Что такое управление процессом спортивной тренировки

Управление процессом спортивной тренировки

Управление спортивной тренировкой — это постановка реальной цели подготовки, реальных перспективных и текущих задач; определе­ние методов, средств и путей решения этих задач; организация учебно-тренировочного процесса и др.

В управление спортивной тренировкой входит:

— планирование тренировочного процесса;

— текущий контроль за процессом тренировки и состоянием трени­рованности;

— обобщение и анализ данных контроля и внесение необходимых коррективов в планирование (как в задачи плана, так и в способы их реализации).

В практике волейбола принято различать многолетнее, перспектив­ное, годичное и текущее планирование.

Многолетнее планирование охватывает обычно в среднем 12-15 лет и предусматривает последовательно этапы отбора и обучения, базовой тренировки и спортивного совершенствования.

Перспективное планирование обычно охватывает четырехлетний цикл, основу которого составляет календарь соревнований. Исходя из него определяются задания по годам, распределение средств трениро­вок, динамика тренировочных и соревновательных нагрузок, опреде­ляются периоды подготовки внутри годовых циклов и др.

В годовом плане более детально определяются задачи, средства, ме­тоды периодов подготовки, динамика тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, организация тренировочного процесса и др.

Текущее планирование составляют месячные, недельные циклы, которые называют мезоциклами и микроциклами (содержание выше­перечисленных видов планирования подробно изложено в разделе 6.3.2.).

Текущий контроль за процессом тренировки волейболистов и состо­янием спортсменов включает:

— учет и анализ проделанной работы по дневникам тренера и спорт­смена, по журналам тренера, по графикам тренировочных нагрузок, отчетам научных групп и др.;

— оценку переносимости волейболистом тренировочной нагрузки на основании своевременной, объективной, исчерпывающей инфор­мации по данным тестирования подготовленности спортсмена, а также на основании педагогических наблюдений тренера и субъективных ощу­щений спортсмена;

— оценку функционального состояния организма волейболиста по данным медико-биологических проб(тестов);

— оценку уровня развития физических качеств и технико-тактической подготовленности волейболиста по данным регулярного тестирования;

— врачебный контроль, состоящий из ежегодного диспансерного обследования и тщательного осмотра врачами-специалистами (содер­жание и организация контроля за процессом тренировки и состоянием тренированности волейболистов подробно изложены в разделе 6.3.3.).

Метод педагогического наблюдения используют в процессе занятий и соревнований. Тренер наблюдает за поведением занимающихся, их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за тем, как они переносят трени­ровочные и соревновательные нагрузки.

Метод объективной опенки рекомендуется для оценки качествен­ных сдвигов. Он базируется на применении различных регистрирующих приборов и приспособлений, кино, видеомагнитофонных и компью­терных записей, системы контрольных упражнений по видам подго­товки и контрольных заданий в соревнованиях.

Методы экспертных опенок используют для оценок тех показате­лей, которые не подвергаются объективной оценке (например, оценка действий при страховке, проявление инициативы, решительности и т.д.), а также для комплексной оценки подготовленности игроков по видам подготовки и участия в тренировочных занятиях и соревнованиях. Обычно применяют пятибалльную систему оценок («5» — отлично, «4» — хоро­шо, «З» — удовлетворительно, «2» — плохо).

Метод анализа и синтеза — основной метод педагогического конт­роля. Целесообразность и эффективность направляемой тренером дея­тельности прямо пропорциональна точности анализа данных педагоги­ческих наблюдений и учета, а также правильности синтеза, т.е. безоши­бочность применяемых тренером решений, получаемых на основе дан­ных анализа. Применение этого метода дает возможность непрерывно совершенствовать планирование подготовки. Например, годовой план подготовки корректируется столько раз в году, сколько имеется рабо­чих планов, так как анализ предыдущего рабочего плана дает возмож­ность внести коррективы при составлении очередного.

Дата добавления: 2015-05-26 ; просмотров: 529 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

19.1. Понятие о технологии управления тренировочным процессом

Спортивная тренировка – важнейшая составная часть подготовки спортсмена. Согласно общепринятому определению, она представляет собой специализированный управляемый педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших результатов в конкретной спортивной дисциплине.

Слово «управляемый» в приведенном определении – одно из ключевых, за ним стоит, по сути дела, вся технология принятия решений в процессе осуществления тренировки в реальных условиях.

Прежде чем говорить о технологии управления, необходимо определиться – чем мы должны управлять и каковы основные принципы управления.

Человеческий организм представляет собой сложное динамическое образование, деятельность которого обеспечивается активностью множества взаимосвязанных функциональных систем, работа которых самоорганизуется в соответствии с воздействиями внешней среды. Поскольку система организма спортсмена сложная, динамичная и саморегулирующаяся, а воздействия внешней среды отличаются многофакторностью, то мы вправе ожидать только определенные вероятностные изменения в ее функционировании в ответ на внешние воздействия.

