- Когда появилась йога, факты из истории
- Древний этап
- Средневековый этап
- Современный этап
- Видео
- История йоги: развитие, основные этапы, тенденции и интересные факты
- Что такое йога?
- Кто придумал эту систему?
- Бхагавад-Гита говорит фактами
- Первые упоминания хатха-йоги
- Основоположник современной йоги
- Значимые люди в становлении йоги
- Тело, как инструмент для развития сознания
- Современные тенденции в мире йоги
- Несколько интересных фактов
- История и происхождение йоги
- Шесть периодов
- Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)
- Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)
- Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)
- Классический период (около 200 — 500 л. н.э).
- Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)
- Современный период
Когда появилась йога, факты из истории
Согласно различным древним источникам, дошедшим до наших дней, история йоги берёт своё начало в Индии. Основным доказательством теории происхождения этого философского течения именно здесь являются Веды – письменный памятник индийской культуры.
Древний этап
Исследователи выделяют две основные теории происхождения йоги. Первая теория предполагает создание практики коренными племенами, населяющими полуостров Индостан в глубокой древности, и его последующее освоение арийскими захватчиками (около 2,5 тысяч лет до н.э.). Вторая теория предполагает внесение данной культуры в Индию самими ариями.
Однако главными историческими источниками учения йоги, как уже упоминалось, до сих пор считаются священные тексты – Веды – и более поздние комментарии к ним – Упанишады. Где она представляется в качестве способа духовного очищения разума и контроля над чувствами. Разумеется, в Ведах содержались лишь основополагающие принципы.
Средневековый этап
Формирование йоги в качестве самостоятельного, оформленного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11-1 век до н.э.), которому удалось собрать многие практические и теоретические знания о йоге, передававшиеся устно, в единый трактат. Именно труд Патанджали послужил основой философии йоги, которую многие исследователи считают классической.
Существуют материалы, подтверждающие, что идеями и техниками йоги пользовался Гаутама Будда при создании своего Учения об избавлении от страданий.
Дальнейшая история йоги связана с появлением и развитием различных течений, отделившихся от классического. Среди них:
раджа – основывается на дисциплине сознания, чувств и тела;
бхакти – концентрируется на стремлении к Высшему началу и отказа от всего бренного;
джнани – фокусируется на идеях поиска и познания истины;
карма – направлена на преодоление кармической зависимости.
Наиболее близкий прототип современной йоги в данный период – хатха-йога, основывающаяся на процессе развития и контроля над способностями человеческого тела.
Сама практика начала выходить за пределы Индии, а после и за пределы восточных регионов во многом благодаря её смешению с Буддизмом. Несмотря на то, что ведическая философия, частью которой являлась и йога, во многом расходилась с основами Буддизма, его последователи активно пользовались приемами медитации и аскетизма.
По мере распространения с Востока на Запад йога начинает смешиваться с другими мировыми духовными практиками. Так появляются суфизм и исихазм – своеобразные эквиваленты практики в рамках исламской и христианской религии соответственно.
Современный этап
Примерно в XIX веке практика приходит в Европу, США и Россию. В процессе адаптации практики под новые культурные традиции и временные тенденции из классического учения рождается такое направление, как Агни Йога, чье развитие связано с именами Елены Рерих и Махатмы Мории. Несмотря на то, что Агни Йога имеет серьезные философские корни, большую популярность она обрела в качестве системы упражнений, направленных на укрепление здоровья и тела, а не духовного течения.
В наши дни в западной культуре йога выполняет функции практического учения, позволяющего вести здоровый образ жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Однако, несмотря на это, она продолжает развиваться и как направление духовно-философской мысли.
Видео
Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Позвоночник — Суставы.рф
Источник
История йоги: развитие, основные этапы, тенденции и интересные факты
Миллионы людей по всему миру занимаются йогой, выполняя различные позы тела на ярких ковриках. Но большая часть из них даже не подозревает, что изначально в эту науку был вложен совершенно иной смысл. Поэтому опытные гуру разделяют ее на две стороны одной медали: это то, чем занимается сейчас большинство, и Йога с большой буквы – то, что на самом деле является сутью этого учения. В данной статье коротко рассматриваются основные этапы в истории развития йоги и тенденции современной интерпретации.
Что такое йога?
По мнению исследователей, слово «йога» произошло от слова «йодж», что на древнем санскрите означало «соединение в упряжи, связь». Подразумевалось, что это связывание ума, тела и сознания в единую троицу, отголоски которой можно отследить в христианстве (хотя в другой подаче). В истории йоги основополагающим считалось yogaś—citta-vr̥tti-nirodhaḥ, что означало избавление от колебаний ума, то есть тотальный ежесекундный самоконтроль.
Понятно, что физические упражнения, позы и акробатические этюды здесь ни при чем. При этом четко оговаривается: йога – это не религия, хотя может тесно с ней переплетаться, ведь религия и духовность – это совершенно разные понятия.
Кто придумал эту систему?
История зарождения йоги корнями уходит в глубокую древность и доподлинно установить, кто был ее родоначальником нет возможности, так как некоторые историки считают, что этой науке более 5 тысяч лет!
Более того, утверждается, что именно Индийский полуостров – на самом деле ее историческая родина, хотя практически в каждой культуре встречаются схожие техники самосовершенствования личности на разных уровнях бытия. Естественно, что такое глобальное учение – это дело рук не одного человека. Столетиями оно по крупицам впитывало в себя практические знания сотен мудрецов: браминов, йогов, просветленных гуру.
