- Подводящие упражнения к игре в баскетбол для младшего школьного возраста (из опыта работы)
- Баскетбол для детей
- Что за вид спорта
- С какого возраста можно заниматься
- Как проходят тренировки
- Соревнования
- В чем польза и недостатки
- Трудности, которые могут возникнуть
- Противопоказания
- Как выбрать секцию
- Что понадобится
Подводящие упражнения к игре в баскетбол для младшего школьного возраста (из опыта работы)
Наталья Боровикова
Подводящие упражнения к игре в баскетбол для младшего школьного возраста (из опыта работы)
Цель данной статьи – обобщить накопленный опыт в отношении использования подводящих упражнений к спортивным играм для детей младшего школьного возраста и показать важность самих спортивных игр в физическом воспитании детей. В статье собраны как собственные наработки, так и другие опробованные упражнения.
Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания. С их помощью достигается формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья.
Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется:
1. их спецификой;
2. глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков;
3. доступностью для людей различного возраста и подготовленности;
4. эмоциональным зарядом;
5. спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.
Основными характеристиками спортивных игр являются то, что они в отличие от подвижных игр развивают не только основные группы мышц,но и в целом многие другие качества: ловкость, выносливость, моторику, физическую силу. Каждая спортивная игра улучшает у занимающихся определенные показатели. Каждая игра имеет свой сюжет, правила и тактику. Следовательно, помимо физических качеств спортивные игры способствуют развитию логики, быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, развивают человека умственно. В спортивных играх должна присутствовать как теоретическая так тактическая подготовка.
В детском возрасте игра — основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Спортивные игры – это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры. Достижение условно поставленной цели оценивается количеством набранных очков, забитых или заброшенных мячей и т. п. Содержание деятельности в спортивных играх, направленной на достижение цели игры, определяется едиными правилами. При этом используются — приемы игры (техника игры).
Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры.
Как средство физического воспитания спортивные игры имеют свои особенности:
1) Комплексность воздействия на организм занимающихся, т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств и функций организма.
2) Коллективность действий, характерная для большинства спортивных игр. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом.
3) Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений и самостоятельности, что создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков.
4) Большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр.
Большинство спортивных игр — командные. В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта. В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания.
Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей
На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола и волейбола.
При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному»и следующие методы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.
Подводящие упражнения и подвижные игры являются универсальными средствами содействия росту и развитию всех органов и систем организма, а также являются уникальными средствами не только физического, но и интеллектуального и психического развития детей. Они должны быть включены в оздоровительные программы воспитания и образования школьников. Научить детей точно и правильно бросать, ловить, подхватывать, передавать разнообразные предметы, сочетать движения с движением тела – это значит намного ускорить не только двигательную подготовку детей, но и способствовать развитию нравственных качеств личности школьника.Обучение технике игр начинается с обучения техники перемещений: перемещения, остановки, повороты, прыжки.
Упражнения
1) Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После сигнала воспитателя они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку.
2) Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижения.
3) Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.
4) Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.
5) Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.
6) Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.
7) Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.
8) Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
9) Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом) .
10) Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
11) Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.
12) Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.
13) Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении).
14) Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).
15) Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.
16) Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.
17) Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.
18) Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
19) Ведение на месте правой (левой) рукой.
20) Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом).
21) Ведение мяча на месте поочередно, то правой, то левой рукой.
22) Ведение мяча вокруг себя.
23) Ведение мяча, продвигаясь шагом.
24) Ведение мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.
25) Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.
26) Ведение мяча, остановка и передача его.
27) Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
28) Метание мяча в баскетбольный щит, установленный на разной высоте.
29) Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.
30) Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
31) Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки).
32) Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.
За мячом. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2—3 м. После сигнала водящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мячи — водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.
Поймай мяч. Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.
Кого назвали, тот ловит мяч. Дети ходят или бегают по площадке. Учитель держит в руках мяч. Он называет имя ребенка и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
Борьба за мяч. Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети стараются быстрее выполнить 5—10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко. Игра продолжается 5—8 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
У кого меньше мячей. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см). Дети обеих команд после сигнала учителя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.
Мяч ведущему. Дети делятся на 4—5 групп, каждая образует свой круг, в центре которого водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обрано. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1—3 раза, водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.
Мяч в воздухе. Играющие образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий — в середине круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать друг другу мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последний держал мяч в руках.
Передал — садись. Дети образуют несколько команд. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2—3 м от нее. По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч 2-му, затем — 3-му и т. д. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.
Перестрелка. Делят площадку пополам. В 15—20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен). Играющие делятся на 2 команды, которые свободно размещаются каждая на своем поле. Учитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на сторону противника). Играющие не имеют права переходить на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него, отскочив от земли. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место.
Дидактическое пособие для детей младшего школьного возраста «В мире животных» МБОУ «Красносельская СШ» Арзамасского района Дидактическое пособие «В мире животных» (младший школьный возраст) Подготовила: педагог-психолог.
