Что такое урочные формы занятий физическими упражнениями

Глава 8

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

8.1. Классификация форм занятий

в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две шруппы – урочные и неурочные (рис. 17).

Рис. 17. Система урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся, К ним относятся:

1) уроки физкультуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихсяв избранном виде спорта.

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

8.2. Характеристика форм занятий

физическими упражнениями

8.2.1. Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность – это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность – формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

Источник

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Формы занятий физическими упражнениями

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы орга­низации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, су­дьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По осо­бенностям организации занимающихся и способами руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с по­стоянным составом занимающихся.

К ним относятся:

1. Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ­ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио­нального образования, вуз и т.п.).

2. Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен­ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организо­ванно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отды­ха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения рабо­тоспособности, развития и совершенствования физических качеств, совершен­ствования двигательных навыков.

К ним относятся:

1. Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативно­го (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратков­ременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.

2. Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атле­тической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

3. Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго­гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают­ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб­ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови­тельную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю­щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель­ных действий, воспитание физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортив­но-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их ос­новная направленность — всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и на­выков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операци­онное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности Для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо­вание словесных методов, невысокая «моторная» плотность.

2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..

3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен­ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.

4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за­дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро­ля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плава­ния и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

Источник

ОСОБЕННОСТИ УРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
статья по физкультуре на тему

В данной статье кратко описаны основные формы уроков физической культуры, их структура. Рассмотрен вопрос постановки задач на урок.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_urochnykh.docx 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМ ЗАНЯТИЙ по физической культуре

Урочные формы занятий

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что это форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет учитель вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками, отвечающий за результаты учебно- воспитательного процесса перед государством и обществом.

Характер взаимодействия учителя и учащихся в уроке создает дидактически наилучшие условия для процесса физического воспитания.

Как правило, уроки проводятся в системе занятий по упорядоченному расписанию (по школьному расписанию). Урочным формам присущи постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в учебных классах. Систематическое участие в общей деятельности сплачивает занимающихся в коллектив, что также служит важнейшим фактором эффективного решения как образовательных, так и воспитательных задач в процессе физического воспитания.

Уроки физических упражнений строятся в соответствии с общепедагогическими принципами, общими и методическими принципами российской системы физического воспитания. Они конкретизируются и дополняются применительно к уроку следующими требованиями:

  1. Воздействие урока должно быть всесторонним — образовательным, воспитательным и оздоровительным.
  2. Обучение и воспитание занимающихся должны осуществляться на всем протяжении урока — с первой минуты до последней. Встречающуюся в практике тенденцию решать образовательные задачи только в основной части урока нельзя считать верной. Проводя подготовительную и заключительные части урока без образовательной «нагрузки», преподаватель занимает формальную позицию, непродуктивно затрачивает время.
  3. В уроках, следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий.
  4. Нужно вовлекать занимающихся в учебную деятельность — всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей. Только так можно достичь однородного для всех учеников хода учебно-воспитательного процесса в течение длительного времени и тем самым избежать их отсева или появления отстающих.
  5. В уроках следует ставить совершенно конкретные задачи и лучше так, чтобы их можно было решить именно на данном занятии. Решение общих задач учебно-воспитательного процесса (предусматривающих воспитание силы, быстроты, ловкости, выносливости совершенствование телосложения и т. п.) достигается выполнением системы частных, конкретных задач. Естественно, что достигнуть цели можно при условии успешного завершения каждого из уроков и органической преемственности их.

Постановка задач в уроке

Многие уроки имеют прежде всего образовательный характер, что отличает эту форму занятий от оздоровительных и воспитательных форм занятий в широком смысле слова. Но решение образовательных задач в физическом воспитании достигается посредством физических упражнений, от воздействия которых зависит оздоровительный и воспитательный эффект урока. Ведущее значение образовательной направленности учебного урока вовсе не означает, что снижаются его оздоровительный и воспитательный эффекты. Ставя задачи по овладению знаниями, умениями, навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться должных оздоровительного и воспитательного эффектов.

Конкретизация учебных задач достигается на основе знания закономерностей процесса обучения двигательным действиям. На различных этапах обучения возможны, например, такие формулировки учебных задач: «ознакомить с сальто назад в группировке», «разучить отталкивание в прыжках в высоту способом «перешагивание», «совершенствовать гребковые движения в плавании способом кроль с заданной скоростью» и т. п.

Задачи по воспитанию физических и волевых качеств, укреплению здоровья и т. д. также должны быть по возможности конкретными, например воспитание смелости с помощью таких-то средств (скажем, упражнений на перекладине, связанных с риском), профилактика искривления позвоночника такими-то упражнениями и т. п. Однако некоторые воспитательные и оздоровительные задачи могут быть решены только в течение длительного времени путем изменений соответствующих функций и форм организма. Такие задачи ставятся перед серией уроков и по возможности конкретизируются в виде заданий для отдельных уроков.

Число задач в уроке обусловлено конечной целью учебно-воспитательного процесса, психофизиологическими возможностями учащихся осваивать учебный материал и другие задания, программой постепенного овладения им, бюджетом наличного времени для занятий.

