- Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни
- Как найти статью в нашем каталоге:
- Критерии определения пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой
- Спортивная гимнастика: с какого возраста и какая польза
- С какого возраста
- Девочки и мальчики
- Медицинские противопоказания
- Плюсы
- Минусы
- Сколько стоят занятия
- Как выбрать секцию
- Психологический портрет спортсмена
- Мнение Заслуженного тренера России
- С какими трудностями можно столкнуться
- Травмоопасность
- Отсутствие денег
- Непопулярность спорта в стране
- Спортивная гимнастика для девочек: отзывы родителей
- Спортивная гимнастика для мальчиков: отзывы родителей
- Советы чемпиона
- Подводим итог
Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни
Как найти статью в нашем каталоге:
- выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
- перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
- чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
- также можно ввести ключевое слово или фразу в поле «Поиск» и получить список статей по заданным параметрам.
Критерии определения пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой
I. Критерии определения спортивной пригодности детей 5-6 летнего возраста при комплектовании групп начальной подготовки о спортивной гимнастике
Критерии определения спортивной пригодности детей 5-6 летнего возраста при комплектовании групп начальной подготовки связаны с определением склонности к занятиям спортивной гимнастикой и зачислением в группы начальной подготовки.
Под спортивной пригодностью имеется в виду уровень индивидуальных способностей ребёнка, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития выполнять в процессе занятий и соревнований разрядные нормативы.
Определение степени спортивной пригодности (СП) начинается с освидетельствования ребёнка врачом, который должен дать медицинское заключение о показаниях (противопоказаниях) к занятиям гимнастикой.
В свою очередь объектом внимания тренеров-преподавателей при определении СП становятся показатели, которые поддаются метрическому выражению, количественной оценке и выражаются комплексной оценкой в баллах.
II. Оценка внешних данных
К числу внешних данных, существенных при отборе для занятий спортивной гимнастикой, относятся длина, вес тела, определяемые строго метрически, и ряд внешних показателей, обычно оцениваемых по впечатлению, в баллах.
Длина тела, рост, определяются общепринятым способом в сантиметрах с помощью медицинского ростометра, вес измеряется медицинскими весами. Бальная оценка каждого из метрических показателей определяется в зависимости от попадания полученного измерения в ту или иную зону статического распределения. При этом высшая оценка – 2,5 балла – ставится, если показатель попадает в зону ±1 – 1,5. Результат в зоне отклонений, равных ± 2, оценивается в 1,5 балла, в зоне ± 3 – 1 балл
Примечание. Среднестатистические показатели длины и веса девочек 5-6 летнего возраста даются в виде средней арифметической величине (– Х +) и величин среднего отклонения как в сторону отставания от среднего показателя (Х – ), так и в сторону его превышения (Х –). Отклонение равное 1 считается незначительным, отклонение в 2 – умеренным, а в 3 – значительным.
Оставшиеся 5 баллов, выделенных для оценки внешних данных, приходятся на субъективную, визуальную оценку других внешних данных. Это – длина и форма рук и ног, шеи, возможные отклонения в осанке (наличие сколиоза, кифоза, лордоза), степень жироотложения в области живота, бёдер.
III. Оценка координации движений
Это обследование в СДЮСШОР по спортивной гимнастике проводится, как правило, посредством специально разработанных упражнений, представляющих собой различные по структуре последовательные и одновременные движения руками. По сложности такие упражнения делятся на три группы.
Минимальной трудности – последовательные движения, выполняемые на месте на четыре счета. Средней трудности – упражнения с попеременно последовательными движениями рук на восемь счетов. Повышенной трудности – упражнения с ассиметричным движением рук на восемь счетов.
Испытания на координацию движений:
1. Объяснение цели испытаний, мобилизация внимания занимающихся и демонстрация упражнения в замедленном воспроизведении, по ходу которого комментируются основные положения и движения рук.
2. Однократное выполнение упражнения вместе с тренером с коррекцией действий учеников.
3. Самостоятельное исполнение упражнения на оценку. Трудность упражнений на координацию увеличивается последовательно. К более трудному заданию допускаются только те дети, которые справились с предыдущим упражнением.
При оценке воспроизведения упражнений учитываются точность, ритмичность движения и быстрота освоения задания.
