Характеристика переменнго метода спортивной тренировки
МетодПЕРЕМЕННЫЙхарактеризуется однократной непрерывной работой с меняющейся интенсивностью (например, бег со средней или максимальной скоростью чередуется с медленным бегом). В зависимости от цели и условий проведения тренировочного занятия, соотношение между интенсивной и умеренной работой может быть самым разнообразным.
Суть переменного метода заключается в том, чтобы в ходе упражнения путем изменения скорости, темпа, длительности, величины усилий предъявить новые, необычные требования и этим стимулировать повышение функциональных возможностей организма.
Переменный метод применяется, главным образом, в упражнениях с циклической структурой движения и является наиболее универсальным методом развития общей и специальной выносливости. Нагрузка повышается как путем увеличений общей продолжительности работы, так и путем увеличения интенсивности работы и сокращения длительности работы малой интенсивности. Интенсивность выполнения упражнений в одной тренировке может изменяться от минимальной до максимальной, возможной на данном отрезке. Вариантов сочетания нагрузки в переменном методе может быть очень много. Ее содержание определяется задачами конкретного занятия и планируется заранее. Кратковременная работа (от 20сек. до 2-3 мин.) максимальной интенсивности развивает анаэробную производительность. Во время ее возникает кислородный долг, который должен быть погашен в последующем снижении скорости передвижения. Более длительная работа умеренной интенсивности осуществляется за счет аэробных процессов, происходящих в организме. В результате «переключения» с одной скорости на другую в организме стимулируется функция потребления кислорода. Продолжительность нагрузки в переменном методе зависит от индивидуального состояния тренированности, а так же от особенностей вида спорта и длины соревновательной дистанции. В юношеском возрасте она составляет не менее 30 мин., у высококвалифицированных спортсменов среднее время воздействия равно от 50 до 120 мин. (бег, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ и др.), а при подготовке к длительным дистанциям (шоссейные гонки, лыжные гонки на 50 км, марафонский бег и др.) – еще больше. Тренирующее воздействие на организм осуществляется только в период работы. Применяется переменный метод на всех этапах подготовительного и соревновательного периода и в меньшей степени в переходном периоде.
Ценность переменного метода заключается в том, что:
1. В процессе выполнения работы совершенствуется одновременно как аэробный, так и анаэробный механизм и, следовательно, повышается уровень как общей, так и специальной выносливости.
2. Переключение с одного режима деятельности на другой, с одних мышечных групп на другие, способствует повышению работоспособности спортсмена, исключает монотонность в работе, что позволяет увеличить объем нагрузки.
3. Варьирование форм и условий действия способствует расширению диапазона двигательных возможностей, так как техника движения совершенствуется в изменяющихся условиях. Контрастные мышечные ощущения позволяют лучше почувствовать координационные особенности движения, осуществляемого при разной скорости.
4. Он является методом воспитания волевых качеств, так как длительная работа в аэробно-анаэробных условиях связана с нарастающим утомлением и предъявляет высокие требования к умению преодолеть чувство усталости.
Недостатком переменного метода является то обстоятельство, что во время непрерывной работы затрудняется возможность педагогического контроля за внутренней стороной нагрузки.
ФАРТЛЕКявляется разновидностью переменного метода и дословно в переводе со шведского означает «игра скоростей». Используется чаще всего при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции. Он заключается в преодолении довольно длинных дистанций (до 15-20 км) с переменной скоростью. Как правило, занятия проводятся на пересеченной местности, по различному грунту. Пробегая отдельные отрезки дистанции быстро, спортсмен развивает скорость, равную соревновательной или превышающей ее. Продолжительный характер этой нагрузки, даже при чередовании с медленным бегом или ходьбой имеет положительный тренировочный эффект, особенно для сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, тем самым развивает у бегунов общую и специальную выносливость.
Применяется фартлек в подготовительном периоде и, в меньшем объеме, в соревновательном периоде тренировки не только бегунами, но и футболистами, конькобежцами, лыжниками, гребцами и др. Нагрузка строится соответственно плану, но основой для дозировки ее является самочувствие занимающихся. Поэтому план должен быть достаточно глубоким, чтобы спортсмен сам мог регулировать нагрузку. Фартлек предъявляет высокие требования к волевым качествам спортсмена.
Источник
Характеристика переменнго метода спортивной тренировки
МетодПЕРЕМЕННЫЙхарактеризуется однократной непрерывной работой с меняющейся интенсивностью (например, бег со средней или максимальной скоростью чередуется с медленным бегом). В зависимости от цели и условий проведения тренировочного занятия, соотношение между интенсивной и умеренной работой может быть самым разнообразным.
