Характеристика контрольного метода спортивной тренировки
КОНТРОЛЬНЫЙ метод является разновидностью соревновательного метода. Он характеризуется выполнением упражнений в условиях, близких к соревновательным (в виде прикидок, курсовок, контрольных в стандартных тестах и т.д.). Его отличие от соревновательного заключается в назначении – это контроль за состоянием спортсмена. Причем в разных этапах подготовки контроль осуществляется с разными целями:
1. Выявление реакции организма на тренировочную и соревновательную нагрузку.
2. Определение тенденции в развитии ведущих в избранном виде спорта двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости и т.д.).
3. Выяснение степени устойчивости спортивной техники в условиях соревнования (точность попадания баскетбольного мяча в кольцо, выполнение низкого старта и т.д.).
4. Выяснение психологического состояния спортсмена под влиянием нагрузки, близкой к соревновательной.
Велико значение соревновательного и контрольного методов в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, решительности, умение преодолевать трудности, самоотверженности, а также воспитания нравственных черт личности: коллективизма, сознательной дисциплины, чувство товарищества. Необходимо помнить, что фактор соперничества без правильного педагогического руководства может способствовать формированию отрицательных черт характера (эгоизма, тщеславия и т.п.).
Источник
Физические качества. Контрольные упражнения
Презентация к уроку
Одной из главных задач урока по физической культуре является развитие физических качеств (силы, скоростные способности, выносливости, гибкости, двигательно-координационных способностей).
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). [1]
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. [1]
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. [1]
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. [1]
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). [1]
Физические качества характеризуют физическую подготовленность ребенка. В свою очередь хороший уровень физической подготовленности сочетается с высокими показателями физического развития, мышечной и умственной работоспособности. Именно поэтому при работе с детьми любой возрастной группы на каждом уроке мы должны уделять внимание развитию тех или иных физических качеств.
Для того чтобы проследить динамику развития основных физических качеств необходимо их каким-то образом оценить. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию.
Мы предлагаем следующий набор тестов для мальчиков 5-11-ых классов:
- Подтягивание на высокой перекладине;
- Сгибание – разгибание рук в упоре лежа на полу;
- Вис на согнутых руках на высокой перекладине;
- Поднимание туловища их положения лежа на спине с набивным мячом весом 2 кг.за 30 сек. (11-12 лет); поднимание согнутых ног в угол (13-14 лет), поднимание прямых ног в угол (15-17 лет)из положения виса на шведской стенке;
- Прыжок в длину с места;
- Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке;
- Прыжки через скакалку за 60 сек.;
- Челночный бег 3х10 с кубиками;
- Сгибание – разгибание рук на параллельных брусьях (15-17 лет);
- Бег 1000 метров.
На наш взгляд эти контрольные упражнения наиболее полно показывают уровень физической подготовленности учащихся. Для оценки учащихсямы сначала определяли средний результат по каждому упражнению для каждой параллели классов. Исходя из этого, определяем результат на 3 балла, 4 балла, 5 баллов. Контрольные упражнения проводятся три раза в год, что позволяет отслеживать динамику развития физической подготовленности учащихся.
Таким образом, при частом повторении контрольных упражнений, они сами становятся средством развития основных физических качеств. При выставлении оценки используется индивидуальный подход к каждому учащемуся и учитывается любой прирост в показанном результате.
Критерии оценки выполнения контрольных упражнений по предмету “Физическая культура” для учащихся 5-11 классов(мальчики)
Источник
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .
Смотреть что такое «КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ» в других словарях:
контрольные упражнения — kontroliniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paprasti, nesudėtingos technikos fiziniai pratimai, kurių rezultatai rodo sportininko fizinių ypatybių, kompleksinių gebėjimų išugdymo, techninio ir taktinio parengtumo… … Sporto terminų žodynas
УПРАЖНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫЕ — УПРАЖНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫЕ. См. контрольные упражнения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Упражнения в системе обучения — адекватность упражнений, аспектные упражнения, аутентичное задание, веб квест, грамматические упражнения, двуязычные упражнения, диктант, диктант свободный, диктант словарный, диктант творческий, домашнее задание, домашние упражнения, дрилл,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Тип упражнений, задачей которых является научить учащихся пользоваться языковым материалом в различных видах речи как в процессе развития навыков и умений, так и для их закрепления после того, как они уже сформированы. Т … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
заявление — 1. Вид делового письма. В учебных целях проводятся обучающие и контрольные упражнения по составлению заявлений. Причем необходимо проводить все этапы, сопутствующие обучению письму, в противном случае пропуск звена обучения, формализм,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Kontrollübungen — kontroliniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paprasti, nesudėtingos technikos fiziniai pratimai, kurių rezultatai rodo sportininko fizinių ypatybių, kompleksinių gebėjimų išugdymo, techninio ir taktinio parengtumo… … Sporto terminų žodynas
control exercises — kontroliniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paprasti, nesudėtingos technikos fiziniai pratimai, kurių rezultatai rodo sportininko fizinių ypatybių, kompleksinių gebėjimų išugdymo, techninio ir taktinio parengtumo… … Sporto terminų žodynas
kontroliniai pratimai — statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paprasti, nesudėtingos technikos fiziniai pratimai, kurių rezultatai rodo sportininko fizinių ypatybių, kompleksinių gebėjimų išugdymo, techninio ir taktinio parengtumo lygį. Kontroliniai… … Sporto terminų žodynas
test exercises — kontroliniai pratimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paprasti, nesudėtingos technikos fiziniai pratimai, kurių rezultatai rodo sportininko fizinių ypatybių, kompleksinių gebėjimų išugdymo, techninio ir taktinio parengtumo… … Sporto terminų žodynas
Источник
Формы контроля тренировочного процесса
Важным достижением в спортивной тренировке последних лет является переход от эмпирического построения к управлению этим сложным и многообразным процессом. Главным средством управления тренировкой является контроль вида деятельности, включающей в себя сбор информации, её анализ и принятие управленческого решения. Организация тренировочного процесса нерарзрывно связана с постоянным анализом трех основных составляющих спортивного совершенствования спортсменов:
– содержания и структуры учебно-тренировочного процесса.
Важнейшими условиями оптимального управления процессом спортивной подготовки является комплексность, всесторонность и объективность используемой оценки. Организация контроля, базирующаяся на этих условиях, должна включать в одноразовые обследования данные, отражающие различные стороны подготовленности с помощью разнородных (педагогических, функциональных, психологических, технических и т. п.) и разноуровневых показателей. Это время пробегания 30-и или 60 метровой дистанции, время простой реакции, индекс напряжения сердечно-сосудистой системы, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, результаты тестирования систем организма и т.п.
Названные критерии должны обязательно увязываться с временным отрезком исследований (разновидности контроля – этапный, текущий, оперативный) и рабочим режимом (покой, тренировка, соревнование и т.д.).
Таким образом, под комплексным контролем следует понимать совместную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследований спортсменов на основе всесторонней оценки их технической, функциональной, подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Этапный контроль. Оценка эффективности тренировочного процесса неразрывно связана с оценкой динамики подготовленности спортсменов, которую необходимо осуществлять с учетом всех сторон – физической, технической, функциональной, психологической. Данное положение является основой индивидуального управления процессом подготовки и осуществляется с помощью средств и методов этапного контроля. Совершенствование средств и методов этапного контроля позволяет определить основные направления процесса подготовки и оценить его результативность за относительно длительный промежуток времени
(мезоцикл, период подготовки).
Перспективными являются два основных подхода. Первый основан на сопоставлении данных обследуемого спортсмена с показателями спортсменов более высокой квалификации, включая, если имеется возможность, сильнейших спортсменов мира. Второй подход имеет в виду использование метода индивидуальных характеристик, ориентируясь на групповые модельные характеристики. Это объясняется тем, что, во-первых, средние значения контрольных показателей отличаются достаточно большой дисперсией, во-вторых, к достижению средних результатов в тех или иных контрольных упражнениях можно прийти множеством различных путей. Поэтому ориентация только на «средние» значения показателей модельных характеристик может не дать положительного эффекта применительно к подготовке отдельных сильнейших спортсменов. Практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов свидетельствует, что индивидуализация тренировочного процесса предполагает использование своеобразных оригинальных методик, направленных на учет индивидуальных особенностей занимающихся.
Текущий контроль. Предметом текущего педагогического контроля является оценка повседневных изменений различных систем организма спортсменов, связанных с особенностями их реакции на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки, включаемые в рамки малых циклов тренировки. Применение этой разновидности контроля предусматривает рационализацию планирования тренировочных нагрузок в днях микроцикла с учетом функционального состояния организма, позволяет оптимизировать предсоревновательную ттподготовку, дифференцировать тренировочные нагрузки по величине (большие, средние, малые) на основе реальных функциональных сдвигов.