IV. Оценка способностей к сохранению равновесия.
Оценка способностей к сохранению равновесия (вестибулярной устойчивости) предполагает проверку двух типов,
В первом случае для выявления возможных скрытных отклонений в функции вестибулярного аппарата применяется один из вариантов пробы Ромберга: испытуемый стоит с закрытыми глазами, вытянув руки вперед и располагая ноги на одной линии, правая нога перед левой.
Фиксируется длительность удержания равновесия в заданном положении. Время определяется по секундомеру, по лучшему результату из двух проб. (Для 5-6 летних проводить пробу более 45 секунд не рекомендуется).
Во втором случае способность юных гимнасток к выполнению упражнений на сохранение равновесия оценивается, чаще всего, помощью трех наиболее распространенных тестов.
Первый из них (оценивается из 5 баллов) – простое прохождение туда и обратно по напольному бревну, руки в стороны.
Второй (из 7,5 балла) проводится на низком бревне: из положения руки на пояс три шага вперед и поворот кругом на двух ногах переступанием (по длине бревна).
Третий (из 10 баллов) на стандартном бревне: два шага вперед, руки в стороны, руки на пояс – поворот направо, два приставных шага влево-поворот налево, руки в стороны – два шага вперед, поворот налево, руки на пояс – два приставных шага вправо, поворот направо, руки в стороны – быстрым шагом пройти до конца бревна.
Полученная посредством всех приведенных тестов оценка СП, взятая вместе с ее составляющими по результатам разового тестирования, представляет собой лишь исходные данные и не дает полного основания для заключения о пригодности к занятиям гимнастикой. С достаточной уверенностью об этом можно судить только на основании последующих педагогических наблюдений и дополнительных испытаний уже непосредственно в процессе начальной подготовки.
Карта спортивной пригодности для гимнасток 5- 6 лет.
Положение о зачислении детей 5-6 летнего возраста в группы начальной подготовки в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике» управления физической культуры, спорта и туризма администрации г. Чебоксары
Источник
Спортивная гимнастика: с какого возраста и какая польза
Спортивная гимнастика закаляет характер и укрепляет здоровье. Но не потеряете ли вы больше в попытке сделать карьеру и взойти на олимпийский пьедестал? Оправданы ли страхи о травмоопасности? И какие подводные камни встретятся на пути родителей и юных спортсменов?
С какого возраста
Самый оптимальный возраст для начала занятий — 5 лет. Но иногда секции спортивной гимнастики принимают детей и в 3, и в 4 года. Здесь ключевую роль играет мнение тренера, в каком возрасте начинать заниматься. Максимальный возраст — 8 лет. После приходить в большой спорт поздно, так как выдающихся результатов уже не добиться.
Первое время ребенок выполняет упражнения на общее физическое развитие, находясь в подготовительной стадии к более специальным и трудным элементам для спортивной гимнастики. После общей подготовки, можно уйти в любой другой вид спорта, поэтому гимнастика отлично подходит для старта.
Девочки и мальчики
Если в художественную гимнастику вход открыт только девочкам, то спортивная ждет и мальчиков. Развитая мускулатура, крепкое телосложение, привычка к постоянным нагрузкам и выработка дисциплины идут вместе с тренировками по спортивной гимнастике. Для мальчиков это огромный плюс, как для общего физического здоровья, так и для закалки характера и умения справляться с трудностями. Однако, спортивная гимнастика не входит в 10-ку популярных видов спорта среди мальчиков в связи с мнением о возможных переломах и задержкой роста в подростковом возрасте.
Спортивная гимнастика сочетает в себе силу и красоту. Тело девочки-гимнастики прекрасно сложено, отлично растянуто и подкачено. Обычно тренеры при отборе девочек для занятий в профессиональном спорте ориентируются на невысокий рост, узкий таз и легкость. Девушкам с таким телосложением проще выполнять акробатические элементы, прыжки и добиться высоких результатов в спорте. К примеру, олимпийская чемпионка Светлана Хоркина всего 165 см в росте.
Медицинские противопоказания
Спортивная гимнастика, как и любой профессиональный вид спорта, оказывает огромную нагрузку на растущий организм ребенка, и к тренировкам допускаются не все дети.