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Сплочение коллектива» Конспект занятия Тема: «Сплочение коллектива» Цель тренингового занятия: Создание благоприятного психологического микроклимата в классе.
Конспект занятия-тренировки для детей подготовительной к школе группы по обучению игре в баскетбол Программные задачи: I Образовательные: 1. Учить передавать мяч в парах (3м) двумя руками от груди из и. п. : стоя; 2. Закреплять умение вести.
Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Почему же.
Развитие навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) С помощью метода моделирования конструирование из строительных материалов позволяет ребенку доступно и увлекательно в совместной деятельности.
Развитие речи детей младшего возраста 2–4 года (Часть 3) Из опыта работы Характерные особенности развития речи в младших группах [/b] Начнем с весьма существенного фактора — создания спокойной атмосферы в.
Роль дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы) Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы) Воспитатель.
Сказка для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Удивительное рядом» Недавно дочери задали в школе сочинить сказку. Хочу поделиться тем, что у нас с ней получилось. В обычном доме, обычной семье с мамой и.
Задания по вербальной социализации для детей младшего школьного возраста Данные задания можно оформить в виде карточек для самостоятельной работы, предложить в качестве проблемной ситуации и т. п. 1. Найди лишнее.
Занятие по творческому развитию для детей младшего школьного возраста «Сказочный лес» Открытое занятие по творческому развитию во 2 классе по теме: «Сказочный зимний лес» Цель: Создание условий для развития индивидуальных.
Источник
Баскетбол для детей
Баскетбол для детей способствует не только физическому развитию, но и умственному. Данная статья рассмотрит плюсы и минусы детского баскетбола, познакомит с правилами игры и режимом спортивных занятий.
Что за вид спорта
Родиной баскетбола считается Америка. В 1891 году молодой преподаватель Джеймс Нейсмит на уроке гимнастики предложил студентам забрасывать мячи в корзины из-под фруктов, прикрепленные к перилам балкона. Победившей считалась команда, которая произвела большее число попаданий.
Через год были прописаны 13 пунктов правил игры. Состязание оказалось настолько увлекательным, динамичным и захватывающим, что через три года были изданы официальные правила, стали формироваться команды.
Игра стала стремительно завоевывать популярность в мире. В 1901 году на Олимпиаде в Сент-Луисе прошел показательный тур среди команд нескольких городов. И уже через полвека была создана первая Баскетбольная ассоциация Америки.
А еще через несколько лет — Национальная баскетбольная ассоциация и Международная федерация баскетбола. В ее состав входили: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. И с 1936 году он вошел в программу летних Олимпийских игр.
С какого возраста можно заниматься
Детский баскетбол требует от ребенка выносливости, хорошей координации, аналитического мышления. Все эти качества проявляются не раньше, чем в 8-9 лет. Именно в этом возрасте спортсмены допускаются к участию в соревнованиях.
Однако, в секцию баскетбола можно записать ребенка и в пять-шесть лет.
Баскетбол для дошкольников станет подготовительной ступенькой во взрослую спортивную жизнь.
На тренировках малыши станут:
- знакомиться с правилами игры;
- заниматься общефизической подготовкой;
- учиться работать со снарядом;
- изучать динамические техники и комбинации.
В секцию принимаются и мальчики, и девочки. Первые два-три года все тренируются вместе. А при достижении спортсменами 10 лет, формируются мужские и женские юношеские команды.
Как проходят тренировки
Любая тренировка начинается с разминки. Она включает упражнения, которые позволяют разогреться суставам, связкам и мышцам.
- легкий бег с энергичным вращением кистями;
- рывки руками перед грудью;
- махи руками в стороны;
- пружинящие наклоны вперед и в стороны;
- приседания;
- отжимания;
- упражнение «планка»;
- выпады;
- подскоки
После этого приступают к работе с мячом.
С ним необходимо проработать:
- вращение на указательном или большом пальцах;
- перебрасывание его с кисти правой руки в кисть левой;
- обороты вокруг корпуса и головы;
- передача с руки на руку, описывая восьмерку между ног;
Очень важно научиться ловить мяч, выполняя удары об пол, стены, просто подбрасывая и перекатывая его.
При выполнении всех тренировочных комплексов следует увеличивать скорость работы, учиться не смотреть на мяч, а чувствовать его.
Разминка занимает 15-20 минут и заканчивается подвижными поединками с мячом. Это может быть «Пятнашки», «Третий лишний», «Круговая лапта». Такое соревнование способствует развитию быстроты, реакции, сообразительности и инициативы.
После разогрева наступает основная часть.
- Отрабатывается ведение мяча, передачи, броски и сочетания этих приемов.
- Воспитанники разучивают шаги и передвижения по площадке.
- Разбираются игровые схемы.
- Разучивается работа спортсменов в защите и нападении.
