Дать характеристику переменному методу тренировки

Характеристика переменнго метода спортивной тренировки

МетодПЕРЕМЕННЫЙхарактеризуется однократной непрерывной работой с меняющейся интенсивностью (например, бег со средней или максимальной скоростью чередуется с медленным бегом). В зависимости от цели и условий проведения тренировочного занятия, соотношение между интенсивной и умеренной работой может быть самым разнообразным.

Суть переменного метода заключается в том, чтобы в ходе упражнения путем изменения скорости, темпа, длительности, величины усилий предъявить новые, необычные требования и этим стимулировать повышение функциональных возможностей организма.

Переменный метод применяется, главным образом, в упражнениях с циклической структурой движения и является наиболее универсальным методом развития общей и специальной выносливости. Нагрузка повышается как путем увеличений общей продолжительности работы, так и путем увеличения интенсивности работы и сокращения длительности работы малой интенсивности. Интенсивность выполнения упражнений в одной тренировке может изменяться от минимальной до максимальной, возможной на данном отрезке. Вариантов сочетания нагрузки в переменном методе может быть очень много. Ее содержание определяется задачами конкретного занятия и планируется заранее. Кратковременная работа (от 20сек. до 2-3 мин.) максимальной интенсивности развивает анаэробную производительность. Во время ее возникает кислородный долг, который должен быть погашен в последующем снижении скорости передвижения. Более длительная работа умеренной интенсивности осуществляется за счет аэробных процессов, происходящих в организме. В результате «переключения» с одной скорости на другую в организме стимулируется функция потребления кислорода. Продолжительность нагрузки в переменном методе зависит от индивидуального состояния тренированности, а так же от особенностей вида спорта и длины соревновательной дистанции. В юношеском возрасте она составляет не менее 30 мин., у высококвалифицированных спортсменов среднее время воздействия равно от 50 до 120 мин. (бег, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ и др.), а при подготовке к длительным дистанциям (шоссейные гонки, лыжные гонки на 50 км, марафонский бег и др.) – еще больше. Тренирующее воздействие на организм осуществляется только в период работы. Применяется переменный метод на всех этапах подготовительного и соревновательного периода и в меньшей степени в переходном периоде.

Читайте также:  Комплекс упражнений рукопашного боя с автоматом

Ценность переменного метода заключается в том, что:

1. В процессе выполнения работы совершенствуется одновременно как аэробный, так и анаэробный механизм и, следовательно, повышается уровень как общей, так и специальной выносливости.

2. Переключение с одного режима деятельности на другой, с одних мышечных групп на другие, способствует повышению работоспособности спортсмена, исключает монотонность в работе, что позволяет увеличить объем нагрузки.

3. Варьирование форм и условий действия способствует расширению диапазона двигательных возможностей, так как техника движения совершенствуется в изменяющихся условиях. Контрастные мышечные ощущения позволяют лучше почувствовать координационные особенности движения, осуществляемого при разной скорости.

4. Он является методом воспитания волевых качеств, так как длительная работа в аэробно-анаэробных условиях связана с нарастающим утомлением и предъявляет высокие требования к умению преодолеть чувство усталости.

Недостатком переменного метода является то обстоятельство, что во время непрерывной работы затрудняется возможность педагогического контроля за внутренней стороной нагрузки.

ФАРТЛЕКявляется разновидностью переменного метода и дословно в переводе со шведского означает «игра скоростей». Используется чаще всего при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции. Он заключается в преодолении довольно длинных дистанций (до 15-20 км) с переменной скоростью. Как правило, занятия проводятся на пересеченной местности, по различному грунту. Пробегая отдельные отрезки дистанции быстро, спортсмен развивает скорость, равную соревновательной или превышающей ее. Продолжительный характер этой нагрузки, даже при чередовании с медленным бегом или ходьбой имеет положительный тренировочный эффект, особенно для сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, тем самым развивает у бегунов общую и специальную выносливость.

Применяется фартлек в подготовительном периоде и, в меньшем объеме, в соревновательном периоде тренировки не только бегунами, но и футболистами, конькобежцами, лыжниками, гребцами и др. Нагрузка строится соответственно плану, но основой для дозировки ее является самочувствие занимающихся. Поэтому план должен быть достаточно глубоким, чтобы спортсмен сам мог регулировать нагрузку. Фартлек предъявляет высокие требования к волевым качествам спортсмена.

Источник

Виды беговых тренировок для повышения выносливости и скорости

Стандартные тренировки для любителей горных марафонов и ультрамарафонов включают в себя несколько видов тренировок: длительные, повторные тренировки, темповые и скоростные.
В день гонки, когда давление со стороны конкурентов сильнейшее, а волнение зашкаливает, плюс горная местность и сложные погодные условия накладывают свои коррективы, мы должны беспрепятственно преодолевать весь маршрут.
Тренировки различной интенсивности заставляют постоянно «переключаться», то есть работать с разной скоростью. Бежать легко, умеренно или «взрываться», преодолевая небольшой подъем.
Тренировки, о которых мы поговорим ниже, разнообразят тренировочный процесс и повысят физическую форму.

