- Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни
- Как найти статью в нашем каталоге:
- Техническая подготовка гимнасток
- Техническая подготовка и подготовленность в художественной гимнастике
- Содержимое публикации
- VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
- ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК В ПЕРИОД УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ
Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни
Как найти статью в нашем каталоге:
- выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
- перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
- чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
- также можно ввести ключевое слово или фразу в поле «Поиск» и получить список статей по заданным параметрам.
Техническая подготовка гимнасток
Техническая подготовка в художественной нимнастике — это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня.
Цель технической подготовки — сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.
Задачами технической подготовки являются:
- формирование системы специальных знаний о рациональной технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований;
- развитие широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных художественной гимнастике;
- совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально выразительных;
- разработка новых оригинальных элементов и соединений, совершенствование техники общеизвестных;
- составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство спортсменок.
В технической подготовке гимнасток выделяют следующие компоненты:
- Беспредметная подготовка — формирование техники телодвижений, ее компонентами являются специфическая, равновесная, вращательная, прыжковая, акробатическая и танцевальная подготовки
- Предметная подготовка — формирование техники движений предметами, компоненты этого вида подготовки: балансовая, вращательная, фигурная, бросковая и перекатная подготовки. Упражнения выполняются с 5 разными по форме, фактуре, размерам предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой, которые предполагают следующие группы движений: удержание и баланс, вращательные и фигурные движения, бросковые движения и перекаты
- Хореографическая подготовка включает обучение элементам 4 танцевальных систем: классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной. Хореографическая подготовка двигательно обогащает гимнасток, содействует разнообразию их деятельности и расширению средств выразительности в соревновательных программах, формирует правильное понимание красоты поз, линий, положений и движений тела, развивает культуру движений, а также воспитывает музыкальность ритмичность, эмоциональность и выразительность.
- Музыкально-двигательная подготовка — формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером, темпом, ритмом, динамикой. Этот вид подготовки предполагает: знакомство с элементами музыкальной грамоты; формирование умения слушать и понимать музыку, различать средства музыкальной выразительности; развитие умения согласовывать движения с музыкой и средствами музыкальной выразительности; совершенствования творческих способностей — поиска соответствующих музыке движений.
Средствами музыкально-двигательной подготовки являются: теоретические основы музыкальной грамоты; специальные упражнения на согласование движений с музыкой; творческие задания и импровизация; музыкальные игры.
Формы организации музыкально-двигательной подготовки:
— специальные теоретические занятия;
— практические задания на связь движений с музыкой или отдельными средствами музыкальной выразительности;
— музыкальные игры — особенно в группах начальной подготовки;
— прослушивание и разбор музыкальных произведений, с последующей творческой импровизацией;
— контрольные занятия — зачеты, которые состоят из сдачи теоретического материала и практических заданий.
5. Композиционно-исполнительская подготовка — это поиск элементов и соединений, работа с музыкальным материалом, составление и совершенствование соревновательных и спортивно-показательных программ, совершенствование качества их исполнения, формирование виртуозности, выразительности и артистизма. Осуществляется на специальных постановочных уроках или во время комплексных занятий.
Для определения трудности соревновательных комбинаций, издается специальная таблица, в которой элементы и соединения распределяются по 10 группам: A — 0,1 балла, B — 0,2 балла, C — 0,3 балла, D — 0,4 балла, E — 0,5 балла, F — 0,6 балла, G — 0,7 балла, H — 0,8 балла, I — 0,9 балла, J — 1,0 балл. Элементы и соединения, не предусмотренные таблицей, относят путем сравнения к соответствующей группе.
Соревновательные комбинации должны демонстрировать разностороннюю физическую подготовку гимнасток, выявлять у них все двигательные качества. Кроме того, они должны быть разнообразными в техническом отношении, включать разные элементы из всех структурных групп телодвижений гимнасток. В настоящее время основными (фундаментальными) признаны 4 структурные группы: прыжки, равновесия, повороты и наклоны. Эти группы должны быть представлены в комбинациях тремя разными элементами. Остальные структурные группы: волны и взмахи, бег и подскоки, танцевальные элементы и акробатические движения отнесены к важным (другим) и тоже должны входить в программу.
Требования, предъявляемые к разнообразию элементов и соединений, находятся в тесной связи с требованием к их специфичности.
