Средства гимнастики
Гимнастика включает в себя систему специально разработанных физических упражнений и включает множество средств, такие как:
1. Строевые упражнения
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
3. Вольные упражнения
4. Упражнения художественной гимнастики
5. Акробатические упражнения
7. Прикладные упражнения
8. Упражнения на формирование осанки, танцевальные упражнения, игры и эстафеты.
1. Строевые упражнения – совместные действия в строю.
Строевые упражнения классифицируются на 4 группы:
— построение и перестроение
— передвижение (фигурная маршировка)
— размыкание и смыкание
К строевым упражнениям относятся действия на месте, в движении и специальные упражнения выполняемые в соответствии со строевым военным уставом. Строевые упражнения являются средством организации занимающихся на занятиях и них целесообразного размещения. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, повышают эмоциональное состояние.
2. ОРУ. В решении оздоровительно-гигиенических и воспитательно-образовательных задач ОРУ занимают первое место среди других средств гимнастики. Их систематическое применение на занятиях повышает функциональные возможности организма, позволяет противодействовать отрицательному влиянию длительных однообразных поз (в школе, на работе, дома) учит занимающихся владеть своими движениями. ОРУ обеспечивают избирательное воздействие на организм, преимущественное развитие и совершенствование отдельных его функций. Цель ОРУ – формирование правильной осанки, подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками. ОРУ направлены на общее развитие физических качеств и двигательных возможностей. По форме и характеру ОРУ могут динамические и статические.
Классификация ОРУ.
Анатомический признак Формальный
1. для мышц рук и плечевого пояса 1. без предмета
2. мышц туловища и шеи 2. упр. с предметами
3. мышц ног 3. упр. на гимнастических
4. мышц всего тела снарядах
5. упр. с гимнастическими снарядами
Каждые из этих упражнений классифицируются на 3 группы
а) Силовые и скоростно-силовые, для развития силы.
б) Упр. на растягивание, для развития гибкости.
в) Упражнения на расслабление.
1. Упр. на внимание.
2. Упр. без предмета.
3. Упр. с предметом.
4. Упр. с отягощением.
5. Упр. с гимнастическими снарядами и на снарядах.
6. Упр. на расслабление и восстановление осанки.
7. Корригирующие упражнения.
8. Упр. с соупражняющимися (парные, групповые).
3. Вольные упражнения являются одним из наиболее эффективных средств формирования школы движения. В/упр. представляют собой различные по сложности и содержанию композиции движений (телом и отдельными частями), основой которых являются различные прыжковые акробатические элементы и соединения. Участие в движении всех звеньев тела, чередование всевозможных вариантов опорных и безопорных положений обуславливают большое разнообразие элементов, позволяют создавать новые формы движений и их сочетания. В/упр. воспитывают умение точно оценивать движение, развивают пластичность и выразительность, когда выполняются с музыкальным сопровождением, выносливость. По характеру нервно-мышечной работы все элементы вольных упражнений можно разделить на динамические (силовые и скоростно-силовые) – прыжки, перевороты, перекаты, перемахи ногами, повороты, хореографические элементы, — и статические (равновесия, позы).
4. Упр. на гимнастических снарядах – почти все являются упражнения скоростно-силового характера и составляют основное содержание спортивной гимнастики. Упр. на снарядах применяются так же для общей и специальной физической подготовки. Они выполняются преимущественно в смешанных или простых висах и упорах. В мужское многоборье входят: в/упр., конь, кольца, перекладина, оп. прыжок, брусья. В женское: в/упр., брусья, оп. прыжок, бревно. Упр. на гимнастических снарядах подразделяются на 3 группы:
1. Статические (удержание различных поз и положений) и паростатические (силовые упр., медленные опускания)
2. Маховые – упр. отличаются переменой скоростью движений, рациональным использованием инерции тела и его звеньев. Маховые упражнения – перемещение тела по полному кругу (обороты) или по его частям (размахивания, подъёмы, соскоки). Маховые упр. делятся на 3 основные подгруппы:
По отношению к телу гимнаста различают оси:
— лицевая ось (фронтальная)
— передне-задняя ось (сагитальная ось)
5. Упр художественной гимнастики – в основном применяют в занятиях с девочками и женщинами.
Задачи :
— воспитание умения произвольно регулировать степень мышечного напряжения в соответствии с темпом и ритмом движения.
— воспитание умения придавать движениям эмоциональную красоту.
— эстетическое воспитание занимающихся.