Про занятия можно забыть при ряде заболеваний:
- бронхиальная астма;
- сколиоз;
- порок сердца;
- сахарный диабет;
- заболевания шейного отдела позвоночника.
Плюсы
Ребенок, занимающийся любым видом спорта, выделяется хорошей физической формой. Спортивная гимнастика — не исключение. Здесь прорабатываются все мышцы тела, улучшается координация движений, пластичность и выносливость. А королевская осанка — отличительная черта любого гимнаста.
Гимнастика учит бороться, справляться с трудностями и брать на себя ответственность, ставить цели и достигать их.
К чемпионату мира я очень внимательно относилась. С травмами, — я даже не буду уточнять, — но я выступала там несмотря ни на что.
Делится своим опытом Светлана Хоркина
Минусы
- Постоянные тренировки, увеличение мышечной массы, усиленная нагрузка на позвоночник ребенка оказывают влияние на развитие роста. Большинство родителей отмечают, что ребенок плохо растет, когда другие дети в подростковом возрасте заметно вытягиваются. Тренеры объясняют это особенностями генетики и тем, что для профессионального спорта отбираются дети с низким ростом, что позволит им в будущем добиться успехов на международных соревнованиях.
- У девушек в связи с высокой нагрузкой на организм отмечают позднее половое созревание и проблемы с менструальным циклом, что в принципе может произойти в любом виде спорта.
- Травмоопасность. Прыжки, упражнения на коне и брусьях неподготовленному человеку кажутся опасными и угрожают здоровью будущего чемпиона. На самом деле до 7 лет ребенок занимается общей физической подготовкой, только спустя 2-3 года занятий он переходит на специальные элементы. Каждый элемент отрабатывается детально и постепенно, но, к сожалению, не сводит процент получения травмы к нулю.
Сколько стоят занятия
Детско-юношеские школы ведут набор юных спортсменов бесплатно. Среди тренеров практикуются регулярные взносы на новое снаряжение, порошок для выполнения упражнений на брусьях, что выходит как минимум 500 руб. в месяц. Если говорить про частные спортивные центры, то 8 занятий гимнастикой в Москве будут стоить от 5 до 8 тыс. руб. Плюсом родители в обоих случаях покупают спортивную форму для тренировок и берут на себя затраты на спортивные соревнования, которые могут достигать 25 тыс. руб. в месяц.
Как выбрать секцию
Заниматься спортивной гимнастикой можно как в частных, так и в государственных секциях. В частных школах, кроме групповых тренировок, есть возможность взять индивидуальные занятия.
Сначала ребенок проходит общую физическую подготовку, поэтому первые 2 года родители могут сэкономить и отдать ребенка в обычную спортивную школу. После уже ориентироваться на тренера и решать, есть ли смысл оставаться у вашего наставника или же отдать юного спортсмена в именную профессиональную школу. Например, в Москве у чемпиона мира и Европы Алексея Дудченко есть своя школа спортивной гимнастики.
Психологический портрет спортсмена
Главные черты гимнаста: выносливость, терпение, усидчивость и стойкость характера. Ребенок должен быть целеустремленным и готовым выполнять одни и те же элементы до эталонного исполнения. Отсутствие страха и уверенность в себе играют немалую роль, ведь придется совершать прыжки, карабкаться высоко на турник и выполнять упражнения на коне. Психологический настрой ребенка отразится в будущем и на его результатах, поэтому, чем раньше вы научите его сосредотачиваться и преодолевать неудачи, тем лучше.
Я тренировался до тех пор, пока тот или иной трудный элемент не начинал получаться. Заставлял себя ходить в зал даже по воскресеньям. Именно эта самодисциплина очень помогла мне в будущем. Я считаю, что спорт вообще очень изменил мою жизнь — помог закалить характер, стать более рассудительным.
Говорит слова благодарности спорту Алексей Немов
Если говорить о каких-то специфических личных или физических качествах ребенка, то я бы не стал выдвигать особенные требования к юным спортсменам. Спортивной гимнастикой может заниматься любой здоровый ребенок, если в нем есть желание и стремление. Качества характера и тела далее будут развиваться как раз в ходе тренировок. Ребенок станет более дисциплинированным, научится общаться со сверстниками, сможет развить в себе силу командного духа. Ловкость, внимательность, гибкость, скорость — все это тоже будет нарабатываться со временем. И в данном случае важны не столько исходные качества ребенка, сколько профессионализм и подход тренера.
