- Как освоить жесты индийского классического танца. Что такое винийога. Где узнать и как запомнить значения хаст.
- Сначала развеем главный миф.
- Что такое хаста?
- Как одна и та же хаста имеет разные значения?
- Как узнать и изучить эти варианты?
- Гениальное изобретение индийцев!
- Варианты исполнения винийоги.
- На каком языке петь?
- Не путайте винийогу той или иной хасты с винийогами всех хаст вместе.
- Вини-йога
- История направления
- Особенности стиля
- Уровни Вини-йоги
- Как проходит занятие?
- Эффект
- Вини йога
- Вини Йога практика: 20 минутный комплекс (англ.)
- История возникновения Вини йоги
- Особенности стиля
- Уроки Вини йоги: кому подойдут?
- Рекомендуемая литература
Как освоить жесты индийского классического танца. Что такое винийога. Где узнать и как запомнить значения хаст.
Сначала развеем главный миф.
Классический индийский танец — это не искусство сурдоперевода! Танцовщица не должна «переводить» на язык жестов рук и пальцев («хаст») текст песни. Предполагается, что зритель не глухой и текст песни слышит. Вводимые танцовщицей жесты призваны перекликаться с текстом песни, художественно и эмоционально их подчеркивая.
Если шлоки, пушпанджали еще исполняются на санскрите, то многие другие танцевальные номера — на языке индийского штата. И зрителям в Индии текст понятен. Да, увы, он непонятен нам, и это создает проблемы для популяризации классического индийского танца в России.
Что такое хаста?
Наверное, большинство знают, но на всякий случай, кратко укажу. Хаста — это каноническая позиция рук и пальцев, имеющая название на санскрите. Переводится как «печать», что связано с древней историей использования хаст. Жрецы практиковали складывание хаст в конце молитвы, чтобы «запечатать» всё благое, созданное в процессе религиозного ритуала. Так как одним из основных понятий индуизма является сохранение чистоты. Как бы в сосуде. «Печать» — защищает сосуд, сохраняя содержимое. Позиции ног описаны в отдельной статье.
Как одна и та же хаста имеет разные значения?
У каждой хасты много значений. И это не значит, что танцовщица может выставить просто руку в нужном соединении пальцев лицом к зрителю, и он сам додумает, что именно сейчас она значит, выбирая среди разных значений.
Чтобы использовать конкретное значение хасты, нужно её правильно использовать. Например, в поднятом над головой положении эта хаста будет значить одно, в вытянутом вперед — другое, а вместе с другой хастой левой руки — третье. И так далее.
Как узнать и изучить эти варианты?
Для этого существует такое упражнение как «винийога хаст» (hasta viniyoga). Так как её часто делают с вокалом и под инструментальное сопровождение, то неискушенному зрителю может показаться, что это такой танец. Но это не так. Вини йога хаст — это пропевание (или проговаривание) всех значений данной хасты. То есть танцовщица показывает хасту в положении, соответствующем, например, понятию «лес» и поет «лес» и так далее. Порядок и комплект пропеваемых слов традиционен и не меняется. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В этой статье есть видео, и Вы на их примере можете сразу понять, как это выглядит.
Гениальное изобретение индийцев!
Как запомнить цепочку слов, никак не связанных ни логически, ни ритмически? Задача трудная. Вы в школе учили иностранный алфавит? Сейчас сможете воспроизвести? Наверняка, захочется пропеть, а не просто сказать, да? Вы потому и запомнили его, потому что пели в классе. Распевки запоминаются на года и усваиваются быстро. Разучивая и исполняя винийогу, пойте ОБЯЗАТЕЛЬНО. Даже если Вам медведь на ухо наступил и ещё потом не раз по нему прошелся. Вам не придется исполнять винийогу на сцене. Это — не концертный номер. Если Вы будете петь — то легко и навсегда запомните значения. Если не запоёте — намучаетесь учить, да ещё и забудете её быстро. Пропетая винийога «застревает» в памяти. На своих занятиях в Диваданс убеждаюсь в этом регулярно. Даже если вы не сможете через год её вспомнить и пропеть, значение тех или иных положений останутся у Вас в памяти, станут Вашим танцевальным словарем и будут легко всплывать в памяти, когда вам понадобится воплотить то или иное слово в танце.
Варианты исполнения винийоги.
Некоторые винийогу просто проговаривают — кто-то медленно, кто-то быстро. Но чаще пропевают — мы уже разобрали, почему эффективнее петь.