Классификация упражнений художественной гимнастики.
1. пружинистые движения. 6. равновесие.
2. волны. 7. повороты
3. взмахи. 8. элементы народных танцев.
4. ходьба и бег. 9. упражнения с предметами.
5. прыжки. 10. элементы хореографии и акробатики.
Особенности упражнений художественной гимнастики
1. Целостность – движения одними частями тела сопровождаются другими звеньями тела.
2. Динамичность – изменение скорости, амплитуды, ритма.
3. Танцевальный характер.
6. Акробатические упражнения – представляют собой движения вращательного характера вокруг различных осей – кувырки, сальто, перевороты, и др. Акробатические упражнения выполняются на акробатической дорожке, снарядах (бревно, батут, трамплин и др.). Значительную часть акробатических упражнений составляют упражнения в равновесии выполняемые индивидуально или с помощью соупражняющихся (акробатические пирамиды).
Акробатические упражнения подразделяются на динамические и статические(равновесия, мосты, шпагаты).
— парные (женские, мужские и смешанные)
— групповые (женские тройки, мужские четверки).
— упражнения на батуте.
Акробатические упражнения делятся на 3 группы
1. Акробатические прыжки – упражнения прыжкового характера, с частичным или полным вращением. Они подразделяются:
2. Упражнения в балансировании — в основе этих упражнений лежит сохранение собственного равновесия и уравновешивание партнеров.
а) одиночные упражнения – стойки на руках, лопатках, шпагаты.
б) стойки на руках, поддержки.
в) групповые упражнения – пирамиды втроем, вчетвером.
3. Боковые упражнения (вольтижировка с партнером) – подбрасывание соупражняющегося с захватом за голень, бедро, стопу и т.д. Подразделяются по характеру полета верхнего.
а) без вращения или с вращением в продольной оси.
б) с неполным вращением (полуперевороты).
в) с полным вращением (сальто).
г) с вращением относительно двух осей (пируэт).
7. Прыжки – преодоление препятствий или пространства свободным полетом. В гимнастике они делятся на 2 группы:
Неопорные прыжки выполняются с места или с разбега, толчком одной или двумя ногами без опоры руками о снаряд, 4 фазы: 1. разбег.
В гимнастике они развивают прыгучесть, правильный разбег, координацию, устойчивость во время приземления, формируют прикладные навыки в преодолении препятствий и воспитывают скоростно-силовые качества.
Опорный прыжок – один из видов гимнастического многоборья, он заключается в преодолении специализированного препятствия (козёл, конь) с заранее заданным прыжковым способом с использованием опоры руками, толчком ногами о мостик. Опорный прыжок имеет 7 фаз:
2. наскок на мостик.
3. толчок ногами.
4. полет до толчка руками.
5. толчек руками.
6. полет после толчка руками.
Они способствуют развитию силы мышц ног, укрепляют связки и суставы, развивают быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, точность движений. По структуре опорные прыжки классифицируются на:
8. Прикладные упражнения — способствуют овладению основными жизненно необходимыми навыками и умениями и служат средством разностороннего физического развития. В эту группу входят:
3. лазание и перелезание
4. метание и ловля предметов.
5. поднимание и переноска груза.
1. Ходьба и бег – это виды движений оказывают тренирующее воздействие на мышцы всего тела (особенно ног) способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Регуляция нагрузки во время ходьбы зависит от изменения вида ходьбы, темпа, длительности. Бег является прекрасным средством для общефизического воздействия на организм. Фаза полета – непременное условие правильного бега.
2. Упражнения в равновесии – способность сохранять равновесие в различных условиях. Необходимым условием сохранения равновесия является расположение центра тяжести над площадью опоры или ближе к ней. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Упражнения в равновесии делятся на динамические– поддержание равновесия при передвижениях и статические– удержание равновесия в позах или положениях.
3. Упражнения в лазанье и перелезании.
Лазанье – перемещение по специальным снарядам с помощью рук и ног. Лазанье выполняется на гимнастической скамейке, стенке, лестнице, канатах и шестах. Лазанье по гимнастической скамейке стоящей наклонно осуществляется двумя способами: в упоре стоя на коленях и в упоре присев. Лазанье на гимнастической стенке включает в себя различные передвижения в простых и смешанных висах и упорах. Лазанье по канату и шесту осуществляется в 2 и 3 приема без ног и с остановками. Удержание выполняется: а) петлёй б) восьмерка в) спиралевидное. Лазание по наклонному канату или шесту осуществляется в висе завесом одной или двумя ногами.
