Польза и особенности детской йоги
Йога – это не только модно, но и полезно. Ее называют ключом к балансу душевных и физических сил. Регулярные занятия дарят легкость, бодрость, гибкость, отличное настроение и самочувствие. В общем, как ни круты – одни плюсы. Поэтому неудивительно, что специалисты разработали адаптированный курс йоги для детей. Именно о нем мы сегодня и расскажем.
Что такое детская йога и в чем ее польза.
Детской йогой называют адаптированный курс хатха-йоги. Он похож на гимнастику и содержит доступные формы асан. В нем нет медитаций и попыток глубокого общения с внутренним Я. Детки слишком малы для таких практик. Но зато с ними можно изучать асаны разной степени сложности. В отличие от многих взрослых, они не скованны страхами и психологическими границами. В то время, как мы думаем, что недостаточно сильны, малыши не сомневаются в себе и действуют.
Вот 8 фактов о пользе детской йоги:
- Она помогает развить выносливость, координацию, чувствительность и силу воли. А еще занятия укрепляют мышцы, разрабатывают суставы и повышают иммунитет.
- Йога способствует формированию правильной осанки и профилактике сколиоза.
- Она дает выход лишней энергии и делает малыша более спокойным, внимательным и дисциплинированным.
- Со временем движения ребенка становятся красивыми и пластичными. Это помогает избавиться от чувства неуверенности в себе и приблизиться к душевному равновесию.
- Помимо асан, йога включает в себя «кодекс» Ямы-Ниямы. Он учит правдивости, сдержанности, самодисциплине, самообучению и прочим вещам, которые помогают выстроить правильную систему ценностей.
- А еще ребенок начинает воспринимать мир позитивно.
- В ходе занятий малыш познает возможности своего тела и учится ими управлять.
- Йога способствует физическому и духовному развитию. Она направляет отвагу, энергию и любознательность в правильное русло. Но занятия для деток имеют свои особенности, о которых мы расскажем далее.
Главные особенности детской йоги.
Большинство специалистов рекомендуют начинать занятия минимум с четырех лет. При этом важно, чтобы с Вашим чадом работал опытный наставник, который разбирается в психологии и вопросах воспитания.
Помимо этого, детская йога имеет еще ряд особенностей:
- Занятия должны быть динамичными и веселыми. Если малыш заскучает – все пропало. Поэтому для асан придумывают интересные названия и рассказывают про них небольшие истории. Хорошо, если тренировка включает в себя элемент игры.
- Детская йога – это не соревнование. Нельзя требовать от малыша идеального выполнения асан.
- Для тренировок не нужна специальная форма и они проходят без дополнительного оборудования (только коврик). Важно, чтобы одежда была удобной и из натуральных материалов.
- Желательно, чтобы на занятии с детками до семи лет присутствовали родители или нанятая няня.
- Малышам на тренировке советуют не задерживать дыхание и дышать глубоко и произвольно.
- Не стоит плотно кушать за час или два до занятия.
- При правильном подходе, йога усилит воображение и гармонизирует личность ребенка. Но, главное, чтобы он ходил на тренировки с удовольствием! Здорово, когда у малыша есть любимое хобби. Наши няни разбираются в особенностях детского развития и помогут выбрать полезное занятие для Вашего крохи.
Адрес:
Россия, Москва, Большой Тишинский переулок д.8, стр.2,
этаж 3, офис 3, Тел: +7 (495) 142-76-01
Электронная почта: info@arg-o.ru
Телефоны для работодателей:
(круглосуточно)
+7 (495) 142-76-01
+7 (977) 687-22-01
Телефоны для соискателей:
(c 10.00 до 18.00)
+7 (977) 687-22-03
+7 (977) 687-22-04
© Все права защищены.
Кадровое агентство АРГ-о (ARG-o ®), 2015-2021
Источник
Федерация йоги России
Телефоны: 8 (495) 215-00-79 +7 (903) 766-94-26 +7 (985) 007-36-66 E-mail: yoga-rf ∂ mail.ru
Зачем йога детям?
Йога – очень широкое понятие, намного большее, чем просто понятие асан, пранаям и медитации. Йогой можно считать особый осознанный образ жизни, связывающий все проявления человека воедино, удерживающий, концентрирующий мысли, чувства, реакции, тело и дух. Это тренировка и осознанная работа над любым внешним и внутренним процессом. Настоящий йог – не тот, кто скручивается в узел и ходит по иглам, а тот, кто обуздал свой ум, тело и внетелесные проявления. Тот, кто непрерывно пребывает в настоящем моменте, здесь и сейчас.
Какое отношение имеет этот аспект к детству, детям, их непосредственности и внезапности? Да самое прямое. Дети в своей увлеченности настоящим, погружении в игру иллюстрируют принцип “здесь и сейчас” очень понятно и ярко. Однако другая сторона – осознанность своего тела, мыслей, чувств, реакций, эмоций – детям не так хорошо знакома. Вот главный смысл практики йоги для детей – научиться понимать и контролировать проявления своего я , понять себя, сохранив при этом искренность и природную непосредственность.