Насчет мотива тоже могут быть варианты: некоторые поют все винийоги на один мотив. И даже могут пропеть всё по всем хастам подряд. Другие стараются внести разнообразие в мелодию. Поэтому, встретив вини йогу одной и той же хасты с разной мелодией распевки, не делайте скоропалительных выводов, что одна из них «неправильная».
В разных школах одного и того же стиля некоторые жесты могут варьироваться. В одной школе покажут так, а в другой — немного по-другому. Отличия небольшие и логику не нарушают, но они всё-таки есть и к ним нужно быть готовым. Посмотрите разные винийоги. Их много на ютьюбе.
В разных стилях индийского классического танца винийоги отличаются уже сильнее. Да, например, «молния» и в катхаке, и в бхаратанатьям показывается очень похоже, даже одинаково, а другие понятия уже различаются. Я даже не рекомендую брать винийоги родственных стилей. В кучипуди и бхаратанатьям винийоги отличаются существенно.
На каком языке петь?
Написана винийога на санскрите. Поют её часто на санскрите даже те, кто на этом языке ни слова не знают. Когда на санскрите винийогу поет индийская танцовщица, которая знает много поэм на санскрите наизусть и обладает понятиями этого языка, это одно дело. А когда на санскрите пытаемся её выучить мы — то получается почти бесполезное действие.
Какой смысл петь и учить её на санскрите, если это не поэма, не шлока или какой-либо вообще танец, который может исполняться на сцене и имеющий поэтическое содержание. Нельзя назвать литературным произведением текст: «павлин, лиана, птица, тошнота, расчесывать, ставить тилаку. » и т. п. Винийога — это цепочка значений, которую нужно запомнить и связать с тем или иным положением конкретной индийской хасты. Потому и петь её надо на своем языке — тогда Вы можете всегда вспомнить, как сложить пальцы и руки, чтобы воплотить нужное понятие на сцене.
Не путайте винийогу той или иной хасты с винийогами всех хаст вместе.
Кроме пропевания всех значений одной хасты есть еще пропевание всех хаст без специфических положений. В винийоге асамьюта хаста (хаст одной руки) танцовщица складывает перед грудью последовательно все хасты одной руки, пропевая только их названия. То же — и с самьюта хастами (хасты двух рук). Это — тоже винийоги, но не значений хаст, а пробегание по их названиям. Поэтому, высматривая винийоги на ютьюбе, набирайте не «hasta viniyoga», а «alapadma hasta viniyoga» и т. п. То есть добавляйте название конкретной хасты, иначе получите только пропевки названий хаст.
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно — занятия онлайн по любой тематике, подробнее.
Удачи и успехов вам в освоении индийского классического танца!
Статья опубликована 22 ноября 2016г — Divadance
Источник
Вини-йога
Вини-йога представляет собой максимально проработанную систему, объединяющую в себе эффективную практику и древние аюрведические знания. Это одно из самых популярных направлений на Западе, относящийся, скорее, к области йога-терапии, и один из самых гибких стилей.
Современный способ преподавания йоги оставляет впечатление, что существует единственный подход к решению проблем разных людей, одно лекарство от всех болезней. Но йога влияет в первую очередь на разум, а разум у каждого свой. Отсюда следует, что не человек должен подгонять себя под йогу, а напротив, что йогическая практика должна быть приспособлена к каждому конкретному практикующему.
Т.К.В.Десикачар, «Сердце йоги»
Вини-йога ориентирована на индивидуальные предпочтения, потребности и возможности практикующих, поэтому она не имеет возрастных и половых ограничений, доступна даже для людей со слабым здоровьем и начинающих учеников. Особенно она полезна спортсменам, в недавнем прошлом перенесшим физическую травму и желающим в кратчайшие сроки избавиться от ее последствий.
История направления
Не будет преувеличением сказать, что в распространении на Западе духовных практик огромную роль сыграл знаменитый йогин Шри Тирумалай Кришнамачарья, поскольку именно его ученики стали основателями трех мировых школ: Аштанга Виньяса йоги (Паттабхи Джойс), йоги Айенгара (Б.К.С. Айенгар) и Вини-йоги (Т.К.В. Десикачар).
Десикачар приходился родным сыном Кришнамачьрье и обучался у него в течение тридцати лет до самой смерти отца.
Мастер родился в 1939 году в Майсоре в семье пандитов, поэтому с детства был посвящен в ведическую культуру. Десикачар стремился преуспеть в светском образовании, поэтому получил степень бакалавра в области гражданского строительства и даже успел начать инженерную карьеру. Однако с техническими дисциплинами он был связан совсем недолго – довольно быстро юноша осознал, что хочет всю свою жизнь посвятить йоге, и стал ближайшим учеником Шри Кришнамачарьи.