В этих тренировках используется разная скоростная интенсивность. Выполняя их, меняйте темп и рельеф, по которому бежите. Пульс будет переходить из одной ключевой зоны в другую. Благодаря этой тренировки вы поработаете над выносливостью и скоростью.

1. Разогрейтесь. Пробегите в марафонском темпе в течение 20 минут (примерно 82-87% от максимальной частоты сердечных сокращений), затем следующие 20 минут увеличьте скорость до темпа полумарафона (примерно 85-93% от максимальной частоты сердечных сокращений) и снова 20 минут бегите со скоростью марафона. Не забудьте потрусить, чтобы замяться и снизить пульс.

2. Разомнитесь. Поработайте в горку от 60 до 90 секунд при 5-кратном усилии (примерно 94-100% от максимальной частоты сердечных сокращений), отдых между подходами 2 минуты. Во время отдыха медленно трусите, опуская пульс максимально низко. Затем поработайте в темпе полумарафона. Продолжительность этого подхода от 3 до 5 минут. Выполните таких 4-6 кругов.

Помните, бег по холмам увеличивает силу в ногах и скорость

Не переусердствуйте! Избегайте травм и выгорания. Не используйте сразу два вида тренировок одновременно, это бессмысленно и только перегрузит ваш организм.
Можно сделать отличный двухдневный сплит, но в этом случае лучше использовать примерно 50% от объема каждой тренировки.

Очень хорошо «заходят» тренировки, имитирующие соревнования. Например, первая часть маршрута гонки проходит по плоскому рельефу, вторая часть — подъем в гору. Сопоставимая тренировка с различной скоростью может выглядеть так:

Разогрейтесь. Пробегите в хорошем темпе 3 км, затем отдохните, потрусите 3 минуты. А после сделайте от 4 до 6 подходов в горку по 1-3 минуты. Темп во время подходов в горку должен быть равен вашему темпу на дистанции от 5К до полумарафона, в зависимости от угла наклона и длины подъема на соревновании. Отдых между подходами — трусца вниз. После всех подходов в горку восстановитесь в течение 3 минут и закончите тренировку, пробежав в хорошем темпе 2 −3 км. Не забудьте сделать заминку!

Короткие взрывные усилия развивают мышечную выносливость за счет включения в работу сразу нескольких мышечных групп

Будьте изобретательны! Разнообразьте свои тренировки различными комбинациями, адаптируйте их к своему текущему уровню физического состояния (тренированности) и потребностям.

Тренировка с одной скоростью дает очень мало, чтобы хорошо подготовиться к определенным соревнованиям. Периодически увеличивая скорость во время тренировки, будет легче преодолеть гонку.
Вот несколько видов тренировок и советов:

1. Быстрое завершение длинных пробежек. В конце длительной тренировки, за 4 −10 км начните увеличивать скорость, а последние 10 минут поработайте на хорошей, соревновательной скорости.
2. В длительную тренировку можно включить 30-секундные и 10-минутные ускорения. В зависимости от скорости и продолжительности будет меняться ваш пульс. Помните, тренировка, это волнообразный процесс. После работы следует сделать отдых и потом только приступить к следующему отрезку.
3. Поиграйте с темпом! Во время 20-60 минутного бега выкладывайтесь каждые 5-10 минут с интервалами от 30 секунд до 1 минуты.
4. Пороговые интервалы. Эти интервалы необходимы для укрепления уверенности и проверки своей готовности. Начните с 2 подходов по 1,5-мильными интервалом, постепенно увеличивая скорость. Используйте 3-минутное восстановление между повторами. Ваша скорость в первой половине интервала должна быть равна темпу полумарафона, вторая половина интервала темпу 10К и заключительный отрезок должен равняться темпу на 5К. Закончите эту тренировку следующими подходами: 8×200 метров. Вы должны бежать быстро, но в то же время контролируя вашу скорость и усилия.

Эту тренировку можно сделать и на рельефе, по холмам. Тогда нужно придерживаться времени, а не расстояния. 2 подхода по 4 минуты в темпе полумарафона, плюс 3 минуты в темпе 10К или 2 минуты в темпе 5К. Отдых между подходами — 3 минуты трусцой. Затем 8× 20 — 25 секунд ускорения в горку (но не на максимуме!!).

Существует 2 основных разновидности пороговых тренировок: темповый бег и АнП-интервалы или крейсерские интервалы. Темповый бег — это непрерывный бег в темпе АнП или чуть медленнее в течение 20-40 минут. А АнП (крейсерские) интервалы — это отрезки в пороговом темпе с коротким отдыхом между ними и продолжительностью отрезков от 3 до 15 минут

5. Фартлек. Выполните «нисходящую лестницу», начиная с 6 минут и заканчивая работой в 1 минуту. Отдых — половина времени повтора. Например, после 3 минутного подхода отдых будет 1.5 минуты, затем работа 2 минуты и отдых 1 минута. Начните первый отрезок, работу в 6 минут, с темпом марафона. Для отрезков по 5 минут и 4 минуты темп будет, как на полумарафоне. 3-минутный отрезок нужно выполнять в темпе 10К. И, наконец, 2-х и 1- минутный отрезок выполняйте в темпе 5К.