Антон Голоцуцков — двукратный бронзовый призер летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, двукратный вице-чемпион мира, пятикратный чемпион Европы, многократный чемпион России и основатель сети Академий спортивной гимнастики
Мнение Заслуженного тренера России
Ольга Ивановна Нечепуренко — Мастер спорта, Заслуженный тренер России, выпускница факультета физвоспитания Ростовского педагогического института. На протяжении 30 лет — хореограф отделения гимнастики Ростовского спортинтерната. Тренер СДЮШОР-2. Среди ее воспитанников — Андрей Лиховицкий, Дмитрий Ланкин, Никита Нагорный и другие.
В интервью Ольга Ивановна Нечепуренка дает советы, как привить ребенку любовь к спорту и что нужно сделать для того, чтобы воспитать настоящего чемпиона.
В первую очередь — артистом! Он должен уметь перевоплощаться. Конечно, тренер-женщина всегда немножко мама. Но у меня достаточно жесткий характер. Я все решения всю жизнь принимаю сама. Вместо филфака выбрала факультет физвоспитания. Художественную гимнастику поменяла на спортивную.
В работе бываю строга. Да, могу даже выгнать из зала минут на 15, если вижу, что недорабатывает. Никита сказал мне недавно: «Ну вы артистка, Ольга Ивановна! Теперь, когда я сам окунулся в тренерскую работу, я это очень хорошо понимаю».
Тренер должен уметь быть разным. На соревнованиях я могу стоять за спиной, поддерживать, а могу взять и уйти в другой конец зала. Спортсмен ищет меня глазами. А я делаю это вполне сознательно: он должен привыкать к тому, что я не всегда буду рядом.
Нужно давать ребенку ошибаться, чтобы он знал, что так тоже может быть: поражение, травма. Он должен привыкать выдерживать психологический накал борьбы. Это очень важно.
Как вести себя родителям, когда ребенок плачет и говорит: «Я больше не могу, не справлюсь, мне больно»?
Это зависит от того, что именно вы хотите от своего ребенка. Если он ходит на тренировки просто ради физической подготовки, то можно его пожалеть и не выкладываться на все сто.
Правда, не нужно забывать, что дети склонны преувеличивать, а еще у них очень развито чувство самосохранения, они очень жалеют себя. Когда ребенок устал или получил небольшую травму, он скажет: «Тренер — тиран! Я уже умираю, а она надо мною издевается. Я больше туда не пойду».
Но, как правило, на завтра он уже забывает про свою обиду. Поэтому родителям не стоит сразу же паниковать и звонить тренеру или ругать его за глаза. Просто выслушайте ребенка и поддержите его, но не нужно вмешиваться в тренировочный процесс и давать советы тренеру.
Воспитывайте своих детей добрыми и порядочными.
Говорите с ними обо все, и говорите честно.
Создайте им атмосферу дружелюбия и любви, пусть им будет комфортно.
Научите своего ребенка самостоятельности, доверяйте ему. Но обязательно проверяйте потом результаты порученного и не забывайте хвалить.
Научите ребенка никогда не желать плохого сопернику. Ни на соревнованиях, ни в жизни.
Пусть сам он будет на три головы выше окружающих, и тогда ему это обязательно воздастся.
Верьте в своего ребенка, в его таланты, в его успехи.
Не хвалите напрасно, но обязательно верьте!
С какими трудностями можно столкнуться
Травмоопасность
В любой гимнастике спортсмена тянут, и приходится преодолевать боль. Порванные связки в данном виде спорта — норма. Кроме этого, при тренировках спортсмены ломают суставы, выворачивают руки и ноги, а при приземлении на поролон отбивают колени и ломают спину. Занимаясь спортивной гимнастикой, ребенок учится проще относиться к любым видам травм и быть готовым к подобному. Он не может просчитать удачное приземление, а при неудобном положении руки легко ее вывихнуть.
