбор последовательности упражнений, что достигается внимательным и ответственным отношением к личности ребенка.
Отличительные особенности программы:
Для поддержания у детей интереса к занятию упражнения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений. Значительно повысить интерес может удачно найденная образность каждого движения: например, имитация поз и движений различных животных.
Освоение каждой темы Программы предполагает несколько этапов: подготовительный и основной.
Подготовительный этап предназначен для предварительной работы, направлен на оценку потенциальных возможностей детей (степень здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т.п.). Педагог начинает знакомить с комплексом упражнений (игры-путешествия). Для этого используются наглядные материалы (рисунки, фотографии, картинки и т.п.), уточняются требования к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанемента, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятий.
На основном этапе переходят к апробированию и разучиванию упражнений: используется последовательное изучение каждого такта упражнения в начале в медленном темпе и с остановками с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений. Важной задачей этого этапа является создание «мышечного образа» движения у детей. Этому способствует идеальный показ упражнения, индивидуальный поход в обучении, создание положительной эмоциональной обстановки на занятии. Во время выполнения упражнений учитываются индивидуальные особенности физического развития детей, поэтому амплитуда исходного положения, темп выполнения будут носить индивидуальный характер.
Знакомство с йогой для детей это:
- знакомство с возможностями тела;
- воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью;
- формирование правильной осанки;
- выполнение упражнений на гибкость позвоночника, развитие мышечной силы и выносливости;
- развитие координации и пластики движения тела;
- дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;
- самомассаж.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Важнейшим элементом в реализации программы является отслеживание результатов. Мониторинг развития проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь-апрель).
Диагностика развития физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной О.В. Головиным. Проводится тестирование физических качеств, оценка количественных и качественных показателей физического развития по методике комплексной оценки физического развития и двигательной подготовленности детей 4-7 лет. Методика состоит из 8 тестовых заданий. Три из них определяют уровень морфологического и функционального состояния организма ребенка: весоростовой индекс (ВРИ), пульсовая сумма (ПС), физическая работоспособность (ФР150). Другие определяют уровень психофизических качеств: быстрота, гибкость, общая и силовая выносливость, скоростно-силовые качества.
Специфические качества диагностируются по методике А. Бокатова.
Равновесие – поза Ромберга .
Сняв обувь, ребенок принимает положение стоя с опорой на одной ноге. Другая нога согнута в колене и подошвой приставлена к колену опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты. Опора выполняется с открытыми глазами. После того как ребенок принял устойчивое положение, включают секундомер. При сильном покачивании, сдвиге опорной ноги или опускании согнутой ноги секундомер выключают. Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3 минуты. Фиксируется лучший результат.
Ребенок ложится на медицинскую кушетку на живот, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен положить обе руки на затылок и максимально разогнуть туловище. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц спины. Измерение следует проводить до появления утомления мышц спины, при проявлении качательных движений туловища измерение нужно прекратить.
И.п.– лежа на спине, на медицинской кушетке, руки на затылке, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен приподнять прямое туловище до угла 30º к плоскости кушетки. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц живота.
Учебно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них.
Источник