Суть переменного метода заключается в том, чтобы в ходе упражнения путем изменения скорости, темпа, длительности, величины усилий предъявить новые, необычные требования и этим стимулировать повышение функциональных возможностей организма.
Переменный метод применяется, главным образом, в упражнениях с циклической структурой движения и является наиболее универсальным методом развития общей и специальной выносливости. Нагрузка повышается как путем увеличений общей продолжительности работы, так и путем увеличения интенсивности работы и сокращения длительности работы малой интенсивности. Интенсивность выполнения упражнений в одной тренировке может изменяться от минимальной до максимальной, возможной на данном отрезке. Вариантов сочетания нагрузки в переменном методе может быть очень много. Ее содержание определяется задачами конкретного занятия и планируется заранее. Кратковременная работа (от 20сек. до 2-3 мин.) максимальной интенсивности развивает анаэробную производительность. Во время ее возникает кислородный долг, который должен быть погашен в последующем снижении скорости передвижения. Более длительная работа умеренной интенсивности осуществляется за счет аэробных процессов, происходящих в организме. В результате «переключения» с одной скорости на другую в организме стимулируется функция потребления кислорода. Продолжительность нагрузки в переменном методе зависит от индивидуального состояния тренированности, а так же от особенностей вида спорта и длины соревновательной дистанции. В юношеском возрасте она составляет не менее 30 мин., у высококвалифицированных спортсменов среднее время воздействия равно от 50 до 120 мин. (бег, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ и др.), а при подготовке к длительным дистанциям (шоссейные гонки, лыжные гонки на 50 км, марафонский бег и др.) – еще больше. Тренирующее воздействие на организм осуществляется только в период работы. Применяется переменный метод на всех этапах подготовительного и соревновательного периода и в меньшей степени в переходном периоде.
Ценность переменного метода заключается в том, что:
1. В процессе выполнения работы совершенствуется одновременно как аэробный, так и анаэробный механизм и, следовательно, повышается уровень как общей, так и специальной выносливости.
2. Переключение с одного режима деятельности на другой, с одних мышечных групп на другие, способствует повышению работоспособности спортсмена, исключает монотонность в работе, что позволяет увеличить объем нагрузки.
3. Варьирование форм и условий действия способствует расширению диапазона двигательных возможностей, так как техника движения совершенствуется в изменяющихся условиях. Контрастные мышечные ощущения позволяют лучше почувствовать координационные особенности движения, осуществляемого при разной скорости.
4. Он является методом воспитания волевых качеств, так как длительная работа в аэробно-анаэробных условиях связана с нарастающим утомлением и предъявляет высокие требования к умению преодолеть чувство усталости.
Недостатком переменного метода является то обстоятельство, что во время непрерывной работы затрудняется возможность педагогического контроля за внутренней стороной нагрузки.
ФАРТЛЕКявляется разновидностью переменного метода и дословно в переводе со шведского означает «игра скоростей». Используется чаще всего при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции. Он заключается в преодолении довольно длинных дистанций (до 15-20 км) с переменной скоростью. Как правило, занятия проводятся на пересеченной местности, по различному грунту. Пробегая отдельные отрезки дистанции быстро, спортсмен развивает скорость, равную соревновательной или превышающей ее. Продолжительный характер этой нагрузки, даже при чередовании с медленным бегом или ходьбой имеет положительный тренировочный эффект, особенно для сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, тем самым развивает у бегунов общую и специальную выносливость.
Применяется фартлек в подготовительном периоде и, в меньшем объеме, в соревновательном периоде тренировки не только бегунами, но и футболистами, конькобежцами, лыжниками, гребцами и др. Нагрузка строится соответственно плану, но основой для дозировки ее является самочувствие занимающихся. Поэтому план должен быть достаточно глубоким, чтобы спортсмен сам мог регулировать нагрузку. Фартлек предъявляет высокие требования к волевым качествам спортсмена.