Поэтому есть смысл выделить несколько основных постулатов кибернетики – науки об оптимальном управлении сложными системами, которые позволят упорядочить систему действий, обеспечивающих эффективность управления.

1. Под управлением понимается перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на отдельные ее параметры. При этом изменятся параметры и других взаимосвязанных подсистем. Следовательно, для практической реализации управления в первую очередь необходимо конкретное представление о состоянии подсистем управляемого объекта и целесообразности воздействия на них для перевода системы в новое заданное состояние.

2. Управление всегда должно быть целенаправленным, то есть изменения должны быть такими, которые необходимы. Если нет цели, то нет и управления.

3. Следует стремиться к оптимальности управления, то есть осуществлять его выгоднейшим образом. Упорядочение внешних воздействий и увеличение в них доли тех сил, которые непосредственно способствуют успешному решению задачи вывода системы на новое заданное состояние – важнейшее условие эффективности управления.

4. В любом управлении есть два звена: управляющее и управляемое (объект управления).

5. Характерной особенностью сложной управляемой системы является функционально замкнутый характер ее построения (рис. 19.1). При этом управление всеми сложными системами осуществляется по универсальному трехтактному принципу: прямая связь – команды от управляющей подсистемы к управляемой; обратная связь – информация о функционировании управляемой подсистемы; коррекция параметров прямой связи на основе сравнения целевых параметров и показателей, полученных на основе обратной связи.

Технология управления совершенствованием подготовленности спортсмена тоже должна строиться по этому принципу. Вместе с тем в данном случае система управления предусматривает и ряд специфических операций. Прямая связь характеризуется следующими операциями: прогнозированием спортивных достижений и постановкой цели, моделированием имеющегося и желательного уровня подготовленности, моделированием предстоящих тренирующих воздействий, планированием и программированием системы тренировки, соревнований и факторов, повышающих их эффективность, реализацией намеченной программы.

Рис. 19.1. Универсальная схема управления

Выполнение дозированной физической нагрузки приводит к изменению активности функционирования систем организма спортсмена и их адаптации к условиям деятельности. Однако поскольку в ходе реализации тренировочных программ активизация функциональных систем осуществляется на основе самоорганизации, мы можем ожидать только вероятностные изменения. Для организации эффективного управления подготовкой спортсмена необходима объективная информация о состоянии подготовленности (характере срочной и долгосрочной адаптации) и осуществляемых тренирующих воздействиях, а также сопоставление их с заданными модельными характеристиками (обратная связь). При этом прежде всего необходима оценка различных сторон подготовленности, осуществляемая на основе комплексного контроля, а также анализ тренировочных и соревновательных нагрузок (используемых средств и методов, особенностей построения тренировки и соревновательной деятельности), изучение мотивации, показателей здоровья, возраста, спортивного стажа, условий быта спортсмена, особенностей питания и других факторов.

На основе сравнения показателей прямой и обратной связи и выявления их несоответствия происходит принятие решений в виде коррекции тренировочных программ, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах подготовки. Основное внимание обращают на проявившиеся зависимости между освоенными нагрузками, с одной стороны, и имевшими место изменениями в параметрах соревновательной деятельности и уровне разносторонней подготовленности – с другой.

Простейшая схема управления тренировкой спортсмена представлена на рисунке 19.2.

Рис. 19.2. Простейшая схема управления совершенствованием спортивного мастерства

Источник

Управление в спортивной тренировке

Управление тренировочным процессом — система воздей­ствий на спортсмена с целью перевода его с одного (исход­ного) уровня спортивной подготовленности на некоторый заданный другой уровень для достижения намеченных спортивных результатов. Управление тренировочным про­цессом всегда базируется на некоторых принятых челове­ком, осуществляющим управление (субъектом управления), специальных конкретных принципах, концепциях, мето­дах, правилах, но корректируется («подправляется») в со­ответствии со складывающимися реальными условиями и самим ходом управления. Управление спортивной подго­товкой осуществляется целевым подбором и дозированной реализацией воздействий на спортсменов. Эффективность управления определяется уровнем достигнутых целевых сдвигов применительно к затраченным времени, силам, материальным расходам.

В каждый момент времени человек находится в опреде­ленном физическом состоянии. Физическое состояние оп­ределяют как минимум:

состояние физиологических функций, в частности двига­тельной функции, а именно: а) возможности выполнять опре­деленный круг движений (т.е. техническая подготовленность); б) уровень двигательных (физических) качеств.

