- Что такое винт гимнастика
- Акробатические элементы
- Из чего состоит любой акробатический элемент:
- “Классификация элементов акробатики”
- Гладкие сальто
- Винтовые сальто
- Акробатика в темп
- Акробатика в доскок
- Элементы с опорой на руки
- Безопорные элементы
- Группированные, рваные, бланжи, темповые (прогнутые) сальто
- Двойные и тройные сальто
- Одиночное исполнение элемента
- Связка из элементов
- Стрикасированные элементы
- Сальто от стен
Что такое винт гимнастика
И. Федюнин, мс, победитель
всесоюзного конкурса-86 в сложных
акробатических упражнениях,
И. Иванова, тренер-общественник,
Ленинград
Передние пируэты с резким толчком и быстрым вращением на сравнительно небольшой параболе полета всегда выглядят неожиданно, впечатляюще. Они способны украсить программу самого сильного прыгуна на дорожке, вписаться в композиции на ковре лучших акробатов и гимнастов. Но далеко не все по заслугам оценивают своеобразные достоинства этой сальтовой группы.
Передние пируэты служат отличным средством психомоторной мобилизации спортсмена в разминке, подготавливают к решению более сложных задач в основной части тренировки. Если травма кисти, локтя или плеча на время затрудняет выполнение рондата и фляка, то передние пируэты могут поддерживать спортивную форму. Отталкивание на сальто вперед уступает отталкиванию на сальто назад по эффективности (рис. 1); спортсмену труднее создать должный стопор, так как вышли из употребления мостики и трамплин. Но разве возросшая упругость акробатической дорожки не компенсирует в какой-то мере утрату трамплина?
Ответ на этот вопрос — результаты
I Всесоюзного конкурса новых и редко исполняемых акробатических упражнений, проходившего в декабре 1986 года в Краснодаре. На деревянной дорожке типа «Рейтер» нам удалось «распечатать» тройное сальто вперед в группировке, выполнить сальто вперед прямым телом с поворотами на 900 и 1080°, причем оба винтовых прыжка в переход на сальто. Это ли не доказательство?
Передние пируэты полезно иметь в арсенале еще потому, что они дают отдых пяточному сухожилию — этой ахиллесовой пяте прыгуна, медиальной (дельтовидной) связке, суставным хрящам. Более того, растяжение задней больше-берцово-таранной связки, не позволяющее отталкиваться на заднее сальто, лучше всего залечивать не покоем, а (если не поврежден периост) выполнением сальто вперед. Это важная тема, и хотелось бы знать мотивированное мнение по этому поводу ученых.
Мы же попытаемся прокомментировать кинограммы конкретных прыжков, стараясь проиллюстрировать три схемы создания винтового импульса в переднем сальто.
Сальто вперед прогнувшись
с поворотом на 900° (кинограмма, рис. 2)
Прыжок выполнен с небольшого разбега, позволяющего, однако, в подскоке (кадр 1) вывести стопы вперед для стопорящего толчка. Поднятые вверх руки (кадр 2) готовы к дружному, очень резкому рывку вперед, помогающему усилить вращение по сальто. Лишь к моменту, отраженному на кадре 3, руки начинают двигаться разнонаправленно для перехода к винтовому вращению.
Из методической литературы известно, что винтовой импульс на переднее сальто задается опусканием руки, разноименной повороту. Кадр 3 показывает обратное: как раз одноименная рука (здесь — правая) поначалу быстрее опускается вниз. Но это кажущееся противоречие: руки успели отработать на сальто и, переходя к винтовой работе, переводятся в положение, нужное для ее более эффективного выполнения. Разноименная (левая) несколько замедляет движение вниз, ожидая, пока правая завершит
разгонное дугообразное движение локтем. На кадрах 4 — 5 обе руки работают разнонаправленно: левая рывком вниз, правая (согнутая) плечом вверх. Как видим, винтовой импульс задан в воздухе, но подготовка к нему начата еще в толчке.
Подобная техника входа предпочтительна, если от исполнителя требуется в условиях небольшого разбега задать достаточное вкручивание по сальто. Поэтому винтовая и сальтовая работа разграничены тут по времени,-
К концу второй четверти сальто (кадр 9) закончен первый винт, второй завершен при горизонтальном положении тела в конце третьей четверти сальто (кадр 13). Кадры 14 — 16 иллюстрируют, как ослабевает винтовая крутка, поскольку прыгун выводит руки в стороны, готовясь к приземлению.