Урок, как и другие занятия физическими упражнениями, имеет в качестве общей основы три части — подготовительную, основную и заключительную. Учитывая их особенности, приступают к детальному планированию урока соответственно намеченным конкретным задачам.

В подготовительную часть входит прежде всего начальная организация учащихся: обеспечение порядка при подготовке к началу занятия (переодевание, размещение инвентаря и т. д.), инструктаж дежурных, построение перед выходом на площадку и т. п. Эти стороны организации во многом определяют успех всего урока, создавая, помимо прочего, необходимый для предстоящей работы эмоциональный фон и психологическую установку.

Формированию необходимой установки непосредственно в начале урока могут способствовать: сдача рапорта, специальные упражнения на внимание, сообщение задач урока и др. Во время начальной организации решается ряд частных образовательно-воспитательных задач: обучение строю, формирование правильной осанки, приучение к четкости выполнения команд, слаженности действий и т. п.

Центральное место в подготовительной части урока занимает функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности. Это достигается с помощью упражнений, легко дозируемых и не требующих длительного времени на подготовку и выполнение. К ним относятся, в частности, ходьба, подскоки, общеразвивающие гимнастические упражнения, танцевальные шаги, элементы подвижных игр и другие действия, хорошо знакомые из предыдущих занятий. При их выполнении можно решать ряд частных задач обучения и воспитания, но всякий раз таким образом, чтобы с должной постепенностью было обеспечено быстрейшее психологическое и физиологическое врабатывание, и лишь постольку, поскольку это совместимо с функциями подготовительной части.

Последовательность упражнений, включаемых в эту часть урока, обусловлена как физиологическими факторами, так и логическими связями между упражнениями. Например, при выполнении комплексов упражнений «для разминки» часто придерживаются следующего порядка, в котором учтена необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки: потягивания; упражнения для рук и пояса верхних конечностей; упражнения для ног, приседания; упражнения для туловища; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения «на расслабление».

Содержание подготовительной части урока должно быть соотнесено с предстоящей основной деятельностью на уроке. Подбор упражнений для подготовительной части по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений. Для этого в нее включаются упражнения, как бы подводящие к первым упражнениям основной части. На подготовительную часть урока в целом выделяется около — 5- 12 мин.

Решение наиболее сложных задач в уроке осуществляется в его основной части . Она также может иметь несколько подразделов в зависимости от конкретного содержания.

Состояние максимальной работоспособности, особенно психической,— явление относительно кратковременное. Этот факт определяет в известной мере порядок решения основных задач урока. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом учитывают этапы обучения и придерживаются следующей последовательности в постановке задач: ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование.

Упражнения для направленного воздействия на физические качества часто включаются в такой последовательности: скоростные упражнения, силовые упражнения, упражнения требующие преимущественно проявления выносливости. Это характерно для комплексных уроков по общей физической подготовке. В уроках по различным видам спорта фаза оптимальной работоспособности используется часто для упражнений специфического характера (например, в уроке по лёгкой атлетике — для скорстных и скоростно-силовых упражнений).

В жизни, в практической деятельности те или иные двигательные задачи нередко приходится решать в самых различных условиях. Поэтому и последовательность различных упражнений в уроке необходимо варьировать, с тем чтобы занимающиеся приучались проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма.

В основной части урока, имеющего сложную структуру, несколько раз чередуются подготовительные, основные и другие упражнения. Каждому основному упражнению может предшествовать одно или несколько подготовительных, создающих предпосылки для успешного выполнения основного (врабатывание, настройка, восстановление забытого). Наряду с методами строго регламентированного упражнения в основной части урока для повышения эмоционального состояния занимающихся и интенсификации проявления физических качеств используются соревновательный и игровой методы.

Конкретная продолжительность основной части урока зависит от объема и интенсивности нагрузки, возраста и пола занимающихся, количества времени, необходимого на начало и завершение урока и других обстоятельств. В школьном уроке, например, на основную часть нередко выделяют до 35 мин.

В заключительной части урока необходимо обеспечить направленное постепенное снижение функциональной активности организма. Уборка снарядов, перестроения к окончанию занятий уже сами по себе несколько успокаивают занимающихся, способствуют снижению нагрузки. Однако специфика учебно-воспитательных задач и содержания заключительной части урока требует специального регулирования деятельности занимающихся.

К числу образовательных задач, типичных для заключительной части урока, особенно на ранних этапах физического воспитания, относятся, в частности, следующие: обучить умению постепенно снижать интенсивность упражнений, анализировать проделанную работу, переключаться на последующую деятельность. Для заключительной части подбираются обычно легко дозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, танцевальные элементы и пр.

В системе уроков должна быть предусмотрена дидактически оправданная последовательность и преемственность задач заключительной части. Самое серьезное внимание необходимо уделять домашним заданиям, помня, что уроки — лишь часть процесса физического воспитания, которая дополняется самостоятельными упражнениями, участием в соревнованиях, играх и т. п. Недооценка домашних заданий нарушает связь между урочными и неурочными формами занятий.

Источник

Читайте также:  Когда можно пить протеины до или после тренировки
Оцените статью