В упражнениях с предметами должны быть представлены все специфические для каждого вида структурные группы манипуляций, а именно:
- в комбинациях со скакалкой — прыжки через развернутую скакалку, подпрыгивания или подскоки, а также круги, вращения, восьмерки и броски различных типов;
- в комбинациях с обручем — перекаты и вращения, а также махи, покачивания, восьмерки, броски и вход в обруч;
- в комбинациях с мячом — броски, активные отбивы и свободные перекаты, а также круги, выкруты, восьмерки и баланс;
- в комбинациях с булавами — мельницы, малые круги и малое жонглирование, а также броски, махи, средние и большие круги, постукивания, скольжения и перекаты, асимметричные движения;
- в комбинациях с лентой — махи и круги, змейки, спирали, а также восьмерки, передачи и переброски, возврат за противоположный конец ленты.
Из Программы подготовки по художественной гимнастике Кировской ДЮСШ
Источник
Техническая подготовка и подготовленность в художественной гимнастике
Содержимое публикации
Техническая подготовка и подготовленность в художественной гимнастике
Художественная гимнастика – предъявляет особые требования к гимнастке исполнять упражнения артистично, эмоционально и выразительно, что во многом зависит от типологических особенностей личности.
Обучение, совершенствование и контроль, основные составляющие технической подготовки.
Структуру процесса технической подготовки можно представить в следующем виде:
цель — техника упражнения;
управляющая система — тренер;
объект управления — спортсмен;
результат реализация цели — контроль [5].
Для того, чтобы в видах спорта со сложнокоординационной деятельностью достичь высоких результатов необходим высокий уровень технической подготовленности [3].
Техническая подготовленность — это совокупность необходимых, приобретенных в процессе тренировки двигательных навыков и степень владения ими.
Необходимо сформировать такие навыки выполнения упражнений, которые позволят гимнастке продемонстрировать свою индивидуальность, а также оригинальность и сложность композиции в единстве с музыкальным сопровождением.
Рост технической подготовленности спортсменок в процессе многолетних занятий гимнастикой обеспечивает повышение технического мастерства.
Техническую подготовленность (техническое мастерство) спортсмена можно охарактеризовать тем, что он умеет делать, и как хорошо освоены действия [2].
Показатели технической подготовленности спортсменок:
1. Количественные показатели:
в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен.
Определить объем технической подготовленности спортсмена позволяет число тех технических действий, которые он умеет или не умеет выполнять. Можно выделить соревновательный и общий и объем технической подготовленности. Соревновательный объем определяется количеством различных технических действий, выполняемых в условиях соревновательной борьбы, общий — тем числом технических действий, которые освоил спортсменом.
Разносторонность технической подготовленности определяется тем, насколько разнообразны двигательные действия, которые освоил спортсмен или которые он используют в соревновательном процессе. При этом так же выделяется общая или соревновательная разносторонность.
Рациональность техники характеризуется возможностью достичь на основе объема и разносторонности высших спортивных результатов.
В тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий
объем и разносторонность технической подготовленности — важные показатели мастерства спортсменов.
2. Качественные показатели:
б) освоенность техники.
Для того, чтобы оценить техническую подготовленность, необходимо
учитывать качественную сторону владения движением: эффективность владения спортивной техникой, эффективность и освоенность выполнения движения.
Близость спортивной техники к наиболее рациональному варианту — эффективность владения спортивной техникой того или иного спортсмена. Эффективность техники – это не характеристика какого-либо варианта техники, а насколько качественно ей владеют.
То или иное техническое действие спортсмен может освоить в разной степени. Относительно самостоятельной характеристикой технического мастерства является освоенность движения, которая не зависит от эффективности техники.
Для хорошо освоенных движений типичны:
1) сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке;
2) автоматизированность выполнения;
4) устойчивость результата при меняющихся условиях;
5) высокая надежность выполнения двигательных действий, способность уверенно, с большей вероятностью успеха повторять их при требуемом качестве выполнения в различных условиях.
Техническое мастерство спортсменов не оценивается только одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, необходимо учитывать их эффективность и освоенность техники.
Определенная степень автоматизма двигательного навыка – необходимое условие технического совершенства движений и позволяет придать ему определенную смысловую и эмоциональную окраску.