Отсутствие денег
Получить выигрыш можно только с международных соревнований. Ни Кубок, ни чемпионат России кроме грамоты и слов благодарности ничего не принесет. Сделать карьеру и начать зарабатывать на спорте возможно только после хорошего выступления на Олимпийских играх. Зарплата спортсмена зависит еще и от спорткомитета города, где-то выделяют пособие, а где-то интереса к спортивной гимнастике нет, как и денежной поддержки.
Непопулярность спорта в стране
Про спортивную гимнастику вспоминают только в период олимпиады, трансляций по телевизору мало, а даже если они есть, то в непросматриваемые часы. На соревнования приходят в основном родственники и друзья. Отсутствие интереса к гимнастике со стороны спорткомитетов сказывается и на оснащении спортивных залов. Бывает, что отсутствует ряд снарядов и отработка элементов идет перед самим турниром, что сказывается и на технике.
Спортивная гимнастика для девочек: отзывы родителей
Моя дочь занималась спортивной гимнастикой с 3-х лет. Могу сказать одно, я боялся приходить на соревнования, особенно когда она выступала на брусьях… Сейчас ей 18 лет — идеальная фигура, крутой настрой на работу, самодисциплина на высшем уровне. Достижение в спорте КМС.
Спорт. гимнастика стала намно-о-о-ого сложнее со временем. Я как-то смотрела выступление Людмилы Турищевой на чемпионате мира (1972 г). Все элементы, которые она выполняла, мы делали уже в 9 лет. Поэтому спорт. гимнастика сейчас так «помолодела», женщинам трудно выполнять те элементы, которые требуются в настоящее время. Мне даже забавно, когда в новостях говорят: спорт. гимнастика, выступление женщин. Нет там женщин, одни девочки-малолетки.
Если ребенок занимается спортивной гимнастикой на результат, то отрицательное влияние на организм очевидно. У меня дочь занимается не спорт. гимнастикой, но близко к этому, поэтому знаю, о чем говорю. Сейчас ей 13, кмс, суставы очень сильно страдают. Голеностопы, запястья болят практически всегда, она уже привыкла к этому.
Я иногда думаю, запретить ей заниматься, но ей нравится, у нее свои цели, как тут запрещать.
Я 10 лет профессионально занималась спортивной гимнастикой. Мне повезло, не было переломов. Но растяжения и ушибы были, это спорт травматичный. Моим коллегам по сборной избежать переломов рук не удалось. А моя подруга аж 2 раза ломала руку. Хотя спортивная гимнастика — это красивый вид спорта, мой родной и самый любимый, но он очень опасный. И это нужно осознавать. А осанку, дисциплину, твердый характер — это дают все виды спорта. Но сегодняшняя спортивная гимнастика по сравнению с советской шагнула далеко вперед. И сейчас — это не набор прыжков, ласточек и переворотов, а набор силовых, сложных элементов даже в юношеских разрядах. Это нужно понимать всем, кто идет за своей мечтой. А взрослым трезво оценивать ситуацию. Бесстрашие здесь ни к чему.
Спортивная гимнастика для мальчиков: отзывы родителей
Старший сын ходит с 5 лет (сейчас 9). Мы довольны вполне. Ему самому то нравится, то не нравится. Занятия, конечно не легкие, особенно растяжкой их мучают (часто в виде наказания). Из плюсов — воспитывается выносливость, физическое развитие на отлично! Водили ребенка к массажисту, тот в восторге был, какая в нашем возрасте развитая мускулатура)) Если на ребят постарше смотреть — те просто красавцы! Но он у нас парень такой, что ему именно гимнастика подходит — не командный, но выносливый, терпеливый и весьма подвижный.
Гимнастика очень хороша, пока занимаетесь «для себя». Если захотите результатов олимпийского уровня — проблемы со здоровьем и профессией обеспечены. Пока же не будете стремиться выше уровня «1 разряд — КМС» — будет просто офигенная физическая подготовка. Гимнастика — лучший фитнес.
Просто как пример: у меня был кадет, который дорос до уровня КМС по спортивной гимнастике. На соревнованиях ЦФО среди кадет-спасателей одним из видов было выполнение упражнения на перекладине, состоящего из комплекса «подтягивание — поднос ног к перекладине — подъем переворотом». Так вот, этот 9-классник выполнил 49 таких комплексов и занял 2 место. Первое место занял парнишка с результатом 62. При этом на прикидках мой кадет выполнял по 74 комплекса.