Оперативный контроль. Управление двигательной деятельностью спортсмена и её регламентация непосредственно в процессе выполнения конкретных тренировочных нагрузок осуществляется на основе оперативного контроля. Важным элементом его следует считать оценку состояния спортсмена с точки зрения соответствия конкретным задачам предстоящей тренировочной и соревновательной деятельности. На основании определения предрабочего состояния становится возможным, во-первых, прогнозировать результативность выьлполнения тренировочного задания и, во-вторых, корректировать либо само задание, либо требования к спортсмену. При этом следует иметь в виду, что квалифицированные спортсмены достаточно точно определяют соответствие их состояния, тренированности и степень восстановленности организма стоящим перед ними задачам.
В целом оперативный контроль, учитывающий воздействие отдельных упражнений и их комплексов в тренировочном занятии, предполагается внедрять в практику путем разработки групповых и индивидуальных моделей реакции спортсменов на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки. Для решения этих вопросов необходимо накопление материалов, характеризующих реакции организма спортсменов на общепринятые тренировочные нагрузки и позволяющих установить функциональные сдвиги занимающихся в момент выполнения этих нагрузок. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что, несмотря на кажущуюся простоту реализации оперативного контроля, это направление остается наименее разработанным (В.М. Карлышев, 1989г.).
Наиболее изменчивым и подвижным является функциональное состояние спортсмена. Оно зависит от ситуации, личностных особенностей, реакции окружающих, в конечном счете, от состояния адаптационного процесса. Это многоаспектное явление и качественная его диагностика существенно влияет на принятие решений при управлении тренировочным процессом. Часто тренеры, имеющие большой профессиональный опыт достаточно объективно анализируют информацию о состоянии спортсмена, так как знают его особенности поведения в различных состояниях. Но эта способность тренера вырабатывается многими годами работы. Начинающим тренерскую деятельность можно достичь таких результатов интерпретации значительно быстрее.
Следует учитывать, что степень сложности и значимости ситуации для спортсмена (тренировка, соревнование) пропорциональна яркости красок его состояния, полноте его проявления и тем менее он способен к саморегуляции. Соревновательная деятельность усугубляет ситуацию и усиливает роль психологического компонента состояния, который существенно влияет на деятельность и поведение спортсмена. Эффективность тренировки, спортивного выступления зависит от многих составляющих и, прежде всего, от состояния спортсмена. Для оценки его готовности важно использовать систему контроля, с помощью которой возможно целенаправленное и эффективное управление психическим состоянием и деятельностью спортсмена. Для этого необходимо оценить несколько компонентов этого состояния:
– осознаваемый (как спортсмен осознает себя и свою способность управлять собой);
– вегетативный (эмоциональный уровень);
– функциональный (на каком уровне работают ведущие системы организма);
– двигательный (на каком уровне находятся ощущения и качества движений);
– регуляционный (волевой, регуляционный и целевой компонент).
Осознаваемый компонент состояния – оценивается субъективными оценками спортсмена своего самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться или выступать, удовлетворенности тренировочным
процессом, ясности цели и т.п. исходя из 10 баллов или 100%. Показатели
менее 70% перед соревнованиями должны насторожить тренера, так как
отражают недостаточный настрой спортсмена или говорят о его апатии.
Вегетативный компонент состояния – можно оценить с помощью биопотенциометрии, оценки электрокожного сопротивления, кожногальванического рефлекса и критической частоты мелькания. В зависимости от эмоционального состояния спортсмена тренер предусматривает особенности разминки, его настраивания на работу, специфику включения его в игру и т.п.
Функциональный компонент может оцениваться множеством методов доступных тренеру (пульсометрия и измерение артериального давления, функциональные пробы). Оценка тонуса мышц с использованием миотонометра, позволяющего оценить степень расслабления и напряжения мышц, даёт информацию о степени готовности мышц к работе.
Двигательный компонент состояния наиболее информативен в плане готовности организма к деятельности. Для этого можно использовать методы динамометрии, кинематометрию, оценку простой и сложной реакции на движущийся объект, теппинг-тест. Результаты двигательных тестов отражают особенности возможностей спортсмена, саморегуляции движений и действий, а также установки и степень контроля своих действий. Для спортсменов-игровиков наиболее важны показатели точности, разброса и направление ошибки при реакции на движущийся объект, величина максимального усилия и отношение оптимального усилия к максимальному (Ю.Я. Киселев, 2002).
Регуляционный компонент состояния можно отследить по различным дифференцировкам в двигательных тестах в изменяющихся условиях или меняющихся установках. Комплексная оценка всех компонентов позволяет
тренеру определиться в особенностях подготовки спортсмена, принять оптимальное решение о коррекции либо состояния, либо стоящих перед ним задач, выбрать наилучший режим деятельности, необходимые средства и методы восстановления.
Источник