Бхагавад-Гита говорит фактами
Легенда о йоге как о пути для воссоединения с Богом детально описывается в главной книге индуизма – Бхагавад-Гите. В ней рассказывается, что Кришна (воплощение бога в человеческом теле) разговаривает со своим другом, могучим воином Арджуной и дает ему учение, чтобы понять бога и воссоединиться с ним душой после смерти физического тела.
Главы книги очень просто и понятно описывают три пути йоги, по которым человек может идти, развиваясь – это йога действия (Карма), служения (Бхакти) и знания (Джняна). Каждый волен для себя выбрать близкое по духу направление, и встав на путь самосовершенствования, уже с него не сворачивать. При этом об упражнениях для физического тела там опять-таки практически ничего нет, что говорит о том, что позы – это не главное в практике йоги.
Первые упоминания хатха-йоги
В основе йоги источником первых текстов о воздействии на ум принято считать «Йога-сутры» Патанджали, который во втором веке до н. э. систематизировал все многовековые накопленные знания по этому вопросу. Но при этом прямых упоминаний о позах, как инструменте воздействия на тело в трактате нет. Более значимым трудом в этом вопросе является «Хатха-йога Прадипика», написанная приблизительно в XIV веке Свами Сватмарамой. В ней подробно описываются многие позы, их воздействие на организм и сознание человека.
При этом исследователи полагают, что этот труд был создан на базе более ранних древних текстов, которые были основоположниками хатха-йоги (йога для тела). Такие монументальные трактаты, как «Упанишады», «Горакша-паддхати», «Йога-мартанда» и «Шива-самхита» до сих пор являются основными источниками знаний для ищущих суть практиков, несмотря на то, что некоторым из этих трудов около тысячи лет!
Основоположник современной йоги
В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.
Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.
Значимые люди в становлении йоги
Если выделить самые авторитетные имена в истории йоги начиная с древних времен, то можно составить такой список:
- Кришна (IV век до н. э.) – впервые принес в мир людей знания о просветлении как единстве с Абсолютом.
- Патанджали (II век до н. э.) – первый, кто законспектировал учение йоги на бумаге.
- Сиддха́ртха Гаута́ма (563-483 гг. до н. э.) – основатель буддизма – религии, которая до сих пор является максимально близким учением о самосовершенствовании. Поэтому буддизм и йога часто идут рука об руку.
- Матсьендранатх (XI век н. э.) – святой, Гуру, ставший случайным учеником самого Шивы, который передавал знания йоги своей жене.
- Горакшанатх был учеником Матсьендранатха и написал более 20 (!) важных трактатов по учению йоги и ее разъяснению.
- Рамакришна Парамахамса (1836-1886) индийский гуру, учение которого было направлено на слияние с Богом. В возрасте около 20 лет он постиг это состояние и стал основателем (предположительно) Адвайты – учения о недвойственности.
- Свами Шивананда Сарасвати (1886-1963) написал около трехсот книг по йоге, что кажется немыслимым! Его ученик, Вишнудевананда, стал основателем Бихарской школы йоги – самой значимой в Азии.
- Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989), который стал основателем современной интерпретации йоги и занимался продвижением ее в Европе и Америке.
Тело, как инструмент для развития сознания
Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».
Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.
Современные тенденции в мире йоги
К сожалению, в наше время многие практики йоги ограничиваются только развитием тела, стремясь выполнить сложную позу, чтобы доказать себе и миру, что они именитые йогины. Соцсети пестрят различными фото и видеоизображениями, призывами посетить семинар, ретрит или тур в теплых странах.
В большинстве случаев практика превратилась в бизнес и от простой необходимости слияния с богом (как это предполагалось у истоков истории йоги) не осталось и следа. Конечно, есть люди, о которых мало известно широкой публике. Они предпочитают смиренно совершенствовать себя, продвигаясь на духовном уровне и не кричать о своем опыте просветления на весь мир.
Несколько интересных фактов
Большинство неискушенных людей полагают, что йог — это обязательно вегетарианец, который часто ходит по раскаленным углям, битому стеклу, может спать на гвоздях и часами напролет поет мантры, обернувшись в одеяние оранжевого цвета. Учитывая, что сейчас XXI век – такие средневековые стереотипы выглядят смешно, но они действительно широко распространены среди масс.
О происхождении йоги до сих пор ведется много дискуссий. Некоторых заинтересованных исследователей не устраивает факт «индийского» места зарождения этого учения. Выдвигаются теории о том, что на самом деле йога впервые себя проявила на южной территории Украины (искусство характерников), среди индейцев майя (позже просто спутались национальности: индийцы – индейцы), у японских воинов-ниндзя и т. д.
Учителя йоги утверждают, что добиться разительных изменений можно всего за полгода, при условии 100 % следования их инструкциям. Одно но: это доступно только единицам, так как современный человек не готов отказываться от привычного образа жизни. Отсюда у многих складывается мнение, что йога им «не помогла».
Порой шокирующая гибкость на самом деле не цель, а побочный эффект от избавления внутренних психологических зажимов, которые сковывают тело человека в панцирь. Отсюда следует: хочешь быть гибким – перестань переживать по любому поводу.
Источник
История и происхождение йоги
История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.
Шесть периодов
Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:
- архаическая
- доклассическая;
- эпическая;
- классическая;
- постклассическая;
- современная.
Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)
Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.
Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.
Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.
Веды — сборник самых древних писаний.
Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.
Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.
В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.
В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.
Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)
Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.
Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.
Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.
Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)
История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.
Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.
Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.
Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:
- Джнана (мудрости);
- Бхакти (преданности);
- Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.
Классический период (около 200 — 500 л. н.э).
Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).
Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.
В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).
Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.
Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).
Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)
Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:
- тантризм;
- сивизм;
- сактивизм;
- адвайта-веданта;
- тантрический буддизм.
Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.
Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.
Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.
Современный период
Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.
В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.
Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.
Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.
Источник