В играх, в общении друг с другом, находясь на природе, дети зачастую достигают этих целей самостоятельно, без помощи взрослых или каких-либо занятий. Однако условия жизни современных детей, к сожалению, не располагают к такому естественному развитию, скорее наоборот, ведут к механическому копированию взрослых, приобретению нездоровых привычек и еще большему отдалению от естественного образа жизни. Пребывание в организованном детском коллективе, посещение большого количества занятий, необходимость усваивать большое количество информации, засилие визуальных и аудиальных стимулов ведут к физическим и психическим перегрузкам, отдалению от своего истинного я. Такие дети, не имея возможностей восстановиться, обратиться внутрь, все больше и больше втягиваются в водоворот суеты, зависимости от телевизора, компьютерных игр или еды, которые, как им кажется, позволяют им отвлечься, перенастроиться и отдохнуть. Однако это не так. Все раньше и раньше наступает такое состояние, при котором человек действует рутинно, без осознания происходящего, без ощущения настоящего момента, его счастья и красоты – как неодушевленный робот. А ведь мы сейчас говорим не о взрослом, придавленном кучей проблем и обязанностей, а о ребенке, беззаботном и непосредственном.
Глубокое расслабление, общение с природой, физические активные игры, чтение, ничегонеделание или медитация дают ребенку это так необходимое ощущение осознанности, настоящего момента. Все эти естественные вещи должны присутствовать в жизни детей по максимуму, должны быть встроены в их образ жизни. Живя в большом городе, мы испытываем перегрузку от стимулов, необходимости накапливать информацию, но не сортируем и не используем ее эффективно. Мы все, а особенно дети, отчаянно нуждаемся в периодической перезагрузке, чтобы оставаться живыми . Мы, родители, должны возвращать наших детей обратно в детство, играя с ними в беззаботные игры, пуская мыльные пузыри, бесцельно бродя с ними по лесу, обращать их внимание на красоту и величие окружающей природы. В наше быстрое время мы должны научиться сами и научить наших детей останавливаться, замедлять ритм жизни, искать наслаждение в простых и естественных вещах: прогулке, наблюдении за облаками, насекомыми, вкусной еде, неспешной беседе. Мы должны учиться слушать и слышать своих детей и себя, испытывать счастье быть собой, любить и быть любимыми, сливаться с энергией Вселенной, дышать с ней в такт, ощущать себя частью большого и прекрасного мира, наполняться любовью к себе и окружающему нас.
Вот что есть йога в самом широком смысле слова, и этим смыслом преподаватели детской йоги и пытаются наполнить занятия, показать его детям, дать его почувствовать и вдохновить искать его самостоятельно.
Собственно практику йоги для детей в этом смысле можно рассматривать как поддержку повседневным занятиям, учебе, жизни детей. Ведь эти занятия могут быть очень и очень разными и решать огромное количество задач и вопросов.
Что же это за задачи?
Самая явная – это ОФП (общая физическая подготовка). Гармоничное развитие, укрепление и растяжение всех групп мышц. Физиологичность нагрузок, травмобезопасная практика, направленная в первую очередь на оздоровление организма. В результате целенаправленных программ работы с телом, с учетом возрастных особенностей , укрепляются мышцы спины и торса, улучшается осанка, снижается утомляемость, выправляется плоскостопие и другие неправильные положения стопы. За счет укрепления мышц спины и торса улучшается работа внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нормализуется выделительная функция. У школьников снижается утомляемость, проходят головные боли, улучшается зрение, способность к концентрации и общая работа мозга. Этим объясняется положительное влияние на успеваемость и усвоение информации.
Асаны йоги развивают координацию, проприоцепцию, связанность работы полушарий мозга, и как следствие логическое и творческое мышление, креативность и сообразительность.
Умеренные физиологичные растяжки способствуют слаженной работе опорно-двигательного аппарата, создают благоприятный фон для гармоничного развития и роста.
Асаны имеют выраженное влияние на гормональную систему, поэтому приносят ощутимую пользу юношам и девушкам во время сложного периода полового созревания, помогают сгладить кризисы взросления.
Кроме очевидных положительных эффектов в физическом теле, йога является своего рода психотерапией. Помимо навыка расслабления она дает детям понимание своего тела и способ выражения чувств и эмоций. Это может проходить как в форме работы с телом через асаны, так и через парные и групповые упражнения, игры, беседы и другие упражнения (занятия-сказки, занятия-путешествия, ритмические занятия для маленьких, познавательные занятия, философские беседы, медитации, релаксации, пение, танец, телесно-ориентированная терапия, занятия, поддерживающие школьную программу и т.д.). На занятиях обязательно отводится время на специальные техники, которые учат детей выражать свои мысли чувства, слушать и слышать себя и других. Переводить эмоции в ощущения, дистанцироваться от своих чувств, принимать их и работать с ними – то есть быть хозяином своих эмоций.