В отличие от других видов спорта, спортивная гимнастика дает наиболее гармоничное развитие, как в физическом плане, так и в интеллектуальном, поскольку требует концентрации внимания и координации движений.
У меня средний сын занимается спортивной гимнастикой с 3 лет. Сначала ходил нехотя. Сейчас летит на тренировки быстрее ветра. Благодаря гимнастике у него ровная спина и он очень выносливый. Рост у него правда для гимнастики большой) но все же. Тренировки 5 раз в неделю, иногда по 2 часа. Я за гимнастику)
У меня старший сын занимался спортивной гимнастикой в ЦСКА. Отдали в 5 лет, дошел до 2 взрослого разряда. Первый год занимались по 3 раза в неделю по 2 часа, в группе было около 20 человек, на второй год тренер сделал отбор и оставил только 4 человека, которые что-то могут показать. Стали заниматься каждый день по 4 часа, труд неимоверный надо настраиваться на избитые руки в кровь от снарядов, растяжку такую, что кажется твоего ребенка разорвут пополам и ты, как мать стоишь, кровью сердце обливается, а сделать ничего не можешь. Тренер сразу сказал или работаете или уходите. Мы занимались 6 лет, не было каникул, а только гимнастика. Это не каждый выдержит взрослый, а тут ребенок, уроки делали в метро, ели тоже. Но у меня ребенок оказался сильный, не смотря что очень стройный, учился и занимался на отлично. Ушли только из-за того, что уже в старших классах было невозможно все это совмещать. На память об этом времени у нас остались фотографии с Путиным, медали, которые вручал Немов и много чего еще, время не прошло даром. Мой сын даже сейчас все это вспоминает с благодарностью.
Советы чемпиона
Нагорный Никита Владимирович (род. 12 февраля 1997 года, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия) — российский гимнаст. Трехкратный чемпион мира (2019), шестикратный чемпион Европы (2015, 2016, 2018, 2019), серебряный призер летних Олимпийских игр 2016 года. Заслуженный мастер спорта России. Мастер спорта международного класса.
Никита Нагорный в интервью поделился своими мыслями.
Я не мог и минуты усидеть на месте. В садик пришла тренер, сказала: «Энергичный, забираем». И когда меня вместо тихого часа стали забирать на тренировки, воспитатели были просто счастливы.
Конечно, не я сам в пять лет изъявил желание идти в гимнастику. Просто так сложилось, что пришла тренер из гимнастики. Пришел бы из футбола — пошел бы, наверное, в футбол. Как и все дети. Бабушке предложили, чтобы я занимался, она согласилась. Дедушка возил на занятия. Сперва это было через день, а потом — уже каждый день.
Сначала учился в обычной школе, но в гимнастическом классе «Г». Потом перешел в школу олимпийского резерва. А с 10-го класса переехал в Москву.
В восемь лет были первые соревнования и первая победа. В каком-то маленьком зале, но это было чисто ОФП. А со зрителями у нас было первенство школы. Ой, как мы переживали тогда, но все равно было круто. Я побеждал, потом начал проигрывать, потому что выступал со старшими. Не было конкурентов в моем возрасте. Но в один момент начал и старших обыгрывать.
И иногда возникало желание взять и все бросить. Особенно после травм. В 13 лет во время тренировки я упал и получил открытый перелом руки. Думал все, больше не хочу. Но боль прошла, все забылось.
Без боли не бывает спорта, без поражений — побед.
Я много слышал людей, которые говорили так. Да и сам раньше так считал, но сейчас понимаю, что это такая глупость. У ребенка, который занимается спортом, детство гораздо лучше, чем у того, который тратит все свое время на улице.
Я не говорю, что был в чем-то ограничен. У меня было лето, когда мог спокойно заниматься гимнастикой, провести одну тренировку, а оставшееся время гулял. Были каникулы, когда вообще гулял постоянно. Мы и по стройкам лазили, играли в казаков-разбойников по всему району. То есть я не был лишен детства, оно у меня было замечательным.