Окончательная оценка техники движений в гимнастике формируется на стыке двух подходов: рационального и эмоционального, поэтому выполняя то или иное двигательное действие, следует прежде всего стремиться не к удобству, а к красоте [4].
Техническая подготовленность спортсменов — интегральный показатель всех видов спортивной подготовки, взаимосвязи между которыми составляют сложную высокоподвижную систему специфического взаимодействия. По мнению ряда специалистов, техническая подготовка стоит во главе основополагающих факторов роста показателей тренированности, надежности и стабильности спортивных результатов [1, 6].
Безматерных, Н.Г. Совершенствование функциональных способностей у детей 7-9 лет при обучении равновесиям в спортивной аэробике / Н.Г. Безматерных // Физическое воспитание и спортивная тренировка: сб. науч. тр. Омск : СибАДИ, 2006. — С. 108-111.
Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: учеб. для ИФК / Ю.К. Гавердовский. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 230-238.
Менхин, Ю.В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка / Ю.В. Менхин // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 2. — С. 12-17.
Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов Ю.М. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
Тихонов, В.Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его технической подготовки в видах спорта с заданной кинематикой: автореф. дис…. докт. пед. наук: 13.00.04 / Тихонов Виктор Николаевич. — Майкоп. — 2004. — 50 с.
Boloban, V. Systemic stabilography: methodology ot measuring, estimating and controlling sportsman body balance and the system of bodies / V. Boloban // Coordination motor abilities in scientific research. Bila Podlaska, 2005. — P.102 – 109.
Источник
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК В ПЕРИОД УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ
Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений и повышенной напряженностью спортивно-конкурентной борьбы за первенство на международной арене. Для самой же гимнастики характерны смена технической базы, значительное увеличение разнообразия упражнений и появление новых элементов и соединений, построение оригинальных композиций, состоящих из сложнейших упражнений. Эти обстоятельства предопределяют смещение акцентов в системе подготовки спортсменок, а также диктуют повышенные требования к уровню их подготовленности [3].
Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике и проанализировав их, можно с уверенностью констатировать, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесия и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики, — прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно-временным действиям, способность к сохранению равновесия.
Цель нашего исследования — теоретически выявить особенности технической подготовки гимнасток в период учебно-тренировочных сборов.
Техническая подготовка — это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня. Цель технической подготовки в художественной гимнастике — сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.
Задачами технической подготовки в художественной гимнастике являются:
формирование системы специальных знаний о рациональной технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований;
развитие широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных художественной гимнастике;
совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально-выразительных;
разработка новых оригинальных элементов и соединений, совершенствование техники общеизвестных;
составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство спортсменок [2].
В технической подготовке гимнасток выделяют следующие компоненты:
1. Беспредметная подготовка — формирование техники телодвижений, ее компонентами являются специфическая, равновесная, вращательная, прыжковая, акробатическая и танцевальная подготовки [6].
2. Предметная подготовка — формирование техники движений предметами, компоненты этого вида подготовки: балансовая, вращательная, фигурная, бросковая и перекатная подготовки. Упражнения выполняются с 5 разными по форме, фактуре, размерам предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой, которые предполагают следующие группы движений: удержание и баланс, вращательные и фигурные движения, бросковые движения и перекаты [1].
3. Хореографическая подготовка включает обучение элементам 4 танцевальных систем: классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной. Хореографическая подготовка двигательно обогащает гимнасток, содействует разнообразию их деятельности и расширению средств выразительности в соревновательных программах, формирует правильное понимание красоты поз, линий, положений и движений тела, развивает культуру движений, а также воспитывает музыкальность ритмичность, эмоциональность и выразительность [5].
4. Музыкально-двигательная подготовка — формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером, темпом, ритмом, динамикой. Этот вид подготовки предполагает: знакомство с элементами музыкальной грамоты; формирование умения слушать и понимать музыку, различать средства музыкальной выразительности; развитие умения согласовывать движения с музыкой и средствами музыкальной выразительности; совершенствование творческих способностей — поиск соответствующих музыке движений.
5. Композиционно-исполнительская подготовка — это поиск элементов и соединений, работа с музыкальным материалом, составление и совершенствование соревновательных и спортивно-показательных программ, совершенствование качества их исполнения, формирование виртуозности, выразительности и артистизма. Осуществляется на специальных постановочных уроках или во время комплексных занятий.