Перелезание – перемещение через снаряд или с одного снаряда на другой. Четыре способа преодоления препятствий: 1) прыжком 2) перелезанием 3) подлезанием (подползанием) 4) пролезанием.
Перелезание – наступая силой, с опорой ногой, подсаживанием, зацепом, в седее поперек.
4. Метание – упражнения с мячами способствуют совершенствованию координпции движений, развивают скоростно-силовые качества, глазомер, укрепляют основные мышечные группы, особенно рук и плечевого пояса. Упражнения с мячом состоят из двух основных двигательных действий – метание и ловля. Сначала обучают их правильному удержанию мяча и основам техники метания. Наиболее легкий вариант – метание мяча лицом с мишени, затем стоя боком и метание по подвижной мишени.
Навыки ловли мяча формируются параллельно с навыками метания, а также в индивидуальных, парных и групповых упражнений.
5.Переноска груза – развивает силу и выносливость. В качестве груза используются (мячи, мешки и т. д.), гимнастические снаряды (маты, скамейки) и переноска партнера.
Переноска партнера на спине и с захватом за ноги, на плечах, на плече, на руках, переноска обхватом с боку. Двумя одного – под руки и ноги, сидящего на руках.
6. Переползание – передвижение занимающихся по полу, земле, снаряду в положении лежа или на четвереньках. Эти упражнения имеют большое прикладное значение.
Способы переползания: на четвереньках, на получетвереньках, на боку, по пластунски, переползание с партнером.
Задачи гимнастики
1. Оздоровительно-гигиеническая – (решает биологические задачи)
а) разносторонне развивает опорно-двигательный аппарат человека
б) улучшает функции внутренних органов
в) воспитание осанки
г) гармоническое развитие физических качеств
д) укрепляет суставы и связки
2. Воспитательно – образовательная – (решает социальные задачи)
б) воспитание привычек гигиенического поведения в быту
в) развивает память и выносливость
г) развитие умственных способностей, кругозора
Источник
59. Средства гимнастики, их характеристика. Основные средства гимнастики
1. Строевые упражнения — совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. Они имеют большое педагогическое значение, так как благодаря им преподаватель имеет возможность правильно организовать учащихся, целесообразно разместить их в зале или на площадке для проведения совместных действий, а также решать двигательные задачи на уроке.
2. Обще развивающие упражнения (ОРУ) способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В эту группу входят самые разнообразные упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, координации, способности напрягать и расслаблять мышцы. Обще развивающие упражнения в зависимости от поставленных задач
можно выполнять без предметов и с различными предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы и др.). К этой же группе относятся упражнения в парах с сопротивлением напарника. ОРУ классифицируются по анатомическому признаку:
а) упражнения для рук и плечевого пояса;
б) упражнения для шеи и туловища;
в) упражнения для ног;
г) упражнения для всего тела.
3. Прикладные упражнения — бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. При помощи прикладных упражнений совершенствуется общая координация движений, развиваются и укрепляются отдельные мышечные группы. Применяемые в комплексе прикладные упражнения — одно из действенных средств разностороннего физического развития.
4. Прыжки — хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.
5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение — совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения упражнениями на данных гимнастических снарядах — всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития силы, гибкости, вестибулярного аппарата, волевых качеств.
Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обуславливают значительную интенсивность этих упражнений.
Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся гимнастические стенки и скамейки, канаты, лестницы, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большими группами одновременно.
6. Вольные упражнения- комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными спортивной классификацией требованиями. Основная цель композиции – это совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения — эффективное средство формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях).
7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности — от самых простых до самых сложных. Простыми по координации и мышечным усилиям упражнениями могут заниматься начинающие и даже дети. Сложные упражнения, требующие очень высокой степени развития всех физических способностей человека, доступны только высоко квалифицированным спортсменам. Акробатические упражнения являются важным средством совершенствования физических и морально-волевых качеств, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др. Они воспитывают ориентировку в пространстве при любом положении и вращении тела и являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата. Акробатические упражнения выполняются как на полу (индивидуально, вдвоем, втроем и т.д.), так и на специальных снарядах (трамплине, батуте, гимнастическом бревне).
Акробатические упражнения делятся на две группы: а) динамические (кувырки, перевороты, сальто); б) статические (равновесие на уменьшенной площади опоры, стойки, пирамиды).
Источник