В конце семидесятых годов он основал в Мадрасе центр обучения йоги Кришнамачарья-йога-Мандирам, представляющую собой главенствующую организацию Вини-йоги, которая существует уже несколько десятилетий. Мандирам оказывает целительскую помощь самым бедным слоям населения, проводит курсы обучения для преподавателей и открытые классы, расписание и плата за которые устанавливается индивидуально. Классы включают в себя изучение канонических текстов, выполнение асан, Пранаямы, пение ведических гимнов, медитацию, лекции по философии и йогатерапии.
Десикачар вместе со своим самым близким учеником и сыном Кастубом в настоящий момент преподает не только в Мадрасе, но и в Европе, Австралии, США и Новой Зеландии. Он продолжает писать книги (самая известная из них – «Сердце йоги», в которой автор отвечает на важнейшие теоретические и практические вопросы), статьи о духовных аспектах практики и общем оздоровлении при помощи йога-терапии, каждую неделю он проводит занятия по йогическим сутрам и индивидуальные консультации для инструкторов.
Приемник Шри Тирумалая Кришнамачарьи на протяжении всей жизни стремится сделать йогу доступной для масс, его ученики – люди самого разного происхождения и вероисповедания, без особых привилегий и материальных возможностей.
Интересно, что название «Вини-йога» этот стиль получил с легкой руки американских учеников Десикачара, сам же мастер не считал необходимым создавать для него «знамя школы».
Одним из самых известных отечественных учеников знаменитого гуру является президент Киевской Федерации йоги Андрей Лаппа, прошедший полный 2-х годичный курс обучения у Т.К.В. Десикачара. Он объединил полученные знания с собственными разработками и создал новое направление – Универсальную йогу.
Особенности стиля
Мягкость практики Вини-йоги объясняется тем фактом, что в последние десятилетия своей жизни Кришнамачарья усердно изучал тонкости йога-терапии и акцентировал обучение своего самого близкого ученика на этом аспекте йогического знания.
Данное направление проповедует основной принцип Кришнамачарьи – персонализированный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего. Именно поэтому Вини-йога отрицает практическую пользу групповых занятий, она преподается индивидуально от учителя к ученику. Главная задача преподавателя заключается в подборе наиболее оптимальной структуры занятия в зависимости от поставленных терапевтических целей.
Практика включает в себя статические и динамические упражнения, изучение дыхательных техник и ведическое пение (мантры) в комбинации с асанами, причем каждой позе соответствует компенсирующая асана (поза с обратным действием). Особое внимание уделяется бандхам, мудрам, изучению ритуалов и йогических текстов.
Главное отличие Вини-йоги от Аштанга Виньяса йоги заключается в отсутствии структуризации классов: здесь нет фиксированных последовательностей асан, которые складываются спонтанно в ходе занятия, и самого порядка проведения. По убеждению Десикачара, практика может начинаться как с изучения сутр, так и с медитации. Главное, чтобы все ее объекты были гармонично объединены.
Интересная особенность – основатель стиля выделяет особый класс медитативных поз и не настаивает на приоритете асан в духовной практике. Главная ее задача и ценность заключается в постоянном самонаблюдении и позитивном влиянии на жизнь ученика, а не на его физические достижения.
Уровни Вини-йоги
Практика Вини-йоги последовательно развивается в трех этапах.
Первый этап – развитие. Он ориентирован на сравнительно здоровых людей, стремящихся к физическому и духовному самосовершенствованию.
Второй этап – поддержание. Здесь особое внимание уделяется ослабленным и имеющим проблемы со здоровьем людям, нуждающимся в щадящей и несложной практике.
Третий – расслабление. Это занятия на релаксацию, освобождение и успокоение ума. Они ориентированы на физически и умственно переутомленных людей и состоят в основном из простых асан в положении лежа.
Как проходит занятие?
Индивидуальное занятие начинается с определения текущих потребностей практикующего и даже его планов на ближайшие несколько часов. К примеру, инструктор может составить программу, ориентированную на расслабление, мобилизацию физических резервов или на сохранение концентрации, если предстоит умственная работа.
Общая схема выполнения асан выглядит следующим образом: разогревающие позы в положении стоя, затем лежачие асаны, перевернутые, асаны в положении лежа на животе, сидя и стоя на коленях. Далее следует расслабление и Пранаяма в медитативных позах.