Да и никто из спортсменов не лишен детства. Понятное дело, что можно как-то приподнять себя, сказать, что другие дети гуляли, а я, мол, не гулял. Но чем хуже, что ты не гулял, а тренировался? Это же тоже хорошо.
Мы приходили в спортзал. Общались с ребятами, прыгали на батуте, играли. У нас игры были повеселее, чем на улице. Мы на батуте в «добавки» играли. Это когда ты делаешь элемент, а другой за тобой повторяет и добавляет следующий. Но другие дети не могли в нее поиграть.
Мы изменили историю и доказали в первую очередь тренерам в России, которые уже давно руки опустили. У нас очень много тренеров, которые перестали работать на результат и начинают говорить, что дети должны прийти талантливые. Когда идет разговор про моего тренера Забелина Анатолия Исааковича или про Ольгу Ивановну Нечепуренко, многие начинают говорить: «Да Нагорный талантливый сам по себе человек просто, а они там так, просто рядом стоят». На самом деле это не так.
Ольга Ивановна, особенно когда я был маленький — а у нас дети в Ростове-на-Дону энергичные, разгильдяи, делают, что хотят, — поставила мне спортивную дисциплину. Тренер очень сильно закалила мой характер, чтобы я выходил и был уверен в себе. Ольга Ивановна была строгой с нами, хотя эта строгость не была искренней и зла нам не хотела.
Даже сейчас, когда приезжаю в Ростов-на-Дону, вижу, как Ольга Ивановна тренирует детей, воспитывает их. Когда кто-то делает что-то не так, смотрит на него и словами пытается показать, что она злая. А на меня поворачивается и улыбается. Это делается для воспитания, она умеет находить правильный подход к ученикам. И ко всем к нам, кто был у Ольги Ивановны в группе, находила. Мы боялись ее все, ценили, любили.
Так же и Анатолий Исаакович сейчас. Кто-то может что-то говорить в наш адрес, но ведь никто не знает нашего тандема, как мы работаем, друг к другу относимся. Когда мы только приехали от Ольги Ивановны, у нас все было суперстрого. Если один раз опоздали на тренировку, то уже больше никогда не опаздывали.
Если тренер будет находить подход к спортсмену, то из него что-то может получиться. Ну а если будет говорить, мол, все дело в талантливых детях, такие раз в полвека рождаются, то, конечно, ничего не получится. У нас два раза выезжают на соревнования в возрасте 18-19 лет и говорят, что ничего не выйдет. Нужно не сдаваться и верить в своих спортсменов. Это все реально.
Мы рады и горды за нашу страну. Наконец-то смогли доказать всему миру, что российские гимнасты не просто выходят, а бороться за золото. После проигрыша 0,001 в Дохе в командном многоборье мы каждый день приходили в зал и тренировались с мыслями о чемпионате. Но не случись того проигрыша, мы бы не смогли выиграть в Штутгарте.
Командный турнир был для нас целью года. Когда в Дохе поиграли тысячную, нам было очень обидно. Этот проигрыш дал нам уверенность, что мы можем бороться с китайцами.
У меня не было в голове цели — прыгнуть выше головы, нужно было просто сделать то, что мы тренировали весь год. Просил ребят не говорить мне оценки китайцев, накрывал голову курткой и ждал своей очереди. После того, как приземлился, я видел ребят, которые побежали ко мне, начал кричать и полностью сорвал голос.
Когда нет результата, ты начинаешь злиться и винить всех подряд. В первую очередь — самого себя. Постоянно что-то ищешь, анализируешь — где накосячил? Когда ты злишься на самого себя, то начинаешь притягивать, как магнит, проблемы. В жизни всякое случается, бывает очень непросто. Важно уметь все «пережевывать», отпускать и идти дальше. Что, собственно, в итоге и произошло со мной.
Как только человек говорит, что расти некуда, можно сразу заканчивать жизнь. Если ты не развиваешься, то до свидания. Подобные мысли никогда не должны приходить человеку в голову, нужно всегда развиваться. Если будет движение, будет и прогресс.
Про себя я не говорю, что я лидер или что-то такое. Всегда настраиваю себя, что мы — команда, Россия. Мы приезжаем на соревнования и работаем для нашей страны. Пытаемся показать, что мы — Россия и мы сильные. Может, это даже в некотором роде мотивация.