Занятия детской йоги помогают решить проблемы опорно-двигательного аппарата и исправить осанку, нормализовать работу внутренних органов, улучшить проприоцепцию. Происходит телесная психотерапия, у детей развивается гибкость, сила и ловкость, создается полезная привычка к практике, улучшается взаимодействие полушарий головного мозга и в целом работа мозга. Дети с раннего возраста учатся навыкам расслабления (которые потом весьма полезны при возникновении сложных ситуаций в юношеской и взрослой жизни), учатся работе и взаимодействию в группе, принятию себя и других, учатся работать со своими чувствами и эмоциями. У них повышается уверенность в себе, развивается осознанность, улучшается концентрация, успеваемость и поведение.
Группа детской йоги – это принимающий и очень комфортный коллектив, в который дети с удовольствием приходят и остаются надолго. Это равные возможности для всех возрастов и способностей, от периода новорожденности до подросткового возраста: йога приносит ощутимую пользу всем, потому что – она для сильных и слабых, для тихих и гиперактивных, для сообразительных и талантливых, для детей с особенностями (например, СДВГ), для неуверенных, для маленьких и больших, мальчиков и девочек. Замечательно, когда занятия йоги интегрированы в школах, лагерях, детсадах. Детская йога работает с широким спектром возрастных групп: от новорожденных до подростков – каждому возрасту йога дает свое. Йога помогает ребенку расти здоровым, гармоничным, сильным и красивым – настоящим человеком.
Руководитель курсов Детской и Перинатальной йоги Школы инструкторов йоги ФЙР. Более 10 лет занимается исследованиями в области холистических методов лечения, медицины, домашнего акушерства, женских практик. Мама четверых детей, двое из которых рождены дома.
Источник
Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
Татьяна Степaновa
Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение — это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
Что такое детская йога?
Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.
Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.
Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.
Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Пранаямы — дыхательные упражнения.
Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.
Краткая характеристика структуры программы.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).
Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, один раз в две недели по 25 – 30 минут.
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер
Цель программы: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.
1. Совершенствование психических процессов.
2. Познание своего характера, укрепление воли.
3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
5.Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
6. Формирование осанки.
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
8. Создание эмоционального благополучия.
Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
• Стабилизация эмоционального фона у детей.
• Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
• Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.
Требования к условиям проведения занятий.
Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.
4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.
Структура занятия (см. приложение 1)
I. Вводная часть (5-7 минут).
1.Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”
• Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
• Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.
II. Основная часть (15-20 минут).
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц,в том числе:
• для мышц живота;
• для мышц спины путем наклона вперед;
• для укрепления мышц ног;
• для развития стоп;
• для развития плечевого пояса;
3. Дыхательные упражнения.
4. Гимнастика для глаз.
5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).
6.Беседы из цикла: «Тренируем тело, укрепляем дух»
III. Заключительная часть (3-5 минут).
1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).
Методические рекомендации по организации работы с детьми.
1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
Особенности выполнения статических поз:
1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
Беседа «Для чего нужна вода?» для детей младшего дошкольного возраста Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле. Программное содержание: показать значение воды для всего живого;.
Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Мы все хорошо знакомы с гимнастикой для тела. Она тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Язык, губы, мягкое нёбо.
Конспект занятия «Хатха-йога» Этот кружок я веду в своей группе называется,хатха -йога. Взяла из просторов интернета. В основу конечно берут деток старшего дошкольного.
Исследовательский проект логопедической группы «Что такое бактерии, для чего они нужны?» «ЧТО ТАКОЕ БАКТЕРИИ?» Воспитатель:»Дети вы всегда моете руки перед едой? Правильно молодцы!» На наших руках и вокруг нас живет множество.
Конспект НОД на тему «Что такое инструменты, для чего они нужны и какими бывают?» для детей средней группы Конспект НОД на тему «Что такое инструменты, для чего они нужны и какими бывают?» для детей средней группы. Цель: Познакомить детей с понятием.
Консультация для родителей «Хатха-йога для детей» Консультация для родителей. «Хатха – йога для детей». Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность,.
Мастер-класс для родителей с детьми «Хатха-йога для детей» Мастер – класс для родителей с детьми. Тема «Хатха-йога для детей» План мастер-класса: 1 Что такое хатха-йога? 2 Значение упражнений на.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Люди давно заметили,что движения пальцев рук и пальцев,которые сопровождаются стишками,благотворно влияют на развитие детей. А в наше время.
План-конспект занятия в подготовительной группе «Кожа. Для чего она нужна» рограммное содержание: Расширять представление о коже, ее строении, основных функциях (защитная, выделительная, осязательная). Развивать.
Занятие для старшего дошкольного возраста «Пластмасса. Для чего она нужна?» Цели: — Познакомить детей с тем, что такое пластмасса. — Вызвать у них интерес и желание узнать о пластмассе больше. — Дать представление.
Источник