Техническая подготовка спортсменок в художественной гимнастике совершенствуется не только на учебно-тренировочных занятиях, но и в процессе учебно-тренировочных сборов, на которые в структуре подготовки гимнасток выделяется отдельное время. При проведении сборов учитывается его цель, сроки проведения, время года. От этого во многом зависит содержание и построение работы на сборах.
Цель сбора. Если участники сборов готовятся к определенному ответственному соревнованию, то основная задача сборов — совершенствование технической подготовки гимнасток. На сборах много времени отводится совершенствованию хореографической, танцевальной, акробатической подготовки, работы с предметом и разучиванию новых элементов (прыжки, повороты, равновесия). Таким образом, цель сбора определяет содержание работы.
Сроки проведения и время года влияют на планирование учебного процесса. Так, весной при переходе из спортивного зала на открытый воздух надо отвести достаточное количество времени на «акклиматизацию». Длительность сборов примерно 20 дней.
Частота занятий: ежедневные четырехразовые тренировки по 1,5 часа с различной направленностью (предметная подготовка, хореография, акробатика, СФП, танцы). Количество участников определяется перспективными задачами организации, проводящей сборы. В начале сборов определяются составы тренировочных групп, в зависимости от возраста и уровня подготовленности гимнасток.
Теоретические занятия и тренировки по индивидуальным планам проводятся по мере необходимости во все периоды сборов.
Возможности и задачи сборов предопределяют более конкретизированный характер и содержание тренировочной работы. Обычно сборы проводят на спортивных базах, расположенных в загородной местности.
В условиях круглосуточного контакта со спортсменами тренеры имеют возможность лучше узнать каждого из них, полнее определить их способности к восприятию высоких тренировочных нагрузок. Перемена обстановки способствует хорошему настроению спортсменов, повышает желание тренироваться, помогает быстрому восстановлению.
Для успешной работы на сборах создаются тренерские советы, в состав которых входят все тренеры и врач, а также привлекаемые к работе сбора работники медико-биологического центра (физиологи, психологи, массажисты и др.).
В начале каждого сбора проводится организационное собрание всех участников, на котором старший тренер сообщает о состоянии подготовленности участников сбора, знакомит их с общим планом работы и другой методической документацией [7].
При подборе конкретных средств и методов технической подготовки гимнасток на учебно-тренировочных сборах тренеру необходимо учитывать: возрастные особенности, уровень спортивного мастерства занимающихся, климатические условия, материально-технические возможности базы, цель проведения сборов.
Методы, используемые в работе с гимнастками на учебно-тренировочных сборах:
В основном на учебно-тренировочных сборах предпочтение отдают словесному методу (команды и распоряжения, указания и инструктаж, объяснение и описание, пояснение и сравнение, обсуждение и оценка, убеждение), так как подразумевается, что гимнастки, выезжающие на сборы, уже владеют определенными знаниями и умениями в области художественной гимнастики и должны быстро и эффективно усваивать преподаваемый им материал.
Но так же особое значение уделяется наглядному методу (показ тренером и гимнастками), ведь при хореографической, танцевальной и предметной подготовках без него не обойтись.
При работе с более младшими детьми преподаватели используют метод расчлененного упражнения, так как начинающие гимнастки еще овладели не всеми знаниями и умениями в области художественной гимнастики. Этот метод подразумевает расчленение упражнения на составные части, а потом происходит освоение его в полном объеме. А вот при работе с более старшими детьми, тренера используют сразу метод целостного упражнения. Этот метод предполагает разучивание упражнения на фоне целостного выполнения двигательного действия.
Музыкальный метод используется в хореографической и танцевальной подготовках. Он подразумевает выполнение заданий в темпе, ритме, динамике музыки и с ориентиром на акценты (позволяет правильно расставить акценты в движениях, подсказывает время выполнения усилия и относительного расслабления мышц).
Соревновательный метод практически не используется в процессе занятий на учебно-тренировочных сборах, за исключением условия проведения сборов с конкретной целью подготовки к определенным соревнованиям, тогда в конце проводятся прикидки, чтобы оценить подготовленность гимнасток к данным соревнованиям.
Основными средствами технической подготовки гимнасток в период учебно-тренировочных сборов являются: упражнения без предмета; упражнения с предметом; танцевальные элементы; хореографические упражнения; акробатические упражнения; упражнения из других видов спорта.