Вини-йога использует в качестве дыхательных упражнений не только Уджайа Пранаяму, но и обратное полное дыхание, при котором на вдохе происходит расширение груди и живота (именно в таком порядке), а на выдохе сначала освобождается живот, затем середина груди и верхние доли легких.
Ученик волен по своему усмотрению модифицировать асаны, изменять ритм дыхания и всей тренировки, самостоятельно выбирать разминку.
Эффект
Вини-йога – это превосходная терапевтическая практика. Регулярные занятия способствуют излечению болезней, облегчению неприятных ощущений и болей в спине, возвращению гибкости и подвижности всего тела.
Этот стиль учит осознанному подходу к выполнению упражнений и воспитывает самодисциплину, меняет отношение к миру и к своим возможностям, давая не только мужество, но и эффективные «инструменты» для борьбы с недугами.
Вини-йога избавляет от дурных мыслей, депрессивных состояний и подавленности, она заботится о каждом своем ученике и открывает для него доступ к неизведанным ресурсам собственного сознания и тела.
Источник
Вини йога
Видео уроков по Вини йоге не так много, ведь одна из особенностей этого направления – индивидуальный подход к каждому ученику. Поэтому чаще всего комплексы по Вини йоге разрабатываются индивидуально, а групповые уроки по этому направлению встречаются не так часто.
Для начинающих:
Перед просмотром видео Вини йоги ознакомьтесь с описанием этого стиля.
Вини Йога практика: 20 минутный комплекс (англ.)
История возникновения Вини йоги
Вини йога – это авторский стиль Т.К.В. Десикачара, ученика и сына Шри Тирумалай Кришнамачарьи. В течение тридцати лет он проходил обучение йоги у своего отца, изучая асаны, пранаямы и медитации.
Десикачар родился в 1939 году, он был четвёртым ребёнком в семье. Вначале он хотел работать в области строительства и даже получил соответствующее образование. Однако скоро понял, что его истинное призвание – это йога. После чего он полностью посвятил себя её изучению. Наряду с Паттабхи Джойсом и Беллуром Айенгаром он стал одним из самых известных учеников Кришнамачарьи.
В 1976 году Т.К.В.Десикачар организовал в Мандрасе Кришнамачарья Йога Мандирам (Krishnamacharya Yoga Mandiram) – центр, обучающий его методике йоги.
На сегодняшний день наиболее известным преподавателем этого стиля является Гэри Кравцов – ученик Десикачара, основавший Американский Институт Вини Йоги.
Особенности стиля
Несмотря на то, что это направление менее популярно, чем Аштанга Виньяса йога и Айенгар йога (авторские стили Паттабхи Джойса и Б.К.С. Айенгара), оно наиболее близко к тому, как Ш.Т.К. Кришнамачарья обучал на склоне своих лет. Можно сказать, что Вини йога – это «выжимка», конечный результат его исканий, окончательный вариант преподавательской структуры.
Вини йога – это очень мягкий, терапевтический стиль. Он плавный, поточный (одна асана перетекает в другую), мягкий и терапевтический. В Вини йоге техника выполнения асан может быть различна: в зависимости от физических возможностей ученика, поза может быть адаптирована для него. В ней нет чёткой последовательности – для каждого может быть создан свой комплекс.
Цель Вини йоги – дать инструменты для индивидуализации, самопознания и трансформаций личности.
Уроки Вини йоги: кому подойдут?
Так как этот метод построен на индивидуальном подходе, можно сказать, что Вини йога подойдёт всем практикам. Однако этот стиль считается мягким и терапевтическим, поэтому любителям силовых и активных направлений Вини йога может показаться недостаточно интенсивной.
Рекомендуемая литература
Прочитайте книги по Вини йоге, в том числе книги Десикачара, которые позволят вам лучше понять этот стиль.
- «Сердце йоги» Т. К. В. Дешикачар.
- «Вини-йога. Самоучитель динамической йоги» Т. В. Анантанараянан.
- «Здоровье, исцеление и нечто запредельное. Йога и живая традиция в учении Шри Т. Кришнамачарьи» Т.К.В. Десикачар.
- «Йога Йогина. Наследие Кришнамачарьи» Каштуб Деcикачар.
Онлайн уроки по Вини йоге – это возможность приобщиться к традиции позднего Кришнамачарьи, развитой его сыном и его последователями. Это мягкая, но эффективная практика, включающая с себя пение мантр, пранаямы, асаны, мудры и бандхи.
Источник