Фартлек — это чередование ускорений и медленного бега трусцой. Количество повторений в фартлеке зависит от величины дистанции, которую необходимо преодолеть атлету. Как и разнообразие вариантов ускорений, оно определяется тренировочными циклами и состоянием физической подготовки атлета

Также полезно выполнять СБУ

Поиграйте со скоростью! Разнообразьте ваши тренировки!

Источник

Дать характеристику переменному методу тренировки

В их основе лежит определенный порядок со­четания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражне­ния, или тот или иной способ упорядочения действий занимающихся и ус­ловий их выполнения.

Сущность того или иного метода совершенствования двигательных на­выков и направленного развития двигательных способностей в значительной степе­ни зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности длительности, количества повторе­ний упражнений, интервалов и характера отдыха.

Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно с относительно постоян­ной интенсивностью.

Интенсивность можно считать постоянной если её колебания не превышают 3 % от средней.

Различают два варианта этого метода:

• метод длительной равномерной тренировки;

• метод кратковременной равномерной тренировки

Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой ин­тенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мы­шечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин. Продолжительность непрерывной ра­боты может находиться в диапазоне от 15 до 90 мин и более. Данный вари­ант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.

Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Ее про­должительность уменьшается. Упражнения выполняются в смешанном аэ­робно-анаэробном режиме. Он применяется для воспитания и совер­шенствования чувства темпа, а также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости.

Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способст­вует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности работы сердца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхатель­ных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют воспитанию у них волевых качеств: настойчивости, упорства и др.

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывная дли­тельность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со вре­менем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагруз­ки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, ве­личины усилий, смены техники движений и т.д.

Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и выполнение технических приемов в хоккее в те­чение каждого периода.

Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использова­нии переменного метода обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений.

Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообраз­ны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специаль­ной), расширение диапазона двигательного навыка, повышение координации движений, приобретение определенных тактических умений, воспитание волевых качеств.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических упраж­нениях. В циклических упражнениях нагрузки, главным образом, регулиру­ются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительно­сти выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет к развитию аэробных или аэробно-анаэробных возможностей.

В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем вы­полнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности.

Применение этого метода обеспечивает тренирующее воздействие на организм не только во время выполнения упражнения, а также благодаря суммации утомления организма человека от каждого повторения задания.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники дви­жений на высокой скорости, психическая устойчивость.

Данный метод используется как в циклических, так и ациклических уп­ражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95 % максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95—100 %. Дли­тельность упражнения также может быть разной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений уп­ражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занима­ющихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и др.). Интервалы отды­ха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее они ус­танавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работо­способности к очередному повторению упражнения.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных — ско­ростной выносливости.

Передвижение с высокой интенсивностью — в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках — содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом по­вторно-темповой тренировки.

Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основ­ном анаэробный, а на средних и длинных — смешанный, т.е. аэробно-ана­эробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, мета­ние) наряду с совершенствованием техники движений данный метод используется, главным образом, для развития силы и скоростно-силовых способностей.

Интервальный метод характеризуется многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократ­ного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС к концу работы была 160—180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 с увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим со­здаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.

Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120—140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. От­дых может быть активным, либо пассивным, упражнения повторяются се­риями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха ЧСС не становится ниже 120 уд/мин. Общее число повторений упражнений при этом может быть от 10—20 до 20—30.

Интервальный метод имеет ряд вариантов, в основе которых лежат раз­личные сочетания составных компонентов нагрузки (длительности, интен­сивности, количество упражнений и др.). Такое многообразие связано с ре­шением конкретных задач, уровнем физической подготовленности, состояния здоровья занимающихся, вида и характера физических упражне­ний. Но сущность физиологического воздействия во всех этих вариантах интервального метода остается примерно одинаковой.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз.

Данный метод используется для развития практически всех двигательных способностей.

Игровой метод. Основу данного метода составляет сюжетно организованная двигательная деятельность, в основу которой положен свободный выбор способов достижения цели и получаемое человеком удовлетворение.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть при­менен на материале любых физических упражнений (бег, прыжки, метания и т.д.), особенно при проведении занятий с детьми дошкольного и школь­ного возраста. Он является методом комплексного совершенствования фи­зических и психических качеств человека. С его помощью решаются раз­личные задачи: развитие двигательных способностей, воспитание смелости, решительности, находчивости, иници­ативы, самостоятельности, тактического мышления, совершенствования двигательных умений и навыков. Наиболее характерные признаки игрового метода:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях (метод позволяет моделировать сравнительно сложные взаимоотношения между людьми).

2. Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий.

3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях.

4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке.

5. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и способностей.

К недостаткам этого метода относится ограниченная возможность дозирования нагрузки и формирования нового, особенно сложного двигательного навыка.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных соревнований. Данный метод, имея много общего с игровым методом, отличается тем, что не имеет сюжетное содержание.

Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся. Наиболее характерные признаки соревновательного метода:

– подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами;

– стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

– обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.

Но необходимо помнить, что соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.

Источник

Оцените статью