Спортивная подготовка в художественной гимнастике – это многолетний круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся. В содержании спортивной подготовки в художественной гимнастике принято выделять следующие виды: физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и соревновательную подготовку.
В период учебно-тренировочных сборов предпочтение отдают физической и технической подготовкам.
Физическую подготовку развивают посредством специальных физических упражнений (процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений художественной гимнастики). На сборах тренера дают гимнасткам упражнения на развитие координации, силы, быстроты, прыгучести, равновесия, выносливости. Несмотря на то, что гибкость является одним из важнейших физических способностей в гимнастике, на сборах тренера не уделяют большого внимания развитию подвижности суставов, потому что этим должен заниматься непосредственно личный тренер гимнастки в период учебно- тренировочного процесса [4].
К технической подготовке относятся: хореографическая, предметная, акробатическая, танцевальная подготовки.
В системе учебно-тренировочного процесса особое внимание уделено технической подготовке с предметами, которые отличны друг от друга, обладают разной фактурой и свойствами. Эти условия определяют специфику подготовки гимнасток. На сборах тренера стараются давать новые и необычные упражнения на развитие удержания и баланса, нестандартные вращательные и перекатные движения, новые вариации броскового движения и ловли предмета. Также на учебно-тренировочные сборы приглашаются артисты цирка, а точнее жонглёры. Они обучают гимнасток манипулировать нестандартными для них предметами (платки, кольца, булавы, теннисные мячи, палки). Жонглирование способствует развитию координации, ловкости, позволяет оставаться собранным, ускоряет и обостряет реакцию. Когда гимнастки приобретут этот навык, то получат возможность не думать над движением предмета в воздухе, чувствовать его, оставляя сознание свободным для размышлений [1].
Классическая хореография является, прежде всего, уникальным комплексом движений, направленным на всестороннее развитие тела занимающихся: силы ног, рук, спины, гибкости суставов, эластичности мышц, устойчивости, координации, культуры движений. Использование отдельных упражнений классической хореографии нецелесообразно, поскольку не оказывает должного эффекта. Потому уже давно тренеры ввели в учебно-тренировочный процесс художественной гимнастики уроки классической хореографии. На учебно-тренировочные сборы специально приглашаются профессиональные хореографы из ведущих школ и театров балета. Преподаватель хореографии проводит урок, состоящий из двух частей: либо экзерсиса у станка и на середине, либо экзерсиса у станка и прыжков, либо экзерсиса на середине и прыжков. Основная задача экзерсиса — выработать правильную постановку корпуса, позиции рук, ног, положения головы, развить выворотность, силу ног и спины, пластичность, грациозность движений и поз, устойчивость, выносливость, музыкальность, выразительность и т.д. Движения у балетного станка выполняются лицом, или боком спиной к станку [5].
Хореографические комбинации строятся преподавателем, в зависимости от возраста и степени освоения хореографических элементов гимнастками. Каждое движение начинается с подготовки (preparation). Основные движения экзерсисов у станка и на середине: demi-plie, grand plie в различных позициях, battement tendu и battement tendu jete разных видов, rond de jambe par terre en dehors и en dedans в сочетании с различными port de bras, battement fondu, battemant frappe во всех направлениях, rond de jambe en l’air en dehors и en dedans, petit battement, battemant releve lent, grand battement jete во всех направлениях.
Прыжковая часть урока (Алегро) классической хореографии является самой сложной. Для успешного выполнения хореографических прыжков, гимнасткам необходимо выработать правильный толчок, баллон – состояние фигуры в воздухе во время прыжка, правильное приземление. Основные прыжки: temps saute во всех позициях, changement de pied, разновидности pas echappe, виды sissone ( sissone simple, sissone fermee, sissone tombee, sissone ouverte). Pas assemble во всех направлениях, pas glissade, разновидности pas jete, pas de chat, pas chasse, pas de basque и др.