Заметим, что описанный выше вход в довольно сложный пируэт, с сообщением телу вращения по сальто в фазе отталкивания и по винту в фазе полета связан с хула-хупными движениями. Пируэт смотрится несколько шершаво, зато прыгун в воздухе не только ощущает хула-хуп, но и продолжает энергично выполнять его в должном ритме.
Сальто вперед прогнувшись
с поворотом на 1080°, сальто вперед
в группировке (кинограмма, рис. 3)
Это соединение, выполненное И. Федюниным в Краснодаре, интересно в том отношении, что переднее сальто в группировке служит удобным звеном для связи после прихода со сложного предшествующего винта с последующей частью комбинации. Деревянная дорожка с ее короткой фазой амортизации подводит исполнителя к тому, чтобы и сальтовый и винтовой
импульсы задавались одновременно, для чего требуется очень энергичный разбег и резкий инерционный подскок с сильным сгибанием напряженного тела в тазобедренном суставе (кадры 1, 2).
Толчок (кадры 3, 4) обеспечивает отрыв от дорожки почти прямого тела (в отличие от предыдущей схемы). Вставание при отталкивании выполняется одновременно с заданием винтового импульса (кадры 4, 5, 6). Здесь налицо именно та бытующая схема, в которой разноименная повороту рука без предварительного замаха сразу опускается вниз.
Нагляден кадр 7. Он иллюстрирует исключительную «натяжку» прыгуна в воздухе — преимущество, которое получаем, задавая винтовой импульс от опоры. Хула-хуп ощущается слабо, лишь в пиковых моментах. Управлять им не приходится, это дает возможность подвести руки ближе к продольной оси тела, ускоряя вращение по винту. Тот же кадр 7 показывает, что это удалось прыгуну не сразу.
Кадрами 8 — 9 завершается первый поворот на 360°; высота о.ц.м. (кадр 9) в этом положении не максимальная, и очевидна реальность выполнения в этом полете двойного сальто вперед (винт — сальто в группировке).
Кадр 11 — второй винт закончен. На кадрах 12 — 14 — выполнение третьего пируэта и подготовка к приземлению и переходу к сальто вперед. Завершение прыжкового соединения иллюстрируют кадры 15, 16, 17.
Сальто вперед в группировке
с поворотом на 540°
(контурограмма, рис. 4)
Уместно ли говорить о винтовых пе-
редних сальто на ковре, где нет нужного разбега и меньше упругие деформации опоры? Думается, да. Именно на ковре удобно применить третий способ создания винтового импульса в сальто вперед: выпрямляя тело.
На кадрах 1 — 4 контурограммы видим обычное группирование сальто, на кадрах 5 — 6 — резкую работу руками в конце разгибания. До приземления (кадры 7 — 11) прямое тело поворачивается на 540°. Вращение смотрится неожиданно и эффектно. Для сильного винтовика в этой схеме доступны два и более пируэтов, а группировка в начале полета позволяет экономить «сальтовый запас», столь дефицитный на ковре.
Что касается прыгунов на дорожке, они предпочитают использовать этот третий вариант винтового входа с разгибанием во втором сальто двойного твиста. Но и «одноэтажный» вариант такого прыжка может украсить завершение комбинаций, в особенности у женщин.
Соревновательная практика последних лет обходит стороной передние пируэты. Вызвано это не только недооценкой их достоинств, но и низкой расценкой по таблице: она стимулирует разучивание разве что одинарного пируэта вперед, который по сравнению с пируэтом назад имеет надбавку в 0,5 балла. Но чем сложнее вращение, тем меньше «вес» этой надбавки в полбалла! В итоге тройной пируэт вперед стоит 5,5 балла.. Исполнить его, на наш взгляд, не проще, чем 4 винта назад, которые оцениваются почти вдвое дороже — в 10,5.
Хотелось бы, чтоб передние пируэты, не только одинарные, но и более сложные, устойчиво вошли в арсенал многих акробатов и гимнастов. Освоение этой сальтовой группы надо стимулировать объективной расценкой, шире включать их в обязательные программы, всемерно поощрять и развивать.