Но так, чтобы я ехал и говорил, мол, вот сейчас я их там всех, — такого у меня нет. У меня больше такая позиция, что надо всем собраться, сделать и доказать, что мы все — сильная команда.
На данный момент мы прошли очень тяжелый старт, эмоционально полностью разгрузились. Если сейчас сразу же начать думать про Токио, то это будет неправильно. Нужно отдохнуть, восстановиться, сделать разбор полетов. Написать план на подготовку, где-то что-то попробовать и тогда уже к этому переходить.
То, что Олимпийские игры в Токио будут, — это факт. Все понимают, что нужно к ним готовиться. В подсознании у нас сидит, что это самый главный старт, и мы готовимся только к этому старту.
Мое сознание поменяла книга Брайана Трейси «Нет оправданий!». Я начал по-другому мыслить. До этого был активным разгильдяем, который занимался всякой ерундой. А за год до Олимпиады прочитал — и все поменялось.
Стал более серьезно относиться к жизни, откинул в сторону похождения, ночные гулянки, больше вкладывался в спорт. Благодаря этому попал на Олимпиаду, еще много хорошего случилось после. Я перестал распыляться.
Почему мне подошла бизнес-психология: вместо слова «бизнес» ставишь «спорт» — и все совпадает. Сейчас общаюсь с топовыми предпринимателями, которые зарабатывают миллиарды. Рассказываю им о спорте, и они подтверждают: в бизнесе работают те же принципы. Эти же бизнес-книги сподвигли меня рискнуть и начать свое дело — открыть Академию спортивной гимнастики.
Я понимаю, что спорт не вечен. Это жизнь. Все прекрасно понимают, что сегодня ты выигрываешь и становишься нужен всем, а завтра проигрываешь — и уже никому не нужен. Рано или поздно спорт закончится, и нужно будет куда-то двигаться.
Идти работать где-то наемным сотрудником я не хочу. Ну и понимаю, что спортивная гимнастика — это то, чему я посвятил всю свою жизнь. И я не хочу от этого отходить. Ну и всегда хотел быть директором школы.
Я смотрел на директора и думал, что когда-нибудь буду им. Каждый человек хочет, чтобы его уважали и была возможность командовать. Но когда я стал взрослым, понял, что на самом деле все не так.
Это непростая работа, тем более, когда у тебя нет поддержки государства. Государственная школа — это одно. Ты получаешь поддержку, финансирование. А когда тебе нужно самому делать так, чтобы ты мог обеспечить школу, сотрудников и дети могли заниматься, — это не так уж и просто.
Самое большое желание — открыть большой зал, в котором лучшие дети с разных школ занимались бы уже профессионально. С одной стороны, у нас есть начальная гимнастика для детей до 5 лет, с другой, занимаются и 10-летние, и взрослые. Это любительский уровень. Вместе с тем я не хочу, чтобы школа была клубом любителей гимнастики. Мы закладываем базу для дальнейшего развития, чтобы со временем люди могли выступать на соревнованиях.
Задача минимум — дать всем желающим возможность заниматься гимнастикой. Задача максимум — изменить статус гимнастики, добиться включения ее в обязательную программу развития детей. Чтобы это было таким же обычным делом для родителей, как отдать ребенка в садик или школу.
Гимнастика — это основа спорта. Она делает ребенка быстрым, сильным, гибким, выносливым. Дает ему очень разностороннее развитие. После гимнастики ты можешь отдать ребенка в любой другой вид спорта, и он там не потеряется.
Источник: tass.ru, sport-connect.ru
Подводим итог
Спортивная гимнастика — вид спорта, требующий колоссальной выдержки, терпения и выносливости. Спорт, закаляющий вашего ребенка на всю дальнейшую жизнь. Ребенок учится преодолевать трудности и страх, терпеть поражения и надеяться только на себя. Выполнение всех элементов выполняется в одиночку, и конечный результат зависит только от него самого. Гимнаст понимает, как брать на себя ответственность и что вывихнутая ладошка не конец спортивной карьеры. Пережив школу спортивной гимнастики, ребенок знает, как ставить цели и достигать невозможного своими силами.
Источник