Систематическое применение акробатических упражнений способствует совершенствованию функций органов равновесия, развитию быстроты и точности движений, силы и способности ориентироваться в пространстве при любом положении тела, в том числе и в безопорном. Для совершенствования акробатической подготовленности гимнасток на сборы приглашаются профессиональные тренеры, специализирующиеся на акробатике. Составляя связки и этюды, тренерам необходимо правильно подобрать облегченные элементы классификационной программы с учетом возраста и способностей гимнасток. Содержание уроков по акробатике включает в себя: способы выполнения шпагатов (скольжением, перемахом из упора лежа, из стойки перемахом, прыжком, переворот в сторону в шпагат с опорой на одну руку, фляг в шпагат, сальто в шпагат); мосты (на предплечьях, на одной руке, мост кольцом, мост шпагатом, мост-складка); упоры (на локтях, на локте, на полусогнутых руках, на прямых руках); кувырки ( в группировке, длинный кувырок, из широкой стойке, из стойки на голове, из стойки на руках, кувырок назад в полушпагат, кувырок прыжком); перевороты (махом одной ногой, через стойку шпагатом, назад, назад в шпагат, через стойку на предплечьях, толчком двумя, со сменой ног, на одной руке); стойки (на лопатках, на голове, на предплечьях, на руках в полушпагате и шпагате, на груди, на предплечьях в шпагате, полушпагате, кольцом одной и кольцом двумя, на руках в шпагате, кольцом одной и кольцом двумя, с прогибом (мексиканка), стойка на одной руке).
В последнее время танцевальная подготовка в художественной гимнастике стала неотъемлемой частью тренировочного процесса, это произошло из-за того, что по новым правилам в упражнении гимнастки должны быть как минимум две танцевальные дорожки по 16 счетов. Главная задача преподавателей танцев – «растанцевать» гимнасток, так как они немного зажаты и танцевальный запас движений у них ограничен. Необходимо научить их двигать бедрами отдельно от туловища и наоборот, и скоординировать эти движения с движениями рук, ног и головы. Музыка в художественной гимнастике очень разнообразна, поэтому чтобы разнообразить танцевальные движения гимнасток, приглашаются танцоры различных направлений. Это спортивные и бальные танцы, современная хореография, хип-хоп, народные танцы, джаз и многое другое.
В нашем исследовании, проанализировав научно-методическую литературу и передовой тренерский опыт, мы выявили, что главными задачами технической подготовки гимнасток в период учебно-тренировочных сборов являются: развитие широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства, разработка новых оригинальных и совершенствование техники общеизвестных элементов, составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство спортсменок.
Изучив особенности технической подготовки гимнасток в период учебно-тренировочных сборов, становится понятно, что процесс совершенствования спортивного мастерства гимнасток в этот период очень эффективен, так как достаточное количество времени отводится именно на техническую подготовку. И несомненно важную роль играет обмен опытом между тренерами по художественной гимнастике и тренерами из других видов спорта. Также огромный плюс сборов — это круглосуточный контакт тренеров со своими воспитанницами, что позволяет лучше узнать гимнасток и их восприятие к высоким тренировочным нагрузкам.
Изучив методы и средства технической подготовки, выявили наиболее эффективные для учебно-тренировочных сборов. Такими методами являются: наглядный, словесный, целостного и расчлененного упражнения и музыкальный. А наиболее эффективные средства: упражнения без предмета, упражнения с предметом, танцевальные элементы, хореографические упражнения, акробатические упражнения и упражнения из других видов спорта.
1. Адашевский, В.М. Индивидуальные биомеханические особенности взаимодействия спортсменок с предметами в художественной гимнастике [Текст] / В.М. Адашевский, С.С. Ермаков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. — № 6. – С. 33-35.
2. Варанина, Т.Т. Художественная гимнастика [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Л.П. Орлова.- М.: Физкультура и спорт, 2001. – 197 с.
3. Винер, И.А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне [Текст] / И.А. Винер, Р.Н. Терехина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. — № 4. – С. 56.
4. Воробьев, А.Н. Методика тренировки [Текст]: учебное пособие / А.Н. Воробьев.- М.: ФиС, 2002. – 264 с.
5. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике [Текст] : учебное пособие / Т.С. Лисицкая. — М.: Физкультура и спорт, 2004. – 176 с.
6. Терехина, Р.Н. Обоснование подхода к определению сложности элементов художественной гимнастики и их технической ценности [Текст] / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. — № 3. – С. 121.
7. Титова, А.В. Сочетание различных видов подготовки юных гимнасток-художниц в период летнего лагерного сбора [Текст] / А.В. Титова, Т.И. Субботина // Известия Тульского государственного университета. – 2013. — № 3. – С. 32.
Источник