- Теория и методика физической культуры (5 стр.)
- Теория и методика физической культуры
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- 1. Содержание и форма физического упражнения
- Структура физического упражнения
- Содержание
- Системно-структурные свойства спортивных упражнений [ править | править код ]
- Спортивное движение как биомеханическая система [ править | править код ]
- Структурно-параметрические отношения между движениями и их классифицирование [ править | править код ]
- Программность спортивных движений [ править | править код ]
Теория и методика физической культуры (5 стр.)
Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.
Физические упражнения имеют свои содержание и форму.
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающегося.
Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.
ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.
К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервномышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).
Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.
Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы выступает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не освоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.
Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т. д. При этом необходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, которая была бы пригодна на все случаи использования физических упражнений.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:
1. По целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др.
В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специальноподготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок соревновательной комбинации.
ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.
2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.
3. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.
4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:
циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);
ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);
комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);
5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.
6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т. е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.
Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.
Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке определенную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом.
ТЕХНИКА – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники.
ОСНОВА ТЕХНИКИ – это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи.
Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составляют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного элемента основы техники не дает возможности выполнить двигательную задачу.
ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ – наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толканиях – финальное усилие.
ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ – второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной задачи.
В прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге.
Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в процессе физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
• возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
• поиском более совершенных способов выполнения движений;
• повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
• совершенствованием методик обучения;
• появлением нового инвентаря, оборудования.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.
Пространственные характеристики включают положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.
Источник
Теория и методика физической культуры
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Здесь рассматривается широкий круг вопросов, поскольку физические упражнения — это основное специфическое средство физического воспитания.
1. Содержание и форма физического упражнения
Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и форму.
В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.
Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.
ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.
К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.
Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.
Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.
Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая практическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, согласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы — результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, формы — техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каждый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.
Источник
Структура физического упражнения
Содержание
Системно-структурные свойства спортивных упражнений [ править | править код ]
Внешняя структура упражнения — это его видимая часть, те движения, которые необходимо выполнить для решения двигательной задачи. Внутренняя структура содержит невидимую часть упражнения — те физиологические процессы, которые протекают в организме во время выполнения упражнения: повышение ЧСС и АД, изменение реакции крови, особенности газообмена и т.п. Внешняя и внутренняя структура составляют форму упражнения. Некоторые авторы понимают под внутренней структурой содержание упражнения. В более частом смысле содержание упражнения — это те спортивные или физические качества, которые тренируются с помощью данного упражнения.
Помимо собственно физических и биологических закономерностей, при изучении спортивных упражнений, рассматриваемых как предмет изучения, важную роль играют наиболее универсальные — системно-структурные закономерности построения спортивных движений, единые для множества упражнений независимо от существа двигательной задачи, принципиального механизма ее решения, координации действий, занятости мышечных групп, пространственной формы движения. Прежде всего это относится к упражнениям динамического, мощностного характера, одной из главных задач в которых является выполнение программного движения на возможно более высоком энергетическом уровне. Такие упражнения составляют ядро большинства видов спорта, требующих атлетизма. Существование инвариантной методики структурного анализа таких движений играет важную роль как в плане совершенствования их биомеханики, техники исполнения, так и при обучении упражнениям.
Спортивное движение как биомеханическая система [ править | править код ]
Рационально построенные спортивные движения, технические приемы, упражнения, требующие атлетизма и максимальных энергетических проявлений (прыжки, броски, удары и др.), как правило, носят лавинообразный характер, характеризующийся пофазным нарастанием мощности действий, которая достигает максимума лишь на пике «лавины», когда и выполняются действия, определяющих успешность всего упражнения.
Лавинообразный характер спортивного движения имеет характерное параметрическое выражение. Существует типовая структура спортивного упражнения, отраженная в его кинематике, динамике, энергетических показателях. Кинематическая структура движения описывается в показателях линейных и угловых смещений, скоростей, ускорений, временных и темпо-ритмических характеристиках. Динамическая, энергетическая структура — в показателях конкретных силовых взаимодействий и энергетического обмена (силовое поле, кинетическая и потенциальная энергия, общая энергия системы и ее звеньев).
Структурный анализ спортивного упражнения, выполняемый на основе объективного физического исследования, необходим как средство описания движения, играющего важную роль в процессе практического освоения и совершенствования упражнения. Наиболее показателен системно-структурный анализ ациклических спортивных упражнений, к числу которых могут быть отнесены не только упражнения из собственно ациклических видов спорта (легкоатлетические и акробатические прыжки, броски в борьбе, гимнастические упражнения на снарядах и т.п.), но и ключевые компоненты циклических видов (шаговый, гребковый циклы и др.). Во всех случаях может быть выделена типовая структура, включающая в себя как инвариант ряд характерных стадий движения.
Подготовительные действия — исходная стадия упражнения, в которой решаются две основные задачи. Первая из них — предварительное энергонасыщение движения посредством действий типа выхода в рациональное исходное положение, разбега или разгона под действием силы тяготения и т.п. Вторая задача — подготовка ОДА и, в особенности, мышц, занятых в исполнении решающих действий упражнения, к наиболее эффективной работе. Такими элементами подготовительных действий являются действия типа замаха, подседа и т. п. Подготовительные действия — важнейший компонент техники спортивного упражнения. Без полноценной подготовки практически никакое упражнение не может быть освоено и выполнено эффективно, что зачастую равноценно его невыполнению. Проверка подготовительных действий на предмет полноценности и их коррекция — одна из первейших задач процедуры освоения и совершенствования спортивного упражнения.