Хореографическая подготовка в гимнастике обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнастов, на расширение арсенала выразительных средств. Она является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть теснейшим образом связана с другими видами подготовки гимнастов. В разных спортивных видах гимнастики (а также в фигурном катании на коньках и в синхронном плавании) условия и характер двигательной деятельности далеко не одинаковы. Поэтому и требования к хореографической подготовке в каждом из них различны, в каждом решаются свои специфические, специальные задачи.
Естественно, чтобы решаться хорошо, эти задачи должны решаться специализированными средствами.
Содержание и методика классической хореографической подготовки профессиональных танцовщиков — артистов балета долгое время некритически перено-
сились в спорт; причем не как целостная система, что уже из-за ее объемности неосуществимо, а фрагментарно. В настоящее время дело обстоит иначе. Хореографическую подготовку стараются адаптировать к специфике вида спорта, поставить ее на службу общему совершенствованию мастерства спортсменов. Однако до единства взглядов еще очень далеко, предлагаются различные конкретные системы хореографической подготовки, различные методические и даже концептуальные подходы, в рамках хореографической подготовки предлагается решать то более, то менее широкий круг задач. Здесь предметом рассмотрения будет одна из такого рода систем, предназначенная для работы с мальчиками-гимнастами. Видимо, правомерно назвать ее специальной хореографической подготовкой.
На схеме показана целевая структура разработанной нами системы. Эта структура соответствует кругу задач, решение которых должно обеспечиваться хореографом. Первое ветвление определяет
Источник
Акробатические элементы
Элементы акробатики — это определенная последовательность движений и поз, которые делает акробат. Для изучения каждого элемента лучше начинать с подводящих упражнений.
В этой статье вы узнаете какие бывают акробатические элементы, как их делать и поймете на какую классификацию они делятся.
Из чего состоит любой акробатический элемент:
- Момент отхода— Это по сути начало элемента.
- Вращение — Середина движения где происходит сам элемент.
- Приземление — Оно может происходить в доскок (приземление без последующего движения) или с последующим движением дальше на следующий элемент.
“Классификация элементов акробатики”
Акробатика вперед:
- Сальто вперед – Делается как с винтами, так и без. Как правило с этого элемента могут начинать связку Переднее сальто – переворот вперед. После него очень хорошо можно набрать скорость закончив элемент в разножку.
- Полет кувырок – Полет кувырок является разновидностью сальто вперед и его более простой версией. Как правило он не используется в связке с чем-либо и выполняется в гимнастике на ковре как перебивка между сложными элементами.
- Бланж вперед – Элемент очень близок к полет кувырку по исполнению. Это сальто вперед прямым телом. Из-за того, что тело прямое его сложнее делать и он требует больше усилий. Так же при изучении этого элемента вам обязательно нужно уметь делать переворот вперед. Так же этот элемент можно делать с винтом.
- Переворот вперед – Этот элемент делается через стойку на руках с сильным махом ноги. Элемент начинается обязательно с разножки. В конечной точке он может заканчивать как в разножку, так и с приземлением в две ноги. Если приземление на 2 ноги, то можно сделать сальто вперед или добавить фляк вперед.
- Фляк вперед – одна из разновидностей переворота вперед. Особенность этого элемента в том, что он начинается с двух ног. Из-за этого он намного сложнее переворота вперед.
- Рондат — один из самых основных элементов в акробатике. С него начинается 85% комбинаций в акробатике. Элемент выполняется через стойку на руках с поворотом на 180 градусов с последующим соединением ног.
- Колесо – Упрощенная версия рондата, но более сложная версия стойки на руках. Этот элемент как правило является промежуточными учится для того, чтобы потом делать рондат.
Акробатика назад
- Сальто назад – Является одним из основных элементов в акробатике и его можно очень сильно усложнить, добавив винты и больше оборотов. В его основе лежит кувырок вперед и высокий прыжок наверх.
- Сальто назад углом – Более усложненный вариант сальто назад в группировке. В полете нужно подтягивать прямые ноги, что усложняет крутку
- Фляк назад – разгонный элемент, позволяющий сделать после него различные варианты заднего сальто и закончить комбинацию. Элемент выполняется через стойку на руках и мостик.