- Прорабатывается взаимодействие в парах и тройках.
Далее следует учебный тренинг с использованием разученных приемов.
Продолжительность основной части составляет 60 минут.
Заключительная часть тренинга – восстановление.
Она занимает 5-10 минут и состоит из:
- ходьбы;
- умеренного бега;
- бросков по кольцу без нагрузки;
- регулирования дыхания.
После занятия рекомендовано принять теплый душ.
Водные процедуры помогут снять мышечное напряжение, смыть пот, открыть доступ воздуха к порам кожи.
Соревнования
Правила неоднократно менялись и дополнялись. Сейчас в поединке принимает участие две команды. В каждой по 12 игроков — пять полевых, остальные запасные.
Сколько по времени идет баскетбольный турнир?
Детский — состоит из четырех таймов по восемь минут с перерывами между ними. Команды могут брать дополнительные тайм-ауты. Таким образом, общая продолжительности поединка составляет 60-80 минут.
Цель игры — забросить в корзину противника наибольшее количество мячей. Броски могут приносить одно, два и три очка в зависимости от того, с какой точки поля они выполнялись.
Спортсмены передвигаются по полю, ударяя в пол спортивным снарядом. Запрещается удерживать его в руках, касаться кулаком, ногами либо другими частями тела.
Если за основное время обе команды набрали одинаковое количество очков, то назначается 5 минутный овертайм. Если и он закончится в ничью, то назначается следующий и так до выявления победителя.
Соревнования могут быть командными, лично-командными и личными.
По назначению и задачам турниры делятся на:
- первенства;
- чемпионаты;
- соревнования на кубок;
- отборочные, матчевые и товарищеские встречи.
Перед составлением календаря матчей проводится жеребьевка участников. Далее они встречаются друг с другом по два раза.
Каждый турнир начинается с торжественного открытия, затем парад участников и судей.
Секретарь ведет протокол встречи.
На торжественном закрытии объявляются итоги первенства, производится награждение победителей и команд-призеров.
Победитель получает право пройти с завоеванным призом круг почета.
В чем польза и недостатки
Чем полезен баскетбол. Популярность этого вида спорта объясняется разносторонним развитием спортсмена.
Основные положительные стороны.
- Совершенство физической формы. Ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки — все это способствует правильному развитию всех групп мышц.
- Укрепление сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.
- Социализация. Коллективный спорт помогает почувствовать уверенность в себе, даст навыки работы в группе, подарит чувство взаимопомощи, ответственности за товарища, способствует дисциплинированности.
- Умственное развитие. Только здесь малыш пытается быть аналитиком, прогнозистом, стратегом и тактиком. В зачет идет быстрота реакции, предугадывание поведения соперника, решение сложных комбинаций.
Все это пригодится во взрослой жизни.
- Доступность. Практически все придомовые площадки оснащены щитками с кольцами. Играть можно одному и с друзьями во дворе, в спортзале, в парке.
- Эмоциональная разрядка. Групповые виды спорта позволяют выбросить негативную энергию и зарядиться позитивом.
Главный недостаток — риск получить травму.
Наиболее уязвимые места спортсменов — плечи, кисти и колени.
Однако, правильная растяжка, четкое и неукоснительное выполнение рекомендаций тренера, соблюдение правил безопасности позволят свести риск к минимуму.
Трудности, которые могут возникнуть
Для застенчивого и малообщительного ребенка может стать проблемой работа в команде. Ему подойдут индивидуальные виды физической культуры.
Противопоказания
Существует ряд противопоказаний для тренингов:
- плоскостопие;
- погрешности в работе опорно-двигательного аппарата;
- нестабильность позвонков шеи;
- астма и другие проблемы с дыханием;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- болезни желудочно-кишечного тракта.
Прежде чем приступать к занятиям следует получить консультацию педиатра и узких специалистов.
Как выбрать секцию
При выборе секции требуется учесть следующие моменты:
- желание ребенка заниматься именно здесь;
- техническое оснащение зала, покрытие пола;
- отзывы родителей и старших воспитанников клуба;
- наличие наград и кубков первенств и чемпионатов;
- финансирование выездных мероприятий;
- наличие летней тренировочной площадки или спортивного лагеря;
- расположение относительно места проживания.
Что понадобится
Для занятий необходимы:
- шорты и футболка либо спортивный костюм в холодный период;
- кроссовки либо кеды с нескользкой подошвой.
Можно приобрести наколенники и напульсники для фиксации кисти.
Большинство клубов предлагают свои спортивные принадлежности. Но лучше, если у ребенка будет свой собственный мяч. Это позволит отрабатывать движения на спортивной площадке во дворе.
Занятия баскетболом для детей станут ярким провождением досуга. Ведь заниматься можно в спортзале и на улице. Девочки и мальчики улучшат свою физическую форму, приобретут опыт работы в команде, умение креативно мыслить.
Источник