Источник
Переменный метод тренировки
Читайте также:
|
Основ-ное назначение | Упражнение метода | Содержание | Интенсивность | Объем | Интервал отдыха | Количество занятий в неделю | Место в большом цикле тренировки | |||||
ЧСС (уд/мин) | % от соревновательной | % от максимальной | Продолжительность непрерывной работы | Число повторений в одном подходе | Число подходов, серий | |||||||
Переменный | 1. Воспитание специальной выносливости | Избранный вид спорта | Чередование работы, выполняемой с ускорениями средней (5-10 сек) и максимальной интенсивности (5-10 сек) с короткими замедлениями (5-10 сек) | 160-180 | 800, 100, 50 | — | 3-6 раз по 15-30 сек | — | 5-8 | 5-8 мин | 3-4 | Специально- подготовительный этап, соревновательный период |
2. Воспитание специальной выносливости в работе большой и умеренной мощности | Избранный вид спорта | Чередование работы, выполняемой с ускорениями средней и максимальной интенсивности с короткими замедлениями | 160-190 | 50-90 | — | 15-50 мин | — | 1-2 | Специально-подготовительный этап, соревновательный период |
г) для развития и совершенствования спортивной подготовленности и ее отдельных компонентов на фоне недостаточного восстановления;
д) для воспитания способности проявлять предельные функциональные возможности организма спортсмена, его психики;
е) для подготовки к эффективному и правильному выполнению следующих упражнений;
ж) для оптимального выхода из высоких нагрузок и перехода к относительно нормальному состоянию.
Основные компоненты нагрузок.
Компоненты нагрузок, характеризующие их количество и качество, играют особо важную, по существу ведущую роль.
Количественный компонент – это продолжительность и число повторений упражнения, общие и частные суммы времени их выполнения. Нагрузка прямо пропорциональна продолжительности работы (при прочих равных условиях). Следовательно, изменение продолжительности, а значит, и воздействия нагрузки – одна из главных возможностей создавать и регулировать их в требуемой мере.
Изначальным для установления количества нагрузки являются соревновательные официальные стандарты продолжительности (спортивные игры, бокс, фигурное катание и др.) числа попыток (прыжки, метания, стрельба и др.), времени, необходимого для достижения победы (фехтование, циклические виды спорта и др.).
Количественный компонент нагрузки часто выражают словом объем. Это кратко, но не точно. Понятие объема должно отражать всю совокупность выполняемых спортсменом занятий. Такой суммарный или общий объем выражается в часах, в числе занятий и соревнований, тренировочных и соревновательных днях. Важно различать общий объем в количестве часов, занятых всем процессом подготовки и фактический объем в часах, затраченных на выполнение тренировочных работ и упражнений.
Количественный компонент связан с интенсивностью упражнений, их координационной сложностью, точностью, выразительностью и психической напряженностью. В спортивной практике интенсивность характеризуется прежде всего степенью нервно — мышечных усилий, уровнем физиологических, биохимических и психических процессов. Обычно с повышением нервно- мышечных и волевых усилий, с возрастанием трудностей внешних условий интенсивность увеличивается.
Интенсивность в спорте – количество тренировочной или соревновательной работы в единицу времени. Следовательно, чем больше движений и требуемых для этого усилий выполнено в единицу времени, тем выше интенсивность.
Уровень интенсивности обусловлен, в первую очередь, видом спорта. Например, в поднятии штанги, прыжках, метаниях, спринте интенсивность достигает 100%. Там же, где успех определяется искусством движений, высокая интенсивность нужна лишь в отдельных фазах, в остальном же выполнение упражнений требует меньших усилий.
Интенсивность во время выполнения упражнений может поддерживаться в течение некоторого времени на одном уровне, как в циклических видах спорта, но может и изменяться в большом диапазоне, например, при выполнении гимнастических комбинаций на снарядах. Сложно сочетаются разные уровни интенсивности в спортивных играх, непрерывно изменяющейся от предельной до минимальной и сочетающейся с интервалами отдыха в тайм- аутах и при смене игроков. Такая динамика интенсивности, к тому же определяемая ситуацией игры, в особенности должна учитываться в процессе тренировки.
Надо помнить, что вместе с нарастанием утомления в процессе выполнения упражнения обеспечение той же интенсивности (например, в последнем круге бега на 5 км) может стоить спортсмену значительно дороже.
Следует различать два основных направления в повышении интенсивности нагрузки: первое – за сет увеличения мышечных и психических усилий, второе – за счет уплотнения тренировочного занятия, тренировочного дня, большего заполнения их физическими упражнениями.
Первое направление главное, прежде всего потому, что обеспечивает высокие уровни адаптации применительно к специфическим требованиям избранного вида спорта. Кроме того, только это направление может обеспечить значительное повышение функциональных возможностей органов и систем, работоспособности всего организма в целом, в том числе и с целью достижения общей физической подготовленности.
Второе направление создает, во-первых, возможность многократного использования первого направления повышения интенсивности. При этом интенсивность тренировочного занятия и дня в целом будет определяться числом упражнений, величиной усилий в них и продолжительностью интервалов отдыха между ними, а также влиянием на органы и системы спортсменов всей суммы нагрузки от тренировочного занятия или тренировочного дня.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 104 ; Нарушение авторских прав
Источник