Основные действия — стадия, включающая в себя действия, без которых спортивное упражнение неисполнимо в принципе. Это, прежде всего, энергообеспечивающие и управляющие двигательные действия, составляющие главный механизм данного движения. На данной стадии упражнения этот механизм должен «сработать», обеспечивая тем самым выполнение программного движения. Структура основных действий определяется физической природой двигательного действия и заданной программой последнего. В этом смысле преобладающая часть двигательных действий в спорте, которые можно было бы отнести к категории основных действий, имеет относительно несложную, как правило, двухфазную структуру, соответствующую динамике действий типа отталкиваний в прыжках и локомоциях, бросков и ударов, а также активных маховых движений в гимнастических упражнениях. Действия этого типа строятся, как правило, по схеме: ускорение периферических, неопорных звеньев системы (с перемещаемым снарядом или без него) и — целевое перераспределение накопленной энергии движения в системе с целью выполнения программного движения.
Действия реализации носят показательно-результирующий характер, по которому оценивается эффект исполнения упражнения — сила и точность удара, дальность полета снаряда, высота прыжка, качество выполнения гимнастического упражнения (особенно с полетной фазой движения) и др. В технико-эстетических видах спорта (гимнастика, акробатика, батут, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика на лыжах и т.д.) действия реализации имеют «базовую» и «надстроечную» компоненты. Первая из них определяет физический потенциал движения — траекторию, фазовое время движения, интенсивность вращения тела и др., вторая — программу и качество выполнения усложняющих действий, «накладывающихся» на базовое движение — «сальтовых» вращений тела, изменений позы и др.
Завершающие действия — заключительная стадия упражнения, в которой решаются (по необходимости и возможности) задачи необходимой оперативной коррекции движения и рационального связующего перехода к последующим действиям.
Структурно-параметрические отношения между движениями и их классифицирование [ править | править код ]
Обучение спортивным упражнениям базируется на эффектах переноса двигательного навыка. Это особенно важно для полимоторных видов спорта типа многоборий (технико-эстетические виды, легкоатлетические многоборья и т.п.), в которых спортивное совершенствование идет по пути освоения многочисленных структурно разнообразных, прогрессивно усложняющихся движений. Успех освоения каждого упражнения и технической оснащенности спортсмена в этом случае существенно зависит от верного понимания существа структурно-параметрических отношений между упражнениями-предшественниками и целевым упражнением. Возникающие при этом методические задачи решаются посредством научного классифицирования упражнений, прежде всего — по признаку биомеханической идентификации действий-движений. С формально-логической точки зрения, существуют классификации спортивных упражнений разных аналитических уровней. Наиболее примитивны искусственные классификации, для которых используется второстепенный признак, не отражающий коренных свойств упражнений, как, например, их группировка по формальному терминологическому признаку. Более продуктивны вспомогательные классификации, выполняемые на основе выбора отдельных необходимых структурно-технических признаков, например, технических элементов, нуждающихся в совершенствовании, специальных двигательных качеств и др. Такие классификации нередко используются в учебно-методических разработках по спорту. Наиболее совершенны естественные классификации гимнастических упражнений, в основе которых лежит биомеханически обоснованная система структурно-технических признаков, в совокупности определяющая все наиболее существенные свойства классифицируемых упражнений, взятые в их соотношении. Это позволяет на объективной научной основе строить методические цепочки обучающих упражнений, а также выявлять ранее неизвестные формы движений и с высокой вероятностью предсказывать технику их исполнения.
Программность спортивных движений [ править | править код ]
В сравнении с естественными бытовыми движениями, локомоциями, трудовыми действиями и т.п., спортивные упражнения носят искусственно культивированный характер, позволяющий реализовать богатые резервные возможности моторики человека, не занятые в повседневности. В зависимости от двигательной специфики данного вида спорта, движения тела спортсмена носят некоторый программный характер, а реализация заданной программы обеспечивается системой технических действий, носящих строгий причинно-следственный характер. Программность спортивных движений наиболее ярко выражена в технико-эстетических видах спорта, где исходная двигательная задача всегда связана с воспроизведением внешней (кинематической) формы заранее заданного движения. Но в том же смысле практически всякое спортивное упражнение может быть описано посредством совокупности кинематических программ движения, которые могут, в принципе, не только с исчерпывающей полнотой отобразить существо двигательной задачи, подлежащей решению при обучении и исполнении упражнения, но и стать основой для точного аналитического описания движения в терминах механики. Любое спортивное движение может быть представлено в виде трех независимых кинематических программ. Программа места представляет собой программу перемещения о.ц.т. тела спортсмена по заданной траектории. Программа ориентации задает необходимое вращение тела вокруг главной центральной оси тела. Программа позы обусловливает характер одновременных и последовательных изменений суставных углов, что является решающим причинным компонентом действий-движений в упражнении, и без чего в принципе невозможно выполнение последнего. Наконец, совокупность названных программ представляет собой общую программу движения, дающую полную его кинематическую картину. Описанный подход к анализу движения не только дает возможность детального его описания, имеющего педагогическое значение, но и может быть использовано для строгих биомеханических, расчетно-аналитических, в том числе компьютерных, исследований.
Источник