- Бланж назад – Этот элемент один из вариантов заднего сальто и выполняется с прямым телом. Как правило он выполняется в конце комбинации и к нему могут добавляться винтовые движения.
- Темповое сальто – Этот элемент является чем-то средним между бланжом и фляком назад. Выполняет ту же самую функцию что и фляк, только без касания рук.
Гладкие сальто
Гладкое сальто – Эти элементы выполняются с вращением только по одной оси. Если вы начинаете сальто лицом вперед ,то заканчиваете в том же направлении без поворотов через левое или право плечо. Такой элемент считается без винтов и попадает под эту категорию.
Винтовые сальто
Для выполнения винта как правило пробуют сначала сделать поворот на 180 градусов в конце элемента. Винтовое движение выполняется за счет поворота корпуса в левую или правую сторону. Так же сильно задействован таз и ноги.
Винтовые элементы как правило делают с сальто назад и сальто вперед.
Акробатика в темп
Этот термин означает что элементы следуют с дальнейшим продолжением. Как правило для того что бы продолжить делать элемент нужно наклонить корпус по направлению движения, тем самым обеспечив падение. Это создает возможность продолжить элемент дальше.
Акробатика в доскок
Акробатика в доскок является противоположностью акробатике в тем. Её цель сделать элемент вверх за счет стопорящего движения ногами и вылета вверх (если это сальто). Термин “доскок” означает приземление в точку без дальнейшего движения. Чаще всего доскок делают в конце сложной разгонной комбинации и ставят туда самый сложный элемент с винтами и/ большим количеством оборотов (двойные, тройные, четверные)
В данном видео идет отработка элементов на усложнение с батута.
Элементы с опорой на руки
К этим элементам можно отнести акробатику вперед и назад
- Фляк вперед
- Фляк назад
- Стойка на руках
- Спичаг
- Колесо
- Рондат
Безопорные элементы
- Сальто вперед
- Бланж вперед
- Темп вперед
- Сальто назад
- Бланж назад
- Темп назад
Группированные, рваные, бланжи, темповые (прогнутые) сальто
- Группированное сальто – Это элементы, которые выполняются в максимально сжатом положении. Такие элементы считаются легче и крутка у них намного выше чем у других.
- Рваное сальто – Это что-то среднее между группированным и бланжом. Как правило такое исполнение медленнее по крутке и является переходным к бланжам. Рваные сальто хорошо сочетаются со сложными винтами и большим количеством оборотам по сальто.
- Бланжи – Это элементы выполняемы прямым телом и у них как правило самая медленная крутка. Чаще всего они идут с сочетаниями и в доскок.
- Темповые (прогнутое) сальто – Этот элемент похож на бланж, но делается с большим прогибом. Такие сальто является средним между бланжом и фляком. Темповое сальто бывает как вперед, так и назад.
Двойные и тройные сальто
В эту категорию входят все разновидности сальто назад и вперед (в группировке, рваные, бланжовые)
- Двойное заднее сальто в группировке
- Двойное переднее в группировке
- Двойной задний бланж
- Двойной бланж вперед
- Тройное переднее
- Тройное заднее в группировке
Одиночное исполнение элемента
Как правило используется без продолжения и для отработки чистоты элемента. Часто делают на возвышенность, с винтами, двойные и двойные с винтами. Одиночное исполнение элементов позволяет отработать проблемные элементы и улучшить качество.
Связка из элементов
Связку из элементов можно считать если в комбинации есть от 2 и более элементов. Связка может состоять из темповых элементов, фляков и заканчиваться бланжами, винтами, двойными или тройными сальто.
Стрикасированные элементы
Стрикасированное сальто – это сальто, которое выполняется в противоход
- Заднее сальто делается назад но с продвижением вперед
- Переднее сальто выполняется вперед, но с продвижением назад
- Фляк назад выполняется назад, но с продвижением вперед
Сальто от стен
Такие сальто больше относятся к уличной акробатике и не используются в гимнастике и акробатике.
- Заднее сальто от стены
- Заднее сальто с рук от стены
- Внутреннее переднее
- Внутреннее боковое
Источник