То физическое состояние, которого стихийно достигает человек под влиянием условий жизни, обычно далеко от же­лаемого. Поэтому физическим состоянием человека надо уп­равлять, изменяя его в нужном направлении. Этому служит физическое воспитание с помощью специальных средств (преимущественно физических упражнений). Пример: физи­ческое состояние человека, впервые пришедшего в спортив­ную секцию, характеризуется невысокими показателями, скажем, силы или гибкости. Построив тренировочный про­цесс соответствующим образом, можно повысить уровень либо одного из названных качеств, либо обоих вместе, т.е. можно управлять состоянием этого человека. В спортивной трени­ровке цель такого управления — стойкое улучшение физи­ческого состояния, выражающееся в повышении спортив­ных результатов.

Сложность управления в спортивной тренировке заключа­ется в том, что мы не можем непосредственно управлять из­менением спортивных результатов. Например, мы не в состоя­нии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствован­но. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему опре­деленную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности пра­вильной техники движений.

Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завер­шения, называются срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением ра­ботоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумуля­тивным тренировочным эффектом (от лат. «кумул» — куча). При правильно построенном процессе тренировки этот эффект выражается в повышении работоспособности и спортивных результатов.

Таким образом, в спортивной тренировке имеется такая последовательность причин и следствий:

действия спортсмена (поведение) —» срочный эффект —> ку­мулятивный эффект.

Воздействуя на начальное звено этой цепи (поведение), мы хотим добиться желаемого результата в конечном (кумулятив­ном) эффекте. Пример: желая развить у бегуна выносливость, тренер предлагает ему пробежать, скажем, 6 раз по 300 м с определенными скоростью и интервалами отдыха, т.е. он уп­равляет поведением спортсмена. В результате выполнения этой нагрузки в организме спортсмена произойдут некоторые фи­зиологические сдвиги — срочный тренировочный эффект. При систематических занятиях накопление их следов приведет к кумулятивному тренировочному эффекту — росту выносливо­сти бегуна.

Конечно, приведенная схема весьма упрощена. Ее следу­ет уточнить.

Поведением спортсмена, строго говоря, управляет не тре­нер, а сам спортсмен. Тренер дает ему указания, которые он может выполнить, а может и не выполнить (не хочет или не может). Допустим, спортсмен стремится выполнить все указа­ния тренера. Тогда начальная часть схемы управления будет выглядеть так:

тренер —> спортсмен -> поведение.

Специфика управления в спортивной тренировке заклю­чается в том, что мы пытаемся воздействовать на самоуправ-

ляемую систему (организм спортсмена). Реакции этой систе­мы определяются ее собственными законами, нам во многом неизвестными. Поэтому, хотя наличие причинных связей в цепочке: поведение -> срочный эффект -> кумулятивный эффект бесспорно, в наших силах лишь косвенно влиять на каждое из этих звеньев. При этом из-за очень больших индивидуаль­ных и временных различий в состоянии спортсменов мы не можем быть уверены в том, что, применяя одно и то же воз­действие, получим одну и ту же ответную реакцию. Одинако­вая тренировочная нагрузка может вызвать разный трениро­вочный эффект. Поэтому актуален вопрос об обратных связях (контроле).

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется управлением?

2. Что понимается под системой?

3. Чем определяется состояние системы в данный момент времени?

4. Чем определяется эффективность управления тренировочным про­цессом?

5. Что называется срочным тренировочным эффектом?

ГЛАВА 15 КОНТРОЛЬ — КОМПОНЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Основные положения контроля

Чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это информация обрат­ной связи. Без нее невозможно управление сколько-нибудь слож­ной системой, процессом. Ее должны получать и сам спорт­смен, и его тренер, и физкультурник.

Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, со­ответствующих четырем различным направлениям в педагоги­ческом контроле:

1) сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);

2) сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);

тренер —— »• спорт [(ft ——— гсмен — > пове; дение — > сроч эфф ныи ект *• кумуля эфф гивный ект

Рис. 26. Схема управления

4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (из­менения в подготовленности спортсменов).

Схема управления приведена на рис. 26.

Следует иметь в виду, что эта схема отражает лишь прин­ципиальную сторону вопроса. Контроль за спортивной подго­товкой — активное добывание, хранение, анализ и оценива­ние такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально-техническом обеспече­нии, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (за сиюминутным ходом и резуль­татами подготовки — в рамках одного тренировочного заня­тия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этап­ный — за результатами (только результатами) целого этапа подготовки (за полгода, год, 4 года — в зависимости от опре­деления продолжительности намеченного этапа того или иного иерархического уровня).

Для того чтобы спортивная тренировка стала действитель­но управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер при­нимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спорт­смена и интуиции тренера, не может дать хороших результа­тов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и про­тивоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показа­телей может обеспечить успех).

Различают виды контроля и по другому признаку — в со­ответствии с делением подготовки на так называемые ее сто­роны: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической под­готовленностью и подготовкой. Различают также контроль: а) за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реа­билитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за пси­хологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бы­вает визуальным и инструментальным, количественным и качественным.

Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь ма­тематически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Необходимо владеть методами контроля.

Источник

Читайте также:  Тренировка для рук хоккеиста
Оцените статью